История украинского подводного флота

Тина Хеллвиг
Всякая уважающая себя морская держава для защиты своих водных владений  имеет надводный и подводный военно-морской флот. Не является исключением из этого правила и Украина. С надводным флотом у страны все в порядке, а вот подводный флот состоит из единственной субмарины «Запорожье». Как так получилось.

Краткая историческая справка

Подлодка была построена в Ленинграде, спущена на воду 29 мая 1970 года. В состав ВМФ СССР вошла под обозначением Б-435 .20 января 1971 года и в феврале 1971 года включена в состав Северного флота ВМФ СССР. За 20 лет службы в составе совершила 14 дальних походов.

Подводная лодка  несла боевую службу в Атлантике, Средиземном и Баренцевых морях, принимала в учениях ВМФ СССР. После раздела Черноморского флота в 1997 году  лодка была передана Украине и получила новое название «Запорожье».

20 лет в ремонте

Перед  тем, как лодка отошла Украине, она несколько лет находилась в ремонте, но новое государство получило подводную  лодку  с истекшим сроком службы батареями.  Она не была способна как-то плавать, а посему лодку поставили опять в ремонтный док.

Очередные 6 лет лодка ремонтировалась. Наконец, 22 февраля 2003 года в Балаклаве  состоялся торжественный спуск лодки на воду после окончания докового ремонта.

Но батареи не были заменены, поэтому лодку опять отправили в ремонт, где она пробыла еще 4 года, пока искали, где купить батареи подешевле. Наконец-то, их нашли в Греции всего за 3,5 миллиона зеленых рублей.  В 2007 году в прессе появились сообщения о намерениях продать субмарину Ливии… после окончания ремонта.

Чтобы установить купленные батареи потребовалось еще 3 года. В январе 2010 года завершалась установка аккумуляторных батарей, велись работы по монтажу гидроакустической и радиолокационной станций, а также систем связи.

В ходе дальнейшего ремонта обнаружилось, что обшивка подводной лодки коррозийная. В этой связи потребовался дополнительный ремонт, в ходе которого
были проведены работы по замене участков обшивки корпуса, ремонт донно-забортной арматуры, торпедных аппаратов, винто-рулевого комплекса, монтаж носового шпиля, очистка и окрашивание корпуса и цистерн главного балласта.

И вот свершилось! 20 марта 2012 года украинская подводная лодка «Запорожье» покинула пределы 13-го судоремонтного завода в Севастополе и вышла в городскую бухту для выполнения учебных заданий. 25 апреля 2012 года субмарина (впервые с 1993 года)  вышла в открытое море на ходовые испытания с использованием собственной силовой установки.

В январе 2013 года в Севастополе состоялись торжественные мероприятия по случаю принятия подводной лодки «Запорожье» в боевой состав флота. В июне 2013 года лодка покинула 13-й судоремонтный завод Министерства обороны России и ошвартовалась на подготовленном для неё временном месте в Стрелецкой бухте.

Размышления у разбитого корыта

20 лет ремонтировали подводную лодку, возраст которой равен 43 годам. Ее уже давно пора списать на металлолом. Сколько денег потрачено на ее ремонт – никому неведомо. Вероятно, на эту сумму можно было бы обзавестись новым мощным подводным флотом.

Кому-то было очень выгодно иметь этот музейный экспонат в перманентном ремонте, чтобы оправдать существование двадцати адмиралов в штабе украинских ВМС, регулярно распылять выделяемые на ремонт бюджетные средства и поддерживать здоровый флотский юмор.

Невольно вспоминается голливудская комедия «Поднять перископ», где Том Додж - капитан, вместо желанной атомной подводной лодки получает в свое распоряжение очень старую развалину. Внешний вид далек от идеального. Этой лодкой можно только погрузиться под воду, и то, в последний раз...  Юнга спрашивает капитана: «Сэр, а как наша посудина держится на плаву?», а капитан отвечает: «Это благодаря огромной куче намертво прилипшего говна  чаек, сынок».

Очевидцы рассказывают, когда лодку  «Запорожье» подняли для очередного нескончаемого ремонта в док 13-го  судоремонтного завода в Севастополе, ее плавучесть регулировал толстый слой бакланьего помета выше ватерлинии, и не менее толстый слой мидий, ракушек и водорослей ниже ватерлинии.

Про нескончаемы ремонт горемычной подлодки ходила еще такая байка. На тревожное письмо матери, бессонными ночами плачущей о судьбе сына-подводника, призванный во флот служить на «Запорожье» матрос писал: «Мамочка, ты за меня не беспокойся. Лодка накрепко приварена рельсами к причалу. Рельсы надежные, советские. А пирс еще адмирал Нахимов строил. Аккумуляторов на лодке нет, поэтому к ней подведена линия электропередачи. До конца моей службы она с места точно не сдвинется».

В 2005 г. на 35-летний юбилей подлодки приехали шефы - делегация Запорожского облсовета. Шефы привезли с собой водку «Хортица» в сувенирных трехлитровых бутылях, офицеры выставили трехлитровые банки с солеными огурцами и прочую непритязательную закуску. Здравицы в честь доблестных офицеров-подводников и их шефов шли по нарастающей. Когда в последнем бутыли осталось уже меньше половины, хорошо окосевший  зампред Запорожского облсовета встал и начал провозглашать тост-апофеоз: "Одно только имя! – подводная лодка "Запорожье! - наводить ужас на врагов! А вот когда еще аккумуляторы купят..."
Гомерический хохот не позволил ему закончить свою речь.

Что тут еще добавишь? История анекдотическая. Интересно, этот факт с нескончаемым ремонтом субмарины был занесен в книгу рекордов Гиннеса? Если нет, то он с полным правом должен быть отражен в этой уважаемой книге.