Почему люди стремятся вернуться в Припять и ЧЗО?

Александр Посталовский
Посещение покинутого города Припять и Чернобыльской Зоны Отчуждения (ЧЗО) априори считается нетривиальным туристическим мероприятием в восприятии обыкновенных обывателей. Решение обычного человека посетить территорию, пространство которой до сих испытывает последствия крупнейшей техногенной катастрофы 26 апреля 1986 года, как минимум, вызывает интерес, а в некоторый случаях - недоумение и даже страх. В чем истинная причина мотива человека приехать в оставленный когда-то им же город и прилегающую территорию? Наверное, это, прежде всего, удовлетворение любопытства. Оставленная в 1986 году  территория более двух десятков лет функционировала и развивалась по законам и правилам, которые устанавливал не человек, а природа. Влияние человека на происходящие процессы было абсолютно минимальным. Вследствие чего на территории Зоны Отчуждения образовался уникальный растительный и животный мир, в центре которого находится покинутый город Припять. С одной стороны - уникальная природа, которая не предполагает участия в ней человека, с другой стороны - наглядный визуальный феномен остановившегося времени, воплощенный в нынешних пейзажах улиц и переулков Припяти. Это своего рода заповедник под открытым небом, сформированный исключительно природой. Это место действительно стоит того, чтобы хотя бы один раз увидеть его своими глазами. Вместе с тем, это уникальная территория порождает еще один феномен, который пока трудно поддается логическому объяснению. Речь идет о неоднократном посещении Припяти и ЧЗО, так называемом стремлении вновь вернуться в покинутый город и окунуться в местную атмосферу. В чем состоит суть так называемого "Зова Припяти" и притяжения Зоны Отчуждения? Почему человек стремится вернуться на оставленную им прежде территорию?
Организаторы поездок в Чернобыльскую Зону Отчуждения своей основной задачей видят информирование людей о современном состоянии Зоны Отчуждения и просвещение относительно истории аварии на ЧАЭС, а также сопутствующих ей событий и радиоактивного загрязнения. Основным лейтмотивом поездок выступает наполненная трагизмом и болью фраза "Хотим, чтобы помнили..." Экскурсоводы считают, что, увидев нынешнюю Припять, молодое поколение никогда не допустит того, чтобы после него оставались мертвые города. Припять для них - это, прежде всего, памятник человеческой трагедии и ошибке, которые нельзя допустить в будущем.
По сути, участники экскурсии, увидев пейзажи Зоны Отчуждения, должны впоследствии предпринять все, чтобы не допустить подобного в современной жизни. Однако наряду с функцией образования и информирования людей, впервые посетивших это место, возникает уникальный эффект, выступающий катализатором интереса как раз именно к таким пейзажам, которые увидели посетители Зоны в настоящее время. По сути, посетители ЧЗО в дальнейшем не должны допустить подобного с городами и населенными пунктами, но именно попав в это место, у них открывается дополнительный интерес и влечение как раз именно к такой атмосфере, которая сформировалась в Припяти и в Зоне после аварии. Абсолютно парадоксальная ситуация! Ведь подобного не должно повториться в будущем, однако люди, увидев образовавшееся после аварии пространство, стремятся вернуться сюда еще раз. И многие возвращаются, доводя стаж поездок в Зону Отчуждения порой до 10-15 посещений (!). Сами организаторы поездок в ЧЗО выделяют, как правило, два основных фактора, которые выступают источником интереса к Зоне Отчуждения:
1) Явление постапокалиптики;
2) Феномен остановившегося времени.
Рассмотрим эти два фактора более подробно.
Прежде всего, необходимо ответить на вопрос, а что такое, собственно,  "постапокалиптика"? Что представляет из себя это понятие, которое часто употребляется участниками поездок в Зону отчуждения и организаторами?
Постапокалиптика представляет собой некое территориальное пространство, пережившее глобальную катастрофу. Некогда ранее здесь была вполне себе развитая жизнь и современная инфраструктура, но после глобальной катастрофы на этой территории образовалась своя особая атмосфера с принципиально новым порядком и жизнедеятельностью. Причем необходимыми компонентами этой атмосферы выступают такие категории как заброшенность, пустынность, одиночество.
В самом простом понимании, постапокалиптика - это жизненный мир после катастрофы. Сложившаяся атмосфера и быт принципиально нового мира. Размышления на тему постапокалиптики, а также попытки теоретизирования на тему жизни после катастрофы начались после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году.  Начавшаяся холодная война между двумя сверхдержавами способствовала актуальности вопроса о нанесении превентивного ядерного удара одной из сторон конфликта. Уже тогда ученые и писатели начали задумываться о том, как будет выглядеть мир после таких глобальных потрясений. Теоретические изыскания и представления привели к формированию концептов "Зоны" и "иного мира", где на определенной территории развивается параллельная человеческому миру реальность, функционирующая в условиях, разительно отличающихся от тех, к которым привык человек. К счастью, у руководителей сверхдержав хватило мудрости не использовать ядерное оружие при разрешении противоречий между странами, а в начале девяностых одна из сторон конфликта в "Холодной войне" вообще прекратила свое существование. Однако попытки представить, как именно будет выглядеть мир после глобальной катастрофы остались. Постапокалиптика превратилась в самостоятельный жанр научной фантастики, где писатели и ученые размышляют об особенностях жизни в мире после катастрофы.
Чернобыльская Зона Отчуждения в ее нынешнем виде представляет как раз инвариантную форму постапокалиптического мира. Здесь имела место крупнейшая техногенная катастрофа. Люди, которые жили на данной территории, были вынуждены ее покинуть. В результате чего сформировалась Зона Отчуждения  - территория, не предполагающая присутствия здесь людей.
Глядя на современные пейзажи Припяти и Зоны Отчуждения в целом можно выдвинуть гипотезу, что именно так будет выглядеть мир после глобальной катастрофы (тот самый постапокалиптический мир). По крайней мере, это один из наглядных вариантов. Одно дело, когда заброшен дом, здание или постройка превратилась долгострой. Другое дело - целый город со своей инфраструктурой, образовательными и медицинскими учреждениями, транспортными коммуникациями и жилым сектором. На тему постапокалиптики на примере Чернобыльской Зоны Отчуждения написаны много фантастических книг, а также предпринята попытка компьютерного моделирования постапокалиптических процессов в игровом мире S.T.A.L.K.E.R. Создатели игры предложили собственную интерпретацию развития жизни в постапокалиптическом мире Зоны Отчуждения.
Вторым фактором, который выступает источником возникновения интереса к Припяти и Зоне Отчуждения выступает феномен "остановившегося времени". После 26 апреля 1986 года жизнь на этой территории остановилась. Человек навсегда покинул это территориальное пространство, оставив наедине с природой ряд предметов и объектов, которые использовались им в повседневной жизни. Время тут навсегда остановилось, в ряде зданий можно обнаружить предметы и имущество, сохранившие специфику того времени. Здесь навечно 1986 год...
Это своего рода музей СССР под открытым небом, так сказать, уникальная попытка окунуться в атмосферу 80-х годов. Наверное, это даже не музей, а заповедник, сформировавшийся под влиянием природы и сохранивший при этом все атрибуты советского прошлого. Для любого человека, родившегося в 70-х, посещение Припяти - это своего рода ностальгия по счастливому и безмятежному советскому детству. Вполне возможно, что для кого-то советский период - не самая позитивная эпоха в его биографии, но ведь она же была! И нет ничего удивительного в том, что некоторые посетители Зоны Отчуждения, когда их спрашивают о мотивах поездки в Припять, уверенно отвечают: "Я вернулся в Советский Союз..." Ни один музей по советской тематике в мире не даст того потрясающего визуального эффекта от увиденного, как это сделает Припять. Да, здесь предметы и объекты ввиду своего заброшенного состояния могут произвести, порой, гнетущее впечатление. Однако  погружение в советское прошлое в прямом смысле этого слова возможно именно при посещении Припяти.
Как правило, эти два фактора (возможность погружения в "постапокалиптику" и визуальный эффект "остановившегося советского времени") выступают основными источниками интереса к посещению Припяти. На мой взгляд, эти факторы являются как раз теми категориями, которые стимулируют интерес к Зоне отчуждения. Но не всегда объясняют феномен неоднократного последующего посещения Припяти. Человек может пару раз приехать в Зону Отчуждения, сделать необходимые снимки, получить интересующую его информацию у сопровождающих и на этом полностью удовлетворить свой интерес. Но есть люди (и их много), которые неоднократно сюда возвращаются. Не нужно искать каких-то особенностей в их поведении и психике. Это вполне успешные, полностью реализовавшие себя люди, у многих из них есть семьи, они вполне обеспечены материально и внешне ничем не отличаются от окружающих.  Что же их привлекает в Припяти?
Для начала ответим на простой вопрос: что такое неоднократное посещение Припяти в общем? Прежде всего, это влечение. Влечение, как социально-психологическая категория, представляет собой ярко выраженную инстинктивную потребность, стимулирующую человека совершать различного рода действия, направленные на удовлетворение возникшего желания и интереса.  Влечение в обязательном порядке предполагает совершение действия и достижение результата по его итогам. Влечение Припяти - это обязательное посещение города. Возникновение интереса, выбор даты посещения города, решение вопросов с транспортом, дорога до КПП "Дитятки" и, собственно, само посещение города с обязательными позитивными эмоциями, которые возникают на выходе. Чтобы разобраться с особенностями влечения (или Зова) Припяти, необходимо разобраться с катализаторами интереса к этому месту.
Об общих факторах стимулирования интереса к тематике Припяти и ЧЗО в целом говорилось выше. К этому можно добавить различного рода производные - заброшенности, "сталкерский мир", обстановка тишины и спокойствия. Кроме того, ряд опытных товарищей, многократно посещавших Чернобыльскую Зону Отчуждения, отмечают такой фактор как наличие сложившейся компании единомышленников, а также близких по духу и интересам людей. Так называемое "радиоактивное сообщество" неравнодушных к Припяти людей. Безусловно, все вышеперечисленные факторы имеют место и я, как участник шести поездок в Зону отчуждения, могу полностью это подтвердить.
Однако у всех обозначенных выше факторов есть одна общая особенность.  Описанные факторы в данном контексте есть ничто как катализатор интереса к ЧЗО, который формируется благодаря внешнему визуальному воздействию - пейзажи, предметы, здания. Естественно - люди, которые неоднократно ездят с тобой в это место. Все вместе это создает, безусловно, потрясающую атмосферу, в которую неоднократно хочется окунуться вновь. Внешнее визуальное воздействие - это непременно осязаемое чувство. Человек полностью ощущает окружающую его атмосферу и прекрасно чувствует всю эвристическую особенность окружающего его мира. Однако есть еще один фактор, которые также способствует стимулированию к повторному посещению Припяти, но человек в полной мере этого не ощущает или не может объяснить сам, так как это происходит, как правило, на подсознательном уровне. Условно назовем его фактором "неосознанного Припятского влечения".
В чем особенности "неосознанного Припятского влечения"? Разгадка этого феномена до боли проста, его истоки, как мне кажется,  нужно искать именно в антропологическом компоненте. Так уж получилось, что человек всегда будет интересоваться человеком. Человек рожден человеком, люди друг друга любят, воюют между собой, ненавидят, человек управляет человеком, стремятся стать выше своего ближнего и т.д. Интерес к себе подобным обусловлен самой человеческой природой. Мы стремимся получать информацию друг о друге, нам интересны различные явления, которые тем или иным образом связаны с человеком, мы стремимся всегда занять свою нишу среди себе подобных. Интерес к себе подобному закреплен у человека на генетическом уровне. К примеру, международные космические службы тратят десятки миллиарды долларов с целью изучения планеты Марс. Отбросив все технические составляющие марсианских исследований, можно с уверенностью сказать, что они проводятся с одной единственной целью, которая предполагает ответ на до боли древний вопрос: " есть ли жизнь на Марсе?" Вроде бы недалеко находится планета, которая по своей структуре и внешней оболочке напоминает планету Земля. Сразу же возникает заложенный в нашей генетике вопрос: "а жили когда-нибудь там нам подобные существа?". И неважно, что атмосфера и природа там абсолютно другие, причем, полностью непригодные для нормальной жизнедеятельности. Человек ищет даже мельчайшие следы присутствия здесь себе подобных, изучая порой даже микроорганизмы с целью получения ответа на вопрос: "а была ли здесь жизнь?"
IMG_1770 (Копировать) (Копировать)
Собственно, возвращаясь к понятию "постапокалиптика", необходимо отметить, что данное понятие можно условно разделить на два уровня: 1) Постапокалиптика с людьми - абсолютно иной жизненный мир (к примеру, тот же "Сталкер") людей после глобальной катастрофы; 2) Постапокалиптика без людей - мир после катастрофы, в котором не осталось ничего живого. Нас, прежде всего, интересует второй аспект ("без людей"), так как Чернобыльская Зона Отчуждения и, конкретно, город Припять наиболее точно вписываются в обозначенный контекст. Что мы можем видеть в Припяти помимо заброшенных зданий и объектов?
Правильно, следы незримого присутствия здесь людей, которые отражены в оставленных человеком вещах и предметах.
Такое чувство, что рядом постоянно кто-то находится, город не кажется абсолютно пустым и одиноким. Вот эту книжку когда-то читали школьники, из этой посуды кушали посетители ресторана, этими игрушками играли дети. Абсолютно невольно на подсознательном уровне у тебя сразу же возникают ассоциации с тем или иным зданием или предметом. Ты пытаешься понять, как это функционировало ранее, каким образом это было использовано людьми и что вообще здесь происходило в это самое время несколько десятилетий назад. Каждый оставленный человеком предмет  обязательно несет в себе какую-нибудь загадку и формирует различного рода ассоциации. Тем самым создается состояние перманентного интереса ко всему происходящему, тебе хочется получить ответы на все и вся, тебе становится интересно, у тебя пробуждается пытливый азарт к этому месту. Совершенно незаметно для себя, градус внутренних эмоций повышается и тебе абсолютно не хочется покидать эту территорию, хотя, казалось, что здесь такого... Заброшенные, полупустые здания и все. Нет, не все. Здесь, как нигде, чувствуется незримое присутствие человека, но весь фокус состоит в том, что людей-то нет. Но заложенная во внутренней генетике человека к себе подобным обуславливает интерес к покинутому городу у посетителей Припяти. Когда сопровождающий приглашает нас посмотреть то или иное здание, к примеру, школу, магазин или дом в селе, первым делом мы невольно обращаем внимание на предметы, которые ассоциируются с человеком. Абсолютно пустое и заброшенное здание нас не заинтересует. Только те объекты, где человек оставил следы своего присутствия. Представление реальной жизни людей в условиях территории, давно покинутой человеком. Именно это представление является одним из элементов, которые в конечном итоге определяют состояние перманентного (постоянного) и неугасающего  интереса к Припяти. Приехав сюда, ты сразу же погружаешься в атмосферу загадок, ассоциаций и всех тех явлений, которые перечислены выше. Незримое присутствие человека приводит к различного рода ассоциациям и интерпретациям окружающей реальности. К примеру, заходишь ты в какой-нибудь дом. Двери слегка поскрипывают, открываются и закрываются. Тебе кажется, что здесь кто-то есть, тебя не покидает чувство вины, что ты зашел в оставленное человеком жилище без его разрешения. Хотя по факту это просто сквозной ветер и двери поскрипывают, открываясь и закрываясь, прежде всего, от него.
Здесь всегда интересно, в любую пору года. Помимо сего прочего, Припять, сама по себе,  есть форма ухода от суровых реалий повседневной жизни, эдакое погружение в мир неизвестного, где можно самому построить устраивающую исключительно тебя картину мира. Впрочем, все это производные от подсознательного генетического феномена интереса человека к себе подобному. Конечно, данная гипотеза не является исчерпывающей и претендующей на парадигму объяснения феномена неоднократного возвращения в покинутый город и прилегающую территорию. Наверное, для каждого посетителя Зоны есть собственный мотив, который заставляет его вернуться сюда вновь. Важно одно - несмотря ни на что, казалось, мертвый, по сути, город, по прежнему привлекает и манит к себе людей, которые некогда покинули его навсегда.
P.S. ... Зона Отчуждения - это не просто территория. Это отдельный мир, эдакое государство в государстве. Это пространство, где остановившееся время мирно сосуществует с природой, образуя некую уникальную цивилизацию, которая, несмотря на внешнюю заброшенность и забвение, необъяснимым образом притягивает человека. Человек стремится попасть в Зону. Он уходит из повседневного мира движения и насилия, эмоций и рутины, действия и бездействия. Человек стремится в Зону.  Там он обретает спокойствие, внутреннюю силу и энергию. Человек с трудом выживает в мире себе подобных, но в заброшенной цивилизации, где человеческий негатив давно находится на периферии, он обнаруживает в себе принципиально новые качества и новые стимулы. Любой посетитель, попавший в этот удивительный постапокалиптический мир, никогда не забудет это место и хотя бы один раз в своей жизни задумается о том, как снова вернуться в Зону. ЗОНА и ЧЕЛОВЕК... Два принципиально противоположных антагонистических мира. Они не могут существовать друг без друга и они еще встретятся. Не один раз встретятся...