К 85-летию Валентина Пикуля

Александр Зинковский
Выдающийся российский писатель, автор замечательных исторических романов Валентин Пикуль родился в Ленинграде 13 июля 1928 года. За 40-летний период своей творческой жизни, Валентин Саввич написал не менее тридцати исторических романов и повестей, не считая десятков миниатюр и рассказов. Его произведения пользовались огромным успехом, выдерживали много изданий и расходились огромными тиражами. Умер он в Риге — 16 июля 1990 г. на вершине писательской славы.

С той поры прошло более двух десятилетий, но и сегодня Валентин Пикуль — один из самых читаемых российских писателей. Мало кто из наших современников не знает хотя бы несколько его произведений, не видел экранизаций его романов. В чем же секрет такой популярности Валентина Саввича, несмотря на то, что при жизни его творчество неоднозначно расценивалось руководством страны?

Во-первых, Валентин Пикуль оставил огромное литературное наследие, интерес к которому вряд ли может угаснуть. Во-вторых, он не просто «переживал» непростые для нашей страны времена, а был их активным участником. В годы Великой Отечественной войны он сражался с врагом на северных рубежах, а после Победы нашел свое место в жизни, освоив непростое писательское искусство, имевшее большой общественный резонанс. Однако он не шел при этом «наповоду» изменчивой моды, а следовал правде жизни, которую чувствовал сердцем, познавал жизненным опытом.
 
В 1941 г., когда начиналась Великая Отечественная война, 13-летний Валентин Пикуль вместе с матерью переживал блокадную зиму в осажденном Ленинграде. В 1942 г. они были эвакуированы по «Дороге Жизни» на север. Однако, несмотря на свой юный возраст, В. Пикуль не собирался отсиживаться в эвакуации, а меч¬тал сражаться с фашистами, как его отец, добро¬вольно ушедший в морскую пехоту. В том же году Валентин Пикуль отправляется на учебу в школу юнг на Соловецкие островах. В 1943 г. он — уже сигнальщик-рулевой, участник боевых действий в команде миноносца «Грозный». До конца войны продолжает он служить на Северном флоте. А после победы над Германией, бывший юнга В. Пи¬куль, потерявший в этой тяжелейшей войне отца и отчисленный в 1946 г. из Ленинградского военно-морского училища «за нехваткой знаний», занимается сомообразованием, мечтая о работе писателя. Реализовать этот дерзкий план ему, не имевшему в тот момент даже законченного среднего образования, было невероятно трудно, однако настойчивости и трудолюбия Валентину Пикулю было не занимать. Недаром впоследствии литературоведы называли его писателем - тружеником.

В 1953 г. в альманахе «Молодой Ленинград» вышли его первые рассказы, а в 1954 г. был опубликован его первый роман — «Океанский патруль», посвященный войне на Северном театре военных действий. После выхода этого интересного, многопланового, признанного критикой произведения, Валентин Пикуль был принят в Со¬юз писателей СССР.

Однако, несмотря на первый большой успех, Валентин Саввич в течение многих лет продолжает собирать уникальную (11 тысяч томов) историческую библиотеку, упорно, день за днем пишет стихи, рассказы, повести. Интерес к временам ВОВ 1941–1945 гг. сменяется у него увлеченностью событиями более ранних российских исторических эпох Обобщив богатый материал, он работает над своим первым историческим романом «Баязет», который был опубликован в 1961 г. Там перед читателями разворачивается героическая история обороны немногочисленным русским гарнизоном (русско-турецкая война 1877–78 гг.) важной кавказской крепости. В 2003 г., роман был удачно экранизирован, как одноименный теле¬сериал. Начинают издаваться и другие исторические романы Валентина Пикуля, охватывающие целые пласты российской истории — с первых десятилетий 18-го века вплоть до событий времен Октябрьской революции.
 
В его романе «Париж на три часа», изданном в 1962 г., действие происходит в эпоху наполеоновских войн. Герой произведения — соперник Наполеона, французский генерал-республиканец Моро, готов встать под русские знамена, чтобы помешать диктаторским амбициям Бонопарта. В 1971 г., после выхода романа В. Пикуля «Пером и шпагой», единодушно признанного классической исторической прозы, о нем заговорили, как о писателе-исследователе. На страницах это¬го многопланового произведения освещается один из самых запутанных поворотов истории 18-го века: участие России в Семилетней войне, когда русские войска дошли до Берлина. Автор раскрывает на страницах данного произведения тайные пружины придворных и любовных интриг, а также секреты шпионажа и дипломатии, которые привели к созданию антирусского блока. Одной из наиболее колоритных фигур романа- хроники является секретный французский агент кавалер де Еон — мастер переодевания в жен¬ское платье, одинаково блестяще владевший пе¬ром и шпагой.
 
Очередной роман В. Пикуля из той же исторической серии — «Слово и дело» (1974), был посвящен событиям начала 18-го века — эпохе царствования Анны Иоанновны, времени интриг и переворотов, одной из мрачных страниц истории, когда русским людям приходилось бороться не только против всесильного фаворита Бирона, но и против общего засилья иностранцев. Следующий его исторический роман, «Битва железных канцлеров» (1977), повествует об эпохе 1850-х — 1870-х годов: периоде напряженной политической дуэли между министром иностранных дел России Александром Горчаковым и «железным канцлером» Германской империи Отто фон Бис¬марком.

И завершает данный цикл исторических романов В. Пикуля самый известный его роман — «Фаворит» (одноименный телесериал вышел на экраны в 2005 г.), увидевший свет в 1984 г. Главным литературным героем этого произведения является во многом противоречивая историческая фигура — светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический. На страницах романа раскрывается не только жизнь императрицы и ее главного фаворита.

В сюжете задействованы и другие исторические личности, создающие ве¬личественную панораму отечественной истории России тех времен. Несмотря на сложность исторического материала, самой эпохи, В. Пикулю удалось создать убедительный образ Григория Потемкина, как выдающегося российского государственного деятеля и патриота, радевшего о процветании отечества.
 
Почти в тот же творческий период Валентин Саввич обращается и к весьма неоднозначным для нашей истории временам русско-японской войны 1904–1905 гг., бездарно проигранной русской элитой, несмотря на героизм и самоотверженность офицеров, солдат и матросов. Не об¬ходит он вниманием и события времен Первой мировой войны, двух российских революций 1917 г., а также более поздние времена истории отечества. Его романы выходят один за другим, и к 80-м годам Валентин

Пикуль становится одним из самых читаемых советских писателей.В центре романа В. Пикуля «На задворках великой империи» (1964) — судьба князя Сергея Мышецкого, блестящего интеллигента, получившего высокий пост в глубинке огромной, разлагающейся Российской империи начала XX в. В следующем его романе — «Из тупика» (1968) — отражен сложный период истории (начиная с кану¬на Октябрьской революции, заканчивая 20-ми годами), связанный со строительством Мурманской железной дороги и Северного флота, с борьбой против интервенции.

Знаменитый исторический роман В. Пикуля «Реквием каравану PQ-17» увидел свет в 1970 г. (телесериал «Конвой PQ-17» — 2004 г.). На его страницах писатель воссоздает один из мало известных трагических эпизодов Второй миро¬вой войны: гибель в Северной Атлантике летом 1942 г. союзного каравана судов с важными для СССР грузами под ударами немецкой авиации и подводных лодок. Возможно самый талантливый из данной серии романов Валентина Пикуля — «Моозунд», опубликованный в 1973 г., был экранизирован еще при его жизни в 1987 г. Действие происходит в канун Октябрьской революции, когда, несмотря на резкий поворот истории, моряки Балтийского флота готовы были совершать чудеса героизма в неравных боях с германским флотом, защищая пролив Моозунд.

1974 г. увидела свет во многом автобиографическая повесть Валентина Саввича — «Мальчики с бантиками» (фильм вышел в том же году), где рассказывается об организации на Соловецких островах Школы юнг во время ВОВ. В книгу вошли морские миниатюры и размышления ав¬тора — «Ночной полет», «Живая связь времен».

В его новом романе — «Три возраста Окини-сан», (1981), рассказывается о судьбе дворянина, блестящего морского офицера Владимира Коковцева, посвятившего жизнь российскому флоту. В фокусе произведения В. Пикуля находятся события русско-японской, Первой мировой войн, Февральской и Октябрьской революций, их влияние на Дальний Восток, где пересеклись интересы Англии, России и Японии. В 1977 увидел свет его следующий роман — «Богатство», повествующий о героической борьбе против японских захватчиков на Камчатке (одноименный телесериал — 2004).

В 1983 В. Пикуль отдельным томом издает «Миниатюры»: калейдоскоп новелл, посвященных ярким личностям российской истории конца XIX — начала XX вв. А его очередной исторический роман «Крейсера» (1985) посвящен русско-японской войне 1904–1905 годов. В фокусе этого произведения находятся героическая оборона Порт-Артура, Владивостока и катастрофическое Цусимское сражение, ставшее символом несгибаемого мужества российских моряков и позора Российской империи.

В 1986 г. увидел свет один из самых известных романов В. Пикуля — «Честь имею». В основе сюжета — интересная судьба разведчика (имя и происхождение не раскрываются), служившего сначала царской, а затем советской России. Герой романа является живым свидетелем политических и дипломатических интриг, способствовавших развязыванию Первой мировой войны. Отражены в произведении и события войны. Действие романа охватывает также времена двух российских революций, период предвоенной советской России. В романе В. Пикуля «Каторга» (1987) рассказывается об обороне острова Сахалин от японских интервентов в 1905 г. силами ополчения из каторжан. Второй роман той же книги — «Плевелы» — рассказывает об освоении целинных земель в канун событий 1904–1905 годов.
 
Особое место в творчестве В. Пикуля занимает роман «Нечистая сила» (журнальная версия называлась «У последней черты, но весь тираж был изъят цензурой в конце 70-х), вышедший от¬дельным изданием лишь в 1984 г. Именно за этот роман, главным героем которого является «святой черт» — Григорий Распутин, Валентин Пикуль был избран (посмертно) первым лауреатом премии имени М. А. Шолохова. В середине 70-х писатель передал готовую рукопись романа в журнал «Заря» и попал под огонь критики историка В. Дякина, разгромная рецензия которого долго отравляла Валентину Пикулю жизнь. В данном романе он многопланово, на судьбах героев показывает агонию царского режима, начавшуюся в период Первой мировой войны и назревавших революционных событий 1917 года. В раннем СССР этот исторический материал считался «легитимным», однако «скандальный» роман В. Пи¬куля был написан в эпоху Брежнева, когда появи¬лось слишком много параллелей между закатом династии Романовых и эпохой «Застоя». Поэтому- то и не удивительно, что такой роман подвергся гонениям со стороны цензуры и властей. Сам же писатель считал это произведение главным своим литературным достижением и гордился им.
 
Последний исторический роман В. Пикуля «Барбаросса», входивший, в дилогию «Площадь Павших борцов», написать которую он не успел, вышел после смерти писателя в 1991 г. Он был посвящен событиям героической и трагической для страны Сталинградской битве, в которой погиб и его отец, комиссар батальона морской пехоты. Позже был посмертно опубликован еще один том произведений В. Пикуля под общим на¬званием «Псы господни», заканчивавший собрание его сочинений. Сюда вошли незавершенные автором романы, неизвестные читателю миниатюры и прочие материалы.

При жизни Валентин Пикуль нередко подвергался критике, якобы, за «вольное обращение» с историческим материалом. Однако его талант был оценен по заслугам: он получил несколько государственных наград и престижных премий (отдал на благотворительные цели), его именем называли корабли, улицы, библиотеки и даже одну дальнюю планету.

Бюст В. Пикулю установлен в Мурманске, а общий тираж его романов в настоящее время превышает 500 миллионов экземпляров.

Примечание:
Эта статья была опубликована в газете ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК, №16 (184): 16–31 августа 2013 г., стр. 9.

На снимке: портрет Валентина Пикуля работы известного московского художника Аиды Лисенковой-Ханемайер.

Фотопортретов В. Пикуля в интернете существует мало, а среди тех, что есть, ни один не соответствует в достаточной мере представлению российских читателей об их любимом авторе исторических романов. По просьбе редакции, в связи с 85-летним юбилеем Валентина Саввича, известный московский портретист Аида Лисенкова-Ханемайер написала его обобщенный по фото- и видеоматериалам портрет, который публикуется в текущем номере газеты вместе с посвященной этому событию статьей.

Аида разрешает публиковать этот портрет Пастернака в моем разделе сайта ПРОЗА.РУ