Я английский бы выучил

Олег Шаркан
Недавно побывал в Могоче, некогда могучем военном городке. Даже в рамках Забайкальского военного округа местный гарнизон считался чем-то вроде проклятья, попадать сюда решительно никто не хотел.

Профессор

У офицеров хотя бы шанс был отмазаться от службы в Могоче - отказаться, а то и вовсе уволиться из рядов доблестной Советской Армии. А что было делать призывнику, да еще студенту? Они бедняги порой даже не знали в какую точку бесконечно огромного Союза его отправят. Какой логикой руководствовались толстые дядьки из военкоматов, когда студенты из одной группы после призыва оказывались в разных точках СССР, разных войсках, разных военных округах и разных климатических зонах?

Один мой сокурсник – Лешка – попал в Среднюю Азию и служил в стройбате. Вернулся знатоком наркотических веществ. Знал массу рецептов приготовления дури из самых разных составляющих. Мог задвинуть лекцию про это часа на полтора, как самый настоящий профессор наркологии. И так бы, наверное, сгинул через несколько лет в наркотическом дурмане, но получил он как-то задание у преподавателя по психологии – написать реферат о наркотиках. Когда он показал мне свой труд, я подумал, что Лешка замахнулся как минимум на кандидатскую: шестьдесят страниц убористого рукописного текста.

- Это еще не все, - признался он. – У меня еще на столько же страниц информации осталось.
У всей кафедры психологии после прочтения Лешкиной работы сорвало крышу. Ее тут же отправили в Москву в какой-то ведущий вуз. У столичных преподов, судя по всему, крыши тоже конкретно поехали. Следом за своей работой в столицу отправился и Лешка. Перед отъездом он мне признался, что весь реферат написал под кайфом и закончил его только потому, что закончилась собранная летом конопля.

- Что я в Москве то делать буду? – растеряно спрашивал Лешка. – Вокруг Читы я все плантации ганджи знаю, а в Москве? Там же один асфальт.

Но в Первопрестольной у Лешки получилось все как нельзя лучше. Ушел с головой в науку и сегодня, по слухам, доктор психологических наук. И кто после этого скажет, что армия плохая школа жизни? Нужно только правильно усваивать преподанные ею уроки.

English

Андрея, это еще один мой одногруппник, по воле военкомов занесло в Могочу. В один день пришли на призывной – я, Лешка и Андрюха. В результате Леха в Средней Азии, я в Амурской области, а Андрюхе досталось служить в Могоче. Это хоть и ближе к родному дому, но легче от этого не было…

В Могочу Андрюха попал после трех месяцев учебки, в самом начале сентября.
 
- Когда привезли в Могочу, я подумал что попал на курорт, - вспоминал потом он. – Красота вокруг неописуемая. Желто-зелено-багряные сопки. Воздух чистый. Днем не жарко. Ночью не холодно. Все как я люблю. Оказалось, застали мы последний день «бабьего лета», утром выпал снег. Еще через день ударили морозы. Тепло стало только в мае.

Но больше всего Андрюху убил первый Новый Год в Могоче. Ему как раз выпало идти в караул, кому же, как не первогодкам идти в наряд в новогоднюю ночь. И вот будят его ближе к смене, уже под утро. Он спросонья одевается – бушлат, шинель, полушубок, а постовой тулуп облачаться нужно было уже на охраняемой территории.

- И вот иду я к этому тулупу, а разводящий меня подгоняет: «быстрее, быстрее». Я потом только понял, почему он так торопился - он замерзнуть боялся. В ту ночь было -56°С. Точной температуры я не знал, но понял, что очень холодно уже через полчаса. Кое-как до смены дожил.

Но морозы, конечно, не самое страшное. Страшнее всего в Могоче была дедовщина. Ей и офицеры потворствовали. Например, на носу дембель. Осенний призыв разъедется по домам. Для офицеров это удар по показателям – уйдут классные специалисты. Что делает командир роты? Собирает старослужащих и ставит задачу: в кратчайшие сроки воспитать себе смену, в противном случае дембель состоится только 31 декабря в десять часов вечера.
Андрюхе предстояло освоить специальность связиста. Работать с коммутатором и прокладывать линии связи он научился быстро, а вот на азбуку Морзе требовалось время, а его, как вы понимаете, не было. Вы удивитесь, но Андрюха «морзянку» выучил за один день. Методика преподавания была следующей: Андрей сел за ключ, которым отбивали морзянку и получил листочек с этой самой азбукой.

- Час на зубрежку знаков, после этого перейдем к практическим занятиям, - сурово сказал дембель и лег вздремнуть.

Через час началась практика. К пальцу Андрюхи примотали провод от полевого телефона и он начал передавать сообщения: типа: «Алекс Юстасу. Масло съели, день прошел. Дембель стал на день короче, скажем всем дедам спокойной ночи» и так далее. В случае ошибки дембель крутил ручку полевого телефона, а это примерно 80 вольт. Дергает не по-детски и, как оказывается, способствует эффективному усвоению учебного материала. К концу первого дня обучения  Андрюха бил сообщения со скоростью 60 знаков в минуту без единой ошибки.

- Жаль, что английский нас не заставляли учить в Могоче. Представляешь, как бы я сейчас его знал? Любого профессора из Оксфорда за пояс бы заткнул, - с досадой говорил Андрюха.
Армия – отличая школа жизни и методики преподавания в ней самые передовые.