С нами Бог!

Евгений Копарев
      6 августа  1915 года - день героической атаки русской пехоты под Осовцом во время войны за Отечество 1914-1918 гг. Первый натиск на Осовец немцы предприняли в сентябре 1914-го. Они обстреливали крепость шесть дней:  под Осовец  были  доставлены 60 тяжелых орудий калибра до 203 мм.
   ...Снаряды медленно, но верно проламывали бетонные плиты оборонительных сооружений Осовца,  военнослужащие сходили с ума от нестерпимого грохота, однако раненые и контуженные не покидали своих позиций. Крепость бомбили с воздуха аэропланы. Бомбили с большой высоты безнаказанно, ведь до них не долетали пули. В крепости, казалось, горели гранит и бетон. Из-за смога день превратился в ночь. Штаб фронта требовал держать оборону. Верные присяге русские солдаты, дававшие её пред Богом, и не помышляли оставить крепость. Ведь даже смерть не освобождает от верности ей.   
   После интенсивного обстрела враги решили, что противник деморализован и должен стать лёгкой добычей. Они пошли на штурм, но были встречены шквальным огнём нашей артиллерии.  Русская пехота ринулась в контратаку с флангов. Наступление немцев было остановлено. В эти дни крепость посетил наш Царь Николай Александрович.  Царь зашёл в один из фортов и в Покровскую церковь. При разговоре с военным пастырем спросил, было ли страшно при обстреле, и получил ответ:
 – Нет, Ваше Императорское Величество. Только мне скучно стало, когда снаряды стали ложиться близ церкви, и я пошёл в храм.
   Царь посещал ключевые места фронтов накануне жесточайших сражений. Ни НГШ, ни командующие фронтов и армий никогда подобного НЕ ДЕЛАЛИ, отсиживаясь в штабах, где готовился заговор против России.
   После  неудачи в начале осени противник решил дождаться времени, когда замёрзнут реки и болота. Немцы уповали на батарею сверхтяжёлых орудий, называемых  "Большие Берты" - осадные пушки 420-мм калибра.  800-килограммовый снаряд  "Берты" оставлял воронку в 4-5 метров глубиной и 12-15 метров в диаметре. В августе 1914 года, когда германцы начали стрелять из "Берт" по фортам Льежа, солдаты бельгийского гарнизона, до этого твёрдо решившие бодро обороняться, вдруг резко поменяли своё решение и благополучно сдались. Генштаб, узнав о "Бертах", просил защитников продержаться хотя бы 48 часов. Противник 25 февраля открыл огонь по крепости, доведя его до ураганного. Обстрел продолжался несколько дней.Крепость исчезла в громадных белых облаках пыли. Там не должно было остаться в живых никого. ОДНАКО из среды белого облака заговорили две 150-мм русские пушки, доставленные до осады из Кронштадта. И вот после взрыва замолчала одна "Большая Берта". Ещё взрыв – и навсегда умолкла вторая. Германцам пришлось оттащить сверхорудия подальше от Осовца...
   ...Германцы выпустили по русским 350 000 снарядов, подкреплённых проклятиями и безграничной ненавистью, но крепость не сдавалась.
   На территории крепости после мартовского штурма было найдено более 30 тысяч воронок. Сотни тысяч снарядов поглотила русская речушка Бобр, петляющая между болот. Немцы хотели идти на приступ силами пехоты, однако заметили, что лёд превратился в результате артобстрела в крошево. Штурм снова провалился.   Крепость стояла еще полгода.
   6 августа (24 июля по старому стилю) начался ТРЕТИЙ штурм крепости. Для уничтожения русских немцы  решили применить отравляющие газы. Они могли применить химоружие и весной, однако выжидали нужного ветра. Противогазов у защитников крепости не было.
   Утром 6 августа 1915 года подданные кайзера развернули батареи химического оружия. Используемая этим западноевропейским народом смесь брома и хлора способна была разъесть плоть человека, оставив только скелет. Германцы осознавали, что, применив это оружие,  они вычеркивают себя из состава человечества, осознавали, что обрекая русских на страшные мучения, они лишают себя того, ради чего и стоит существовать, - однако начали газовую атаку... Германцы наблюдали, словно только в тот самый момент они начали осознавать свою причастность к происходящему, за тем, как в летнем воздухе образовалась плотная стена зеленоватого, словно неземного, тумана. Туман распространялся там, где находились позиции русских... Германцы оцепенели от ужаса, замечая, как желтеют травы и цветы, как листва деревьев увядала и опадала. Не стало слышно пения птиц. Внезапно лето превратилось в осень.
    Когда ядовитый туман был  отогнан от Осовца ветром, германцы пошли в атаку.  Они шли ровными цепями, видя, что в природе после газовой атаки произошли страшные перемены. Они осознавали, что уже никогда не одержат победы. Более всего их угнетало осознание того, что они совершили то, за что им нет оправдания ни на земле, ни на небе.
      В это время цепи противника были замечены бойцами 13-ой роты 226-го Землянского полка, помнившими, что ничто не может освободить от верности присяге. Оглохшие, почти ослепшие, они ринулись в бой - с разъеденной газами до костей плотью, в пропитавшихся кровью гимнастерках.
    Германцы, увидев русских, в панике бежали с поля боя. Ими двигало лишь желание  получить отсрочку расплаты за содеянное.
     Как знать, быть может, всем хорошим, что мы ещё имеем в век апостасии, мы обязаны именно им - ставшим на защиту ВЕРЫ, ЦАРЯ и РОДИНЫ в годы Отечественной войны 1914-1918 гг., в том числе и героям 226-го Землянского полка, защищавшим Осовец.