Граф Вишняков Таврический

Владимир Балашов
Моя учеба в школе проходила в период так называемой Хрущевской оттепели и Хрущевских реформ. Кроме семилетки, кукурузы, домов "хрущевок" и много еще чего, Никита Сергеевич Хрущев (Первый секретарь ЦК КПСС 1953-1964, а с 1958 г. и Председатель Совета Министров  в одном флаконе) - оставил нам еще оду идею -  идею профессионального обучения в средней школе, которая, кстати была не упомянута в его биографии в Википедии.

В соответствии с ней мы (ученики средней общеобразовательной трудовой политехнической с производственным обучением школы № 27 г. Орджоникидзе СО АССР) с 9 по 11 класс 2 раза в неделю (12 часов) всем классом ходили на Орджоникидзевский стеклотарно-изоляторный завод, где проходила наша обязательная производственная практика. Девочки работали в цехе, производившем фаянсовые изделия, такие как, например, небольшой кувшин с набором рюмок в виде рыбок стоящих на хвостах с открытыми ртами. Я ходил к ним в гости и видел как это делается. А мальчики в токарном цехе работали на токарных и фрезерных станках. Наиболее продвинутым из нас довелось точить из стали очень ответственные детали , такие как, например, формы для производства стеклянных банок или работать на знаменитых токарно-винторезных станках ДИП-300. ДИП - это Догнать И Перегнать (Америку). Мне же досталась задача попроще - я точил, болты и гайки на небольшом токарном станке.

Технология производства в цеху керамических изделий стеклотарно-изоляторного завода в 9-м или 10 классе меня подтолкнула к идее изготовить для своего лучшего друга, соседа по парте, Лени Вишнякова, в подарок, кажется к дню рождения, нагрудную медаль. С одной ее стороны был портрет Лени в профиль, а с другой - царский герб России с орлами. Медаль получилась где-то 6 см. в диаметре и отливалась из свинца добытого переплавкой старого аккумулятора на горелке домашней газовой плиты. Свинец изливался в гипсовую форму, которая в свою очередь отливалась по эскизу медали, вылепленной  из пластилина. Для каждой из двух сторон делалась своя форма. Потом уже готовые части по бортику медали запаивались паяльником.
Особые труды потребовались для изготовления цепочки. Технологию я придумал сам. На металлический стержень навивалась жесткая стальная проволока, затем получившаяся спираль рубилась зубилом на звенья. Когда звенья собирались, разрывы в кольцах звеньев закрывались плоскогубцами и молотком. Готовую цепочку я воронил - нагретый на газовой плите металл опускал в машинное масло.

На аверсе медали вокруг профиля Лени была надпись по кругу: "Граф Вишняков Таврический"


P.S. Что бы не было ошибки проверил в интернете информацию об авторстве идеи профессионального обучения в средней школе, скомпилировал тест и записал его в Википедию в биографию Н.С. Хрущева в раздел "Хрущёвские реформы -  http://ru.wikipedia.org/wiki/,_ (см. ниже):

Реформа образования 1958 – 1964 гг. Началом реформы стала речь Н.С. Хрущева на XIII съезде ВЛКСМ в апреле 1958 года, в которой, в частности говорилось об отрыве школы от жизни общества. Затем последовала его записка в Президиум ЦК КПСС, в которой он описывает реформу более подробно, и в которой давались уже более определенные рекомендации по перестройке школы. Затем предлагаемые меры приняли форму тезисов ЦК КПСС и СМ СССР «Об укреплении связи школы с жизнью» и далее закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» от 24 декабря 1958 г., где главной задачей среднего образования объявлялось преодоление отрыва школы от жизни, в связи с чем единая трудовая школа становилась политехнической. В 1966 году реформа была отменена.