Золотые россыпи - 2

Вячеслав Вячеславов
начало: http://www.proza.ru/2013/12/02/1308

Л. Н. Толстой.

Человек переживает землетрясения, эпидемии, ужасы болезней и всякие мучения души, но на все  времена для него самой мучительной трагедией была, есть и будет — трагедия  спальни.

"Простота — необходимое условие прекрасного."

Телом женщина искреннее мужчины, а мысли у неё лживые. Но когда она лжет - она не верит себе, а Руссо лгал - и верил.

Достоевский написал об  одном из  своих персонажей, что он живет, мстя себе и другим за то, что послужил тому, во что не  верил. Это он сам про себя написал, то есть  это же  он мог бы сказать про самого себя.

Сулер, Чехов, Сергей Львович и Л.Н,  сидя в парке, говорили о женщинах; он долго слушал безмолвно и вдруг сказал:

— А я про баб скажу правду, когда одной ногой в могиле буду, - скажу, прыгну в гроб, крышкой прикроюсь - возьми-ка меня тогда! — его взгляд вспыхнул так озорно-жутко, что все замолчали на минуту.

Лишь в больной раковине растет жемчужина.

Леонардо да Винчи

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человек и представление его души.

Генрих Гейне

Ведь каждый отдельный человек - целый мир, рождающийся и умиравший вместе с ним, под каждым надгробным камнем - история целого мира.

Хемингуэй

Если вместо того, чтобы описывать, ты изобразишь виденное, ты можешь сделать это объёмно и целостно, добротно и живо. Плохо ли, хорошо ли, - но ты тогда создаёшь. Это тобой не  описано, а изображено. И читатель должен сам почувствовать и пережить то, что хотел выразить автор. Выразить правду жизни и действите¬льности так, чтобы она вошла в сознание читателя  как часть его собственного опыта. При этом минимум авторской навязчивости. Отказ  от объяснительных эпитетов и метафор.

Леон Эдель

В старых романах главным вопросом было, доберутся ли когда-нибудь герой и героиня до спальни... По сути дела, - /пишет он о современных романистах/ — нередко чувствуется, что они обращаются к спальне, потому что это самый легкий способ избежать рассказа о жизни в других комнатах и о сложности человека. Можно понять автора, описывающего в своём романе, как его герой чистит зубы — некоторые это делают с большим эффектом, — но мы запротестуем, если писатель начнет угощать нас  сценой чистки зубов через каждые две главы. А вот сцены в спальне зачастую повторяются назойливо, как будто автор видит особую добродетель в подробной летописи каждого свидания.

Блок говорил о трагичности всяких людских отношений. Они трагичны, потому что менее долговечны, чем человеческая жизнь. И человек знает, что, добиваясь их развития, добивается их смерти. И всё же ускоряет и ускоряет их ход.

                Новелла
-"новость". Рассказ должен быть новостью. Это может быть открытие новой области жизни, HOBЫX отношений и характеров, подробностей быта, истории нравов, - любой стороны действительности, существенной для человека, но почему-либо ещё не рассмотренной или слабо изученной предшественниками. Это может быть свежий взгляд на явления хорошо знакомые, примелькавшиеся, однако взятые автором с неожиданной стороны, в новых отношениях, и потому раскрытые более глубоко, в неизвестном прежде значении. Талантливый рассказ - это новость художественная, выхваченная из жизни и представленная в форме  краткого повествования, исчерпывающего существо предмета".

Хемингуэй

"Писать надо лишь о том, о чём ещё никто не писал. Или, если уж взялся за эту же тему - написать об этом лучше своих предшественников".

Аристотель

"Фабула… должна быть изображением одного и притом цельного действия, и части  события должны быть так составлены, что при перемене или  отнятии какой-нибудь части изменилось и приходило в движении целое ибо, то присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть органическая часть целого".

Жopж Занд.

"Искусство не такой дар, который мог бы обойтись без широких знаний во всех областях. Надо пожить, поискать, нужно сперва многое переварить, многое любить и много страдать, не переставая в то же время упорно работать. Прежде чем пустить в ход шпагу, надо основательно научиться фехтовать. Художник, который исключительно художник, бессилен, то есть посредственен, или он вдается в крайность, то есть  безумен".

Гиллель, великий еврейский мудрец, живший две тысячи лет тому назад, говорил: "Если я не сделаю этого - кто сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас - то когда же мне это сделать? Но если я сделаю это только для себя самого - то кто я?"

Зощенко:

 "Про себя мужчина любит говорить, а женщина любит слушать про себя.
Если женщина добродетельна, то об этом знает только она. Если порочна — кто не знает?

В основе субъективистской концепции Канта и его последователей лежит отрицание реального времени и пространства. Они считает, что наши ощущения и восприятия упорядочены в пространстве и времени, но нельзя быть уверенным в упорядоченности реальных объектов   во времени и пространстве, ведь    действительность дана нам лишь через восприятия. Наша уверенность в пространственности и временности реальных вещей лишь иллюзия, заявляют они.

Так, Августин, впервые пришедший к выводу, что время не существует объективно, что оно находится лишь в глубинах нашей души, исходил из парадоксальных особенностей течения времени: прошлое уже не существует, будущее еще не существует, настоящее же не имеет никакой протяженности; следовательно, время не обладает реальностью. Кант опирался на космологические антиномии, которые определяют мир как конечный и как бесконечный во времени и пространстве.

Френсис Брэдди также приводит антиномию: с одной стороны, пространство и время - ничто, кроме отношений между вещами, а с другой - они не есть простые отношения, они могут существовать и при отсутствии вещей. Таким образом, считалось, что раз мы неизбежно приходим к противоречиям, время и пространство не могут существовать реально.

Любое событие определяется четырьмя числами: тремя пространственными координатами, обозначающими местоположение события, и временным параметром.

                Бен Бова. Как писать рассказы.

Самый легкий,  и на самом деле единственный,  способ - это изобрести такого героя, каким читатель хотел бы стать.

Как это сделать? Рассказ - это описание героя,   решающего какую-то проблему. Тщательно выбирайте главное действующее лицо. Этот персонаж должен обладать интересным характером,  а его проблемы - быть настолько серьёзными, чтобы читатель как следует, поволновался за него.  Часто события оцениваются с позиций главного героя.  Это его историю вы рассказываете,  и он должен быть достаточно сильным, чтобы вынести все уготовленные ему испытания.

Придумайте главного героя с сильным характером, при, этом пусть у него будет какая-нибудь ярко выраженная слабость, и поставьте перед ним ошеломляющую проблему.

Гамлет был сильным и нерешительным, неуверенным в себе, что в конце концов привело его к гибели. Если бы ему нужно было командовать армией, покорить женщину или блестяще закончить университет,  он с легкостью справился бы с этой задачей.

Шекспир прекрасно знает сильные и слабые стороны своего героя.  Он наносит ему удар в самое уязвимое место. Поставьте перед вашим героем трудноразрешимую для него проблему и придумайте как можно больше препятствий на пути к её решению.

Пусть он" не знает,  что победит.  Привлекательный и одаренный герой некоторых рассказов с легкостью,  без страха и сомнения решает целый комплекс проблем. Он уверен в собственной неуязвимости и успехе,  потому что автор заранее знает,  чем закончится повествование.  Так пишутся неправдоподобные и скучные рассказы.  Кого может взволновать проблема раскалывающегося пополам мира, если это совершенно не беспокоит главного героя? До самого конца читатель должен пребывать в неизвестности и сомнениях. Это значит, что и герой не должен знать, что его ожидает.  В хорошо написанном рассказе основной персонаж не может победить до тех пор, пока ему не придется потерять что-то очень дорогое для него. Другими словами, он что-то приносит в жертву, и читатель с волнением ожидает, какова же будет его утрата.

Представить события с позиций главного героя.  Даже если повествование ведется от третьего лица, не пишите о том, чего не испытал основной персонаж. Это накладывает определенные ограничения. Центральное действующее лицо должно присутствовать в каждой сцене,  и вы можете сообщить читателю только то,  что знает главный герой.

Главный герой озадачен - озадачен и читатель, герой чувствует боль, то же испытывает и читатель, когда герой побеждает всех и вся, читатель торжествует. Читатель проживает рассказ,  а не просто пробегает глазами страницы.

Повествование от третьего лица позволяет взглянуть на героя как бы со стороны и дать ему объективную оценку,  позволяет сообщить читателю то, чего не знает главный герой.  Такого  рода информацию иногда необходимо дать читателю. Но каждое подобное отступление необходимо хорошенько обдумать. Так как иногда оно может больше запутать читателя,  чем помочь ему. Лучше всего всё время оставаться с главным героем.

Пол Андерсон проверяет реалистичность написанного при помощи пяти чувств основного персонажа.  Он следит за тем,  сколько чувств героя задействовано на каждой странице. Если на одной из них герой только что увидел или услышал, Андерсон её переписывает с тем, чтобы в игру вступили осязание,  обоняние и вкус.

Каждый ваш рассказ должен быть хотя бы чуть-чуть автобиографичным, и каждый ведущий персонаж должен быть немного похож на вас. В каждом произведении вы раскрываете свою душу. Многие перестают писать, потому что не выдерживают эмоционального напряжения,  или же у них нет душевной потребности в этом.

Ваш главный герой - это в значительной степени вы сами с добавлением черт известных вам людей. Начинающим писателям часто советуют писать только о том, что они лично знают.  Опытным писателям такого никогда не скажут - они уже хорошо усвоили этот урок. Никто не пишет о том, чего он не испытал. Никогда!

Когда вы думаете о действующих лицах, даже о второстепенных, попытайтесь суммировать их черты в следующей формуле: чувство А против чувства Б. Не позволяйте простоте подхода ввести вас с заблуждение. Если вы не можете "ухватить" основную характеристику персонажа с помощью такой формулы,  то,   значит,  он не так уж хорошо придуман.  Для второстепенных действующих лиц это не столь существенно,  но для главного героя - жизненно необходимо.   Источник основного конфликта рассказа - борьба,  происходящая в душе героя.

Должна быть кульминация:   писатель ставит героя и читателя перед необходимостью разрешить сложную дилемму. До этого вам уже удалось убедить читателя,  что герой - отличный парень,  каковы бы ни были его недостатки и проблемы. Читатель отождествляет себя с главным действующим лицом, если вы справились со своей задачей.

В рассказе со счастливым концом главный герой выбирает добро, а не зло. Он готов пожертвовать всем ради того, чтобы не нарушить нравственные принципы,  но он не теряет всё, что ему дорого, а выходит из огня целым и невредимым.  Золушка убегает из дворца, когда ей велела крестная, однако принц, в конце концов, находит её,   и они обретают счастье.

В рассказах с печальным концом герой предпочитает зло добру.  Он может получить всё, что угодно,  но губит при этом свою душу,  становится плохим человеком.  В "Фаусте" герой буквально продает душу дьяволу. Он проживает долгую и полнокровную жизнь,  но обречен на вечные муки в аду.

Иногда герой делает правильный выбор и доводит до конца всё задуманное,   но это стоит ему жизни. Таково классическое определение трагедии.

Герой должен меняться. Как бы ни короток был рассказ, события должны изменить героя. Слабый должен стать сильным, бедный - богатым,  злой - добрым.  Найдите в его жизни критический момент,  когда он меняется эмоционально, нравственно и физически,  и помните об этом.

Фон - это не простое описание пейзажа или обстановки в доме героя.  Он определяет дух и настроение всего повествования. Представьте себе, что события "Падения дома Ашеров" Эдгара По происходят в ярко освященном супермаркете.

Одна из самых сложных проблем, стоящих перед фантастом, - это необходимость создания такого фона, который был бы убедителен и не подавлял.

Каждая деталь фона должна работать,  то есть всё в фоне должно быть важно для понимания рассказа. Вы не можете позволить себе долгих восторгов по поводу многоцветного заката на планете с шестью солнцами, если только это великолепное многоцветие не должно повлиять на исход событий. Только те подробности,  которые влияют на развитие сюжета, должны быть оставлены.

Не пытайтесь объяснить,  как работают механизмы - покажите результат их работы.
Свободно изобретайте новые приборы, совершайте любые вообразимые научные открытия, лишь бы они не противоречили современной науке.

Это немного рискованно - в какой-то степени любое открытие противоречит тому, что уже известно.  Но читатели любят Игру. Они тщательно изучают каждый рассказ, выискивая научные и технические ошибки.

Рассказ без конфликта, как обед без мяса.  В хорошем рассказе конфликт существует на многих уровнях.  Он зарождается глубоко в душе героя и вырастает в конфликт между ним и другими персонажами,  а часто - особенно в научной фантастике - между ним и силами природы,  а также жестокими общественными структурами.

Каждый рассказ начинается с борьбы противоречивых чувств в душе основного персонажа: любви и ненависти,  страха и долга. Автор ограничен объемом своего произведения,  поэтому рассказ должен начинаться с того,  что какие-то противоречия уже терзают героя. Конечно, можно написать о зарождении его мучений.

Но, как правило,  автору следует писать о разрешении противоречий.
Рассказ - это бег на короткие дистанции.  Здесь совершенно нет времени для раздумий, выработки стратегии и ожидания второго дыхания. Вы пишите о цепи событий или об одном событии, совершенно меняющих героя, а не излагаете историю его жизни.
Рассказ начинается с внутреннего конфликта героя.  Нет необходимости всё сразу раскрывать читателю,  но он должен с первых слов понять,  что перед героем стоит сложная проблема.

Сначала читатель видит только внешнее проявление проблемы. Конфликт определяет динамику рассказа.  Вот почему утопии так скучны.  В совершенном обществе нет конфликтов,  а раз нет конфликта,  нет и рассказа. Можно написать прекрасную лекцию о будущем, но если вы хотите вызвать интерес, необходимо приду¬мать сложный и захватывающий конфликт.

Задача писателя - вносить смуту. Перемешайте конфликты и проблемы всех возможных уровней, одна проблема должна порождать другую. Проблема никогда не должна быть решена прежде, чем не возникнут две новые.  Цепь нерешенных проблем - вот что вызывает неослабевающий интерес у читателя.

продолжение: http://www.proza.ru/2013/12/03/2227

                Ставрополь-на-Волге