Беглец

Нина Арту
               

   Перевалило за середину ноября. Небольшой  морозец - минус двадцать, не больше. Для сибиряков это приятная прохлада. Заиндевело. Вокруг поражающая сенсорная красота!

   Входишь в сказочное царство матушки Зимы!  Хочется потрогать руками каждую травинку – былинку, каждую веточку, но тише… Эти премудрости, эти причудливые архитектурные изящества ваятеля Природы слетят вмиг, как тучка майской мошкары.
Иди, любуйся и насыщай себя сознанием вечного созидания и созерцай светлую радость Творения.

   На улице редкий прохожий - субботнее утро. За девятиэтажкой хозяин выгуливает своего лохматого четвероногого друга…

   Я пришла, куда стремилась моя душа. Здесь, в обычном пятиэтажном доме оборудовано большое помещение бывшего «Красного уголка» для работы с детьми. Это «Творческая мастерская юного художника». Огромная комната - зал с большими окнами притягивает меня, как детская улыбка, как глазища, с морем таинства неизвестного, неведомого.

    Наверно Вселенная залита творческой мыслью, иначе откуда берутся эти талантливые дети!?
 Мастерская пуста, ученики ещё не пришли, есть время для размышления. Для меня комната наполнена детьми.

    Рассматриваю висящие на стенах  картины, пленэрные этюды, батик, чеканные работы; на полках шкафов скульптура довольно крупных размеров и мелкая пластика из различных материалов, как пенобетон, глина, пластилин, гипс, керамика, маленькие токарные фигурки из дерева,... Звучит музыка, кто-нибудь из детей играет на фортепиано. Смех за ширмой кукольного театра.

    Вот пень, который еле приволокли сюда. На него садятся гитаристы, исполняя свои любимые песни. Здесь поэты читают свои стихи. В этом помещении дети реализуют свои таланты. За каждой детской работой вспоминается история её создания…

    Как-то Андрей Ш. принёс скульптурную композицию, слепленную из пластилина. Это только выражение своей мысли - эскиз. Уместилась на ладони. Рассматриваю.

    Сидит на пеньке уставший человек. Так, думаю, грибник. Смотрю Андрею в глаза, говорю, как подумала.

    Вижу упрёк, обиду. Испугалась своей разрушающей силы слов чего-то уже обдуманного, пережитого, осознанного, вмещающего в этот кусочек пластилиновой массы совсем другого, совершенно не того, о чём сказала вслух. Дети притихли, слушают.

    -Понимаете, Нина Артемьевна, - это беглец. Он слышит лай собак, насторожился. В руке камень. Готов защитить себя, может быть в последний раз.


    Ухожу в образ беглеца. Мой отец в годы Великой Отечественной Войны воевал лётчиком. Сбит был под Харьковом. С тяжелым ранением подобран местными жителями, и вместе с сотнями других раненых находился в немецком военном госпитале, который располагался в четырёхэтажной школе.

    Худой, обросший щетиной, с незажившим ещё переломом в бедре, с палкой опорой, превозмогая боль, он дважды пытался бежать из плена, уйти подальше, скрыться в пустых дворах города.
    Лай. До боли в теле почувствовала острые собачьи зубы. И перед глазами - окровавленное тело молодого парня. Затем прикладами фашисты погнали его назад. Об этом наша семья узнала только после войны. Написала женщина, которая вместе с другими местными жителями приносила передачи раненым, кормили, как могли...

 
     Андрей смотрит на меня, продолжает убеждать, но я не слышу его. Перед глазами новая картина. Ленинград. Теперь Санкт-Петербург.
     Вхожу в скульптурную мастерскую. Парни смотрят на меня.
     -Вот у кого спросим!
    Подхожу к скульптурной композиции, которую рассматривали. Преподаватель - скульптор спрашивает: "Что это?" – Показывает на небольшую пластилиновую работу, выставленную на станке, вроде тумбочки, но узкой и высокой.
    Рассматриваю. Сидит среди камней человек с опущенными руками.
    -Наверно рудокоп, что-то искал, может золото... Устал,- говорю.

    И, ответно, - взрыв негодования парня. Оказывается, он хотел передать образ фашиста, сидящего на развалинах Рейхстага. Задумался вояка: вместо завоёванной России, богатства – разруха его страны, а я говорю, - рудокоп!


      -Скульптура должна точно передавать образы, а не загадки двойственного содержания, - произносит профессор.
      Тогда автору пришлось посадить фашиста на кусок от колонны.   
Эта "сильная!" по своей выразительности скульптура до сих пор находится в музее города.


      Рассказываю Андрею о задумавшемся фашисте.
Чувствую внутреннее сопротивление мальчика, непонимающего, чего от него хотят.

      Знаю, как надо изменить композицию, как грибника превратить в задуманный образ. Андрей так сжился с беглецом, сидящим на пеньке, что не мыслил и не видел другого решения. Ему казалось передано убедительно: беглец сядет только на пенёк!
       -А если пенька не будет? - говорю.
Находящиеся в мастерской дети поддерживают сторону Андрея.
       -Да, беглец действительно сядет на пенёк,- доказывали они.


      Ставлю в зале несколько табуреток-пеньков. Предлагаю Андрею стать "беглецом", бегать круг за кругом до изнеможения. Дети наблюдают, пытаются понять, для чего я заставила Андрея бегать.
       -Ещё, Андрюша, ещё, дружок, ещё кружочек из последних сил. 
Подросток уже не бежит, а еле-еле передвигает ноги. Тяжело дышит, голова и руки висят.
      -Лай собак,- шепчу.
Андрей глазами выискивает на полу что-то. Он весь в образе.
Наверно видит палку, может ком земли,- насторожился, оглянулся.


      -Садись на пенёк, -  предлагаю тихо.
На пеньки-табуретки Андрюша даже не взглянул. Он устало грохнулся на пол, напрягся в ожидании чего-то страшного.
Наверно почувствовал рядом храп собаки, от сдавливавшего горло поводка. Рука мальчика царапает землю, что-то сжимает - поза готовности защитить себя.


      Молчание детей. Тишина. Секунды прояснения, понимания, озарения, - рождение истины, рождение скульптора!


      После такого эксперимента, была создана одна из лучших скульптур нашей мастерской, которая высоко оценивалась профессионалами художниками и скульпторами.


      С тех пор прошло много лет. Уже дети Андрея с восхищением впитывают, постигают умом, чувствами картины, этюды, скульптуры отца.

      Вспоминаем с Андреем походы с разновозрастным народцем, уставших от долгой дороги. А рюкзаки от малышей перекочевывали на наши шеи и спины...


      И неизвестно откуда брались силы в тот момент, когда казалось, ноги больше не шагнут, а сердце остановится. Это удивительное состояние прилива энергии, как обновление, повторялось у меня неоднократно. Шли на седьмом дыхании до места стоянки.
Бывало под ливневым дождём и ветром приходилось ставить палатки или накрывать ими детей... А с установлением погоды писать этюды, делать зарисовки.


      И любовь к Андрею пришла из нашего "сада". В старших классах они увлеклись бальными танцами. Он - стройный юноша в черном фраке, она – мотылёк, вечно смеющаяся радость!
Андрей окончил два института, мотылёк Эля - университет, стала его спутницей по жизни, с которой вырастили двоих детей.

 

      Счастья, вам, мои любимые мальчики и девочки!

      У Алёши в Японии - фирма; Серёжа руководит институтом ядерной физики в США. В Америке у Коли - художественная мастерская, там же девочки работают в институтах; несколько человек в Германии, где - то бродит музыкант и художник Дима - и т. д........ 

        Художник-модельер Артур Галеев окончил академию им. Веры Мухиной в С-Петербурге. Артурка-звали девочки, где ты сегодня бродишь?

        Много наших талантливых специалистов за границей России. Бедная Россия... Когда у нее будет правительство, любящее свой народ?



Я спешу в эту комнату - "Творческую мастерскую юного художника", куда стекаются ручейки детства. Они притягивают меня таинством в глазах и родниковыми улыбками.

       
        Заканчиваю свои воспоминания. Идут дети, мои солнышки, - сияют, здороваются, некоторые обнимают.



                Город  Бийск, Алтайского края.