Александр VI и Савонарола

Евгений Хацкельсон
     В истории римско-католической   церкви невозможно найти более востребованного мировой литературой   персонажа среди римских пап, чем   Александр VI, чей понтификат длился не так уж долго, но был насыщен столькими драматическими событиями, что их хватило бы на целый век. Всего 11 лет   - с 1492 по 1503 годы - носил митру первосвященника Родриго Борджа, бывший кардинал Сан Никколо, испанец по происхождению,   любимый племянник папы Каликста III, неутомимый женолюб и заботливый отец шестерых   детей.   Но эти 11 лет вдохновляют   и дают потрясающие сюжеты писателям,   драматургам   и режиссерам многих стран   уже более четырех столетий. Среди мэтров приключенческой литературы, которые не обошли стороной в своих произведениях эту благодатную тему, великие Виктор Гюго и Александр Дюма.         Отметился на этой ниве и наш маститый кинорежиссер Карен Шахназаров со своим фильмом «Яды. Всемирная история отравлений», где папу-отравителя великолепно сыграл   Олег Басилашвили, а его сына – жестокого и неумолимого убийцу Чезаре Борджа – безвременно ушедший из жизни талантливый актер Андрей Панин.   Фильм получился забавным и местами весьма остроумным, но вот только исторической правды в нем содержится очень мало. Автор сценария пошел по пути пересказа исторических баек, среди которых одна из самых нелепых с  точки зрения медицины – купание Чезаре во вспоротой туше свежеубитого быка с целью изгнания из организма яда. Разумеется, ничего подобного в действительности не было, а такая процедура никак не могла изгнать из организма яд.   

    Впрочем, в подобном использовании вздорных исторических слухов в своем творчестве   наш мэтр   совсем не одинок. Он находится в очень хорошей компании. В самом знаменитом романе Дюма «Граф Монте-Кристо» автор связывает происхождение клада аббата Фариа с именем некоего кардинала Чезаре Спада, который в апреле 1498 года   был приглашен на обед к Его святейшеству. Ну, конечно, это означало, что беднягу  решили отравить с целью наследования всех его богатств. Чего еще можно было ожидать от главы святой католической церкви, который уже отравил кардиналов Капрара и Бентивольо? И предусмотрительный прелат поместил все свои несметные сокровища в большой кованый сундук, который и попал спустя столетия в руки Эдмона Дантеса. В реальности кардиналов с этими именами в Италии конца 15-го, начало 16-го века не существовало. Они являются плодом художественного вымысла Дюма-отца, на который   великий романист, безусловно, имел право. Но, тем не менее, история у него получилась весьма удивительная и совершенно неправдоподобная. Получается, что римский папа травил своих кардиналов, словно крыс, а те знали это и даже не пытались избежать   печальной участи. Максимум, на что они отваживались,   это припрятать сокровища для наследников.   Могло ли быть такое в действительности?   Конечно, нет! Папа был первым среди высших иерархов церкви, но это не означало, что он обладал абсолютной и бесконтрольной властью над жизнями всех прелатов.   Если бы это было так, и члены священной коллегии в Ватикане действительно опасались за свою жизнь, они бы принимали меры предосторожности, самой простой из которых был отъезд из Рима. Но   они спокойно жили в Ватикане, не боясь первосвященного «отравителя». Если же обратиться к статистике, то выяснится, что за годы понтификата Александра VI   скончался 21 кардинал, и этот показатель смертности меньше, чем за такой же промежуток времени при абсолютном большинстве других пап.   Но смерть 17-ти из этих скончавшихся не вызвала ни малейших подозрений у современников в причастности Александра VI. Остаются четверо, по поводу смерти которых, действительно, ходили подобные   смутные слухи. Вот их имена:   Джованни Борджа младший (двоюродный брат Чезаре), Джанбаттиста Феррари, Джанбаттиста Орсини и Джованни Микьель. Но и   тут у историков нет никаких доказательств того, что причиной смерти этих людей стало отравление, а уж тем более неким страшным ядом, от которого не было спасения   - так называемым «порошком Борджа». Собственно говоря, никаких доказательств самого существования этого яда тоже не имеется. Все это не более чем слухи, распускаемые   современниками – врагами семейства Борджа, которые затем романисты превратили в «достоверные исторические факты».

      Итак, версия о маньяке-отравителе на Святом престоле, если проанализировать факты,   выглядит весьма и весьма сомнительной. В чем же еще обвиняли папу и его любимого сына, знаменосца церкви Чезаре Борджа? Ну, разумеется, в чудовищном разврате и противоестественной кровосмесительной связи с юной Лукрецией Борджа, которая приходилась им соответственно родной дочерью и сестрой. Эту «клубничку» очень любят посмаковать режиссеры псевдоисторических эротических фильмов. Поговорим и об этом. Что касается женщин в жизни Александра VI и его сына, то они никогда не скрывали своей активной сексуальной жизни и, судя по всему, не считали ее сколько-нибудь серьезным прегрешением. У папы было шестеро детей, которых он признал своими, и это решительно никого не смущало.   Трудно сказать, что творится в Ватикане сейчас, но тогда в «плотском грехе» были повинны практически все папы, кардиналы и другие римские прелаты, которым позволяло предаваться этому греху состояние здоровья. Жаркое итальянское солнце, любвеобильные итальянские женщины и свободные нравы эпохи Возрождения не оставляли священникам шанса в борьбе с коварным искушением. Судя по всему, они и не пытались с ним бороться, мудро рассудив, что проще грешить и каяться, чем мучиться всю жизнь в бесплодной и безнадежной борьбе с собственным организмом. Требование целибата для подавляющего большинства было попросту невыполнимо, а потому обрекало представителей католического духовенства на лицемерие. Практически все папы и кардиналы имели любовниц и детей от них, которые официально считались их племянниками.   Многие из них также охотно пользовались услугами «веселых девиц», которых в Риме было великое множество, и содержали игорные и публичные дома. Так что пресловутый «чудовищный разврат» имел место и до Александра VI, и после него, и если Родриго Борджа повинен в пристрастии к прекрасному полу чуть больше своих предшественников на Святом престоле, то только по причине   хорошего здоровья. Что же касается якобы имевшего места инцеста, то правды во всех этих утверждениях   не больше, чем во всех остальных абсурдных выдумках про Борджа, которые повторяются уже не один век. Известен даже источник   этой сплетни – первый муж Лукреции Джованни Сфорца.   Лукрецию выдали за него замуж ради союза с герцогом Лодовико Сфорца. При этом саму девушку, разумеется, никто не спрашивал, хочет ли она выходить за это «смазливое ничтожество», как его характеризовал Чезаре. Лукреция всегда была разменной монетой в политических комбинациях отца и брата. Вскоре этот союз перестал устраивать Святого отца, и он организовал его разрыв. При этом Чезаре даже организовал утечку информации о покушении на жизнь своего зятя, чем напугал его до полусмерти и вынудил спасаться от своих   страшных родственников бегством. А папа   Лукреции и Чезаре, пользуясь тем, что он еще и римский папа, без промедления расторг брак дочери с Джованни по причине его «физической неспособности исполнять супружеские обязанности». Было ли это правдой или клеветой,   доподлинно неизвестно, но понятно, что после этого Джованни Сфорца стал посмешищем для всей Италии и одним из самых непримиримых врагов семьи Борджа. Именно он тогда и пустил слух об интимных отношениях своей бывшей жены с отцом и братом, который с готовностью подхватили сплетники всей Европы. Интересно, что даже после этого с ним не расправились. Папа предпочел просто не замечать этой абсурдной сплетни. А могло ли она быть правдой?    Чтобы ответить себе на этот вопрос, надо учесть пристрастность «свидетеля», а также   вспомнить о том, что и Александр   VI и его сын Чезаре были психически нормальными здоровыми мужчинами, к тому же богатыми и облеченными властью, и женским вниманием явно обделены не были. Зачем же им могла понадобиться такая аморальная и противоестественная связь, тем более, что Лукреция Борджа, вопреки всем россказням о ней, была набожной женщиной, хорошей женой и матерью?    Вообще люди охотно верили и распространяли самые дикие россказни о семье Борджа.   Как известно, чем более абсурдна выдумка, тем легче люди в нее верят. Итак, с обвинениями папы в инцесте и   разврате все ясно, а потому оставим в покое его интимную жизнь, тем более, что вовсе не она послужила главной основой для создания в истории гротескного, демонического образа Александра VI.

       Чего   только не писали про папу и   его любимого сына Чезаре Борджа!   Жестокие тираны, коварные убийцы, рыцари кинжала и яда, отравители,   развратники,    кровосмесители...   Если принять на веру все, что написано об этих людях, то придется признать, что семейство Борджа, на чьем   родовом гербе был изображен мощный бык, было самой преступной семьей в истории человечества, а престол святого Петра занимал человек, который, по меньшей мере, продал душу Дьяволу.   Впрочем, именно об этом и шептались в домах и на улицах Рима и всей Италии, когда в августе 1503 года умер Александр VI, а Ватикан был заполнен вооруженными до зубов людьми Чезаре, главнокомандующего вооруженными силами святого престола, знаменосца церкви, носившего титул герцога Валентино,   графа Имольского и Форлийского.   Судачили, что незадолго до смерти Сатана явился к папе в образе отвратительной обезьяны, чтобы забрать   плату за святой престол – душу   Его святейшества. А когда присутствовавший в этот момент в покоях папы кардинал с удивлением увидел непонятно откуда взявшуюся богопротивную тварь и   попытался ее изловить, папа ему страшно прохрипел: «Не трогай! Не трогай его! Ты что, не видишь — это же Он!» Что и говорить, авторам таких жутких сказок нельзя отказать в буйной фантазии, но самое удивительное то, что многие образованные люди относились к подобным россказням об Александре VI с полным доверием. Так   рождался миф о «самом страшном» папе в истории католической церкви, отравителе, безбожнике, кровосмесителе, развратнике, алчном и кровожадном тиране, продавшем душу Дьяволу за престол святого Петра. Историческую клевету, в свое время   порожденную политическими врагами Борджа, с энтузиазмом подхватывали и переписывали друг у друга летописцы и писатели. Как известно, ложь, повторенная множество раз, становится практически неотличимой от правды. Но если отбросить все неподтвержденные слухи, сплетни и   необоснованные домыслы,   то из тьмы веков перед нами предстанет лицо совсем другого человека – любящего отца и страстного поклонника прекрасного пола, корыстолюбивого и властного,   трезвого и умного политика, хитрого интригана, тонкого психолога, целеустремленного и сильного человека, абсолютно чуждого всякому религиозному фанатизму.   Недаром Джироламо Савонарола, самый главный обличитель   всех истинных и мнимых пороков Святого отца утверждал, что Александр VI является лжепапой, поскольку он … неверующий!   Вот это и было главным пунктом обвинения его врагов.               

     Могло ли, в самом деле, быть такое, чтобы в XV веке престол наместника Христа на земле занял атеист? Вряд ли. Скорее всего, Александр VI был все-таки верующим человеком, тут Савонарола явно погорячился. Но правда заключается в том, что во всей Европе, действительно,   трудно было найти человека, меньше подверженного религиозному фанатизму, и большего скептика, чем глава церкви, во всех вопросах, которые касались всевозможных чудес, пророков, видений и божественных   откровений. Он был чужд всякому мистицизму, всегда тщательно отделял факты от вымысла и не был склонен верить никаким фантастическим сообщениям. К примеру, когда ему доложили о некой девице Лючии из города Нарни, которая якобы творила чудеса во славу Божию, папа послал к ней … своего личного врача, чтобы тот тщательно осмотрел ее и дал заключение о состоянии ее психического здоровья. Его святейшество обвиняли еще в одном чудовищном грехе: он не желал бороться   с таким страшным злом, как ересь и колдовство. Объясняется это, видимо, теми же причинами. В колдовство он не верил, женщин любил, а тайных еретиков, которых в это же самое время с такой яростью преследовали в Испании под руководством неистового Великого инквизитора Томаса Торквемады, прагматичный папа и вовсе не считал сколько-нибудь серьезной угрозой для общества и церкви, а скорее даже наоборот – важным источником доходов. Во всяком случае, бежавшие из Испании еретики, а также не пожелавшие отречься от веры отцов, а потому изгнанные из Испании Торквемадой иудеи и мавры находили кров и защиту … в Риме, т.е. в самом сердце   ожесточенно преследовавшей их системы! По вполне сходной цене у папы можно было приобрести отпущение всех грехов, а затем спокойно жить дальше, пройдя через торжественную церемонию аутодафе. Кстати, в отличие   от жутких мистерий, которые устраивала инквизиция Испании, церемония аутодафе в Риме при Александре VI была совсем не страшной и не сопровождалась никакими казнями. Именно терпимость к инакомыслию и полное отсутствие кровожадности по отношению к еретикам и иноверцам было главным грехом первосвященника в глазах его благочестивых и набожных оппонентов. В основном на этом, а не на вполне простительной слабости Святого отца по отношению к женскому полу, основывались их заключения о его глубокой порочности, ведь Бог, по их мнению, жаждал пыток и костров еретиков. «Еретика, в костре горящего, кровь и пот, для поля, прежде тощего,   росой   божественной течет» - вот жуткий поэтический образец мысли о том, что, по мнению многих католических богословов, было хорошо для   святой матери-церкви и главным удовольствием для милосердного христианского Бога.

    Если практически все обвинения папы в тайных убийствах своих политических противников являются недоказанными, то непреложным историческим фактом является то, что за время понтификата Александра VI в Риме не сожгли ни одного еретика и ни одной ведьмы. Так неужели на площадях Рима в эту дымную эпоху не пылали костры? Это не совсем так, костры в Риме тоже иногда зажигались, но на них возводили не еретиков, а … бывших католических священников.   Папа сурово и решительно расправлялся с теми служителями церкви, которые торговали фальшивыми индульгенциями. Им не было прощения, ибо   они наносили папской казне прямой   ущерб, а ко всему, что было связано с финансами, Александр VI относился очень серьезно. Преступников   по закону ждала смертная казнь через сожжение, но надо признать, что вина этих священников   все-таки была реальной, а не   мнимой.               
На костер был отправлен и самый яростный враг папы – монах-доминиканец, диктатор   Флоренции с 1494 по 1498 годы   Джироламо Савонарола. Этот религиозный фанатик считается историческим антиподом Александра VI.   После того, как власть в Ватикане сменилась, и папская тиара досталась   врагам семейства Борджа, Савонарола был, разумеется, реабилитирован и получил статус борца за святую веру, уничтоженного безбожным, развратным и преступным папой. Ну что ж; пришла пора внимательнее присмотреться к этому занятному историческому персонажу. Откуда же взялась в свое время эта «головная боль» для Святого престола, и как простой монах ухитрился стать личным врагом самого римского папы?   Его искренность, набожность и религиозное рвение не вызывают никаких сомнений. Этот выдающийся реформатор родился в Ферраре в 1452 году, получил хорошее гуманитарное и медицинское образование, имел большой поэтический   талант. Будучи идеалистом, с ранней юности он был озабочен совершенно очевидным нравственным разложением общества и церкви, что уже просматривалось в его ранних поэтических сочинениях. В 1475 году он вступил в доминиканское братство в Болонье, а через десять лет после этого получил известность благодаря своим страстным проповедям в маленьком городке Сан-Джиминьяно. В 1490 году оказался во Флоренции, куда его пригласил всесильный Лоренцо Медичи. Савонарола сразу же привлек к себе внимание флорентийцев своими обличениями испорченности нравов властей и церкви. В ответ на предостережения с их стороны, лишь усиливал свою критику и получил в глазах общества репутацию бескомпромиссного борца за правое и божье дело, был избран настоятелем монастыря Сан-Марко. В апреле 1492 года Савонарола обнародовал   свое знаменитое видение о подвешенном карающем мече божественной справедливости со словами «Се, меч Господень на землю призываю и скоро», после чего его авторитет еще более усилился. Многие современники увидели в нем пророка. Именно в этом году Родриго Борджа стал папой, а Савонарола принялся обличать его  грехи. Поскольку над Флоренцией нависла угроза французской интервенции, горожане обратились за помощью к Савонароле, который играл важную роль на переговорах с французским королем Карлом VIII. Наследник Лоренцо, Пьеро Медичи, бежал из города, в результате чего там возникла смута безвластия, в которой Савонароле и его сторонникам удалось захватить власть.   Савонарола призвал людей к спокойствию и примирению, заявив, что  в будущем обновленная Флоренция станет образцом государственного устройства для всей Италии. Возникла не раз повторяемая в истории ситуация, когда власть получили идеалисты, которые рьяно взялись за реорганизацию   общества, исходя из своих представлений о добре и зле. Новая Флоренция мыслилась Савонаролой как град Божий, в котором власть принадлежала самому Иисусу Христу. Мало кому судьба предоставляла возможность на практике осуществить свои идеалистические концепции, используя такой инструмент, как государственная власть. Савонарола добился принятия республиканской конституции по венецианскому образцу и множества новых законов против всяческих богопротивных дел – таких, как   азартные игры, содомия и   супружеская измена. Савонарола резко осуждал всяческие пирушки, легкомыслие, веселья и карнавалы, любовь к вину и театру, женское кокетство и мужское увлечение прекрасным полом. Сам он был совершенно свободен от «плотского греха», и ни одна женщина не сумела поколебать его благочестия. Возможно, на то были веские физиологические причины. Савонарола изгнал из города «веселых девиц», ростовщиков и менял. Под влиянием его страстных проповедей   богачи уходили в монастыри, женщины переставали носить дорогие украшения, на улицах умолкли   веселые песни, вместо них горожане должны были распевать унылые псалмы. Вскоре в результате стараний благочестивого монаха прежде прекрасный и цветущий город было не узнать. Флоренция превратилась в унылое и жутковатое место. Религиозный вождь искоренял балы и маскарады, обличал мирских князей и прелатов церкви, призывал к низвержению папы,   рассылал повсюду своих шпионов, которые выискивали безбожие и скверну, улицы патрулировали агрессивные отряды религиозных фанатиков, называемые священной милицией. Как это обычно водится, ситуацией поспешили воспользоваться всевозможные проходимцы. Вооруженные молодчики врывались в дома богатых горожан,  терроризировали  их, выискивали доказательства нарушения ими десяти заповедей. На площадях Флоренции запылали костры, на которых по приказу Савонаролы сжигали не только нечестивые книги, картины и одежды, но и живых людей за различные грехи. Преследованиям подвергались наука, светская гуманистическая   литература и возрождавшаяся классическая древность. Торговля и финансы   во Флоренции также приходили в упадок.   Сам же Савонарола в это время выпустил в свет своё знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором была дана блестящая защита истины католического вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви и знаменитое сочинение «О правлении и законодательстве города Флоренции».

     Разумеется, своими  действиями он нажил себе множество врагов, которые взяли себе в союзники римского папу, весьма задетого его обличениями. Как истинный прагматик, Александр VI поначалу попробовал с ним договориться по-хорошему и даже сделал ему предложение, от которого, по его мнению, никто бы не мог отказаться - пост кардинала. Но не таков был Савонарола, чтобы пойти на сделку со своей совестью. Он с презрением отказался от красной кардинальской шапки из рук безбожного папы. Тогда Его святейшество  безрезультатно попытался заткнуть фанатику рот запретом на проповеди. Снова ничего не получилось. Неистовый монах лишь усиливал свои обличения Рима. Более того, он написал перехваченное разведкой Ватикана письмо государям Европы, в котором призвал созвать Вселенский собор для смещения папы. Терпеть такое положение вещей было далее невозможно, и Александр VI принял решение о физической ликвидации своего противника. Агенты   Ватикана организовали беспорядки во Флоренции, раскололи город на два непримиримых лагеря. В мае 1498 года папа отлучил Савонаролу от церкви. Это был сильный ход, ибо сторонники Савонаролы сразу оказались в меньшинстве. В итоге настроение толпы переменилось, ее гнев оказался направлен на Савонаролу, а власть в городе получили его непримиримые враги, поддерживаемые папскими легатами.    Савонарола со своими двумя сторонниками был арестован. Папа учредил следственную комиссию, которая путем жестоких пыток вырвала у него признания в обмане и ереси, после чего обвиняемого без промедления приговорили к смерти. Отправляясь на казнь 23 мая 1498 года, Савонарола якобы произнес слова «Не погасить Риму сей костер», намекая на то, что история его с папой рассудит. Савонарола был казнен, но наместник святого Петра на земле почему-то не проявил   лютой жестокости, в которой его так часто обвиняли. Его личного врага повесили и только потом сожгли его бездыханное тело. Так закончилось на тот момент противостояние двух антиподов, а затем, как это часто бывает в истории, знаки поменялись. Александр VI был объявлен исчадием ада, а учение Савонаролы было оправдано папой Павлом IV. В 17-ом веке в честь Савонаролы был учрежден один из обрядов во время таинства ведения католической службы, в 1875 г. ему был поставлен памятник в Ферраре.

       Можно привести и другие исторические примеры, когда Александр VI и его сын Чезаре   проявляли необъяснимую мягкость и великодушие в отношении своих врагов. Например, некая графиня Катерина Риарио Сфорца, правительница города Форли, попыталась убить папу при помощи отравленного письма, с которым она отправила в Ватикан   своих людей. Но когда ее в результате военных действий, захватили в плен, ей сохранили жизнь, а менее чем через год после этого графиня была освобождена по просьбе французского короля и уехала во Флоренцию, где спокойно дожила до конца своих дней. Это всего лишь эпизод, но он очень показателен и свидетельствует о том, что Александр VI и его сын Чезаре  не проявляли никакой особой жестокости даже по отношению к явным врагам. О том, как к Чезаре Борджа относились мыслящие люди, интеллектуальная элита той эпохи, весьма красноречиво говорят два интересных факта: на него добровольно работал гениальный изобретатель Леонардо да Винчи, с него писал свой знаменитый труд "Государь" флорентийский мыслитель  Никколо Макиавелли, который считал герцога Валентино идеальным правителем.   Истинной причиной ненависти к ним столь большого числа могущественных людей и, как следствие, шельмования их перед историей было то, что   Родриго Борджа и его сын были выдающимися по своим качествам людьми, которым долгое время сопутствовала удача. На их стороне были богатство, сила, ум и решительность. Этот тандем – папа и главнокомандующий войсками святого престола, отец и сын - внушал такой страх и ненависть   своим врагам, что они были готовы приписать им любые злодеяния. Сменивший же   престарелого Пия III (который был после Александра VI) на троне святого Петра   новый сильный папа Юлий II, бывший кардинал Джулиано делла Ровере, относился к числу их самых яростных врагов. Именно ему в основном и принадлежит сомнительная заслуга демонизации исторического образа одного из самых выдающихся политических деятелей эпохи Возрождения.
***

Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию книгу  "Русский Гамлет".

Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и представляет собой сборник произведений, посвященных знаменитым деятелям и важным событиям в российской и зарубежной истории: Павел Первый и его реформы, Жанна д'Арк и Столетняя война, Максимилиан Робеспьер и Великая французская революция, Жак де Моле и разгром Ордена тамплиеров, Томас Торквемада и испанская инквизиция, папа Александр VI и его сын Чезаре Борджа, неистовый Савонарола и его борьба с Ватиканом, Охота на ведьм в обезумевшей Европе.

Центральным произведением является повесть о русском императоре Павле Первом, выдающемся и благородном человеке с трагической судьбой, которого еще при жизни его современники называли Русским Гамлетом.
 
https://ridero.ru/books/russkii_gamlet/