120 лет Третьяковке

Александр Зинковский
Ровно 120 лет назад, 15 августа 1893 г., была открыта для всеобщего пользования переданная Москве меценатом и предпринимателем Павлом Третьяковым (1832-1898), исполнявшим последнюю волю брата Сергея (1934-1892) и свою давнюю мечту, частная художественная галерея мирового значения, расположенная в Лаврушинском переулке. Ныне это – Государственная Третьяковская галерея, носящая имя своих основателей.
Удивительное заключалось при этом в том, что, по своему происхождению блестящий ценитель искусства Павел Третьяков, так же как его брат Сергей, был выходцем из старинного купеческого рода, далекого по характеру своей деятельности от тех шедевров, которые в конце их жизненного пути были переданы родному городу и стали доступны всем гражданам страны.

Вообще-то говоря, многие русские купцы были любителями собирания всякого рода диковин и коллекций. Распространена была среди них и благотворительность. Однако в середине 1850-х годов молодой, преуспевающий предприниматель и купец Павел Третьяков пошел против традиций собственного сословия, начав коллекционировать в частном собрании не амбарные замки, не оружие, не драгоценные камни, а такие сложные по своей духовной ценности произведения искусства, как художественные полотна мастеров живописи и графики.
 
Владея большим природным чутьем и твердым характером, Павел Третьяков верил в будущее зарождавшегося у него на глазах русского изобразительного искусства и сам способствовал его расцвету. Принципиально не желая иметь ничего общего с копиями и подделками работ иностранных мастеров, он еще с 1856 г. начал приобретать живопись и графику современных ему русских художников, посещая их выставки и мастерские, будучи в курсе всех намечавшихся тенденций в развитии художественного творчества. Нередко он и сам заказывал отечественным мастерам новые работы, за которые вносил солидные задатки. Особенно близки были Павлу Третьякову по духу молодые русские художники - «передвижники», устраивавшие свои мобильные выставки в разных городах и культурных центрах Российской Империи так, чтобы все желающие могли видеть их картины, независимо от своего материального и сословного положения. В меньшем масштабе коллекционировал картины и работавший в Париже его брат Сергей, увлекавшийся иностранной живописью.

В августе 1892 г., к моменту передачи Павлом Третьяковым столице России собственной картинной галереи, в его павильонах на Лаврушинском переулке уже было сосредоточено 1287 живописных полотен, не считая сотен рисунков и картин иностранных художников (собрание его брата Сергея Третьякова), а также 9 скульптурных работ. Стоимость художественных сокровищ галереи Третьякова оценивалась в астрономическую по тем временам сумму около 1,5 млн. царских рублей (между прочим, целая страна – полуостров Аляска, была продана Россией США всего за 11 млн. царских рублей). В благодарность, городская Дума избрала бывшего хозяина галереи «почетным гражданином» Москвы и назначила его пожизненным попечителем «Московской городской художественной галереи Третьяковых». После этого, Павел Михайлович продолжал еще в течение 5 лет по-отечески заботиться о переданном своему народу художественном богатстве.

Через несколько месяцев после его кончины, в июне 1899 г., по решению городской Думы, был создан попечительский совет, в который вошли видные российские художники и коллекционеры. В 1904 г. Третьяковская галерея была перестроена по проекту художника Васнецова. Именно тогда у нее и появился новый, в «русском стиле» фасад, который стал ее эмблемой.

В 1918 г. Третьяковская галерея была национализирована. В нее были переданы коллекции Румянцевского музея, в то время как произведения западноевропейской живописи были распределены в музей им. А.С. Пушкина, в Эрмитаж, в другие культурные центры страны. До и после ВОВ Третьяковка неоднократно перестраивалась и расширялась. В последний раз она была реконструирована в 1990-х годах.

В наши дни Государственная Третьяковская галерея вышла далеко за пределы Лаврушинского переулка, где в старых зданиях по-прежнему работает постоянная экспозиция русского искусства, начиная с X-го века и заканчивая началом XX-го, а также проходят временные выставки и мастер-классы. Современная Третьяковская галерея — это «визитная карточка» столицы, музей мирового уровня, который искусствоведы сравнивают с Лувром, Прадо и Эрмитажем. А у фасада этой замечательной галереи находится памятник ее творцу - Павлу Михайловичу Третьякову, сумевшему превратить свое личное увлечение изобразительным искусством в служение высшим духовным ценностям страны.
 
Примечание:
Опубликовано в газете ВУЗОВСКИЙ ВЕСТНИК - 16-30 сентября 2013 г., 18(186), стр.16.
 
В связи с отсутствием полноценного исторического портрета второго основателя галереи Сергея Третьякова, известный московский художник - портретист Аида Лисенкова-Ханемайер, по просьбе редакции газеты, написала двойной портрет братьев Третьяковых к 120-летнему Юбилею галереи.

Рисунок -  портрет братьев Павла и Сергея Третьяковых кисти Аиды: холст, масло – 70*100 см.
Аида разрешает публиковать этот портрет в моей части сайта ПРОЗА.РУ