Стукач

Сергей Большой
Под этим названием я решил объединить сразу три истории. Напрямую,  казалось бы не связанные. Но они настолько несомненно дополняют друг друга, что разделить их было бы ошибкой.
*         *         *
Первый месяц в роте выдался особо трудным. Мои товарищи по призыву еще прохлаждались в тепличных условиях 'детского сада'. А мне  с ребятами на период старше выпало схлопотать по полной всех тягот и лишений службы. 
Приходилось выполнять все обязательные уставные работы по сути за всю роту, так как деды не делали ничего вообще, а черпаки занимались по большей части нашим 'воспитанием'. То есть систематическим избиением своих вчерашних товарищей по несчастью,  за нерадивое исполнение работ. Деды ставили вопрос так: или работаете сами или заставляете работать молодых с духами. А так как дух во всей роте был один, то есть я,  да и тот не вошедший еще в колею, на пятерых представителей второго периода выпала вся причитающаяся двум периодам нагрузка.
Примерно через неделю после нового года в роте появилось неожиданое пополнение.Это были два младших сержанта пришедшие к нам из учебки. Соответствеено по сроку службы они являлись 'молодыми' . Им очень быстро объяснили, что их  лычки на погонах
ничего в неуставной, а значит и  де факто иерархи, не значат. И пришлось им воленс неволенс впрячься в ярмо нашего коллектива летунов. Досталось им пожалуй даже хуже чем мне, так как
спрос с них был, как со второго периода, а вот соответствующей закалки и сноровки у них не было.
Звали их Леша и Гоша. И хотя, как можно заметить,  я избегаю называть имена, фамилии или прозвища своих сослуживцев, в данном случае приется сделать исключение. Дело  давнее и путаницы в этой истории быть не должно.
Были они, как это водится  полной противоположностью друг друга. Полноватый, флегматичный и слегка заторможеный Леша и худой резкий в движениях и словах немного даже дерганый Гоша. Отношения с Лешей у меня не заладились самого начала,  слишком
он был скользким каким то. Всегда себе на уме с презрительной физиономией собственного превосходства. А вот с Гошей образовалась симпатия, которая могла перерасти в дружбу,
если бы не эта история.
Однажды какие то обстоятельства сложились так, что остались мы с Гошей на ПТОРе одни из срочников. Помню драили мы мастерские он одну, я другую. И вот выхожу я из своего класса(мастерские у нас еще классами нзывались) с ведром грязной воды и вижу Гошину
спину скрывающуюся за дверями кабинета командира ремроты, который тут же на ПТОРе и располагался.  Любопытство, как говортся не порок и я только на секунду к двери ухо придвинул и услышал, как докладыаает мой приятель команиру все как есть, все наше житье-бытье горькое, окаянное. Поспешил я ретирваться к туалету за свежей порцией главной чистящей жидкости в невеселых в общем то думах о грядущих и вряд ли приятных событях.
И события не заставили себя ждать. Уже на следующее утро на утреннем разводе командир приказал построиться дедам и черпакам в один строй, а молодым и духу(то есть мне) в другой.
Командр роты некоторое время  прохажиался вдоль ряда своих подчинееных. Его колоритный образ до сих пор стоит у меня как живой. Капитан наш был типичным солдафоном. Как и многие офицеры нашей части он прошел афган, но это видимо мало повлияло на его привычки. С иголочки одетый, в надраенных до блеска дутых в икрах офицерских  сапогах, в фуражке - аэродроме и с торчащими усами он напоминал бармалея из известного фильма 'айболит 66'.  Первая его фраза навсегда врезалась мне в память. Прежде всего своей бессмысленностью:
- Ну что, мальчики с большими #уями. Отрастили а ума не нажили?
Вторая сказанная им в тот день фаза могла бы войти в бессмертные анналы. Пройдясь еще пару раз туда сюда перед строем он выдал:
- Вы знаете кто здесь ветеан? В этой роте только один ветеран - это я!
Возможно именно в этой фразе не самый выдающийся офицер выразил всю правду неуставной иерархии.На этом словоизлияния нашего капитана закончились. Он ушел к себе в кабинет. Прапорщики - командиры взводов развели молодых по работам, а старослужащие заняли очередь в канцелярию для индивидуальной беседы.
О чем говорило ротное руководство с старолужащими мне неизвестно. Только после этого разговора неуставные взаимоотношения поутихли, впрочем к сожалению не надолго.
Расследование,  которое провели деды без особого пристрастия правда, результата не дало. Подозрение естественно упало на троих новеньких, Лешу, Гошу и меня. Но, как я слышал краем уха, была и версия что это кто то из  молодых решил доложить, мол все равно на новеньких подумают.
Я никому никогда не рассказывал кто тогда настучал, никому, кроме самого Гоши. Однажды мне пришлось ему напомнить эту исторю. К тому времени Гоша был уже дедом. И начал он мною командовать,
мол организуй ка,  чтобы подшива с утра у него подшита, а форма поглажена. В ответ на это я его в сторонку отвел и шепнулна ушко 'что же ты сволочь стучал тогда командиру роты если таким ветераном сейчас заделался', ай ен хорошо.
Вздрогнул Игорь, не ожидал он, что я знаю.Потупил граза и пробормотал оправдываясь 'не понимал я тогда'
Больше ничего сказано не было. Неуставных приказов мне он больше не отдавал. И до конца службы у нас были ровные отношения. Правда когда он уже с гражданки приехал в часть навестить сослуживцев и
ребята позвали меня на КПП мол Гоша приехал, пойдем пообщаемся. Я не пошел. Не хотелось мне его видеть.
*        *          *
Так чего же такого не понимал тогда Гоша? На это есть другая история.
Я был к тому времени командиром отделения, замкомвзвода и младшим сержантом соответственно. Да еще и секретарем комсомольской организации роты в придачу. Начальство в общем. И вот повадились молодые солдаты мои распоряжения не исполнять. Вот мол он  в неустаной иерархии никто и шел бы он лесом этот товарищ младший сержант. Применять неуствные методы я не мог в принцыпе, так как ненавидел всеми фибрами души. Пришлось пименять уставные, то есть доложить по команде вышестощему начальсву, а они уже пускай разбираюся кто виноват, что их приказы не исполняются.
Сделали им отцы командиры внушение. Помогло в общем то. Только вот причину своей исполнительности они мне через раз высказывать начали. Стукач мол ты потому мы и вынуждены
тебе подчиняться. И продолжалось так пока не вышел случай один.
Дело было в конце зимы. Снега в тот февраль нападало столько, что мама не горюй. Вот после одного особо обильного снегопада руководство и поручило мне очистить от снега крышу
ПТОРа.  Работенка не из приятных и довольно опасная. Взял я одного солдата первого периода из своего отделения и сам полез на крышу в качестве страхующего. Мы сверху снег с крыши сбрасываем, а внизу двое молодых этот снег от стены оттаскивют. И все было хорошо, пока дух которого я страховал лопату в низ не уронил. Я попросил лопату обратно на крышу отправить,
а молодые, без пяти минут черпаки взбеленились, что это мы духу будем лопату подавать пусть спустится и возьмет сам,а
а мы пока перекурим.
И тут зло меня взяло недетское. Обложил я этого пассажира таким трехэтажным матом, что вся моя позиция по этому вопросу наконец  до них дошла. Суть моего выступления была
в общих чертах таковой.  Если вы нехоршие люди с такой настойчивостью добиваетесь, чтобы я вас в профилактических целях периодически обрабатывл кулаками я мог бы это ваше желание
удовлетворить. И вот ведь какое дело мне за это по известным вам причинам ничего не будет.
И мой родной черпаковский период и дедушки( особенно естественно Гоша) этому вельми рады будут.
Но этого удовольствия я им доставить никак не могу так  как против этого восстают мое воспитание и  моральные принцыпы. И поэтому
- Я Вам приказываю, товарищ солдат! рявкнул я в заключении
своего словоизлияния. При этом , как мне рассказали позже свидетели этой сцены я бешено вращал глазами.
        Солдат нехотя подал лопату, что то проворчав в последний раз про стукача.
     После этого случая уставные взаимоотношения с младшими периодами были налажены. И слов "стукач" в свой адрес я больше
не слышал. Что мне собственно и было нужно.
   

                *                *                *

           Третья история совсем короткая. В ней неуставщина предстает в иной плоскости. Собственно сразу
наверное и непонятно, что это тоже неуставные взаимотношения, но тем не менее так оно и есть.

Не припомню в какой период моей собственной слубы это было. Да  это и не важно, так как я все наблюдал как бы со стороны, не касались меня эти события ни как.
Прикомандировали к нашей роте солдата одного. Сам факт малопримечаельный . Такое часто случалось. Нужно где то военнослужащему несколько деньков или неделек  перекантоваться, вот и прикомандировывают к какому нибудь подразделению, чтобы было, где  довольствие получать. Я сам в таких ситуациях бывал не раз. Но тут случай особый, как оказалось парня этого в штат роты зачилили, хоть никакого отношения он к нашей части не имел. Был он писарем в штабе МВО. Я уже много позже предполжил, что оказался он у нас  на время какой то особо злостной проверки.
Имел этот боец свободный выход в город и в рабочие дни исчезал сразу после завтрака и возвращался перед ужином. А так как был он москвичом, то каждую субботу после утренней поверки исчезал из части домой до вечерней поверки воскрсеья соответственно.
Но так как этот самый боец по сроку службы был духом, полагалось ему вести в подразделении соответсвующую душастую жизнь. Подшивы старослужащим подшивать, форму гладить, с машкой
подружиться и мочалить ее до седьмого пота. Только не тут то было. Только наши ветраны к нему со своими предложениями в смысле полетать вместе со всеми сунулись. Он им и отрезал, мол товарищи
деды, черпаки и прочяя местная шушера. Если я еще хоть намек на подобные обстоятельства услышу, так сразу доложу о ваших милых порядках начальству. Да не вашему чмошному бригадному, а своему
штабному и если какой шухер после этого случится, уж на себя пеняйте, болезные.
Хотели его в оборот взять, отделать, поучить, показать кто тут хозяин, но дальше пустых речей это дело не пошло. Кишка оказалась тонка у всей нашей неуставной кодлы потив такой постановки  вопроса. Так и жил он у нас вольной птицей. А потом как то потихому исчез. Наверно проверка кончилась.