О философии поэтики

Сергей Сметанин
Публикация на немецком языке в газете "Оренбургер Альгемайне" № 66 за декабрь 2013 года.


http://gazetavseti.narod.ru/orenburgerallgemeine.htm



1. Два подхода к поэтике

Произведение поэзии есть элементарная единица духовного производства, следовательно подлежит изучению с философских позиций. Исторически сложилось так, что подходов со стороны философии немного. В первую очередь это формально-логический и диалектический подходы.

С точки зрения формальной логики поэзия есть раздел литературы, использующий систематическое нарушение логических законов и правил для достижения особой выразительности речи.

С точки зрения диалектики, поэзия есть раздел литературы необходимо предшествующий духовной жизни общества в новых обстоятельствах. Другими словами это есть способ предварительного освоения действительности необходимо творческим образом. Постоянное выделение поэзии из синкретичной праздничной "пьесы" играемой людьми на сцене эпохи. Поэзия есть первая часть триединой литературы, состоящей из родов поэзии, прозы и драматургии.

По аналогии с предметом философии, предметом поэтики является отношение действительности и поэтического слова. Но если с формально-логических позиций это действительность прежде всего самого поэтического текста (соотношение частей текста друг с другом), то с позиций диалектики — это отношение общественного бытия к поэтическому сознанию, выраженному в тексте целиком. Сознание может быть как индивидуальным, так и коллективным, национальным или общечеловеческим.

По-разному воспроизводится поэтами многообразие бытия. В первую очередь, оно отражается традиционно-мифологическим (народно-бытовым, героическим и религиозным) способом, затем философски (материалистически и идеалистически), затем под влиянием различных прикладных практик и наук.

При условии удачного изображения действительности, которое не надо путать с логически верным её отражением, оно обретает характер художественной правды. То есть, первообраз корректного с научной точки зрения отражения действительности достигается именно поэтическим способом. Пусть приближенно, грубо, но прогностически достаточно для постановки стратегических целей. О тактике, видимо, говорить в данном случае не стоит, так как теория любой тактики исчерпывается требованием готовности гибко реагировать на любые изменения положения вещей.

Формально-логический подход к поэтике обычно исчерпывается перечислением и исследованием способов применения поэтических средств, таких как инверсия, аллитерация, рифма, поэтический метр и тропы, и в сущности не является глубоким и по большому счету философским подходом. Но на первом этапе овладения поэтикой он является необходимым и наиболее эффективным.

Диалектический подход к ней чаще всего сводится к рекомендациям противоположного свойства. Это или призыв к полной свободе самовыражения, под которой подразумеваются новейшие способы «расширения сознания», или требование непременной ангажированности» личности поэта до полного растворения её в религиозной общине, партии, либо классе.

Сами авторы могут и не думать о том, что возможно научное осмысление их увлеченной, иногда весьма хлопотной и восторженной деятельности, тем более поиск в ней каких-то правил мудрости. Но лучшие из них, сами того не подозревая, неизбежно действуют так, как этого требуют законы поэтики.


2. Третья поэтика.

Поэтика устной речи ориентирована на звуко-образное творчество, опирающееся в первую очередь на слуховое чувство и инстинкты. Материалом её является сама звуковая речь, инструментом — моменты возникающие в первую очередь их звукового повтора и в последующем развившиеся до единиц, которые реально могут уместиться в памяти отдельного человека.

Если обратиться к поэзии народов, у которых до сих пор сохранены отношения первобытности, например, к народной поэзии народов Крайнего Севера, то можно удивиться количеству наглядных примеров композиционной привязки произведений устного творчества к среде обитания. Это и названия примет местности, и какие-то памятные события, и факты сезонной смены погоды. Существуют даже произведения, которые связаны с каждым индивидуумом в отдельности, так называемые личные песни. Что-то вроде устной визитной карточки или паспорта.

Дописьменные знаки, которыми могли быть природные, архитектурные, бытовые, культовые предметы и процессы, служили формированию содержания и содержательному оформлению этих инструментов. Племя и род как таковые могли только косвенно определять их объём. Принцип выделения из среды посредством называния или указания, принцип звукового сопровождения и наложения звуковых форм друг на друга, был важнейшим на этом этапе развития человечества. Среда метилась деятельностью, сопровождаемой звуком и затем звуком самим по себе.

Принципом поэтики устной речи является мифосообразное отражение действительности в гармонии звука и соответствия его среде. Грубо говоря, это указание на значение, которое несут природные условия человеку для улучшения его жизни в них.

Поэтика письменной речи направлена на зрительно-смысловое творчество, которое опирается не только на чувство, но и на крепнущий разум. Письменная речь позволила обойтись без звукового повтора как организующего момента, для логики речи образовались иные ориентиры, кроме реалий мифа. Отпала необходимость запоминания огромного количества структурированных для устного воспроизведения сведений. Появилась возможность многократно возвращаться к единожды зафиксированной иероглифической, а потом буквенной записи.

Литературоцентричность культурной жизни Советской России была ярким примером бытования этой поэтики. Можно сказать что принципом поэтики письменной речи стало уяснение смысла действительности и подход к возможному максимальному освоению сил природы.

В устных преданиях со временем накапливались тёмные места, непонятные для следующих поколений, но добросовестно передававшиеся далее и далее. Точно такие же темные места есть и в памятниках письменной речи. Значение и смысл их утрачены, их невозможно понять на уровне современных отношений. Но сам факт закреплённости на материальном источнике даёт надежду на расшифрование в будущем, то есть в любом случае возможности письменной речи здесь оказываются богаче. И как носитель знания, книга находится значительно выше устного предания, особенно специальная книга, рассчитанная на сохранение и передачу знания.

И поэтика информационной эпохи имеет свой принцип. Он основан на главном преимуществе, которое даёт машино-авторский текст, сменивший носитель с бумажного на электронный. Преимущество это заключается в возможности связать любую часть осмысленного текста с другим посредством гиперссылки.

Если в устной речи звуком можно было воспроизвести реальный звук и указать на реальный предмет или процесс, а в письменной посредством знака (буквы) закрепить для многократного осмысления особо оформленную значимую часть речи, то с помощью гипертекстового языка возможно как иллюстрировать речь схемами и рисунками, так и отсылать в доступные места мировой электронной библиотеки к конкретному документу. Это на порядок увеличивает возможности уяснения и усвоения необходимого знания, подкрепляет его доказательностью и оптимизирует творческий процесс самопознания, без которого не обойтись человеку, выбравшему путь знаний.

Принципом новой поэтики (виртуального реализма) является межтекстовое формирование явления машино-человеческой речи посредством языка разметки.

Возможно за поэтикой виртуального реализма следует ещё одна поэтика, поэтика принципом которой явится прямое осмысленное и законосообразное воздействие на действительность. Это когда ссылка приобретёт характер регулирующего сигнала в системе воздействия на природу не только слова, но и природу как таковую.

(Продолжение следует)
Член Союза писателей России Сергей Сметанин


Ссылка на полный текст оригинала статьи на русском языке
http://ruspoetry.narod.ru/articles/ophilospoetik.html