Исследователи и биографы

Анатолий Емельяшин
               
                (Вместо рецензии)

                Фото: курсант Оренбургского ВВАУЛ Ю.А.Гагарин.

   Я не против желающих уточнять биографии известных людей. Это надо даже приветствовать: вдруг обнаружатся сведения, скрываемые ранее или по политическим и моральным причинам или из-за засекречивания многих событий. Пожалуйста, открывайте новые страницы. Но делайте это с привязкой к существующим ранее правилам, консультируйтесь хотя бы у современников, они ещё живы. Вот поумирают  – можете фантазировать. Иначе многие потуги могут превратиться в «исследования» того, чего быть не могло по определению.

    Случайно наткнулся на отдельные главы книги «Юрий Гагарин» Льва Данилкина, изданной в 2011 году в серии ЖЗЛ. В ней как бы обобщены все попытки биографов и мемуаристов создать «настоящий» образ первого космонавта.
    Слащавые и агитпроповские потуги Данилкин небезосновательно отвергает, оставляя только то что показывает, по его мнению, обычного человека  в то же время  ставшего Первым среди соратников, отобранных для необычной миссии – покорения околоземного пространства.
    Подчёркивая некоторые штрихи из биографии космонавта-1, автор не замечает многие неточности, приводит явно надуманные мемуаристами факты, принимает их как неопровержимые данные и истолковывает по понятиям сегодняшнего дня.

   Я коснусь только тех моментов, с которыми не могу согласиться, поскольку прошёл в те годы тот же путь в военные лётчики. Не в космонавты, конечно,  – не дорос.
   Аэроклуб в 50-е годы не был ступенькой для попадания в военное училище. Дело в том, что большинство аэроклубов выпускало пилотов-любителей самолёта По-2; только к 60-му году они перешли на спортивную машину Як-18. Но и тут клубы стремились готовить кадры спортсменов, а не кандидатов на поступление в лётные училища. Разве что в училища ГВФ.
    Гагарину, можно считать, повезло, что Саратовский клуб уже пересел с По-2 на Як-18. Как повезло и с временем прибытия в Оренбургское училище: в этот год  оно сократило полк переходных истребителей (Як-11) и стало переводить на «миги» курсантов после освоения Як-18У (с носовой стойкой шасси). Другие училища сделали это на год-два позже. Гагарин на этом выиграл год.
   
    Подготовка военных лётчиков в те годы проводилась двухступенчатым методом: вначале курсант обучался на легкомоторном Як-18 в школах первоначального обучения лётчиков (ВАШПОЛ), затем направлялся в военные училища истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации. (Училища штурмовиков к 54-му году прекратили обучение на «Илах» и начали расформировываться или перепрофилироваться). 
    А в первоначалки попадали не через аэроклуб, а по призыву через военкомат. Призывали в первую очередь выпускников спецшкол ВВС и суворовских училищ, во вторую – закончивших обычную десятилетку или техникум. Так что никаких конкурсов («20 человек на одно место в училище») не было и быть не могло – ВАШПОЛы направляли своих выпускников в каждое училище по разнарядке. Конечно, с учётом последующего (уже в училище) отсева по лётной неуспеваемости и медицине. Я могу по памяти насчитать около десятка ВАШПОЛ.
   
    Поступая в аэроклуб, Гагарин не мог не знать, что это не прямая дорога в военлёты, прямей было пойти в военкомат и попросить направить в ВАШПОЛ. Пилоты аэроклуба, возможно, интересовали училища гражданской авиации, но никак не военные. ВАУЛы  уже привыкли получать курсантов из первоначалок, где инструкторами были военные лётчики, порой с боевым опытом,  и ещё на спортивном самолёте готовящие подопечных к войне.
   В силу всего этого в военных училищах практически не было аэроклубовцев, не нужны были пилоты По-2 в установившейся системе обучения военлётов. За всё время обучения в 9-й ВАШПОЛ (Кустанай) и Сталинградском ВАУЛ (Новосибирск, Бердск, Топчиха) я не видел ни одного выпускника аэроклуба. Хотя в училище, допускаю, могло и оказаться два-три экземпляра, попавшие через Павлодарскую и Актюбинскую первоначалки. 9-я, 24-я и 26-я ВАШПОЛ были базовыми для Омского бомбардировочного и Сталинградского истребительного училищ.
   Сбой системы произошёл только однажды, в 1957 году. Первоначалки переходили на новые самолёты (Як-18У) с другой схемой шасси, зашились с переучиванием инструкторского состава, и не успели своевременно сделать выпуск. Кто-то из кадровиков ВВС вспомнил про аэроклубы, вспомнил, «как это было раньше» и дал приказ через военкоматы отправить в переходной УАП СВАУЛ  выпускников аэроклубов. Не знаю, сколько было желающих, но одну из трёх эскадрилий полка переходных истребителей (Як-11) укомплектовали пилотами ДОСААФ.
   Инструктора кляли тех, кто придумал этот эксперимент: впервые приходилось не учить, а переучивать, ломать у «пилотяг» навыки, приобретённые на По-2. Мне, молодому инструктору тоже досталась такая группа. Их, не сговариваясь, окрестили «дергунчиками». Весь полк хохотал над несчастьем нашей АЭ. Почти половина этих курсантов была отчислена по лётной неуспеваемости (среднее отчисление на Як-11 составляло, обычно, 10 – 15%).

   Далее. О каких курсантских экипажах в училище толкует биограф? В училищах была учебная группа, закреплённая за инструктором. Три группы составляли звено, три звена – эскадрилью. Даже в училищах бомбёров экипажем назывался постоянный состав: лётчик-инструктор, штурман (офицер), стрелок-радист (сержант срочной или сверхсрочной службы – выпускник ШВСР). Техник (офицер) и механик самолёта (выпускник ШМАСа)  –  могли  считаться  членами экипажа только условно, поскольку обеспечивали наземную подготовку к вылету. Курсанты (переменный состав) не считались членами экипажа и именовались учебной группой.
 
    Ещё. О каком выборе места службы после училища идёт речь? Распределение по ВВС округов приходило из МО вместе с приказом о присвоении звания лейтенант и утверждением разряда выпуска и типа диплома.
    Я сам выпустился по первому разряду и получил диплом «С отличием». В гражданке, а после и в армии такой диплом называли «красным дипломом» – лётная подготовка и экзамены по всем дисциплинам сданы с оценкой «отлично». Права выбора места службы «красный диплом» не давал.
    И как можно было выбирать место службы, если все эти приказы зачитывались перед строем курсантов одновременно. Звучало это так: «…курсанту Емельяшину А.Д. присвоить звание лейтенант, вручить  диплом об окончании училища по первому разряду с отличием и направить в распоряжение командующего ВВС Сибирского военного округа». И никуда ты не прыгнешь, всё решено в штабе Главкома ВВС. Решено, скорее всего, ещё раньше, при оформлении документов в штабе училища, где присутствовал представитель управления кадров ВВС с разнарядкой по округам.

    «Предлагали остаться инструктором в училище, предлагали квартиру семье…». Что за чушь? В армии тех лет даже слова такого не знали -- «предлагать». Какая квартира, если кадровые офицеры училища, в том числе и летчики, ютились на частных квартирах?
    Если ты был нужен как инструктор в училище, то всё это было бы отражено в первичном приказе: «… присвоить звание лейтенант и оставить в распоряжении ВВС Приволжского ВО». Точка, и никаких предложений и обещаний квартиры.
    И уже надев заранее пошитую форму, получая в финчасти  училища первые отпускные и литеры на проезд к месту отпуска и к месту дальнейшей службы, увидеть в качестве места дальнейшей службы адрес и номер войсковой части своего училища. Это, если бы дали положенный отпуск. А могли и просто: задержать на месте, переучить на инструктора, а отпуск предоставить в распутицу. Как это и было в моём случае.

   Как же! Сам выбрал ВВС Северного флота, захотелось туда, где трудней! «…уезжает служить в Заполярье»!!! Ждали его там! Без разнарядки! Биограф не задумался, почему он едет не один, а вместе с другими выпускниками? Те что, тоже соблазнились романтикой Севера? Или тоже имели «красные дипломы» и право выбора? Не много ли отличников в одном выпуске? На 100% уверен, что вся группа ехала по разнарядке, утверждённой в управлении кадрами штаба Главкома ВВС. А «…попросились туда, где трудней…» придумали спецкоры «Правды».

    Гагарин – отличный биллиардист, обучился тонкостям этой игры в курсантскую пору, как и все выпускники военных училищ!? Не знаю, могли ли курсанты училищ других родов войск проводить время за бильярдом, но для авиаторов не было для этого, ни время, ни места. Курсанты ВАУЛ вообще вряд ли видели бильярдный стол. Да и распорядок  дня не отводил на это время. Ежедневное время для личных нужд отводилось в размере одного часа. Поменять подворотничок, выдраить «асидолом» пуговицы, вычистить сапоги, написать письмо, что-то почитать, хотя бы газеты. Что ещё можно втолкнуть в 60 минут?
    Стационарный городок с клубом и другими культурными точками был только при штабе училища, где курсант практически и не проживал. Полевые городки при аэродромах, – палаточные, с отсутствием и клубов и бильярдов. Овладеть игрой Гагарин мог разве только уже лейтенантом, в Заполярье, когда погода не позволяла выпускать салаг  в воздух. Месяцами не летали, – могли и спать на бильярдном столе!

   Таких неправильных толкований фактов биографии десятки, если не сотни! Взять, хотя бы случай с «тёмной», устроенной Гагарину в учебном полку. Здесь дело вообще тёмное. Не мог командир учебной группы выгонять курсантов на зарядку, этим занимался старшина эскадрильи. Видимо, «службист» отмочил что-то другое, вызвавшее такую ненависть товарищей. Возомнил себя «большим начальником»? Закладывал старшим? Не знаю. «Службистов» из своей среды  курсанты не уважали: они видели себя, прежде всего лётчиками, а уж потом офицерами.И конечно же не службистами-солдафонами.

   Нет, не представляет курсантской  жизни биограф. Он не просто путает, он не понимает даже обстановки в лётных училищах, да и в армии в целом. Штафирка, одним словом.
   Уже эта "лажа" и сделанные на её основании выводы заставляет с сомнением относиться  к толкованию и других фактов  биографии космонавта. Я увидел «ляпсусы» в тех моментах, которые хорошо знаю, которые сам испытал. А как относиться к тем фактам, которые мне неизвестны?
 
   Полагаю, что первоначальное искажение биографии Гагарина, неправильное толкования многих событий, совершили  спецкорры «Правды» Н.Денисов и С.Борзенко, – фактические авторы  книги «Дорога в космос». Не сам же Гагарин её писал: за три месяца (от приземления до выхода книги в свет) такой труд не осилить. Десятки поездок, перелётов, сотни выступлений. Когда было писать? Писали спецкоры по его устным рассказам. Что-то выпытывали у родственников. И привирали и искажали и фантазировали. В духе времени и политической злободневности. Остальные биографы брали эту книгу за основу: как же! Сам космонавт писал!
   Думаю, что и переосмысленная биография «исследователя» Льва Данилкина не вскрывает истинного Гагарина и толкуется с понятий современного человека, не вникшего в особенности, нравы и законы ушедшей эпохи.