Рецензия на фильм Оттепель Валерия Тодоровского

Николай Кладов
Валерий Тодоровский снял раньше фильм "Стиляги", а теперь хороший фильм "Оттепель" и умудрился сам же его испортить до несмотрибельного состояния.
Вчера он был на передаче "Вечерний Ургант" и там выяснилось, что претензия к фильму только одна - за сцены курения, но зато очень большая.
Чувство меры автору явно отказало.
Весь фильм показывается, как нервные сцены актеров, их личные дела, порой срывают весь съемочный процесс  - подводят весь творческий коллектив и они занесли эту "ложку дегтя" своими руками.
Во время рекламной паузы приходилось проветривать  помещение.

Оправдание такое: в то время все нещадно чадили и это показывается для достоверности.
Тодоровский искренне удивился: " А что у нас страна уже не курит?"
Да, дорогой. Пока Вы погружались в 60 -тые, у нас тут кое-что изменилось.
И на народные денюшки уже не позволительно  снимать КИНО, которое этот самый народ к дурному занятию приручает. Дети смотрют.

И, если вы снимаете для достоверности как люди пьют, то покажите их пьяных. Достоверно.
С бессвязанной речью, мутными глазами, с потерей ориентации и пр. делами малой привлекательнеости. А если у вас "герои" после столько выпитого твердо стоят на ногах и здраво рассуждают, извините, это вранье, а не достоверность.

Вообще, когда режиссеры поумнеют, то будут снимать одно кино в разных вариантах: для разных зрителей. Одно - для пьющих и курящих мужиков с эротическими сценами, другое для широкой и воспитанной  аудитории.

Но оставим это. Фильм будет положен на полку это ясно. Но есть вариант - надо все переснимать - для нормальных людей. Кино то хорошее. Интересно, что сам режиссер бросил курить до начала фильма! Нате вам, что нам не гоже - входит так.
Достоверность сыграла в этом кино еще одну отрицательную роль.

Итак. Что это за кино "Оттепель". Во первых это кино про то, как снимают кино.
Так бывает. Поэт пишет стихи про то, как они пишет стихи.
Писатель пишет книгу про то, как он носил рукопись в редакцию и там его не поняли.
Эту тему сделал главной Михаил Булгаков в романе века "Мастер и Маргарита"
Кино о процессе.

Далее. Сюжет фильма несколько срисован из другого фильма того времени -
"Укротительница тигров". Там тоже: основного игрока Каземира Алмазова отстраняют от манежа и встает вопрос: а кто войдет в клетку к тиграм?
Схожая линия любовного бермудского треугольника строится и вокруг основной героини – новичка в актерском деле и типажи - ее ухажоры похожи. А главный герой Егор Мячин в убедительном исполнении Александра Яценко это прямая копия незабываемого Леонида Быкова.
Прямо "Алешкина любовь".

Есть и скрытая тонкая фабула фильма, связанная с названием.
Фильм скорее не про то время, как мы ожидали, а про лирические отношения – хорошо, что мужчин и женщин.
И эта тема показана в песне. Женщины свои отношения с мужчинами принимают за "весну", а это была только "оттепель". "Поматросил и бросил"
Помидоры взошли, а тут опять похолодало.

На фоне отрицательного неулыбчивого главного героя Хрусталева видна попытка показать  Егора - честного парня, который выглядит робким и нервным неудачником. Похоже, что через него Тодоровский отразил свое - первый опыт выхода в Большое Кино.
И само это Кино про Кино снято очень достоверно. А снимать "то время" очень не просто. Нужно продумать, собрать и разместить в кадр тысячи достоверных мелочей.

Под героем Павла Деревянко угадывается Олег Онуфриев. Павел играет хорошо. И об этом ему в фильме говорится. Но он все-таки играет, а  Ефремов – живет.

Актерски фильм вытягивает Михаил Ефремов. Ему хорошо подыгрывает Гостюхин.

А вот женщины все с налетом стервозности. Они изводят талантливых и нормальных мужиков. Такова их роль по жизни по версии автора.

Эротические сцены из фильма вылезают. Это выглядит еще одним несоответствием времени - в то время секса еще не было.

Есть в фильме детективная линия в стиле Агаты Кристи - про то, как органы в то время легко ломали судьбу человека. Про наше время снимет потом - внук Тодоровского.

В кино мало афористичных выражений, которые идут в народ. Кроме одного - от лица героини олицетворяющей мудрость: "Иди ты в ж..."  Как вы яхту обзовете...

Если бы не это: "наливай еще, давай закурим", то фильм «Оттепель» рекомендовал бы к приятному просмотру. А так, пока, это упражнение для любителей искать  несоответствия. 

Рецензируя фильм, нельзя не сказать о главной героине - Марьяна, исполняет Анна Чиповская. Девушка складная. В роль попадает. Эротические сцены с ее участием можно было бы снять побольше и смотреть вообще отдельно. Большинство зрителей мужской половины  засвистят мутного Хрусталева, который скажет "Нам надо расстаться"

Мы очень соскучились по цветному позитивному фильму из того светлого времени, где живут народные  юморные персонажи с широкой улыбкой  до ушей - от радостного ожидания светлого будущего....а модельные красотки и сонные герои любовники это, Валера, ролевые игры из другого кино.

Конечно заторможенный Хрусталев немного раздражает. Когда надо он спит, когда надо сдержаться - он со всего размаху...
Ни один нормальный мужик не высадит женщину из машины. Такие не бьют "оперов" по физиономии. Отрицательные герои в фильмах обычно имеют некоторый щарм обаяния. За что киношников ругают. Здесь не за что поругать. Все мужики, что смотрели, наверняка восклицают: дамы, вот он я сижу перед телевизором!  Красавец мужчина в семейных трусах.
Что вы волочитесь за этой букой.

Фильм закончился. Герои отмучились. И попытка разобраться в персонажах и логике финала для нас успеха не имела.
В деталях и эпизодах все понятно, а в целом....
Совсем отвратила сцена, где отец наливает дочери... водку (чтоб согрелась) ...теперь я уже точно голосую за полку и даже за железный ящик ключ от которого потерян.
И тем не менее: с искренней симпатией и благодарностью ко всем, кто был занят в этом фильме.