Речники сделали своё дело

Альберт Орсичев
 Перспективы судоходства в Северодвинском бассейне

Двадцатый век запомнился нам бурным развитием судоходства на всех реках Северодвинского бассейна, в том числе на Северной Двине, Вычегде, Мезени, Онеге и даже на боковых реках – Пинеге, Ваге, Юге и других.

Эти огромные перевозки были вызваны объективной необходимостью. Развивалась и застраивалась вся территория Архангельской, Вологодской областей и Коми республики. Создавались леспромхозы, строились посёлки на всех реках.
Для освоения огромных территорий нужны были дороги, а их не было.
Но были реки – водные дороги. Поэтому в массовом масштабе стали строиться суда для таких перевозок – буксиры, баржи и пассажирские суда.
Их строили, содержали и ремонтировали  судостроительно – судоремонтные заводы, расположенные в городах – Котласе, Великом Устюге, Вологде, Сыктывкаре и Архангельске.

Для содержания водных дорог, обеспечения необходимых глубин, и ширины судовых ходов было создано и работало Северодвинское бассейновое управление пути со своими подразделениями в Архангельске, Котласе, Сыктывкаре и на Мезени.
Ежедневно мощные земснаряды переваливали миллионы тонн грунта, углубляя и расширяя судовые дороги. Для их содержания государство выделяло из бюджета огромные деньги.
По этим водным дорогам в массовом масштабе перевозилось всё, что было надо для развития территорий, для строительства и жизни посёлков, для работы леспромхозов. А также для работы Архангельских,  Котласских и Сыктывкарских комбинатов и лесопильных заводов.

Возили всё: лес, уголь, мазут и бензин, строительные материалы и оборудование, мебель, хлеб, сахар, овощи, вино и водку, молоко, масло и сметану и, конечно, пассажиров.
Мои поколения речников, начиная с конца сороковых годов прошлого века до 2000 года, прошли весь этот путь. Начинали работу на судах, работавших на дровах, затем на угле, затем на мазуте. Потом на дизельных теплоходах.
На колесных пароходах, на комфортабельных пассажирских судах, на быстроходных Зорях и Ракетах.

Сейчас, встречая 2014 год, я вижу, как всё капитально переменилось на Северодвинском водном транспорте.
Прекратилось содержание водных дорог. Дноуглубление и расширение судовых ходов, которые заносятся песком, не проводится.
Небольшие государственные подразделения Бассейнового управления пути только промеряют естественные глубины, составляют схемы, выставляют на берегах и на реке неосвещаемые створы и бакены.
Судостроительные заводы прекратили строительство судов. За  двадцать четыре прошедших года не построено для речников ни одного судна.
Существующие суда полностью устарели, так как срок службы судна составляет не более двадцати пяти лет. Поэтому старый флот списан и сдан в металлолом. Кое что  продано  в другие бассейны.
Судоходство полностью прекратилось на Мезени и Онеге. Даже на Северной Двине в августе проходит за сутки всего одно судно.
Перевозки пассажиров на реках полностью прекратились. Остались только на переправах.
Северная Двина и другие реки бассейна опустели. На них плавают только моторные лодки.
Из многочисленных ранее грузов остались в небольшом количестве только лес, уголь и песок.
Но речники в этом не виноваты.
Перефразируя известное выражение, я бы сказал так:

« РЕЧНИКИ СДЕЛАЛИ СВОЁ ДЕЛО – РЕЧНИКИ МОГУТ УЙТИ»

 Мне очень жаль. Я – речник. Всю жизнь я, можно сказать, посвятил речному транспорту, пройдя путь от курсанта – матроса до главного инженера Архангельского речного порта.
Но надо на жизнь смотреть объективно. А объективный взгляд говорит о том, что речники Северодвинского бассейна сделали своё « ВЕЛИКОЕ ДЕЛО»
По освоению огромной Российской территории.
Им пора ставить памятники.

Напрасно отдельные руководители области и судоходных компаний мечтают о возвращении перевозок на наши водные дороги.
Этого не будет до тех пор, пока не возникнет объективная необходимость в массовых речных перевозках. А пока на многие годы вперед она не просматривается.
Государство не будет выделять огромные средства на содержание водных дорог на наших реках. Поэтому эти дороги станут непроходимыми для существующих пока судов.
Чтобы в будущем плавать по нашим рекам и возить по ним грузы и людей, надо принимать кардинальное решение:

По нашим равнинным, мелководным рекам могут плавать и перевозить грузы и людей суда другого типа. Суда, которым не нужны глубины и для которых не потребуется дноуглубление.
Это – суда на воздушной подушке и экранопланы.

Это – моё предложение. И оно – не утопия.
Посмотрите на другие страны. Вы увидите, как эти суда уже давно возят людей, автомобили и грузы.
Я уверен, что пройдёт время, и на наших реках в массовом порядке будут работать эти суда, особенно на местных перевозках, на боковых реках и переправах. Причём, в любое время года – летом, весной и зимой.
Об этом я написал стихотворение:

Прости, прощай, моя дорога. Прощай, рабочая река.
Нам плыть по ней уже немного, и скоро кончится она.
Остались сзади километры речного трудного пути.
Задули их лихие ветры, и путь обратный не найти.
Прощайте, мели, перекаты. Теперь по ним не плавать нам.
Не хранят вас вехи – солдаты, стоявшие по сторонам.
Путеец вас не расчищает. Весной не выправляет путь.
Огни речные догорают. Их снова некому раздуть.
И разбудить река не может уснувший в берегах народ.
Их пьяный сон не потревожит речной красавец – теплоход.
Пройдут года. Проснутся люди. Застроят эти берега.
Походный марш гудок протрубит. И снова оживёт река.
На перекатах и на створах огни речные загорят.
И на родных, речных, просторах экранопланы полетят!
Надо только разбудить ото сна руководителей нашей области и хозяев судоходных компаний.
Надеюсь, что моя заметка поможет их разбудить.