О боли, смерти и других вещах

Аркадий Костерин
   Однажды одна знакомая предложила мне порассуждать о боли. — Надо  сказать, что я слава Богу, могу рассуждать на эту тему, в основном, теоретически. Видно, зная моё слабодушие, Господь миловал меня до сих пор. Но, порассуждать — почему же нет? Это же не то, что болеть! И я стал думать о боли. Что же это такое, вообще, для человека?   
   Вот, какие мысли пришли мне в голову:
   Моей исходной позицией является представление о том, что человек, ежесекундно осознавая мир, выбирает свою реальность. Он выбирает мироощущение, миропонимание, он выбирает свои поступки. Боль же — это прикованность выбора. От неё никуда не деться! Это величайшая несвобода в нашей жизни, за исключением смерти. Недаром же они часто связаны в одну цепочку. Потому что для того, чтобы окончательно погубить человека, смерти надо сковать и обессилить его дух.
   Боль — это свидетельство падшего состояния  человека, его порабощённости материальным миром. Боль превращает тело в цепь и кандалы... Вспомните историю христианства, ведь недаром, победа над болью означала торжество святых мучеников, победу Духа. Смотрите, какая дилемма: победа боли означала победу плоти над духом, и тогда уже торжествовала смерть. Если же торжествовал Дух, то смерть становилась переходом в жизнь вечную, т. е. прологом Воскресения.
   А иногда боль, как повод для постоянного обращения к Богу становится верёвочкой, вытягивающей человека к спасению. Даже и неверующего.- Таковы "тесные врата" для многих...

Вопросы о боли и смерти.

    Всё это я изложил своей знакомой, и тогда у неё появились вопросы. Я ответил на них, как мог, ответы свои тоже приведу здесь. Может быть кому-то это будет интересно, а кто-то захочет со мною поспорить. Вот эти вопросы и ответы: 
1. Можно ли к боли привыкнуть?
 — Полагаю, что можно. Думаю, в аду тоже жизнь. И в концлагере люди жили. Да и наша, повседневная жизнь часто исполнена боли, только мы в неё не «упираемся».

2. Можно ли к боли стремиться?
 — Это как? Мазохизм, что ли? Или разновидность гордыни? Не представляю...

3. Как и почему стремятся пострадать?
 — А, вот это понял. Если человек чувствует себя грешным, то он может стремиться пострадать во искупление грехов, для очищения. Такой бывает любовь к Богу. Во имя человеческой любви люди тоже иногда стремятся пострадать. Но это не мой уровень аскетики, рассуждаю об этом чисто умозрительно.

4. Есть ли в боли экзистенция? — Мы, по-моему, об этом и говорим...

5. Как бы Вы определили смерть?
 — Смерть без Бога — это крайняя степень несвободы, вечный плен. Смерть с Богом (во Имя Божье) — это освобождение, выход в пространство свободы.

6. Является ли смерть свободой? - См. Выше.

7. Принадлежит ли нам наше тело?В какой степени мы им владеем?
 — Это по-разному. Иногда мы принадлежим телу. Вообще-то, человек всегда стремится управлять своим телом, чтобы уменьшить свою несвободу, т. е. вынужденную привязку к одной единственной реальности. Но это достигается медленно и трудно. Это аскетический путь.

8. Почему церковь осуждает кесарево сечение и анестезию при родах?
 — Думаю, если это естественные средства к спасению жизни матери и младенца, то церковь не будет против этого возражать. Если же это применяется только из страха перед страданиями, то, да, это морально неоправданно. Кстати, может и здоровью повредить, подобные случаи были.

9. Является ли предательство под пытками предательством?
Наверное, да. — Конечно, предательство под пыткой сильно отличается от предательства корыстного и умышленного. Уверен, что у Бога это взвешено.  Да  и возврат через покаяние от первого случая гораздо реальнее и чаще. Корыстное предательство — очень страшный грех, от которого трудно подняться.

10. Как Вы относитесь к самоубийству (лично Вы а не церковь) общепринятое отношение мне известно? Является ли самоубийство во избежании пыток самоубийством?
По-моему, самоубийство — это акт отчаяния, сильно затрудняющий Богу спасение души. Потому что он направлен против Воли Божьей. Смерть — это очень значимый момент выбора, критическая развилка путей существования души (см. о мультивидууме). При смерти естественной Бог предоставляет человеку все возможности спасения. Если же человек самовольно уходит на эту развилку, против Воли Божьей и не вовремя, то он сразу отсекает  все благие варианты, предлагаемые Богом. Остаются варианты от дьявола, т. е. гибельные. Хотя, конечно, мотивы самоубийства тоже важны и от этого зависит спасение души. За Марину Цветаеву в церкви приносились молитвы и это правильно! Думаю, это всё взвешено.

11. Можно ли умирать под наркотиком или все же мучаясь?
 — Это личный выбор, и мотивы тут могут быть разные (не дай Бог — гордыня). А, вообще, кто может вместить, тот вместит...

О мультивидууме.

   Раз уж я упомянул о выборе, нужно добавить о критических, смертельных развилках нашей судьбы. Думаю, мы неоднократно проходим их в течение жизни. Но, поскольку жизнь наша всякий раз продолжается, мы считаем, что счастливо избежали опасных ситуаций. И не замечаем, что в этих развилках оторвалась, т. е.  исчезла часть нашей души. Это та часть, которая, видимо, противоречила выбираемой нами, здесь и сейчас, реальности нашей жизни. Так продолжается до тех пор, пока мы действительно не приходим к концу биологического существования.
   Для читателей, которые не знакомы с моим пониманием души, хочу сказать, что для меня — душа человеческая представляет собой цельный идеальный объект — мультивидуум, то есть совокупность всех возможных состояний данной личности. В духовной действительности  все составляющие души реальны, но имеют разную вероятность. Для понятности, опять приведу переписку с той же моей знакомой. Она пишет:

   Мультивидуум? Это для меня абстракция, ... Я сама имею свойство экстраполировать настроение настоящего момента и на прошлое и будущее. Хорошо, если настроение хорошее, а если нет? А если настоящий момент кажется настолько гадок, что "красит черными чернилами чертеж" и будущего и прошлого? Умом я понимаю всю необъективность своих оценок, но чернота разливается неконтролируемо заполняя все. А может я права? Ведь в вечности нет времени, и значит, нет ни прошлого ни будущего и значит скорбь всегда вселенская и радость всегда всеобщая?
 — Отлично Вы понимаете, по сути, что такое мультивидуум! И очень образно выражаете:  «настоящий момент кажется настолько гадок, что "красит черными чернилами чертеж" и будущего и прошлого» — это точное выражение выбираемой духовной реальности — одной из множества составляющих Вашу цельную душу (мультивидуум). Это именно состояние Вселенной, выбранное Вами в данный момент. Так что совершенно верно:  «скорбь всегда вселенская и радость всегда всеобщая». И учтите, что душа цельна в любом Вашем выборе, только всегда что-то сверху (в сознании), а что-то под спудом.
   Однако, находясь на пороге смерти, никогда нельзя быть уверенным, что это конец земной жизни. Думаю, часто она может быть продолжена в другой реальности - из неоконченых снов, где мы так же будем считать, что избежали смерти.

 Ещё: развилки. - Имеете ли Вы в виду вопрос выбора? И иногда избежать смерти не так уж и здорово. Еще не известно какая дальше была бы жизнь...

 — Да, развилки — это момент выбора. Вообще-то выбор происходит ежеминутно, но критические развилки — это выбор между жизнью и смертью. Далеко не всегда он осознанный. Осознаём задним числом.
Совершенно верно Вы пишете: «иногда избежать смерти не так уж и здорово. Еще не известно какая дальше была бы жизнь»
 — В том-то и состоит проблема выбора! Как нам научиться выбирать правильную реальность?

Декабрь 2013.