Музей виртуальных друзей

Алек Иванов
У Маши П. есть 1700 друзей. А у Никиты М. – 2300. Среднестатистический человек даже не знает в лицо столько людей, не знаком с ними хотя бы «шапочно». Но в социальных сетях все иначе. Добыть себе сотню-другую «друзей» проще простого. Модные блогеры и популярные сетевые фрики набирают  по несколько тысяч. Вот только зачем? Что это дает?

Наверное, не стоит говорить банальностей про съеденный вместе пуд соли и прочее. Но все-таки… До эпохи Интернета слово «друг» имело вес и цену. Друг – это такой человек, к которому можно ввалиться среди ночи и попросить помочь спрятать труп, а он лишь спросит: «Где?». Не потому, что он не любит закон и полицию, нет. Только лишь потому, что твой друг знает тебя и доверяет тебе настолько, что не сомневается в твоих действиях ни на секунду. Раз труп – значит, так было НАДО…

Друзья в Интернете – это фантомы, призраки. Даже находясь в одном городе, вы можете никогда не встретиться с ними. Уж что там говорить про армию «друзей», которые от вас за тысячи километров. Вы можете с ними переписываться, вы можете с ними даже поговорить по «скайпу», вы можете увидеть друг друга, но… Случись беда – толку от таких «друзей» не будет. Ваш «друг» всегда готов пообщаться с вами, когда скучно, но он моментально забудет о вас, когда вас будут убивать.

И это вполне понятно. У каждого на просторах Паутины есть своя реальная жизнь. В ней присутствуют свои интересы, свои реальные люди: родственники, знакомые, настоящие друзья. Работа, начальство. Вы только представьте выбор: рвануть из Москвы в Новосибирск на помощь виртуальному «другу» и разом лишиться хорошей работы, или просто «забить» и сохранить нормальную жизнь. Я бы не раздумывал, а вы? Только сами себе не врите, ладно?

ДРУГОМ может быть только тот, кто рядом. Или был когда-то рядом. Тот, кого ты хорошо знаешь, в ком ты уверен. Причем, УВЕРЕН – ключевое слово. ДРУГ – это очень серьезно. Я, например, считал одного человека другом, а он меня попросту кинул. Другой человек считал своим другом меня, но уже я кинул его. Так вышло.

«Друг» Вконтакте – бестолковая девочка 17 лет. Просит помочь, срочно нужны деньги. Всего-то надо выслать пару тысяч. Искренне удивляется, когда я грубо посылаю ее лесом. Обиды, слезы… А ведь я не просил ее добавлять меня в «друзья». Мне этого даром не нужно. Мне даже не жалко денег, но… Кто она мне? Виртуальный, сетевой «друг»? Пфф…

Мы слишком просто стали относиться к слову «друг». За всю свою недолгую жизнь я не накопил друзей. Десятка полтора людей, не больше. Большинство из них теперь далеко от меня, но друзьями мы быть не перестали. Например, Леха Художник стал большим человеком в Москве, но для меня он всегда будет Лехой. Макс работает на Крайнем Севере, но он все равно Макс. Если мы встретимся через 30 лет, мы узнаем друг друга. Я хочу в это верить. А в Сети… Вон там в списке моих «друзей», добавившихся в «социалке», какой-то «Князь», «Маркиз», «Вадим Терещин», «Лена Белка»… Если любого из них сейчас задавит машина, я плакать не стану. Поскольку плевать мне на них с балкона.

В Сети можно даже знакомиться. Некоторые находят здесь свою любовь. Серьезно. Примета XXI века – сетевые браки. Когда на форумах вдруг начинают поздравлять двух со-форумчан с удачей. Любовь – штука странная, она бьет прицельно сквозь все преграды… Но куда чаще получается облом. Потому что расстояние. Паутина его скрадывает, но для многих путь из Ижевска во Владивосток непреодолим. А там… Девушка во Владивостоке начинает искать более доступные варианты, а паренек в Ижевске даже не в курсе. Они переписываются, общаются, а затем… бац! И все. «Извини, я замужем».

Что такое дружба? Я задаю себе этот вопрос все чаще – и ответа не нахожу. Я просто знаю, что ДРУГ – это что-то очень серьезное. С байкером по кличке Толстый мы вроде бы дружили, но теперь мне не интересен он, а ему не интересен я, а значит, мы были просто приятелями. Знакомыми. Если Толстый попросит спрятать труп, я быстро придумаю причину для отказа. В то же время Надя Аптекарша, если она попросит… А ведь мы никогда приятелями не были! Так, одноклассники.

Девочка пишет, разобидевшись: «Так, я тебя исключаю из списка друзей! Сам виноват. Пока!» Удаляет меня из перечня «друзей» Вконтакте. И искренне думает, что это меня тревожит. Спустя сутки пишет: «Ну что же ты… Можешь еще помириться…» А я уже, честно говоря, забыл о ней.

«Привет, сволочь. Я тут от прокуратуры скрываюсь! Приютишь на пару дней? Я бы не стал соваться, но не к кому обратиться!» Это Дэн. Это друг. Вообще, так поступать нельзя, но… Это друг. И меня мало волнует, почему Дэн скрывается от прокуратуры. Даже если он причастен к убийству Кеннеди. Плевать я хотел, кому он там перешел дорогу. Это настоящий ДРУГ. И все этим сказано.