Рецензия на рассказ Апфель для Гитлера

Ольга Барсова
Мы говорим о Гитлере, используя штампы, внедрённые в детстве той идеологией, которая воспитала нас, которую мы впитали всеми органами чувств. «Бесноватый фюрер» - лучшее, на что он может рассчитывать. Странно, если было бы по-другому. Миллионы уничтоженных жизней. От этого можно сойти с ума. Но изучая исторические документы, понимаешь, что кроме фюрера, убивала целая машина, и, вполне возможно, что без Гитлера эта машина работала бы не хуже. Крупс и Мессершмидт сегодня процветают. Правда, Шмидт унд мессер звучит непривычно. Купить кофеварку Nescafe Dolce Gusto, с надписью Крупс можно везде в Москве. А ведь обе корпорации сделали для второй мировой больше, чем тысячи гитлеров…
Стивен Фрай в своей книге «Как творить историю» описывает мир без Гитлера.
«Майкл Янг, аспирант из Кембриджа, уверен, что написал отличную диссертацию, посвящённую истокам нацизма, и уже предвкушает блестящую университетскую карьеру. Для историка знание прошлого гораздо важнее фантазии о будущем, но судьба предоставляет Майклу совсем иной шанс: вместо спокойной, но скучной академической карьеры заново сотворить будущее, а заодно историю последних шести десятков лет. В напарники ему определён престарелый немецкий физик Лео Цуккерман, чью душу изъяла мрачная тайна, тянущаяся из самых тёмных лет ХХ века. С помощью машины времени, изобретённой Лео, они намерены подбросить в воду, которую глушит с похмелья Алоиз Гитлер, пилюли бесплодия. Но всё оказывается совсем не так замечательно, как рисовала себе прекраснодушная парочка из английского академического рая. Мир действительно изменился. Коренным и невероятным образом. Вот только стал ли он лучше?..» Возможно, поступи Шикельгрубер в академию, он стал бы великим, но не злодеем, а художником. Я видел его полотна на маленьких картинках в бульварном журнале. Если отрешиться от знания авторства – тот, кто их писал – психически отличается от среднего человека. Не сказать, что болен, но сильно отличается. Картины молодого художника вызывают интерес своей энергетикой, подходом к деталям, выбору ракурса и перспективы. Они превосходят многие известные произведения, но о чём я тут… Их автор в последующие десятилетия ассоциируется только с одним словом «смерть». Что заставило его отказаться от творчества и стать во главе машины убийства и разрушения? Почему миллионы пошли за ним? Там были не только немцы. Зверства многих представителей небольших народов превосходят по ужасу их вдохновителей. Многие до сих пор гордятся тем, что надели форму СС… Что это? Почему? Обрадовавшись появившейся возможности, эти люди заливают кровью свои города ещё до прихода немецких карателей. Гестаповцы из Львова, например, докладывали: здесь вся работа сделана до нас, и даже больше, чем планировали. Хорватские дивизии «Дон», «Сталинград», и другие воевали со звериной жестокостью на Советской земле. Зачем им это нужно было? С другой стороны, сегодняшние дети толком ничего не знают о той войне. Запрет на фашистскую символику – это хорошо. Информационный вакуум вокруг всего нацистского ведёт к «притуплению бдительности», как сказали бы советские идеологи.
Спасибо за рассказ.
                Пандагрюэль. Сервер Проза ру