Законы царя Хаммурапи против бюрократии

Тина Хеллвиг
Владелец частного бизнеса Петр Петрович Иванов вел свои финансовые дела с одним уважаемым банком. В один не самый прекрасный день П.П. обнаружил, что банк начал начислять дополнительные комиссионные за обслуживание его счета, причем комиссионные показались владельцу счета чересчур драконовскими.   

Когда предприниматель  обратился для разрешения конфликта в банк, ехидные работники банка заявили: "Пишите заявление, мы ее будем 60 дней рассматривать и потом все равно откажем". Господин Иванов удалился из офиса, бросив на прощание: "Сами напросились".

Для того, чтобы понять дальнейшую мотивацию поведения господина Иванова, надо сделать небольшое лирическое отступление. С детства в голову Петеньки запал могущественный владыка Месопотамии – царь Хаммурапи. Еще в 1750 году до нашей эры он выбил на каменном столбе свод законов, который  в целости и невредимости дожил до наших дней. И много поколений людей  читали  их и следовали этим законам. Петя специально выучил шумерскую клинопись и прочитал по фотографиям все законы мудрого правителя.

В частности, маленький мальчик был потрясен, что уже в те далекие времена Хаммурапи было известно о презумпции невиновности: невиновен, пока не доказано. В случае причинения вреда царь применял принцип «око за око».

Вернемся, однако, к нашей истории. П.П. Иванов был монополистом в поставки тесаного камня для памятников и фундаментов. Он решил использовать метод царя Хаммурапи и его принципы для борьбы с банком-обидчиком.

Через пару дней  П.П.  выставил банку требуемую жалобу. Тихим воскресным вечером на тяжелом грузовике жалобу провезли по городу. Возле запертого офиса банка она была бережно выгружена двумя тяжелыми кранами и установлена на крылечке. А утром оказалось, что из-за жалобы  работники банка  не могут попасть на свои рабьи места… Хотя вообще-то жалоба-заявление была весьма скромной. Она была выбита на серой плите  гранита, весом в 15 тонн! В каменной жалобе было указано все вопросы и претензии истца, включая официальный адрес заявителя для ответа.

Директор банка в накладе не стался. Он тут же позвонил в милицию. Приехал большой милицейский чин.  Внимательно изучив претензию, он пояснили, что тут нет никакого преступления, а налицо гражданско-правовые отношения. После чего посоветовали банку решать вопрос с бизнесменом в суде общей юрисдикции. Еще он добавил, что  нигде в российских законах не написано, что  разнообразные документы, в том числе и жалобы,  должны составляться на бумаге, а не на любых других материалах.  Лицо директора банка перекосилось от злобы….

Банк попытался самостоятельно убрать каменную жалобу. Но не тут-то было. Петр Петрович был единственным счастливым владельцем многоосного трейлера и соответствующей техники. А без трейлера вывезти заявление истца не представлялось возможным.

Банкиры вызвали трактор и собрались зацепить булыжник тросом и столкнуть хотя бы с крыльца на улицу. Но творческую работу работников банка остановили проезжавшие милиционеры, пояснившие, что захламлять проезжую часть такими документами нельзя. Бедным работникам банка пришлось проникать на рабочие место через окна.
Работа банка оказалась парализованной, и некоторые клиенты  вежливо отказались и предпочли пойти в другие банки. Директор банка обратился в суд. На следующий день судья районного суда, выслушав жалобу банка, отказался в порядке обеспечительной меры  требовать от Петра Петровича, чтобы тот аннулировал жалобу.
 
Более того, выяснилось, что банк не имеет права отвергнуть претензию по мотивам использования небумажных материалов, а должен переместить её в архив и рассмотреть в соответствии с собственным порядком…

В результате на третий день нанятая банком бригада рабочих с отбойными молотками все-таки раздробила каменную плиту с жалобой до перевозимых размеров. И в тот же день П.П. позвонил в банк и вежливо поинтересовался результатами рассмотрения претензии. Услышав обещание господина Иванова в случае проволочек выставить новую претензию, уже на трех страницах, банк предпочел не доводить до этого и срочно отменил для бизнесмена все  незаконные комиссионные поборы.

Так любовь Пети к древнему правоведу и законотворцу Хаммурапи помогла  урегулировать бесчинство банка, захотевшего поживиться за чужой счет…