Висший таджикский образований

Лидия Писна
 Случилось как-то летом поселились в полуподвале у соседки двое таджиков - парень молодой и зрелый мужчина. Соседка моя сдала им это жильё по дешёвке. И среди кого они там оказались понятно...Три пропойных алкаша, два студента и при них местные шалавы на дурнычку, так просто - гостевали на коленках.

     Хотя комната в полуподвале таджикам досталась отдельная, но компанию такую ни обойти ни объехать не получилось бы ни в коем разе - выдающиеся же личности! Более того, по утру, спеша до ветру, таджики сталкивались с совершенно голыми шалавами, потому как тем не охота была прикрыться - зачем, если туалет в трёх шагах от выхода? Первые такие "шоу" для таджиков оказались полной неожиданностью - они плевались и дружно в два голоса орали "Шайтан!". Из окна своей кухни я картинку видела - вот ведь как интересно рано вставать, а?

     На третий раз мою физиономию в окне заметил старший таджик и какое-то время спустя постучался в дом. Выяснилось, что лицо ему моё знакомо - он был инструктором в райисполкоме в Ленинабаде, а я ездила туда иногда по партийным делам и по делам геологической экспедиции, в которой работала. Молодой парнишка-таджик оказался племянником моего знакомого и приехали они торговать на местный рынок курагой. Предложить остановиться у меня я не могла - мало места,а ещё на этой небольшой площади кроме двух пожилых людей - меня и мужа, жила моя дочь и внучка-студентка. В Средней Азии, где я провела без малого 40 лет жизни в таком случае было бы не очень прилично вести разговор о ночлеге.

     Но, видя такое положение дел, мои гости и не настаивали. Да и забота у них была иного рода.
     - Лидиванна, мы с племянником шайтанов как-то пирживём! Главн сасем другой - курага воровать будут.А плимяник калым нужн делать. Девушк хароший есть. Жалк пропускат.

     Я смекнула, что под товар можно приспособить мою узкую верандочку и дядя с племяшом через какое-то время притаранили туда по две огромных спортивных сумки и по рюкзаку за спиной каждый. Маленькие, сгорбившиеся, они, бедные, шли друг за другом к месту складирования как мини-караван...

     Со следующего дня - с понедельника - началась торговля. Но шла она плохо. К 8 утра таджики уносили килограмм 20 товару на рынок, за две улицы от моего дома, а вечером к шести приходили с 10-ю обратно.
     - Э, ничё не полушаетс. Чё та не то. Год в Рассии жит надо так если работат..., - негодовал старший таджик.

     Мы втроём -я и дядя с племянником - собрались на большой совет в моей гостиной и, потягивая байховый чай из пиалушек, стали рассуждать как быть.
Но подсказку дала сама жизнь.

     На следующий же день таджики не пришли, а прибежали ко мне. Оба разгорячённые, мокрые почему-то, а молодой парень с ядрёным синяком под глазом. В руках у них не было на этот раз остатков кураги и даже торб,в которых они её таскали на базар. За ними словно гнался кто-то.
     - Гнался, гнался...
     - А что вы натворили такого, что гнался-то?
     - Э, Лидиванна. Гнался патаму чт нам образование давал.
     - Какое, ашно?
     - Высший таджикский образований. Экономишеский. Эт ошен палезный образований.
     - А синяк, то кто парнишке поставил? Вас били там что ли? Русские?
     - Зашем русский? Русский нам не канкурэнт. Нам ушитель на вашем базаре другой - кавкассы. А эт у него в глазу - оценка за экзамен. Я то уже старый, свой экзамен прошёл. А ему поставили.
     Хорошо умел пошутить таджик, я даже засмеялась.
     - И какая же это оценка?
     - Думаю, была бы фингал в брофь - эт била бы шетвёрк, а в глас - тошн пятёрк...Пятёрк, точн! И ошен важн экзамен сдавал - завтр тепер точн продадим весь курага. Обещаим. А то за этот падвал такой деньги берут - нищий останется от нас. А надо ещё там-там давать взятка - милиция, проводник, таможнь...

      И точно. Походив к ночи по моему двору, старый таджик обнаружил бочку с дождевой  водой и попросил её "варенд". Ну, мне дождевой воды не жаль, в России дождь не редкость,как в Средней Азии - пожалуйста, пользуйтесь. И всю курагу парочка незадачливых торговцев замочила в этой бочке на ночь.
     - Делам товарн вид продуксий, Лидиванн,- объяснился бывший инструктор райисполкома - плох я ушился на высший образований в ленинабадский пед институт. Не придумал. Полушать второй висший образований как малчишка пашёл. Но ничё - главн продавать всё.
 
     Я ворочалась всю ночь и шепталась с внучкой и дочкой:
     - Это, представьте, что мы покупаем на рынке?

     Утром старый таджик снял пробу с продукции:
    - Да,кавкассы прально сказал - тошн как турецкий тепер. Гладк, сочн...палшик облизыват.

     И в этот день продажа, действительно, порадовала. И новых фингалов у ребят не появилось.
    - Ой, Лидиванна. Вот как мног даёт висший образований! Три дня максимум и всё - домой! Только деньги как придумат провести? Отбират будут.
 
     Ещё через три дня всю бочку реализовали и я, маленько покумекав, зашила ребятам их деньги в такие места, куда ни таможенник, ни проводник сунуться не догадались бы. Нет, не просите, не скажу в какие...Это места сокровенные.
   
     После покупки билетов до Таджикистана состоялся маленький "банкет". Старый таджик принёс арбуз, кусок баранины с базара и мы сделали плов. На улице и по всем законам не вышло - мы приспособились на газовой плите в скромном казанке и на кухне. Стол нашли низенький...не достархон, но всё-таки...кушать за таким столом можно было присев на пол, по азиатской традиции.
     Весь "банкет" мы говорили об Азии - двое торговцев о теперешней, а мы о той, в которой жили когда-то...
     Потом дядя велел племяннику встать и покрутиться вокруг себя:
    - От, Лидиванна,а? Мудрый женщин. Давай, Садик, дорогой, от так крутис, рук поднимай -ай, харашо - ничё не видно, а тепер присядка присядь - савсем не видн...Отлишн! Фотмадел повезу тебе работать следущий раз..
Лидиванна свой экзамен тож осенка отлишн сдавала. Висший экономишеский образований, да?
      Все мы понимали, что речь  о "школе жизни"...смеялись...На утро попрощались. Дай Бог, наверное, довёз Садик калым, дай Бог, была свадьба...