Африканский калейдоскоп - 2 Notre-Dame d Afrique

Владимир Микин
БИБЛИЯ И СОБОР АФРИКАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ
В 1979 году мне повезло: я приобрел Библию. Сегодняшний читатель может сказать – эка невидаль! Однако в то время библия в Советском союзе была книгой не просто редкой, но и, в известном смысле, как бы крамольной,  поскольку, в отличие от материалистического учения,  явственно утверждала, что Бог все же есть.

Честно говоря, чтение библии тогда мало  повлияло на мой махровый  атеизм, хотя  философские рассуждения Екклезиаста и четыре канонических евангелия,  в особенности  то из них, что от Иоанна, впечатлили.
 
Библию дал мне, а точнее – продал за 80 динаров священник великолепного собора Notre-Dame d'Afrique, что высится на 124-метровой скале на берегу Средиземного моря в столице Алжира. Белое величественное здание собора, расположенное  столь эффектно над морем, строилось в течение четырнадцати лет,  и закончено было в 1872 году.

Краткая  надпись, что начертана над алтарем, была обращена к деве Марии - с просьбой, чтобы Богородица молилась не только  за христиан, но и за мусульман. Несомненно, это была прекрасная интеррелигиозная, так сказать,  инициатива, воплощенная в камень католиками-французами в мусульманской стране.  В результате мусульмане охотно стали молиться в соборе вместе с христианами за тех, кто в море,  – на морских судах и суденышках, или, увы, нашел смерть в пучине.

Собор в момент нашего с моим другом, Володей Фроловым,  визита почему-то был пуст, - ни одного прихожанина. Однако маленький сухонький священник встретил нас приветливо. Я объяснил ему на моем незамысловатом французском, что мы – русские специалисты, работаем на строительстве металлургического комбината близ Аннабы.

 Священник провел нас по помещению знаменитого собора, показал предметы убранства и статую Девы Марии, одетую в парчу, не преминув с улыбкой заметить, что без одежды Дева еще прекраснее, и, предвосхищая наш вопрос, пояснил, что черная она  – не потому, что африканка, а вследствие того, что бронза статуи со временем окислилась. Спросить, почему Богородице не хотят придать первоначальный благородный блеск, мы постеснялись. Возможно, этого не делают, чтобы не сокращалось число прихожан-африканцев.
 
 Мы расспрашивали об истории строительства собора, о службах, которые в нем ведутся. Вспомнив, что в годы второй мировой война в Алжире гостил, так сказать, некоторое время господин Роммель, приехавший сюда по поручению Гитлера  с большой свитой на танках, я спросил у любезного священника, как немцы себя вели в соборе. Он ответил, что вполне корректно.  Вспомнил, как два офицера в черных плащах однажды  зашли в собор, осмотрелись, постояли немного, перекрестились и ушли.

После того, как наш экскурсовод закончил рассказ о соборе, мы  деликатно намекнули насчет возможности покупки библии. Совершенно очевидно, что мы были не первыми русскими, обратившимися к нему с этой просьбой, поскольку он на минуту куда-то удалился, и появился с двумя экземплярами Книги. Толстая библия в красном добротном переплете была издана на русском языке в Швейцарии.

Когда  у нас  в стране настали новые времена, в нашем доме появились еще экземпляр библии, изданный, правда,  не столь роскошно, а также библия для детей, библейская энциклопедия и репринтное издание Закона Божьего. Чтение этой литературы пробудило  у меня интерес к изучению мировых религий, что привело к тому, что мои взаимоотношения с Всевышним еще более запутались.

Ситуация, по-моему,  достаточно типичная  для закоренелого материалиста. И я благодарен старенькому любезному католическому священнику за то, что встреча с ним заставила меня с интересом погрузиться в сферу знаний и верований, являющуюся испокон веков и до сих пор предметом философских споров.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/12/07/1876