К славному подвигу каждый готов

Морской Профсоюзный Телеграф
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

«К СЛАВНОМУ ПОДВИГУ КАЖДЫЙ ГОТОВ!»             
«...Многие парни плечисты и крепки,
Многие носят футболки и кепки.
Много в столице таких же значков.
К славному подвигу каждый готов!»
С. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое»

Французский лайнер «Жорж Филиппар» погибал от пожара в Аравийском море 16 мая 1932 года. Танкер «Советская нефть» под командованием капитана Алексеева А. М. следовал из Владивостока на Черное море. В начале третьего ночи вахтенный штурман «Советской нефти» В. Шабля увидел слева по курсу пламя, а радист А. Свирский принял сообщение с маяка Гвардафуй: «На горизонте горящее судно. На мои сигналы оно не отвечает».
Танкер шел в балласте, его танки после сдачи бензина еще не были дегазированы, но капитан принял решение следовать к горящему судну. Не считаясь с опасностью, которой подвергались сами, советские моряки спасли тогда 438 человек из 767, находящихся на борту пассажирского судна. Этот случай вписан в историю мирового судоходства, и не было в СССР ни одного курсанта, который не знал бы про него из учебников по морской практике и борьбе за живучесть.
Но спасение людей с лайнера «Жорж Филиппар» – не единственный случай, когда моряки советского торгового флота помогли французским коллегам. Мало, кому известен факт, о котором мы собираемся рассказать, но ветераны флота, которым выпала удача проходить плавательскую практику на учебно-производственном судне «Зенит», должны помнить историю о том, как экипаж судна самоотверженно тушил пожар во французском порту Сен-Луи дю Рон. История превратилась в легенду и пересказывалась вновь пришедшим на судно практикантам в течение не одного десятилетия –  наши моряки действительно вели себя геройски и проявили морскую солидарность и взаимовыручку.
... «Зенит» представлял собой идеальное место для получения начальных навыков морской профессии. На борту судна могли разместиться 140 практикантов. Для обучения курсантов были оборудованы штурманская рубка и машинное отделение, где проводились плавательские семестры. Будущие моряки жили в огромных кубриках с двухъярусными кроватями, теорию слушали в учебных аудиториях и, кроме того, на судне был бассейн. Курсантские будни были заполнены до предела: учебные и ходовые вахты, теоретические и практические занятия. Курсантов приучали спускать шлюпки, ликвидировать пробоины, правильно вести себя при взрыве атомной бомбы, ну и, конечно, бороться с пожарами. «К славному подвигу каждый готов» знал любой советский школьник, воспитанный на стихах Маршака, а уж курсант – будущий моряк – вообще не сомневался, что если возникнет пожар, нужно спешить на помощь.
Когда горит 700 тонн сухой травы, это зрелище не для слабонервных. Но наши моряки, готовые противостоять даже ракетным бомбардировкам, ни минуты не раздумывая, «приняли бой». Тем более, у них был пример – танкер «Советская нефть».  И в тот момент им было совершенно безразлично, какой во Франции политический строй – капиталистический или социалистический.
Огонь угрожал не только другим грузам, но и многим судам и зданиям, а значит, и людям, находившимся на территории порта. Почти вся команда «Зенита», включая практикантов, бросила все силы на тушение пожара, навсегда оставшись в памяти местного населения настоящими героями. Капитан судна Н. Шайхутдинов, старший помощник П. Папаев, боцман Л. Полетаев и моторист А. Поздняков, а также Ленинградское мореходное училище, Архангельское мореходное училище и ЛВИМУ были удостоены благодарности и наград от Французской Республики.
О событиях полувековой давности нам рассказал заслуженный балтийский капитан Нариман Тахаутдинович Шайхутдинов:
«Я тогда был капитаном на "Зените". На борту у нас были курсанты морских учебных заведений Ленинграда и Архангельска, проходившие производственную практику. 2 июня 1963 года мы стояли в порту Сен-Луи дю Рон – это к западу от Марселя, в устье реки Роны.  Я уж не знаю, по какой причине на причале загорелась большая партия травы эспарто – сырья для бумажной промышленности. Увидев пожара примерно в ста метрах от нашего судна, мы объявили общесудовую тревогу "пожар на причале". Аварийную партию возглавили старший помощник П. Папаев и боцман Л. Полетаев.
Фактически, на судне осталась только вахта, все свободные моряки, в том числе и курсанты, были брошены на борьбу с пожаром. Так получилось, что мы чуть ли не первыми развернули аварийные работы. Мы проложили вдоль причала шланги и дали давление забортной воды пожарными насосами. Вскоре к нам присоединились бойцы местной пожарной дружины. Но с их приходом мы не ушли, тушили вместе с ними пожар до конца, а он длился несколько часов.
Вечером того же дня мы уходили в Неаполь на погрузку с назначением на Феодосию. Перед отходом на судно пришел командир пожарной дружины порта с благодарностью за тушение пожара. Портовые власти тоже очень горячо нас благодарили, а компания "Ф. Серрис и Ко" сообщила в Москву, в "Совфрахт", о случившемся пожаре и его тушении. В письме отмечалась самоотверженность, хладнокровие и мужество членов экипажа и практикантов учебно-производственного судна "Зенит".
А через год мы снова зашли в Сен-Луи дю Рон, и встречали нас, как настоящих героев. При заходе в порт мы увидели массу людей на причале – чуть ли не все жители этого небольшого городка вышли с цветами. Лоцман говорит, мол, это вас встречают, поэтому надо, чтобы во время швартовки все было сделано аккуратно, торопиться не будем. Попросить всех встречающих отойти на безопасное расстояние – нельзя, нас не поймут, ведь у жителей праздник, такой случай выразить свою благодарность. Ну, мы без спешки ошвартовались, приняли встречающих. Люди шли целыми семьями, с детьми. У нас потом все судно утопало в цветах.
Нас пригласили на официальный прем в мэрию. Как потом написали во французской "Юманите", "искреннее проявление советско-французской дружбы развернулось в порту Сен-Луи на Роне". И французы не были бы французами, если бы не написали, что "завершил церемонию аперитив". Смех смехом, а французы, действительно, сказали нам очень много теплых слов, мэр города и президент Коммерческой палаты вручили нам памятные медали от Генерального совета департамента Нижней Роны и от Коммерческой палаты».
Нариман Тахаутдинович любезно предоставил нам материалы из своего личного архива – он бережно хранит и фотографии, и вырезки из газет. Прошло пятьдесят лет, но он  до сих пор с гордостью говорит о своем экипаже – и об опытных моряках, и о практикантах, которые в тот рейс были на «Зените». Конечно, бросившись на тушение пожара, никто из них не думал о наградах и не считал себя героем. Просто так было принято. ЛВИМУ, Ленинградское мореходное училище, Архангельская мореходка... Те мальчишки давно стали седыми, но, может, это и правильно, что их лучшим качествам дано было проявиться в первом рейсе. Ведь для моря не существует ни политики, ни национального вопроса, важно только, человек ты или нет.

СПРАВКА:
Учебно-производственное судно «Зенит» построено в 1961 г. в ГДР. Порт приписки – Ленинград. Списано в 1987 году