О существовании древней письменности у абхазов!

Леонид Колбая
 
        С  точки  зрения   наличия   письменности    у   древних   абхазо-колхов  следует  отметить  тот   факт,  что  у  древнегреческих  авторов   можно  найти  довольно  недвусмысленные  указания  о  наличии  письменности  у  колхов. 
    Так,  в  частности, по  сведениям  известного  греческого  поэта  и  учёного  111 в.  до  н.э.   Аполлония   Родосского   у   колхов   «сохранились  сделанные  на  кирбах  записи  своих  отцов,  на  которых  изложены   все  пути  и  пределы  воды   и   суши  для  путешественников»  (Арроll. Rhod.,  Arg. 1У,  279-281). Причём  само  понятие  «кирбы»  у  др. греческих  авторов  встречается  в  самом различном значении: некоторые  считают  их  древнейшими  каменными, медными  или  терракотовыми   пластинами,  на   которых  были   изложены   законы   Дракона  и  Солона  (Плутарх,  «Солон», 25)  или  правила  жертвоприношения (Лисий, 30, 17);  другим   они  представляются   каменными   столбами   и   т.д.  По  определению  Аполлодора   (11 в. до  н.э.)  «кирбами»  называются   всякого   рода  законы  и  документы  (Sch. Arystoph. аd  Nub.449). Причём  большинство  писателей (Феопомп Хиосский,  Феофраст,  Аполлодор,  Свида)  изобретение  «кирбов»  приписывают  корибантам - жрецам  богини Кибеллы (при  этом  отмечаются  также  фонетическое, а  возможно  и  семантические  соответствия:  ;;;;;;//;;;;;;;;  K;;;;;;;; // ;;;;-;;;-;;).1 
     «В  этом  сообщении,  -  отмечает  Отар Лордкипанидзе  со ссылкой на работы   М.Д.Бердзенишвили,  В.Сичинава   и  Г.А.Меликишвили, -  некоторые  исследователи  усматривают  свидетельство  о  наличии  письменности   в  древней  Колхиде».2  О  наличии  письменности  у средневековых абхазов, имеется сообщение из славянского  средневекового  нарративного  источника  Vita  Constantini, где  среди  народов  имеющих письменность, указаны  и абхазы. (Catalogus codicum  astrologum  Craeco. у.4, Brussel, 1983. P.129).   
    Из  сравнительно  новых исследователей Г.Ф.Турчанинов, как  и ранее А.Глейе, не  только  идентифицирует  колхов  с  предками  абхазов (что видно из таких его определений как  «памятники  колх(ид)ского (древнеабхазского) письма»,  «древние  абхазы-колхи»,   «абхазский,   он   же   колх(ид)ский,  царь  Мрн»  (Мрн – Мран   «Солнце-бог»)   и   т.п.,  причём   к  территории   Колхиды  Х111 – Х11  вв.  до  н.э.  он   относит   и   район   современного   Майкопа),3  но,  что   не  менее  важно, утверждает  и  наличие  у них  же  в прошлом  оригинальной  письменности.  Автор   пишет:   «… абхазы   действительно   имели   своё   оригинальное  письмо  и пользовались им  по крайней  мере на  протяжении  более  полутора  тысячелетий  на  обширной  территории  от Майкопа  до  Сухума».4 (Г.Ф.Турчанинов. Открытие  и  дешифровка  древнейшей  письменности  Кавказа. М., 1999).
   «Исследуя  исторические  корни  письма, - пишет Г.Ф.Турчанинов, - я  вынужден  отказаться  от  именования  его   «колх(ид)ским».  Выяснилось,  что  в  глубокой древности  слово  «к о л х»  означало  по-абхазски  и  по-абазински «металлург». В  дальнейшем   это  письмо  я  буду  именовать  «ашуйским»,  или,  что  то  же,  «древним    абхазо-абазинским».  Значение   сообщаемых   мною   фактов   трудно  переоценить.  Ашуйское  письмо  оказалось   не  только  самым  древним  на  всём  Кавказе,  но  через   Библ  оно  явилось  активным  двигателем   и  соучастником  в  создании  финикийцами   их  линейного  письма».5
   В  этом   контексте   нельзя   не   отметить   и   тот  факт,  что   название      древнейшего  грузинского   алфавита,   известного   в  научной   литературе  как  «м р г л о в а н и»   (mrglovani),   является   исконно   а б х а з с к и м   по  происхождению!  Причём  грузинский  языковед  З.Г.Чумбуридзе   термин  mrglovani ошибочно  производит  от грузинского  mrgvali  «мргвали», якобы, означает «круг» [который,  судя  по  всему,  также  имеет  исконно  абхазскую  природу, так  как   в  своей  основе  содержит  всё  тот  же   морфологический  элемент   mr- (mr-),  генетически   восходящий   к   основе  абхазского  а-мра (а-mra) «солнце», тогда  как  само  понятие  «круг»,  как   известно,  исторически  возникает  у  древних  народов  в связи с  представлением о солнечном  круге!].Причём  автор  полагает, что  этот  алфавит  называется  так  потому, что он  характеризуется округлостью   форм,  которым  выполнены  т.н. «ханмэтные  палимпсесты» - древнейшие  рукописи,  возникшие  в  5-7 вв.  и  имевшие  распространение  до  9-10 вв.6
   Между  тем,  при  объективном  подходе   к   вопросу,   даже   не  лингвисту,  можно легко  убедиться  в  том, что  в основе  загадочного  термина  «mrglovаni»  лежит  не  грузинское  mrgvаli (если  бы  это  было  так, то,  по крайней  мере, производной  грузинской  формой   от  этого  термина  была  бы  *mrgvaliani), а исконно  абхазское  сложно-составное  а-мра(а-mra)  «солнце»; + -гылоу(-g`lou) < *-гылара (-g`lara) - причастная  форма  абхазского  глагола  а-гылара (a-g`lara)  «вставать»,   «подняться»,   «взойти»   образованная  с   помощью   глагольного  суффикса  совершенного  вида  -  у (u)  (исконно  полугласная  фонема,  которая,  в  зависимости   от   её  фонетического  окружения,  может  переходить  либо  в  гласную - у (u),  либо  в  согласную - в (v);  + ани (аni) – суффикс  образующий   прилагательные  притяжательные. 
   Генетически,  по-видимому,   он   восходит   к   абхазскому   указательному   местоимению  ани (аni)  и,  которое, - по  определению  языковеда  П.К.Услара, - «служит  для  обозначения  предметов  отдалённых».7  Причём  надо  иметь  ввиду,  что  абхаз.  а-мрагылара  (а-mrag`lara) букв. означает  «восход  солнца»,  а-мра гыларта (amrag`larta), то  есть  с  локативным  суффиксом  -та (-tа) -  означает  «восток» (букв. «место восхода солнца»). С заменой суффикса  масдара -ра(-ra) на глагольный  суффикс  cовершенного   вида -у(u)  и   наращением   притяжательного суффикса  -ани(-аni), получена  форма  мрагылауани  > мрагылоуани (mrag`lauani >   mrag`louani),  букв. «восточное», которая, подвергшись фонетически  закономерной  редукции  гласных  "а" и "ы" - в  безударных  слогах  мр(а)г(ы)лоуани  и  субсти туции  абхазской  полугласной  у(w) - грузинской  согласной  v(v), в  грузинской  фонетической системе  закономерно дала  известную  грузинскую форму «mrglovаni».
   Таким  образом  исконно абхазское происхождение  наличествующего в грузинском  языке   термина   mrglovani  (mrglovani),  для   обозначения   древнейшего  вида  грузинского  алфавита,  не  может  вызывать  объективных  сомнений!   
   Причём,  если  учесть  ещё  и  тот  факт,  что  д р е в н е й ш и й  памятник  грузинской   письменности   был  обнаружен  именно  в  иудейской   Палестине - в  монастыре, то семантическое  осмысление  алфавита  «mrglovani»  как «восточное», согласитесь, выглядит  предпочтительнее, нежели  как «круглое»  или  «округлое», по-сути,  лишённое  информативно  значимого  содержания.  Тем  более,  что  для  обозначения  этого   же   алфавита   у  грузин  существует   исконно  грузинский   термин -  «мтаврули»,  что   с  грузинского  языка   буквально  переводится  как  «заглавное»  (= уставное)  письмо.8
   А если  учесть, что  термин  «палимпсест»  происходит  от  греч. раlimpseston (biblion) и  означает рукопись на  пергаменте, поверх смытого или  соскобленного  текста  (которые   были  распространены   до  начала  книгопечатания), а  термин  «ханмэтные»,  который  с  ним  сочетается,  в  основе  содержит   слово  «а-хaн»   имеющий  в  абхазском   значение   «дворец»,  то  это  позволяет  полагать,  что  они,  будучи  исполненные   на   мргловани, являют  собой  форму  др.-абхазского   алфавита, ныне  ставшего  известным  как  древне-грузинский. Причём С.М.Ашхацава  исходил   не   из  наличия  абхазского  субстрата  в   грузинском  языке,  а  из  ошибочного  тезиса  о  «несомненном   родстве  этих   языков».9   Ведь   именно  С.М.Ашхацава   писал  ещё  в  1924  году  (цитирую):  «Наукой  установлено,  что  современный грузинский язык  не похож  на  древне-грузинский, а до существования  этого  последнего  был  какой-то  другой   язык,  о  котором   пока  нет  точных  сведений,  но  существование  коего  несомненно. Также  наукой  установлено, что  т.н. древне-грузинский  алфавит  создан  не для  современного грузинского языка,  а  для  какого-то  другого  гортанного  (абхазского  – Л.К.)  языка».  И  далее:  «… ныне  известный  древне-грузинский  алфавит  (т.е.  мргловани – Л.К.) являлся  алфавитом  древнего  Абхазского государства  до его  распадения; и  после  этого  он  всё  же  остался  у  церкви   и  дипломатии  до  самого  1863 г. ,  т.е. до  момента  введения  непосредственного  русского  управления  в Абхазии  и  замены  этого  алфавита  русским».  И, наконец,  он  же  (С.М.Ашхацава) пишет: «Несмотря  на  более  чем   400 –летнее  расхождение  абхазского  языка   с  общим  древним  литературным  языком, древний абхазский  алфавит, ныне известный как грузинский, является наиболее выражающим  основные звуки современного абхазского языка…».10 
   Примечательно и то, что по грузинским  же источникам (данные З.Г.Чумбуридзе),  распространение  письма  «мргловани»  имело  место с 5-7 вв. вплоть до 9-10 вв.,  т.е. фактически  до смены  царей  династии Багратидов  абхазской  национальности  -  Багратидами  грузинской  национальности  в Абхазском  царстве. И, конечно же, многое  прояснится   после  тщательного  исследования   и  объективного  анализа т.н. «ханмэтных  палимпсестов»  и по ныне  хранящихся в  государственных архивах  Грузии.
    Но  с  тех  пор  как  высказывался   по  затронутому  вопросу  С.М.Ашхацава, прошло  уж  более  80-ти  лет   и,  по  данным  самих   же  грузинских   учёных,  следует  говорить  не  о  генетическом   родстве  языков,  а  только  о  наличии   абхазского  субстрата  в  картвельской  группе  языков,  что,  естественно,  не  одно  и  то  же!
   В  этой  связи  обращает  на себя  внимание  и  ряд социально  весьма  важных  слов  в  грузинском языке  имеющих, несомненно, исконно абхазское происхождение!
   Так,  например, помимо  слова  «мргловани», нельзя  обойти  молчанием  и  тот  факт, что (по утверждению  известного  языковеда  Г.А.Климова) обще-картвельская  основа  *cer   «изображать»,  «царапать»   «хорошо  известная  уже   из  древне-грузинского…», где  имела  и  значение  «изображать»  и  с  которой  генетически  связаны:  груз. cer - «писать»;  мегрело-чанское  (n)сar-а,  сван.  (j) r- ,  в  свою  очередь,  генетически   связаные  с  абх. а-нцара  (а-ncarа)  в  значении   «изображать»,  собственно  «изображение»,  то   есть  является  т.н.  масдарной  формой  глагола  (или, как  её  ещё  называют, - именем  действия!); кроме  того  в  абхазо-язычной  среде  имеют  место и  такие  его производные  значения  как:  1. «записывать,  записать»;  2.  «помещать»;  3. «выкладывать»; 4. «положить».
  Чистая  же  основа   этого  глагола  а-нца- (а-ncа-)  в  абхазском   означает:
1. «опись»; 2. «надпись». А в  форме  а-нца-га (а-ncа-ga), то  есть с наращением  орудийного  суффикса  -га (-ga), означающего  «то,  чем  можно  писать, наносить   на  что-нибудь  какое-нибудь  изображение  (ручка, карандаш, кисть  и  т.п.)»;  а-нцаюы  (а-nca;;`) -  «записыватель»   и   вообще  «человек  наносящий  на  что-либо,  чем-либо  изображение».11  Причём  бесспорность факта  заимствования   карт вельскими  языками  этого  исконно абхазского  глагола  подтверждается  наличием  в  нём  абхазского  суффикса  масдара  -ра (-ra), сохранившегося  и в грузинской  форме  cеrа  «писать», который только лишь в абхазском языке служит  образованию  масдарных  форм  глагола  (или  т.н. глагольных  имён  действий).12  И  в  этом  отношении   весьма  примечательно  замечание  Г.А.Климова,  который  пишет(цитирую):  «П и с а т ь  (по  отношению  к  «изображать»  -  «изображение» - Л.К),  р а з у м е е т с я,  не  могло  быть   и с к о н н ы м   з н а ч е н и е м».13
   В свете  вышеупомянутого  необходимо  также отметить  и  другой, немаловажный   факт:  для   мечения  своего  скота  абхазские   пастухи   с  древнейших  времён   употребляли,   прежде   всего,   различного   рода  вырезы   и  нарезы  на  ушах  животного  под  названием  «ахцара» (a-xcаra);  «отсюда, - замечает Ш.Д.Инал-ипа со  ссылкой  на  работу  С.Макалатия, - вероятно,  происходят  сванское  хынцыра (х`nc`ra  - Л.К.)  и   мегрельское   «хнцра»  (хncra  -  Л.К.).  Этими   знаками   метили,  главным  образом,  мелкий  рогатый  скот.  Многие  фамилии,  а  нередко  и  отдельные   их  отрасли   имели  свои  знаки,   представлявшие  собой  нарезы  определённой  формы  в  определённых  сочетаниях…».14
    В  этом  контексте  резонно   и   возникает   принципиальной   важности  для истины  вопрос:  если   грузинский  термин  cеrа   «писать»  генетически  связан  с  абх. а-ncarа  «изображать»,  (собственно  «изображение»),  то  у   чьих  же  именно  предков   могла  быть  древнее  письменность -  у  грузин  или  абхазов? -  Ответ  очевиден!
   По  сведениям  известного  др.-греческого  поэта   и   учёного  3 в. до  н.э.  Аполлония  Родосского,   у  колхов   «сохранились  сделанные  на  кирбах  записи  своих  отцов,  на  которых  изложены  все  пути   и  пределы  воды  и  суши  для  путешественников»  (Apoll. Rhod.,   Arg.  1У,  279-281). Причём  термин  «кирбы»  у древнегреческих  авторов  встречается  в самом  различном  значении: некоторые считают их  древнейшими  к а м е н н ы м и,   м е д н ы м и   или  терракотовыми  пластинами,  на   которых  были   изложены  законы   Дракона  и  Солона  Плутарх «Солон»,25) или  правила  жертвоприношения (Лисий, 30,17); другим  они  представ ляются  к а м е н н ы м и   столбами  и  т.д.  По  определению  Аполлодора (2 в. до н.э.), кирбами  называются  всякого  рода законы  и  документы (Sch. Arytoph. аd. Nub. 449).  Причём  большинство   писателей  (Феопомп   Хиосский,  Феофраст,  Аполлодор,  Свида)  изобретение   «кирбов»  приписывают   корибантам  -  жрецам  богини  Кибелы (при  этом  отмечается также фонетическое, а возможно  и  семанти ческие  соответствия: ;;;;;; // ;;;;;;; <  ;;;;;;;;; // ;;;;-;;;-;;).15 
   «В  этом  сообщении,  некоторые  исследователи  усматривают  свидетельство  о наличии  письменности  в  древней  Колхиде», - отмечает  Отар  Лордкипанидзе  со  ссылкой  на  работы  М.Д.Бердзенишвили,  В.Сичинава,  и   Г.А.Меликишвили.16 
   В этой  связи  чрезвычайно  важное  звучание  получают  и  сведения  Страбона (Х, 472):  «Корибанты,   вооружённые   телохранители   Реи-Кибелы,   были  родом   к о л х и». Тогда  как  в  др-греч. ;;;;;;;,  -;;;;;  ; означает: 1)вдохновение, восторженное  исступление;  2) к о р и б а н т  -   чёрного  цвета  к а м е н ь,  которому  приписывались  магические   свойства  (Рlut.).17 Причём  исследователь   А.А.Тахо-Годи  подчёркивает,  что  имя  «корибанты»  (koribant) - не  греческого  происхождения.3  Это  могут  быть   магические  камни  чёрного  цвета  известные   и   по  ныне   у  абхазов  под  названием  афырхи –  букв. «пуля  Афы (молнии)» - особые  небольшие  тела,  образующиеся  на  месте  попадания  молнии, а  также   метеориты.18    
    Здесь  же  уместно  вспомнить   и   засвидетельствованные   на   территории  древней  Колхиды   т.н.  вешапы   (слово   считается   иранского  происхождения)  -  каменные  изваяния   до 5 м.  высотой,  изображающие  собой  рыб  или  столбы  с  растянутой  на   них  шкурой  быка.   В  грузинской   мифологии  и  фольклоре  «вешапи» -  зооморфные   существа,  драконы. (У абхазов  слово  «дракон»  звучит   как   «агуылшьап»).  Считается,  что   в   древности  эти  статуи  были  связаны  с  культом   божеств  плодородия  и  воды.  В  армянской  мифологии  «вишапы» -  драконы,  хтонические  существа, которые  выступают  в  зооморфном  или  антропо морфном  облике  и  персонифицируют грозовую  бурю, смерч  или  грозовые облака.  Согласно  мифам, большой  вишап  поглощает  солнце, отчего происходит  затмение.  Они   живут   в   высоких  горах,  в  больших  озерах,  на  небе,  в  облаках.19 
   «Чаще  всего  на  них  можно  различить  рельеф  животного,  голова  которого  увенчана  рогами. На  памятниках,  обнаруженных  в  бассейне  реки  Чорохи  близ  озера  Зиарети,  изображено  также  животное   с  рогами…  Общее  мнение  учёных  подтверждает,  что   изображение,  нанесённые  на  вешапах,  представляют  быка.  Это подтверждается также  широким  распространением  мотива  быка на  памятниках   материальной   культуры   Кавказа.  Подобные  изображения   наблюдаются  большей   частью   на   бронзовых   украшениях   или   культовых  предметах»,  -  отмечает  грузинская   исследовательница   А.Н.Сихарулидзе.  И  далее:  «Большой   интерес  представляют  курганные   погребения,  найденные  Б.Куфтиным  при  раскопках  на  территории  Грузии. Очень  часто  в курганах  обнаруживают  целый  скелет  быка.  С  подобными  явлениями  встречаемся  так  же  в Армении. Жертвоприношение  быка   засвидетельствовано   в   курганах,  где  найдены  вешапы  и  вешапоиды. Следует  отметить, что  близ  Нор-Баязета  «м р т б  д з о р»  были обнаружены погребения  культового  быка».20 Между тем  вешапы  засвидетельствованы  не только  в Грузии  и  Армении, но  и  в Сев. Кавказе,  т.е   в  местах  расселения  абхазо-адыгских  племён. Время  их  изготовления  не  установлено,  предположительно  их  относят  ко  2-му  тыс. до н.э. Впервые  были  открыты  в 1909 году  в  Армении,  в  р-не  Гегемского  хр..  Исследователь   М.А.Членов   подчёркивает,  что   различаются   белые,  красные   и   чёрные   вешапы,  причём  последние   считаются   наиболее сильными.21
    Если  вспомним,  что  в  др.-греч. koribant  «корибант» -  означает  чёрного  цвета  камень,  которому  приписывались  магические  свойства,  то  генетическая   связь  т.н.  вешапов  -  культовых  сооружений  Колхиды  с  корибантами, которые  по  Страбону  были   родом   к о л х и,   вряд  ли  может  вызывать  сомнения!      
    А  если   далёкие   предки   абхазов   действительно  были   колхами,  то  и  сам   термин   «к о р и б а н т»,   по  идее,  должен   получить   положительную  этимологию  из   морфологических  норм  именно  абхазского  словообразования.  В  этой  связи  нельзя   не  обратить  внимание  на  тот  факт,  что  в   абхазском   языке   имеется   термин  а-kуарa  (а-kuara), который  означает   «обрабатывать, обтёсывать  камни»; 3  и  абант (аbant) -  местоимение  3–го  лица,  множ. числа  «для  обозначения   всякого   рода   существ».4  То   есть  в  целом  загадочный   для   грузин  термин   «корибант»  из   морфологических  норм  абхазского  слово образования  может  быть  положительно  осмыслен  как  «обработчик (магического) камня».
     Известно,  что  мистерии   корибантов  происходили   во  Фригии 5  в  честь  Аттиса,  юноши   влюблённого   Кибелы  (;;;;;;),  которая   в   греч.  мифологии  богиня  фригийского  происхождения,  близкая  по  своим  функциям  богине  Рее и  иногда  отождествлявшаяся   с  ней.  Она  также  носила   имя   «Великой  матери  богов». Мифы  о Кибелле  связаны  с  историей  юного  Аттиса. Богиня  требуе  от  своих  служителей  полного  подчинения  ей,  забвения  себя в безумном  восторге  и  экстазе,  когда  жрецы   Кибеллы   наносят   друг  другу  кровавые  раны  или  когда  неофиты   оскопляют  себя   во  имя  Кибеллы,  уходя  из  мира  обыденной  жизни  и  предавая  себя  в  руки   мрачной   и   страшной  богини.  На  золотой   колеснице  с  зубчатой  в  виде  башни  короной  на  голове  Кибелла  появлялась всегда  в  окужении   безумствующих   корибантов   и   куретов,  диких  львов  и  пантер. Она – владычица  гор,  лесов  и  зверей,  регулирующая  их  неиссякаемое  плодородие.  Культ  Кибеллы   в  Риме  был  введен   в  204  до  н.э.  в  конце  Пунической   войны,   в  период  активной   экспансии  Рима   на  Восток.  Культ  Кибеллы  слился   с   чисто   римским   представлением   о  богине   посевов   и   жатвы   О п с.   Празднества   в   честь  Кибеллы   были   наиболее   пышными  в  эпоху  империи,  когда  особое   развитие  получил   религиозный  синкретизм   и  Кибелла  стала   почитаться   как   покровительница   благосостояния  городов  и  всего  государства.6  Обряды  в  честь Кибеллы  были  весьма регламентированными    в   храме,   и   очень   шумными   и  драматическими  в  народе. Они  начинались   с   общенародного    оплакивания   смерти   Аттиса   и   кончались   потрясающим весельем  в  честь  его  воскресения.7  Куреты  (;;;;;;;;)  в  греч.  мифологии демонические  существа,  составляющие  вместе  с  корибантами  окружение Великой  матери   богов   Реи-Кибелы   и   младенца  Зевса   на  Крите.  Заглушали   его  плач  ударами  копий  о  щиты,  тимпанами,  экстатическими  криками  и  плясками  (Дiod. У  70, 1;  Strab.  Х,  3,7). Происхождение  куретов  -  неясно. Они  дети  земли   Геи  (Дiod. У 65)  или   Афины   и  Гелиоса  (Strab. Х, 3,12).  Согласно  одной  из  версий  мифа, они  выходцы  с  Эвбеи (остров  в  Эгейском  море, близ  побережья  Балканского  по-ова,  относится   к  территория  Греции   с   главным  городом   Халкида,  современный  -  Халкис),  во   Фригии   воспитали   младенца  Диониса (Х 3, 11-12). Куретам  и корибантам были посвящены  орфические  гимны. В период поздней  античности  куреты  и  корибанты  составляли   окружение  Афины,  которая  даже  именовалась  вождём  куретов.8 
   В  свете  вышеупомянутого  следует обратить пристальное  внимание на сведения  оставленные  нам   Аррианом  (2 в. н.э.),  который  писал: «При  входе  в  Фазис  (ныне  р. Рион  -  Л.К.)  на  левом  берегу  стоит   статуя  Фасианской  богини; судя   по  внешнему  виду,  это  богиня - скорее   всего  Р е я:   в  руках  она  держит  кимвал,  у  подножья  её  седалища  находятся  львы  и  сама  она  сидит  так  же,  как  Фидиева  Рея   в  Афинах  в  храме  матери»  (Арриан,  Рeripl, M. Eux.,  11). Как  известно,  Р е я (‘;;;;) - в  греч. мифологии  древняя  богиня,  титанида, дочь  Урана  и  Геи, супруга  Кроноса, родившая  ему  Гестею, Деметру,  Геру, Аида,  Посейдона  и  Зевса. Кронос, боясь  быть лишенным  власти,  пожирал  своих  детей,  но  Рея   по  совету  родителей   спасла  Зевса.  Корносу  вместо  сына  она  подложила  запелёнатый   камень,  который  он  и  проглотил,  а  сына  в  тайне  от  отца  отправила  на  Крит, на  гору  Дикта  (Неs. Theog. 453-486). В  период   поздней   античности  Рея   отождествлялась  с  фригийской  Великой  матерью  богов  и  получила  имя  Реи-Кибелы,  свиту  которой  на  Крите  состав ляли   куреты   и   корибанты.9   
    «Наименование  богини,  представленной  этой  статуей, осталось неизвестным,  -  пишет  А.И.Болтунова.   Арриан  (Арриан,  Рeripl, M. Eux., 11)  называет  её  ;;;;;;;  ;;;;. Из  этого сообщения  можно  заключить, - продолжает  автор, - что  жителями  милетской  колонии  был  воспринят культ  местного  женского божества… культ  этот  стал  культом   богини  –  покровительницы  города;  её  статуя  изображена  на  монете Аристарха, назначенного  Помпеем  правителем  Колхиды».10
   Таким  образом  в  статуи ;;;;;;;  ;;;; (т.е. «Фасианской богини»), вероятнее  всего,  имеем  засвидетельствованный  Аррианом  религиозно-синкретический  культ  богини  Реи-Кибелы,   которая  в  эпоху  поздней  античности  отождествлялась  с   греческой  Афиной  и почиталась  в  Колхиде  как  покровительница города  Фасис!
    Что  же  касается  названия  города  Халкида  > Халкис  то, оно  связывается  с   др.-греч. ; ; ; ; ; ;  -   «м е д ь»,   «металл»   откуда  греч.  ;;;;;;;  - «кузнец»,  где   располагаются   медные  рудники   и   что  обеспечило  Халкиде  роль  ведущего  экономического  центра Эвбеи. С  8 в. до  н.э.  Халкида  активно  участвовала   в   колонизации  Фракии,  Сицилии, Юж. Италии;  от  халкидян  насе ление  Италии  восприняло  греческий  алфавит.3  Между тем  указанное  наименова ние  города  созвучно  с  хаттским   hawarkina  (вариант  hawalkina)  с  которым  генетически  связывается   как  грузинское  rkina  (т.е.  без  приставки  ha-) - «железо»,  так  и  армянское  erkat -  с  той  же  семантикой.11 Из  чего  можно заключить, что  миграция  культуры  железа из  М.Азии  не  только в  Закавказье, но  и   на   острова  Эгейского   моря,  по-видимому,  произошла  под   влиянием  именно  к о р и б а н т о в,   которых   ещё  Страбон  считал   родом  из   к о л х о в. (Ср. абхазское  абюa(а-b;;;)   «медь»  с  названием  острова   «Эвбея»  и   абхазское  аихa  «железо»  с  хаттским  hawarkina  -  то  же).
    Известно  и   то,   что  фригийцы   сыграли  значительную   роль  в  падении  Хеттского  царства  (ок. 12 в. до  н.э.), большая  часть  которого  перешла  под  власть   Фригии.   В  9 в.  до. н.э.   она  установила  господство  на  Эгейском  море.5  По-видимому,  с   этим   историческим   фактом   и   следует  связывать  появление  в  Эгейском   море   корибантов   и   куретов!    
    Всё  выше  упомянутое   позволяет   не   без  основания   полагать   наличие  генетической  связи  современных  а б х а з о в  с  античными  к о р и б а н т а м и,  которые, - по  утверждению  Страбона, - были   родом   к о л х и!
    Между  тем,  как  отмечал  известный  абхазский  этнограф   Ш.Д.Инал-ипа:
 «В  настоящее  время  термин  «колхи»  понимается  как  собирательное  название  древнегрузинских  племён,  принадлежавших  к  мегрело-чанской  ветви,  и  больше  принято  считать, что  собственно  абхазские  племена  почти  не  имели  прямого  отношения  к Колхиде  ни  в  этническом, ни в  территориальном, ни  в культурно-политическом  отношениях».12 
   А  грузинский  исследователь  Отар  Лордкипанидзе  отмечал (цитирую): «Именно  богатство  Колхиды   различными  природными  ресурсами - в  первую  очередь  м е т а л л о м   и   л е с о м,  д о л ж н о  б ы л о  п р и в е с т и  г р е к о в   
к   о с н о в а н и ю   с в о и х    т о р г о в ы х     п о с е л е н и й   н а
 в о с т о ч н о м    б е р е г у    Ч ё р н о г о    м о р я».13   
   В  этом  контексте   весьма  примечателен  тот факт, что  железорудные  место рождения  на  территории  Колхиды  группируются,  в  основном,  в  районе  нынеш ней  Аджарии,  Абхазии,  Сванети   и   Раче.  «Во  всех  этих  горных  областях,   встречаются  остатки  древних  шахт, плавильных печей, скопления  шлаков  и  др.  следы  металлургического   ремесла,  которые  не всегда, к  сожалению, поддаются  точной  датировке. Не  исключено, однако, что  многие  из них  эксплуатировались   уже   в   античную   эпоху», - отмечает  Отар  Лордкипанидзе.14
   В  свете  вышеизложенного весьма  примечательно, что  проф. З.В.Анчабадзе  со  ссылкой  на работу  археолога  В.Семёнова особо  отмечал, что  «…м е т а л л у р г и я   м е д и    и     б р о н з ы   в   А б х а з и и   и м е е т,   н е с о м н е н н о,  м е с т н ы е   к о р н и. На  территории Абхазии  о т м е ч е н о   о к о л о  40  месторождений  м е д н о й    р у д ы   и   м е д н о г о   колча дана».4  Тогда  как   эпоха   меди  в  Абхазии  длилась  приблизительно  с  конца  1У до  середины  111  тыс.  до  н.э.15   
    Уже  в  эпоху  бронзы  и  железа  в Абхазии  существовало  немало  кузнечных   мастерских,  доказательством  чего  служат  встречающиеся  здесь  поныне  «следы многочисленных   древних   рудоплавильных   печей   и  ям, а  также  древних  куз нечных  мастерских.  Археологи  допускают   существование   здесь  следов бронзо-плавильной  печи  на  рубеже  11  и  1  тыс.  до  н.э.».16  А  в конце  восьмидеся тых  годов  прошлого  века  абхазскими  исследователями - археологами  из  АБНИИ   в  бзыбском   районе  Абхазии  была  обнаружена   шахта  большой  протяжённости, где  в  древности  добывался  медный  колчадан (= халькопирит) являющийся  важней шей   рудой   для   производства   меди.      
    В  этой  связи  большой  интерес  представляют  обнаруженные   на  Сухумской  горе    остатки    м е д е п л а в и л ь н о г о     п р о и з в о д с т в а.   Обнаруженные   здесь   крупные    молоты,   употреблявшиеся   для   раздробления   р у д ы,   с т у п к и    и    т ё р к и    для   бронзовых   вещей   навели  на  мысль  о   существовании   в  данном   месте   м е д е п л а в и л ь н и   у ж е   н а    р у б е ж е   11 - 1 тыс.   до  н.э.  В   народной   памяти   сохранились   предания   о   существовании   в  этих   местах  в  далёком  прошлом  кузнечного   и   вообще    м е т а л л у р г и ч е с к о г о    п р о и з в о д с т в а!
   Предание   отмечает,  что  недалеко  от  Сухумской  горы, на  правом   берегу   реки  Баслы,  была  расположена  священная  кузня  -  «а н ы х а п а а р а».17   
   И, наконец, З.В.Анчабадзе  заключает: «В  рассматриваемое  время  металлургия   бронзы   принимает  столь  сложный   характер,  что  это  не  могло  не  вызвать   широкую  производственную специализацию  м е т а л л у р г о в. Добыча  р у д ы,   её   обработка,  изготовление  форм,  разнообразных  топоров,  мечей,  кинжалов,  наконечников   копий, литьё  скульптурок  и  украшений  и  т.д. было  несомненно  делом   различных   ремесленников  -  специалистов».18
   Более  того, в технологическом  отношении  развитие  металлургии  не  мыслимо  без  химико-термической обработки  металлического  литья, которая  ныне известна  под  специальным термином   «цементация»,  и  которая  заключается  в  насыщении  поверхностных  слоёв  стали   или   железа  углеродом   для  создания   твёрдого  поверхностного  слоя.  После  цементации  изделия  подвергают  закалке  (по-абх. а-ohыж`ра – а-or`;;ra)  на  мартенсит  с  последующим  отпуском.
    В  глубокой   древности  эта  процедура  не  могла  иначе  осмысливаться   в  простом  народе  как  священно-действо,  а  люди,  профессионально  занимавшиеся  этим   таинственным   ремеслом,  соответственно,  как  маги  и   колдуны.  Вот  почему  у  абхазов  кузня  а-жьира  (а-;ira)  считалась  священным  местом, а-жьи  (а-;i) -  «кузнец» -  служитель  культа,  а  сама  наковальня  - культовым   пред метом   у   которой   традиционно   совершались   все  наиболее   важные   религи озные  обряды  под  руководством  главы  рода.       
   Таким  образом, территория  Абхазии  выступает одной  из  древнейших  мировых  центров  обработки   металла.   Русский   исследователь  Г.Ф.Чурсин  в  1936 г. так  же  отмечал (цитирую):  «Кузнечное  дело  и  вообще  металлургия,  судя  по  отрывочным  указаниям,   занимали  когда-то  видное  место  в  экономической  и   общественной  жизни  предков  нынешних  абхазов…».  А  ещё   ранее,  в  ХУ111в.  Я. Рейнеггс,   характеризуя  хозяйственный   быт  абхазов  отмечал,  что   «они   занимаются  обработкой    ж е л е з а,   из  которого   делают   о т л и ч н у ю   с т а л ь   и   выковывают  ружья,  сабли  и  ножи».19 
   Причём  как отмечает  известный  абхазский  этнограф И.А.Аджинджал (цитирую):
  «В  эпоху  бронзы   и   железа  в   Абхазии  существовало   немало  кузнечных   мастерских.  Доказательством  сказанного,  служат  встречающиеся  на  территории  Абхазии  ещё  до  наших  дней   следы  многочисленных  древних  рудо-плавильных  печей  и  ям,  а  также  древних  кузнечных  мастерских.  Археологи, проводившие  эти раскопки - Г.И.Ломтатидзе, А.Л.Капанадзе, М.М.Трапш  допускают существование  здесь  следов  бронзо-плавильной  печи  на  рубеже  11 и  1 тысячелетия  до н.э.  Кузницей  и  кузнечным  делом  занимались  почти   в с е   р о д ы  или  фамилии  в  Абхазии».20
   Этот  же  автор  далее  отмечает: «В  Абхазии  появились отдельные  фамилии, занимавшиеся  из  поколения   в   поколение  одним  и  тем  же  промыслами,  в  особенности   кузнечным…».21
   Однако  масштабное   профессиональное  занятие  кузнечным  делом  без  знаний   и  освоения,  хотя  бы,   элементарных  приёмов  металлургии, т.е.  промышленной  добыче  руды  для  производства  металлов  и  сплавов,  а  так же  их  первичной  обработки,  в  принципе,  невозможно!
    Из  выше  упомянутого  определённо  следует  тот  факт,  что  само  понятие  «металлургия»  -  никак   не  может  являться   привнесенным  в  Абхазию  извне, а является также, н е с о м н е н н о,   м е с т н ы м  производством!  Но  если   в  Абхазии  существовала   м е с т н а я   металлургия   м е д и  и  б р о н з ы   уже  вэпоху   э н е о л и т а,  то  вполне  естественно,  что   уже  тогда   не  могло  не  быть  самих  профессионалов  -  металлургов   и  соответствующего  их   именования! 
    Известно,  что  энеолитическая  эпоха  была  эпохой  перехода  от  каменного  века   к   бронзовому,   и   начинается   с   момента   начала   изготовления    м е д н ы х   изделий,  путём  холодной  ковки   и  заканчивается   изобретением   горячего   л и т ь я    м е д и,   а   за  тем   - б р о н з ы.         
    Причём  на  территории  Абхазии   «Очамчирское   селище  является   пока  единственным   изученным   памятником  энеолитической   культуры»,   которая   датируется   «приблизительно   серединой  111  тыс.  до  н.э.».3   И  уже  во  второй   половине   111  тыс.  до  н.э.  в   Закавказье   начинают  входить  в  употребление орудия  из  бронзы, представляющие  сплав  м е д и  с  о л о в о м.   Ранняя   ступень   бронзовой    культуры   непосредственно   следует  за неолити ческим  временем  и  начинается  с  момента  изобретения  горячего  литья   металлов,  т.е.  появления   м е т а л л у р г и и.4 
    «На  территории Закавказья, и  в частности Грузии, - отмечает З.В.Анчабадзе,  - имелись   благоприятные  условия  для  возникновения  и  развития   металлурги ческой  техники.  Этому   способствовало,   с  одной  стороны, наличие   залежей   цветных   металлов   на  Кавказе,  а  с  другой  -  оживлённые  связи  со   стра нами  Ближнего  Востока, на  что  указывают формы  и  стилистические особенности   некоторых  наиболее  ранних  медных   и  бронзовых  изделий».22
   Памятники  раннего  бронзового  века  на территории  Абхазии  были обнаружены   в   д о л ь м е н а х   на  которых   мы  ниже   ещё  остановимся.   Здесь  лишь  отметим,  что  дольмены -  своеобразные  погребальные   сооружения,   состоящие  обычно  из  нескольких  огромных   каменных  плит,  поставленных  вертикально  и   перекрытых  массивной   горизонтальной   плитой.
   Весьма  примечательно  и то, что  металлические  изделия  из ранних дольменов  (к которым, например, относятся Эшерские!) сделаны преимущественно  из  м е д и. 
  По  этому  поводу  археолог   Б.А. Куфтин   отмечает:  «Строители  дольменов  находились  ещё   в   с а м о м   н а ч а л е    б р о н з о в о г о   п е р и о д а  и   н е  т о л ь к о   н е  з н а л и    ж е л е з а,   н о    и    б р о н з о в ы й   с п л а в    и м   н е  б ы л   е щ ё   з н а к о м;  т а к,   п о   д а н н ы м   химического   анализа,  орудия,  найденные  в    дольменах,  с д е л а н ы  из   чистой   м е д и   и   с о д е р ж а т   о л о в о   л и ш ь  о к о л о  п о л п р о ц е н т а, что  может объясниться скорее  всего не  сознатель ной  присадкой,  а   просто   составом   м е д н о й    р у д ы».23 
    По  мнению  О.Джапаридзе  и  др..,  в  Западной  Грузии   в  период  ранней  бронзы   особого   развития   достигает   м е т а л л у р г и я.  Полагают,  что  именно   в  это   вроемя   складывается   в   верховьях   р. Квирилы   (левый  приток  р. Риони - древний  Фасис - Л.К.) м о щ н ы й  о ч а г   м е т а л л у р г и ч е с к о г о  производства. «Строители  абхазских  дольменов,- подчёркивает  З.В.Анчабадзе, - н е с о м н е н н о  были связаны  с  этим  о ч а г о м, о  чём  свидетельствуют,  во-первых, большое  сходство  металлического  инвентаря   доль менов   с   изделиями   из  других   раскопок  этого  района (Сачхерский  курган  и   др.)».24
   Следовательно  развитие  кузнечного дела  в  Абхазии  стало возможным  только  лишь  благодаря   наличию   здесь   залежей   металлической   руды,  развитого  металлургического  производства  и, соответственно, существования  профессиональ ных   металлургов!
   Причём  известный грузинский  исследователь Отар Лордкипанидзе  отмечает, что  сам  греческое  написание  термина   «к о л х»   в  виде   ;;;;;, -  «… является  обычным  и  засвидетельствовано  уже  в  середине  У1 в. до  н.э. на  аттической  чернофигурной  гидрии  (ср. Pfuhl. Malerei, с.271). Этникон  «колх» в  форме ;;;[kоlх] встречается  в  боспорской  надписи 11 в. н.э., которая  происходит будто  из  Горгипии, КБН, № 1231», - заключает  автор.25 Кроме того, по сведениям  того  же  автора,  около  Керчи  найдена  весьма  любопытная  надпись  1У в. до  н.э.  с  упоминанием  этникона   «К о л х»  в  виде  ; ; ; ; ; (;), которая  гласит:   «Мадзис  с ы н   К о л х а»  (;;;;;  ;;;;;[;] ),  а  в  другой  надписи, так  же   1У  в.  до н.э., найденной  в  Керчи, упоминается  «Ф и л о к о м  с ы н  Колха» (; ; ; ; ; ; ; ; ;    ; ; ; ; ; [;] ).1  В  Афинах  также  было  найдено  два  черно-фигурных  сосуда  относящихся  к  У1 в. до  н.э.  на  одном   из   которых   имеется   сигнатура   «; ; ; ; ; ;   ;;;;;;;;;;»   («Колх  меня   сделал»),   а  на  другом -  «;;;;;;;[;;] ;;;;;;;;,  [;];;;;;  ;;[;;;;];;;» - («Евсевий сделал,   Колх  расписал»).
    По  мнению   Е.Пафуля,  тем   же  колхским   мастером   был   расписан  ещё  один  сосуд,   хранившийся   в   Копенгагенском   музее.  Причём   по   мнению  Б.Н.Гракова   это   были   р а б ы  –  к о л х и.26   В  связи   с   чем   Отар  Лордкипанидзе   замечает:  «Сейчас  трудно  установить  –  как  появились  рабы -  колхи   в   Афинах  в   середине  У1  в. до  н.э. –  путём   непосредственных   связей  афино-колхидских  или   же  они  были  куплены   на  каком-нибудь  среди земном  рынке,  напр.,   на  Хиосе,  известном  своей  работорговлей. Во  всяком   случае,  факт  присутствия  в  Афинах  рабов  -  колхов  несомненно».27 (Отметим,   что   основа    хи-,   др.-греч.  топонима   Хиос,   соответствует   абхазскому  а-хьи   в  значении   «золотых  дел  мастер»).   
     Следовательно  по  версии  Отара  Лордкипанидзе   греч.  ; ; ; ; ; ;    и   греч. ; ; ; ; ; ; - [сравни  с  греч.  Халкида – др.-греч.  город  на   о.Эвбея,   современный   Халкис   в  Греции,  где   имеются  медные   рудники   и  название  которого  связывают   др.-греч.  ; ; ; ; ; ;  -  «м е д ь»,  «металл»   откуда  греч.  ;;;;;;;  - «кузнец»], -  имеют  генетическую  общность!
     В  этой  связи  нужно  полагать,  что  в  эпоху  энеолита  Колхиды  такие   понятия  как  «медь»  и  «металл»,  по сути,  выступали  тождественными. Причём,  если  др.-греч. ; ; ; ; ; ;  -  «м е д ь»,  «металл»  откуда  греч.  ;;;;;;;   означает  «кузнец»,  то  в  Колхиде  термин   «к о л х»   (= др.-греч.  ; ; ; ; ; ;)  закрепился  в  значении   «металлург».   Однако,  - как  полагает  Вяч. Вс. Иванов, -  греки  заимствовали  термин  ; ; ; ; ; ;  из  языка   хатти,   «когда  греки  ещё  не знали  металлургии  железа». Более  позднее греч. ;;;;; - «сталь»,   отраженно   в   имени  народа  «железоделателей» - халибов   -;;;;;;; (уже  у  Эсхила!),  «обитавших  на  Черноморском  берегу  Малой  Азии,   где,  судя  по   новейшим  открытиям,  находился  центр  ранних поселений  хатти. Бесспорно  заимствование  самими   греками  производства  железа  из   восточно-малоазийского  источника».28 
    Удобное  географическое   положение,   плодородная  почва,  медные  рудники  обеспечили  Халкиде  роль ведущего экономического  центра  Эвбеи (ср. абх. а-bюa   «медь»). С  8 в. до н.э.  Халкида  активно  участвовала  в  колонизации  Фракии,  Сицилии,  южной   Италии. И именно  от  халкидян   население  Италии  восприняло   греческий   алфавит.      
    Причём  др.-греч. ;;;;;;, - как  считает  Е.Пафуль, - генетически  восходит  к   х а т т с к о м у   h a w a l k i n a   «ж е л е з о»,  исторически  отложив шемся   в  хаттском  названии города - Hаwarkina (вариант  Hawalkina) при  груз. r k i n a   и   армян.  e r k a t   «ж е л е з о».29 
    Таким  образом   термин   «к о л х»   др. греч.  фактически  представляются   Отару   Лордкипанидзе  генетически   связанными   с  др.- греч.  основой   ;;;;[;;]   в  которой,   якобы,  произошла   т.н.   метатеза  [др.-греч. metathesis   - букв. «перестановка», т.е. перестановка  звуков  в  составе слова, происшедшая  на  почве  ассимиляции  или  диссимиляции ( Ср. тарелка (из талерка), ладонь (из  долонъ, ср. длань)], т.е. перестановка  морфологических  элементов  ; ;- и ;;- .
   А  поскольку   греч. ; ; ; ; ; ;,  в  свою  очередь, генетически  связывается  с  хаттским   h a w a l k i n a    «ж е л е з о»,  то,  следовательно  и  само  наименование   племени   «к о л х и»   и   страны   «К о л х и д а»,   следует   рассматривать  как   генетически   связанные   с  хаттским   h a w a l k i n a   «ж е л е з о»   и   с  металлургией   как   таковой!
   Следует  помнить,  что  эпоха  железа  исторически  приходит  на  смену эпохи   бронзы,  которая,  в  свою  очередь,  в   Закавказье   подразделяется  на  три  периода: ранний  (вторая  половина   111- го  тыс. до н.э.); средний   ( ХУ11 – Х111  вв.  до  н.э.)    и   поздний  (конец  11   тыс. -  У11 в.  до  н.э.).30 
   Причём,  если  сопоставить  абхазо-грузинские термины  обозначающие различные   металлы,  то  легко  можно  убедиться   в  том,  что  такиенаименования   как:  медь,  железо,  сталь  и  золото  имеют  совершенно  разную  языковую  природу  [Сравни:  абх. аиха  (аixа) - «железо»   с  груз. rkina - (rkina);  абх.  а-бюа   (а-b;;;) -  «медь»   с  груз.  spilenzi  (spilenzi);  абх.  а-;ыr  (а-џьэr) –  «сталь»  с  груз. рoladi   (poladi);  абх. а-хьы; (а-х;э) –  «золото»   с  груз.  оkro  при  генетически   общих  абхазо-грузинских  лексемах:  «руда»  (а-maden - madan-i);  «олово»  (а-kalei -  kala);   «чугун» (а-tuџь )  -  соответственно! –  Причём  исследователь  А.И.Абдоков  утверждает,  что  «во  всех  абхазо-адыгских  языках»   морфема  означающая  понятие  «медь»  восходит  к  прилагательному  «ж ё л т ы й».31 В  грузинском  же  языке  понятия: «жёлтый»  звучит  как  qviteli,  а   «жёлтая   медь»  -  как  t i t b e r i.
   Однако  тот  факт, что  абхазо-адыгские  и  грузинское  наименования  м е д и  имеют совершенно  различные  источники  происхождения, между прочим,   является   убедительным   свидетельством   того  исторического  факта,   что  этап  меди  в   развитии  металлургии  в  Колхиде  [эпоха  т.н.  э н е о л и т а   «медно-камен- ного»  века, которая  начинается  с  момента  изготовления  м е д н ы х  изделий   путём  холодной  ковки  и заканчивается  изобретением  горячего  литья  м е д и, и  только  затем   б р о н з ы],32  - абхазо-картвельских  культурных   контактов   е щ ё   н е   с у щ е с т в о в а л о!
    Из  сказанного  следует  и  то,  что  не  только   культура   меди  возникла  у  абхазо-адыгских  народов  совершенно  независимо   от   народов  картвельской   группы  языков,  но  и сами  основы  металлургии  на  Кавказе,  и  в  Колхиде  в  частности,   начало  которой  связано  с  производством  меди, по-видимому, были  заложены  соответственно  древними  абхазо-адыгскими  племенами!
     Следует   иметь  ввиду,   что  ещё  задолго  до  греческой  колонизации  Колхиды  (> 6 в. до  н.э.), уже  во  второй  половине  111  тыс. до  н.э.,  в  Колхиде  начинают   входить   в   употребление   орудия    и з    б р о н з ы,  представляющие  собой  сплав  м е д и   с  о л о в о м, т.е. когда  производство  орудий  из  чистой  меди,  фактически,  было  уже  пройденным   этапом  развития   местной   металлургии.   Причём   бронзовый   век,  как   известно,  делится  на  три  периода: ранний,  средний  и  поздний. Ранняя  ступень  бронзовой  культуры  непосредственно  следует  за  энеолитическим  временем  и  начинается  с момента  изобретения  горячего  литья  металлов, т.е. появления  металлургии  в  современ ном  понимании. Причём  З.В.Анчабадзе  особо  подчёркивал,  что   на  территории  Закавказья  «имелись  благоприятные   условия  для  возникновения   и   развития  металлургической  техники»   чему  «способствовали,   с  одной стороны,  наличие  залежей  цветных  металлов  на  Кавказе,  а  с  другой  -  оживлённые  связи  со странами  Ближнего Востока, на  что  указывают  формы  и  стилистические  особен ности  некоторых  наиболее   ранних  медных  и  бронзовых  изделий».33 
    Известно  и  то, что уже  в эпоху бронзы  и  железа  в Абхазии  существовало  немало   и   кузнечных  мастерских,  доказательством  чего  служат встречающиеся  здесь  поныне   «следы   многочисленных  древних  рудоплавильных   печей  и  ям,  а  также  древних  кузнечных  мастерских.  Археологи  допускают   существование  здесь  следов  бронзоплавильной  печи  на  рубеже  11  и  1 тыс. до  н.э.».34
    А  в  конце  восьмидесятых  годов  прошлого века  абхазскими исследователями -  археологами  из  АБНИИ,  именно   в   Бзыбском  районе  (верховья  р. Бзыбь)   Абхазии,   была  обнаружена   горная   шахта  большой  протяжённости,  где  в  древности  добывался  медный  калчадан  (= халькопирит) являющийся  важнейшей  рудой  для  производства  меди.      
   В  этой  связи  большой  интерес представляют  обнаруженные  и  на  Сухумской  горе остатки  м е д е п л а в и л ь н о г о  п р о и з в о д с т в а.  Обнаруженные  здесь крупные  молоты, употреблявшиеся  для раздробления  р у д ы,  с т у п к и   и   т ё р к и    для   бронзовых  вещей   навели   на   мысль  о  существовании  в  данном  месте  м е д е п л а в и л ь н и  у ж е   н а   р у б е  ж е   11 - 1 тыс.   до  н.э.  В  народной  памяти  сохранились   предания   о  существовании  в  этих  местах   в  далёком  прошлом  кузнечного   и  вообще  м е т а л л у р г и ч е с к о г о    п р о и з в о д с т в а!
    Предание   отмечает,   что  недалеко  от  Сухумской  горы, на правом  берегу   реки  Баслы,  была   расположена   священная   кузня  -  «а н ы х а   п а а р а». И,  наконец,  З.В.Анчабадзе  заключает:  «В  рассматриваемое  время  металлургия  бронзы   принимает  столь  сложный  характер,  что  это  не  могло   не  вызвать  широкую производственную  специализацию  м е т а л л у р г о в. Добыча  р у д ы,   её   обработка,  изготовление  форм,  разнообразных  топоров,  мечей,  кинжалов,  наконечников   копий,   литьё   скульптурок   и   украшений   и  т.д. было  несомненно  делом   различных  ремесленников  -  специалистов». 35
    Причём   как  отмечает  И.А.Аджинджал:  «Кузницей   и   кузнечным  делом  занимались   п о ч т и    в с е    р о д ы   или   фамилии   в  Абхазии….  В  Абхазии  появились  отдельные  фамилии,  занимавшиеся   из  поколения   в  поколение  одними   и   теми   же  промыслами,  в   о с о б е н н о с т и   к у з н е ч н ы м,  а  также  ювелирным.  Таковыми  являлись,   в  частности,  фамилии   Ж и б а   и   А х и б а.  Жиба - от  абхазского  слова  «а ж ь и»,  т.е. кузнец.  Следовательно,  их   прозвище  или  фамилия  происходит   от  р о д а   и х   з а н я т и я.  То  же  самое   А х и б а  -  от  «ахьи»,   что  означает   коваль  золота, т.е. мастер золотых  и  серебряных дел».36  (Разрядка  моя – Л.К.)      
   И  далее:  «В  прошлом  столетии  почти   в  каждом (абхазском) селе  имелась  такая   авторитетная   кузница,   где   можно  было  произнести  очистительную   п р и с я г у   и   к л я т в у». 37          
   Более  того,  в  технологическом   отношении  развитие   металлургии  не  мыслимо  без  химико-термической  обработки   металлического  литья,  которая  ныне  известна под специальным  термином  «цементация»,  и  которая  заключается  в  насыщении  поверхностных  слоёв  стали  или  железа  углеродом  для  создания  твёрдого  поверхностного  слоя.  После  цементации  изделия  подвергают  закалке (по-абх. а-;r`;;ra)  на  мартенсит  с  последующим  отпуском.
   В  глубокой  древности   эта  процедура,  как  очевидно,  не  могла  иначе осмысливаться  в  народе  как  священнодейство,  а  люди,   профессионально  занимавшиеся  этим   «таинственным»   ремеслом,  соответственно,   как  маги  и   колдуны.  Вот  почему  у  абхазов  кузня (а-жь;ра   а- ; i r a)  считалась  священным  местом,  а-жьи  (а-;i) -  «кузнец»  -  служителем  культа, а  сама  наковальня  -  культовым  предметом  у  которой  традиционно  совершались  все  наиболее  важные   религиозные  обряды  абхазов-язычников  под   руководством   главы  своего  рода.
   Однако  постоянное  и   тем  более  масштабное   и,  почти,  тотальное профессиональное  занятие  кузнечным  делом  каждого  абхазского  рода  без  знаний   и  освоения,  хотя  бы,  элементарных   приёмов   металлургии,  т.е.  промышленной  добыче  руды  для  производства  металлов   и  сплавов, а  так же  их  первичной  обработки,   в  принципе,  -  невозможно!
   И  как  выше  уже  отмечалось,  развитие  кузнечного  дела  в  Абхазии  стало  возможным   только   благодаря   наличия  здесь  больших  залежей  металлической  руды, развитого  металлургического производства и, соответственно  существования   армии   профессиональных   металлургов! 
    И  поскольку  само  понятие  «металлургия» (происходит от греч. metallurgieo  -  «добываю  руду,  обрабатываю  металлы»)   связано  прежде  всего  с  добычей   металлической  руды,  производством  из  неё  металлов   и  сплавов,  их  механи ческой,  термической   и  химической  обработкой,  то  основа  самого  термина   k o l x-,  по  идее,  должна  быть  положительно  осмыслена  из  морфологических  норм  абхазского  словообразования  в  генетической  связи   именно   с  металлур гией.   
     Всё  выше  упомянутое  даёт  объективные  основание  полагать,  что  термин   k o l x   < *k;a l x   имеет  исконно  абхазскую  природу  и  о  чём   утверждал  ещё  уважаемый  Г.Ф.Турчанинов.38
     Более  того  исконно  абхазская  природа  происхождения  загадочного этнонима  «колх»  (греч.  ;;;;-;;   k o l x  =  груз.  k o l x -i ) - очевидна,  поскольку  этимологический   анализ  позволяет   в   его  основе  морфологически  чётко  выделить  два  исконно  абхазских словообразовательных  элемента:  ko-  <  *k;a- -  глагольный  указательный  префикс (преверб)  места  с  оттенком  центро стремительного  направления  со  значением  «за  пазухой»  (Например:  i-k;a-leit  -  «кто-то  (кл.  вещ.  и  прир.)  к  нему (кл. муж.) за  пазуху  влез»;39  и  глагольный  корень  -лх (-lx)  глагола   а-лх-ра  (а-lx-ra) – «выделывать, обрабатывать  что  нибудь" (например:  Ажьи  аихаoю ...-  «Кузнец  незакалённое  железо  обработал»).40
   Кстати,  глагольный  корень  - х-  в  абхазском  словообразовании  очень  продуктивен. Как  отмечает  известный  абхазский  языковед  К.С.Шакрыл: «Звукокорень  х  в  сочетании  с  всевозможными  аффиксами  употребляется  в  значении  «вынимать», «достать»,  «вытащить»  и  т.д.». Так, например, в сочетании  с  словообразовательным   глагольным  аффиксом  места    q-  (; qs),  придающего  действию  значение   центробежного  направления  «из-под»; например:  и-qs'putbn  «что-то (кл. вещ.  и  прир. )  из-под   чего-то  я   вытащил,  взял»  образован  глагол  а-цхра (а-chra)  со  значением  «добывать  (об  ископаемых)»;  например:  амаден  ацхра (аmaden  аcxra) - «добывать  руду»  и  т.п.41
    Итак,  судя  по  всему,  термин   k o l x  генетически   восходит  к  основе  абхазского  глагола  *a-kolx-ra  с  исконной  семантикой  «металлург».
  С  точки  зрения  подтверждения  факта генетической  связи абхазского  термина  kolx  именно  с   металлургией   уместно   указать  и  то,  что  в  основе  именование  индийского  города  Колхапур  (что  в  штате  Махараштра, на  восточных  склонах  Западных Гат) лежит  слово  к о л х, жители которого испокон  веков  занимаются  металлообработкой, т.к. вблизи города  имеются  к р у п н ы е   месторождения  бокситов  (основной  руды  для  получения  алюминия)!   
   Основоположник  абхазской  литературы   Д.И.Гулия  проводил  генетическую  связь  абхазского антропонима  kолгьи (qolhi), который  следует  рассматривать   как  фонетический  дериват  исходного   k o l x -  названием  профессиональных  металлургов -  кузнецов,  по  своему  социальному  статусу  из  покон  веков приближавшихся  к статусу  магов. Указанный антропоним  в русской транслитерации  звучит  как  Колги < Куалги  и   которым  по-ныне  называют  себя  абхазоязычные  представители  фамилии  Колбая.
   «Колхи -(qolhi – Л.К), - писал  Д.И.Гулия  в  1925г,-  очень распространённая  фамилия  в  Абхазии, главным  образом  в  Самурзакани, где  их  называют Колбая. Они  переселились  из  Бзыбской  Абхазии  более  150 лет  тому  назад. Возможно,  что  они  являются  остатками  древних  колхов».42   
   Причём  тот  факт, что  абхазо-адыгское  и  грузинское  наименования  м е д и   имеют  совершенно  различные  источники  происхождения,  между  прочим, является  убедительным  свидетельством  того  исторического  факта,  что  в  эпоху  меди   абхазо-картвельских  этнокультурных контактов ещё  н е  с у щ е с т в о в а л о!
   «Особая  культовая  значимость  железа  в  ритуальной  традиции  хатти,  -  продолжает  далее  Вяч. Вс. Иванов,  - выделяет   эту  последнюю  (и  отчасти  продолжающую  её  древнехеттскую) из числа других  древневосточных (и объединяет  её  с  позднейшими  западно-кавказскими,  в  частности,  а б х а з с к о й,  что  представляет  особый  интерес  ввиду  наличия  ряда  описываемых  ниже  сходства  языка  хатти  и  абхазо-адыгских  языков)» …. Вывод,  согласно  которому  металлургия  ж е л е з а  в  Передней  Азии  (а  потом  и  в Евразии  в  целом!)  распространяется  из  области культуры  хатти, подтверждается  историей названий  железа  и  стали.  Все  древние  языки  Малой  Азии   и  прилегающих  областей  (хеттский, хурритский, западные - левантийские диалекты  аккадского)  заимствуют  названия  ж е л е з а   из  языка   х а т т и,   где    ж е л е з о   называлось   h a w a l k i…  Заимствование  названия  леопарда,  б а р с а   в  языке  Евразии   из   языка  хатти   объясняется   исключительно  культовой значимостью   л е о п а р д а   в   традиции   х а т т и,   прямо   продолжающей   традицию  религии  обитателей  Чатал-Гююка.  Роль  для  последней  сдвоенных  символов  л е о п а р д о в  позволяет предположить  малоазиатское происхождение  ж е л е з н о г о   меча  с  изображением   двух  л е о п а р д о в,  найденного  в  Дораке  и  относимого  к  культуре  Иортан,  синхронной   с  временем,  когда  в  Аладжа-Гююке  уже  знали  производство  ж е л е з а…».43
     В  Х11 в.,  - продолжает  автор,  -  после  падения  Хеттской  империии,  железо  распространяется  у  разрушивших  его  народов  («народов  моря»,  как  их  называют  египетские  источники) и  у  соседних  народов.  Характерно,  что  в  1Х в.  до  н.э.,  когда  для  Ассирии  констатируется  классический  железный  век,2  основные  количества  ж е л е з а  ассирийы  получают  либо  из  области  Х а т т и  (15 т.  при  Ашшур-нацирапале, 24т. при  Саламансаре 111),   либо  из  Н а и р и  (18 т.  при  первом  из  этих  царей)  и  из  других  областей  на  территории  исторической  Армении,  ср.  Maxwell – Hyslop  1974.  Полагают,  что  производство  железа  в  древней  Армении,  непосредственно  примыкавшей  к  Хеттскому  царству,  начинается  в  Х111 – Х1У вв.  до  н.э.3  Несколько позднее  металлургия  железа  начинается  в  Западной  Грузии   около  Х11  в. до  н.э.44  Связь  закавказских  центров  с хаттскими  (и позднейшим  хеттским) доказывается  и  языковыми  данными:  грузинское   rk;ina  «железо»  связано  с  одним  из  производных  от  хаттского  названия  железа,  сохранённым  в хаттском  названии  города  Hawarkina  (вариант  Hawalkina   от   hawlki  -  «ж е л е з о» 45   в  грузинском  отражена  форма  без   приставки  ha- ). К другому  производному  от  того  же хаттско-хеттского  названия  восходит и  армянское  erkat - «железо».46   
   В урартскую  эпоху  ассирийские  тексты под  «Страной  Хатти» понимают обычно  Сирию, но  иногда  и  Малую  Азию, - пишет  Г.А.Меликишвили  со  ссылкой  на  работу  И.М.Дьяконова.  «Страна  Хатти»  в  узком  смысле -  царство  Каркемиш.47 (Сравни  с  античным  наименованием  черкесов  «керкеты»  -Л.К.).
    Под  «Страной   Хате»  урартских   источников   подразумевается,  по  всей  вероятности,  территория,  лежащая  на  крайнем  юго-востоке  Малой  Азии».47
    Упомянутая   выше  страна   Н а и р и,   из  которой  ассирийцы  получали   железо  при   царе   Ашшур-насирапале  (883-859   до  н.э.),  тогда  как   ещё Тиглатпаласар 1 под  1112 до  н.э.  вблизи  Великого  (Верхнего)  моря  называет  множество  стран  Наири  и  среди  них  (самую   северную   по  представлениям  ассирийцев)  «страну  Хабхи»,  расположенную  у  самого  Верхнего,  т.е. Чёрного  моря.48
    Причём  Г.А.Меликишвили  указанное  прочтение  названия  страны  «Хабхи»  считает  неправильным  и  предлалагает своё  толкование наименования этого этно-политического  образования  как  К и л х и   на  том,  в частности,  основании,  что  К и л х и  близко  стоит  к  известному  из  урартских  источников  У111 в.  до  н.э.  царству  К у л х а.  Однако   Ш.Д.Инал-ипа  вполне  резонно  полагает возможным  сопоставить  наименование  страны  «Хабхи»   с  корнем  названия  «Абхазия»  и  самоназвания   убыхов  - «пёх»,  «учитывая  наличие  значительного  абхазо-адыгского  слоя  в  топонимике  этих  мест».49 
   Принимая  во  внимание   известное  сообщение  Геродота   о  египетском  проис хождении  закавказских  колхов  следует  вспомнить  то,  что  под  именем   Хaпи (hа'pj) -  в  египетской  мифологии  известен  бог  Нила. Этим  именем  египтяне  называли  не  только  свою  великую  реку  Нил, но  и  её  бога (Wb, 111, 42-43). Автор  «Описания  Эллады»  Павсаний,  живший  во  2в.  н.э.  сообщает (Х, 32.18),  что  разливы  Нила  происходят  от  слёз  Исиды,  ежегодно  оплакивающей  своего  брата  и  мужа  Осириса.  Таким  образом,  поздняя  традиция  или  одна  из  её  версий,  связывает  разливы  Нила  с  мифом  об  Осирисе.  На  самом  юге,  у  первого  порога,  культ  Хапи  (Нила)  затмевал  культ  Осириса.  Справлявшиеся  ежегодно  перед  разливом  реки  празднества  в  честь  Хапи  были  преимуществен но  праздниками  предвкушения  благоденствия.  Жертвы,  приносимые  богу  Хапи,  были  совершенно  безобидны: в  реку бросались  начертанные  на  плитках  списки  даров - продуктов  растительного  и  животного происхождения. Об этом  упоминает  Сенека,  живший  в  1 в. н.э.50
   Однако  следует  особо  отметить  тот  факт,  что  эпоха  зарождения  и  становления  металлургии   как  таковой  вообще  в  самой   Колхиде   начинается  не  с  эпохи  освоения   ж е л е з а  [которая  хронологически  относится  к  рубежу  Х1У  -  Х111 вв.  до. н.э.,  когда  появляются  в  Абхазии   и  Северном  Кавказе  некоторые бронзовые  изделия  (в  частности,  поясные  бляхи),  инкрусти рованные  железом,  «которое,  следовательно,  появляется  вначале   в  качестве  драгоценного  металла»],   а  намного  раньше  -  с  эпохи  освоения   м е д и,  которая  известна  в  археологии   как  э н е о л и т  (медно-каменный   век, который  длился  в  Закавказье  приблизительно  с  конца 1У до середины 111 тыс. до  н.э.).51 
   Энеолитическая эпоха была  эпохой  перехода от каменного века  к  бронзовому,   и   начинается  с  момента  начала  изготовления   м е д н ы х   изделий, путём  холодной  ковки  и  заканчивается   изобретением  горячего  л и т ь я   м е д и,  а  за  тем  –  б р о н з ы. Сравнительно  энеолит  был  здесь  непродолжительным  и  длился приблизительно  с  конца  1У  до середины 111  тысячелетия  до  н.э.52 
    Причём   на   территории   Абхазии   «Очамчирское  селище  является   пока  единственным   изученным   памятником  энеолитической   культуры»,   которая   датируется   «приблизительно   серединой  111  тыс.  до  н.э.».53   И  уже  во  второй  половине  111  тыс. до  н.э. в  Закавказье  начинают  входить  в  употреб ление  орудия  из  бронзы,  представляющие   сплав  м е д и    с    о л о в о м.  Ранняя   ступень  бронзовой   культуры  непосредственно   следует  за  неолитичес ким  временем  и  начинается  с  момента  изобретения горячего  литья  металлов, т.е.  появления  м е т а л л у р г и и.54
   И  как  резонно  отмечает  З.В.Анчабадзе  на  территории  Закавказья «имелись  благоприятные  условия  для   возникновения  и   развития   металлургической  техники.  Этому  способствовало,  с  одной  стороны,  наличие  залежей   ц в е т н ы х   м е т а л л о в   на   Кавказе,  а   с  другой  -  оживлённые   связи   со  странами  Ближнего  Востока,   на  что  указывают  формы   и  стилистические  особенности  некоторых  наиболее  ранних  медных  и  бронзовых  изделий».55
   Причём   в  свете  вышеупомянутого  абх.  а-бюа  =  медь,  естественно,  не  может иметь ничего  генетически  общего  ни  с  др.-греч. ; ; ; ; ; ; = м е д ь,   металл,  ни  с  хаттск. hawаlki   = ж е л е з о.  Скорее  всего  сам  термин  «медь»  имеет  генетическую  связь  с  наименованием  руды (ср. абх.  а-маден  = руда;  а-маденq  [8s = рудокоп).  По  поводу  этимологии  слова  «медь» исследователь  П.Я.Черных  отмечает: «Этимология  слова  не относится  к  ясным.  По  большей  части  общеславянское  название  меди  связывают  с  наименованиями  кузнеца  и с  выражением  значения  «вырабатывать  из чего-либо».56 (С названием «медь»,  по-видимому,  генетически  связано  и  слово  «медаль»).
   А  Ш.Д.Инал-ипа прямо указывал (цитрую): «Несомненным  является факт местного  происхождения  кавказской   древней    м е т а л л у р г и и,  колхидской   и  в  непосредственном  соседстве  с  нею  развивавшихся прикубанской  и  кобанской  культур,  бытовавших  в  основном   в  самом  конце  11  и  в  1 тысячелетии  до  н.э.».  «Племена  -  носители   этих  культур,  были  оседлым  населением, занимавшимся  скотоводством, земледелием,  охотой  и  металлургией»,-  заключает  автор  со  ссылкой  на   работу   Е.И.Крупнова.57
   Следовательно  и  такие  понятия  как  «металллургия»  (по-абх. *а-k;alxrа), «металлург»  (по-абх.  а-k;alx),  «кузнец»  (по-абх. а-жьи ) у  предков  абхазо-адыгов  в  принципе  не  могли  не  возникнуть  уже  в  энеолитическую  эпоху,  которыми  исторически  выступили  к о л х и  -  профессиональные  металлурги  и  наименование  которых  было  отражено  греками  в  названии  страны  ;;;;;;;  «Колхида» (с  наращением   греческого   суффикса  -;;;),  известной  в  древнем  мире  как  страна,  где  имеются  богатые  залежи   металлической  руды.
 
  Г. Москва, 
            апрель  2005 год