Мемуары 18 испания-4. Поездки в Дагестан

Томас Памиес
05.12.13
Поездки в Дагестан

Спустя девять лет после моей работы с каталонским концерном, о котором повествуется в предыдущих главах моих мемуаров, в 1992 году мой бывший босс связался со мной и попросил взять на себя руководство основанного им совместного предприятия в Дагестане.
А я тогда уже имел собственное дело в Мадриде, как предприниматель-консультант по российскому рынку.

Вначале я удивился этому предложению.  Мой бывший шеф был опытный и умудренный жизнью человек, и мне трудно было себе представить, что он, не знакомый с тамошней спецификой, дал себя втянуть в такую авантюру.

Все началось с его знакомства с какими-то дагестанскими предпринимателями, занимающимися в Испании поисками иностранных инвестиций в плодоовощную промышленность этого кавказского региона. Там действительно есть где развернутся в этом плане. Дагестан имел тогда достаточно развитое сельское хозяйство, но консервные заводы республики были сильно запущены и нуждались в модернизации. Наше оборудование как раз подходило для этого перевооружения. Денег на такой серьезный проект у республики не хватало и формула СП, как нельзя лучше подходила для решения этой проблемы. Испанская сторона, имеющая технологию, передавала её дагестанской стороне в качестве своего 50% -го вклада, а местные партнеры, в счет остального капитала, предоставляли рабочую силу, производственные мощности и помещения. Договорились, что выручка от  продаж оборудования в республике Дагестан, должна будет делиться пополам. На словах и на бумаге все выглядело вполне логично и убедительно. Это и склонило моего босса вложить средства на паритетных условиях с местными партнерами в этот проект.

Сюрпризы начались потом. Когда мой шеф, по своей инициативе, подписал договор о создании СП, его начали доставать тамошние партнеры, постоянно требуя немалых сумм на покрытие каких-то бюрократических формальностей, без какого - либо серьезного обоснования. Тут он вспомнил обо мне и обратился за помощью. Честно говоря, тема не разбудила во мне особого энтузиазма, поскольку можно было предвидеть чем это кончится.

Сначала попытался объяснить ему, что Северный Кавказ не лучший плацдарм для инвестиций, что этот регион хранит в себе не столько манящую тонкость Востока, сколько непредвиденность последствий. Что данный случай не имеет сравнения с теми, что  моему боссу приходилось встречать на своем жизненном пути. Даже позволил себе дружески его пожурить:

- Как тебя угораздило согласиться на открытие СП,  не проконсультировавшись с профессионалами рынка?, - спросил я его. - Я бы, на твоем месте, закрыл немедленно эту лавочку, пока не поздно, уж больно знакомо мне все это. И боюсь, что не с лучшей стороны. Дежавю!

Но шеф был по природе своей авантюрист и упрям, как испанский мул. Пришлось лететь в Махачкалу, чтобы на месте ознакомиться и разобраться с ситуацией. Одной поездки оказалось мало. Было их потом еще шесть или семь.

Встретила меня столица Дагестана совершенно удручающим городским пейзажем. Серые панельные дома, грязные улицы, контейнеры в качестве жилищ.  Пасмурное небо, свинцовое неуютное море. Из окна автомобиля видишь, как молодые люди, не шелохнувшись сидят на корточках на краях дорог. Причем часами. Потом мне объяснили, что это был рынок дешевой, свободно нанимаемой рабочей силы. То же можно встретить и в Испании. Только здесь на корточках не сидят в ожидании работодателя. Кучкуются в определенных зонах города и кому надо, тот об этом знает.

Было впечатление, будто всё вокруг временное, что завтра снимется и поедет дальше. Как -то я слышал то же самое о Улан Баторе - столице Монголии : ”мимо проплыл Улан Батор, со своими юртами, кибитками и прочим скарбом”.  В последующих командировках мне удалось увидеть другой Дагестан: красивый, приветливый, вкусный.

А пока поселили меня в “лучшей” (по моему, единственной в городе) гостинице, прикрепили охрану, объяснив, что рядом Чечня и  похищения иностранных специалистов не редкость.

Хорошенькое начало, - подумал я про себя. А молоко за вредность дают?

Кстати вспомнилось: после моей третьей поездки в Дагестан, одного моего приятеля, журналиста из Дании, освещающего события на границе Дагестана с Чечней, чуть было не похитили чеченские боевики. Спасся чудом. Потом он мне рассказывал, что уже получал угрозы, но не принимал их всерьёз. Через несколько дней после попытки похищения, он быстро собрался и улетел в свой Копенгаген. Больше он назад не возвращался и я потерял его след.

Когда за мной приезжали на машине дагестанские партнеры, моих телохранителей, почему -то, рядом никогда не было, хотя в этот момент они были бы нужнее, чем когда я находился внутри гостиницы. Иногда приходилось ждать более получаса, стоя на улице у двери гостицы без всякого сопровождения, рискуя стать “гостем” очередных пиратов.  Однако, к счастью, никто не позарился на мою скромную персону, наверное знали, что испанская корона сама бедствует. Вот  был бы француз или немец, за этих бы  их власти “отстегнули”.

Посетил огромный завод, где нам отвели участок для производства испанского оборудования и поехал на встречу с ответственным за всю консервную промышленность Дагестана в Агропроме республики.

Просторный кабинет, обаятельный пожилой даргинец, широко улыбаясь встает и идет мне навстречу. Энергичное рукопожатие. Спрашивает на испанском “Кэ тал” ( как дела?), я ему в ответ: “Аллейкум салам” . Он громко смеется, я поддерживаю. Взаимная симпатия установлена, неплохое начало.

На стене большой портрет знакомого вождя. Не верю своим глазам и, повернувшись к моему визави, спрашиваю:

- Откуда в этих краях Клемент Готвальд?

Замешательство, округлившиеся глаза и вопросом на вопрос :

- Откуда приехавший в Дагестан испанец знает первого послевоенного чехословацкого премьера ??

Объясняю, что ларчик открывается просто: в младые годы покорный слуга жил и учился в Праге и во всех классах чешской школы висел портрет того же товарища Готвальда.

-  Которого потом заменили на Антонина Запотоцкого, - вставляет даргинец

- Да, а еще позже, - добавляю  - на другого Антонина, который Новотны. К этому времени,- поясняю,- я уже перехал в Союз и учился в Иванове.

?!   Удивлению чиновника нет конца. Что за тип перед ним? На чисто русском утверждает, что он, якобы, испанец, учился в Праге, потом непонятно почему оказался в СССР... ?!  Однако, замешательство быстро проходит. Вижу ему приятно: встретил собеседника, который его понимает, несмотря на то, что приехал из далекой Испании! Было бы странным, чтобы даже его земляки знали, кто такой Готвальд? Мы уже стали друзьями. Позже пояснил, что этот портрет был подарен ему в пятидесятых годах чехословацкой делегацией мододежи, посетившей Дагестан.

После такого необычного вступления, мы перешли к деловой части. Он пригласил рассказать что привело меня в Дагестан и, в частности, почему я напросился к нему на прием?

- Видите ли, уважаемый Магомед Сулейманович (имя и отчество изменены), - начал я, -  испанский концерн Х, который я имею честь представлять, создал вместе с вашими земляками совместное предприятие в Махачкале. Оно уже начало производить современное оборудование, которое остро необходимо консервным заводам вашей республики. А вы являетесь главой в этой области и можете оказать большую помощь и содействие, если убедите директоров этих заводов приобрести наши закаточные машинки для стеклотары.

Внимательно выслушав, М.С. отвечает:

- Вы знаете, Томас - джан, Вам повезло, у меня как раз сегодня совещание со всеми директорами этих заводов по другой теме,  но мы представим Вас и попросим их пойти навстречу Вашей просьбе . Уверен, что не откажут . А пока, позвольте пригласить Вас на скромный обед (меня пробирает легкий мандраж, когда слышу на Востоке слово “скромный”). - Недалеко отсюда есть один очень милый ресторан, где прекрасно готовят наши национальные блюда. Потом нажимает на кнопку селектора и просит секретаря вызвать машину. Сам садится за руль и мы едем в ресторан.

Против моих опасений, обед протекает быстро, поскольку нас ждет совещание с директорами. Местная кухня действительно превосходная . Пожалуй, Дагестан то место, где лучше всего готовят овощи на Северном Каказе. “Al dente”, на гриле и без того обилия пряностей, столь свойственного блюдам Кавказа.

Сначала, около часа, министерский начальник и директора обсуждают свои темы. Я жду в приёмной. Потом меня просят войти в просторный зал, где идет совещание. М.С. берет слово:

Разрешите вам представить, товарищи, нашего гостя из Испании. Он директор совместного СП с нашими махачкалинцами, которое недавно начало производить очень необходимое для нашей республики оборудование. В частности, оно может быть,-  тут он делает паузу, оглядывая присутствущих и повышая голос, громко заявляет : - и БУДЕТ установлено на ваших заводах. Каждый из вас должен купить, как минимум, по пять испанских закаточных машин, а большие заводы - по 10.

Я слушаю в шоке. Вот это номер! Круто! Быка за рога! Спасибо, товарищ Готвальд!

Один из директоров, видимо самый авторитетный среди своих коллег, берет слово:

- Мы бы рады, но у нас денег нет, уважаемый Магомед Сулейманович,

- А тебя это не касается . Машины тебе нужны?

- Конечно нужны, Магомед Сулейманович, выдавливает директор. А что ему бедному остается сказать, когда его  непосредственный начальник, от которого зависит его должность и благополучие, смотрит на него удавом?

- Тогда пиши обоснование, а деньги пробьём. Центр (читай Москва) выделит. У кого еще денег нет?

Все присутствующие молча поднимают руки.

- Значит решено. Вас сегодня здесь пятьнадцать. Вот и чудненько. Итого 90 единиц машин! Господин Памиес, справитесь за две недели?

- Будет сделано, дон Магомет-джан!

Наш персонаж  не просто высокопоставленный чиновник , он даргинец(*), земляк президента республики, с которым по вечерам играет в нарды у того дома. Они, к тому же, из одного села, а это уже клан, кровная связь. Как известно, на Кавказе такой нюанс открывает любую дверь.

Через год после моего первого приезда в Махачкалу мой испанский босс, вместе с семьёй, посетил Дагестан. Вылетев из Москвы, нас всех удивило, а его супругу сильно напугало, что в самолете летели вооруженные до зубов спецназовцы. Сразу по прилету мы неожиданно стали свидетелями захвата автобуса в аэропорту Махачкалы террористами. Стало понятно присутствие спецназовцев в самолете. Местные власти уже подтянули ОМОН, и по команде стоящего рядом с нами полковника, в считанные минуты автобус был захвачен без единого выстрела и все террористы арестованы в самом автобусе. Жертв, к счастью, не было, но впечатление осталось на всю жизнь. Нешуточное дело и совсем не похоже на крутые боевики, что мы привыкли видеть на экране.

Встречали испанских гостей щедро, по-кавказски. Приемы были шикарными и на самом высоком уровне, столы ломились от изысканных яств и напитков, тосты, один витиеватее другого...Потом были поездки по самым красивым местам республики,  визиты в коньячные погреба Кизляра, различные совхозы, консервные фабрики и т.д.

Несмотря на красивые фразы и искреннее дружелюбие хозяев, СП так и не получило того развития, которое ожидалось. Как только первые закаточные машины были распроданы (благодаря, в первую очередь, министерскому начальнику), дагестанские партнеры оказались не на высоте положения, так никогда и не объяснив испанской стороне куда девалась выручка за проданные станки. Она попросту мифически испарилась. Могу ответственно заверить, что испанская сторона собиралась вложить всю свою часть прибыли в производство следующего поколения машин, более производительных, а посему, более дорогих. Но стремление некоторых к сиюминутной наживе погубила на корню хорошо начатую инициативу. Мой босс окончательно понял, что его авантюра оказалась пустой тратой времени и денег. Он отозвал свое участие в этом, недолго просуществовавшем испанско -дагестанском СП. Меня поблагодарил за службу и щедро рассчитался. Разочарование со временем прошло, в далеком Дагестане остались многочисленные друзья, подарившие мне свою верность и преданность. Спасибо вам, ребята.

( *) 
Следует пояснить ,что Дагестан - многонациональная республика . Её населяют несколько десятков народностей. Но власть делится между пятью основными: аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины и русские , так называемый Пентагон. Эта формула обеспечивает сбалансированное распределение власти и позволяет сохранить социальный мир.

-----------