Космос и письмоводитель

Сергей Кирошка
Космос и письмоводитель

«Временноподобные и пространственноподобные линии, сингулярность, конформное отображение» и прочий бред из книги У.Кауфмана.

Существуют рядом в одном времени и едином пространстве математик, который решил гравитационное уравнение Эйнштейна для вращающейся чёрной дыры, и... И кто? Ну, допустим, Шаляпин на пластинке. Поющий: «Прощай радость, жизнь моя...»

Нет, Шаляпин - это не совсем то, не в том пространстве и совсем не в том времени, но неважно... Кто-то. Поющий: «...знать уедешь без меня, знать один должон остаться...»

Можно и так, конечно, штамповано: «высоты человеческой мысли и глубины человеческого чувства», но очень уж по-газетному.

По пустой квартире ходит босой человек. Походит, поглядит на себя в зеркало, потрёт щетину на щеках, сядет за книгу. Будет читать, сидя на поджатой ноге, потом опять встанет, потянется до ряби в глазах, до тёплой волны прилившей к голове крови.

Сегодня Кауфман его не увлекает. Зато, как хорошо подпевать за Шаляпиным: «...как купаться вместе шли, как ложились на песочик, на жёлтый на мелк;й песок...»

С мокрой улицы придёт жена. Её надо покормить. Она будет жаловаться на простуду. Петя отчитает её за то, что она не завтракала. Потом пожалеет. Сядут ужинать.

За обсуждением насущных проблем, новостей, за домашней суетой забудутся и Кауфман, и Шаляпин. Потом Петя вспомнит о них, случайно, среди других мыслей, и подумает, что всё это не его ума дело. Не хватает мозгов, чтобы схватить и удержать что-то важное, что равно относится и к черным дырам и к «мелкому жёлтому песочку». Только смутные догадки, как проблески, искры у испорченной зажигалки. В этом было что-то важное для него, какой-то постоянный источник беспокойства, как мания для шизофреника. Не просто какая-то там элементарная, из учебника по психиатрии, мания преследования или аккуратности, а этакая - не классифицированная, сложноорганизованная, наукообразная - мания, для выработки которой ещё надо потрудиться.

Ничего не получалось. Мысль соскальзывала в обыденное, жёванное, безвкусное, в то, из чего большей частью состояла жизнь. Может быть, Петя не может по-иному перерабатывать впечатления бытия, а может быть, жизнь действительно такова.

«Такое вот... чувство бытия».

- Маруся, послушай, как замечательно: «Отчего бы мне не гордиться тем, что я частица мироздания, мирового величия, чисел, времени, пространства, что я соучастник жизни звёзд, компаньон вечности и бесконечности. И разве так уж важно, что в своей человеческой доле я не слишком уж преуспел».

Жена его слушала вполуха, хотя на последней фразе будто оживилась, но ничего не сказала. Она уже привыкла к его дилетантским занятиям отвлечёнными предметами. Отвлечёнными от повседневности, от скудной жизни семьи письмоводителя.

Петя сам называет себя письмоводителем. Ему нравится эта игра в слова: письмоводитель, столоначальник, присутственные места, контора... Начальник учреждения, в котором работает Петя, как-то поправил одного оратора на собрании трудового коллектива: «Не говорите, пожалуйста, “контора”». Но мало ли что. Может быть, у него со словом «контора» были связаны какие-то плохие ассоциации. А Петю, по неясным для него причинам, забавляло это подразнивание самого себя. Тем более, что его работа действительно состояла на две трети, или даже на три четверти из «письмовождения» - из переписки, самой разнообразной: между отделами, группами, между конторой и другими конторами, институтами, заводами и так далее.

Не то чтобы это не нравилось Пете... Всё это нужно было делать. Это какие-нибудь некультурные сборщики с завода считали, что в конторе одни бумагомаратели сидят. Но что стоило всё их железо без конторских бумаг! Нет, всё это очень нужно и полезно - считал Петя. А если он попадал в струю, страгивался с места, то частенько им овладевало даже что-то вроде азарта канцелярской деятельности.

«Надо бежать».

Мелькают помятые, невыспавшиеся лица. «Может быть, это от плохой освещённости». «А эти ещё стоят на незадымляемой лестнице»:

- А, вы ещё стоите? Ай-я-яй! Я уже сделал три бумаго-километра, а вы всё курите.

В конторе, как в муравейнике, главное - это коридоры. Метров по триста на каждом этаже. В них всегда душно и сумрачно. На стенах висят стенгазеты, плакаты ГО, стенды общественных организаций, доски объявлений. На втором этаже третий день висела заметка из уфологической газеты про то, что у Солнца, возможно, есть парная звезда - чёрная дыра. В конторе любят нечто подобное: НЛО, черные дыры, Бермудский треугольник, четвёртое измерение... Все будто ждут, когда в космосе или ещё где что-нибудь случится, и можно будет на минутку бросить свои бумажные дела.

«Чёрная дыра! Экий не инженерный термин! Не дыра, а отверстие. Непорядок. Тоже мне астрономы, физики-лирики...»

«Надо бежать».

Но потом всё вдруг застопоривается. На какой-нибудь двадцатой или тридцать первой визирующей подписи. Бумажный конвейер даёт сбои. Может быть, столоначальник из недружественного сектора не в настроении или, действительно, технические трудности. От топтания на месте тяжёлый механизм, пусть ещё только в бумажном воплощении, начинает проседать, валиться на бок, зарываться носом. Под него, как бревна и ветки под завязший грузовик, подкладывают разнообразные бумаги: стандарты, инструкции, приказы, протоколы совещаний, кубометры чертежей.

Но вот, слава Богу, всё в порядке. Подпись на своём месте. За кульманом можно сбросить сапоги скороходы и отдышаться. Поразмышлять об отвлечённых предметах. Или поспорить с соседом о четвёртом измерении. «Фи, как глупо. Что за выдумки! В жизни всё проще».

Слова прозвучали, а потом заевшей пластинкой опять и опять прокручивались в голове: «В жизни всё проще... всё проще...»

«А как всё в жизни?» - об этом хорошо думается во время черчения какой-нибудь прокладки, кронштейна или хомута. «Прокладочник», «хомутник» - вот уровень конторских Акакиев Акакиевичей. Надо присваивать не номера категорий, а давать названия, как кораблям, в зависимости от того, кто на что способен».

Гонка. Последний в этой гонке превращается в Акакия Акакиевича.

«Здравствуйте. Это Башмачкин на счёт универсального хомутика», - горячее дыхание Акакия Акакиевича за спиной.

Послы в мундирах с лентами и звёздами, министры или депутаты в смокингах - массовка из какого-то фильма. Они смотрятся только на общих планах. Акакии Акакиевичи в актёрском табеле о рангах. Петя любил иногда в метро находить среди пассажиров тех, кто был бы внешне похож на какую-нибудь актёрскую знаменитость. «Вот судьба! Безвестные, будничные, серенькие, инженеришки, сапожники, портные. А их экранные двойники останутся на плёнке. Они «своими незабываемыми образами по-новому осветили, показали, воплотили... нечто фундаментальное в жизни человечества». Одна запись в трудовой книжке - и ты приобщён к истории, становишься творцом, «призванным разрешать сложнейшие морально-нравственные проблемы, стоящие перед прогрессивным человечеством, созидать культурные ценности». Но если бы это не случилось с ними однажды, то и они стояли бы здесь, держась за поручни, безвестные граждане с никому ничего не говорящими именами Олег Борисов или Марлон Брандо, вспоминая грызню на работе в своём родном СМУ N 8 по поводу недопоставленных гаек или не размещаемого насоса. Зато никаких тебе мировых проблем, не надо ломать голову и рвать нервы из-за глупых слов, которые ты заучил и из которых должно получиться нечто, от чего люди должны смеяться или переживать. Свободен. Ложись на диван и смотри «Аншлаг».

Иван Ильич похож на Филиппа Малявина. Костлявое лицо с всегда озабоченным кислым выражением, старомодные, криво сидящие на носу очки. Он уже пенсионер, но ещё трудится. Петя не застал его лучшие годы. Сейчас это послеинфарктный старик, только тень прежней жизни. Но мелькает иногда что-то в выражении его лица, глаза Ивана Ильича как-то по-особому начинают блестеть, отчего Петя забывает о разнице в возрасте. Какая-то способность понимания, отсутствие стереотипов, характерных для людей из его времени, отсутствие вообще старческой закрытости и раздражённости. По этой причине Петя иногда даже чувствовал некоторую неловкость, разговаривая с Иваном Ильичом. Влезет в разговор, безжалостный, мальчишеский, а потом вдруг вспомнит, что это уже не Иван Ильича проблемы.

«Время тихих радостей», - Иван Ильич сам когда-то сформулировал своё состояние. Он не позволял себе банальностей, вроде: «всё, будто было вчера», но Петя додумывал это за него.

- Иван Ильич, вы знаете, что мы с вами компаньоны вечности и бесконечности, соучастники жизни звёзд? - начинал иногда Петя с чего-нибудь этакого, не прерывая трудовой процесс.

Иван Ильич с  готовностью поворачивается к Пете, смотрит на него поверх очков, улыбаясь, но ничего не говорит. Ждёт продолжения.

- А вообще, Иван Ильич, вы знаете, сколько видов астрономии существует в природе? Представьте себе пять. Оптическая астрономия, радиоастрономия и теоретическая - это основные виды. Научно-фантастическая и лирическая - это прикладные.
- Что ещё за лирическая астрономия? - Иван Ильич как будто знает ответ заранее, но подыгрывает Пете, как подыгрывают друг другу партнёры в клоунском представлении.
- Ну это про то, как «звезда с звездою говорит...» Или «Светись, светись далёкая звезда, чтоб я в ночи встречал тебя всегда...»
- Есть ещё одна астрономия - трепаческая.
- Да нет, Иван Ильич, я серьёзно, - говорит Петя, нарочито, по-клоунски, изображая обиду, но уже через какое-то время напевает в полголоса из Прокофьева: «Они простираются, простираются, тянутся, тянутся...»
- Это тоже из какой-то астрономии? 
- Нет. Это уже из другой оперы. 
- А ты знаешь, как люди сходят с ума? У меня тоже есть своя теория, - у Ивана Ильича тихий осторожный голос сердечника.
- Это интересно. Как же?
- А вот так. На рабочем месте. Постепенно разрешаешь себе те или иные нелепые вещи и, будто по какой-то лестнице, сходишь к безумию. Невинные, на первый взгляд, оправдываемые какой-то логикой поступки. И всё. Можно забирать.
- «Они простираются, простираются... Семеро их, семеро...»

«Ведь что-то такое было когда-то давно. Будто обещание. Что всё будет не просто так. Почему же этого нет? А есть этот аккуратный старик. А есть эти, в самом деле, нелепости, клоунада и эксцентрика, по которым, как по лестнице... Есть всегда только что-то около: околофилософия, трепоастрономия... Ёлочки, зайчики, синусы, образ Печорина... Теперь вот черные дыры. Неужели это и всё? Беззубая старость, карманы наполненные таблетками... И не успеешь как следует задуматься».

- Может быть, может быть...
- Что? - Иван Ильич любит задавать вопрос из одного слова «что»?

«Судьба собрала вместе. Злых и добрых, лентяев и трудяг, умных и бестолковых, глупых баб и закомплексованных мужиков, амбициозных и простодушных... Судьба свалила их в одну кучу, принудила что-то делать сообща. И они теперь мучают друг друга, злословят, интригуют, рвут друг друга на части, кляузничают, исключительно для пользы дела... Наверное, не выспался... Тянет к обобщениям. Надо идти к заказчику, проталкивать дальше свои бумажки».

У заказчика Петя долго ждёт своей очереди, разглядывая огромную, во всю стену, карту арктических морей. Мелко. Особенно в море Лаптевых. Банки, огромные кляксы с глубинами всего два-шесть метра. В море Лаптевых есть пролив Ленина и остров Жанетта. 

«Где-то было сказано, что в «любом, даже бесполезном, занятии нужно стремиться к Божественности», - думал Петя, глядя на моложавого седого капраза (в штатском),  - либо за него не браться». Владимир Павлович именно из таких, из стремящихся к Божественности. Иногда он даже нравился Пете.

Работа у него была такая. Неспешная. Владимир Павлович мог часами обсасывать лексические трудности инструкции по эксплуатации, с которой Петя приходил к нему уже третий раз. «Периодически» или «эпизодически»? До встречи с Владимиром Павловичем Петя затруднился бы с ответом, как правильнее. А теперь он чётко, по-военному, может отбарабанить: эпизодически - это один раз в год, а периодически - это чаще, чем один раз в год. Правда, не охвачен ещё один интересный термин – «спорадически», но ведь это не последняя инструкция.

«А это что ещё за слово: «консистентная»? Убрать!» Хорошо, пусть будет «густая смазка». Надо бороться за чистоту великого и могучего русского языка.

«Всё должно быть понятно простому матросу». – «Владимир Павлович, а здесь-то что неправильно?» - «На корабле может отдавать команды только командир. Не «электроника подаёт команды», а «напряжение подаётся на обмотки электромагнитов» и так далее».

Всё понятно. Хоть кому-то здесь всё понятно. И это хорошо. Одному всё понятно, двум… будет понятно и тому безвестному «простому матросу». Глядишь, всё и прояснится в этом далёком от совершенства мире. Скоро, говорят, Владимир Павлович уйдёт на пенсию. Кто тогда будет учить уму-разуму этих разболтанных, не знающих службы письмоводителей? Кто будет вдохновлять Петю на поиски Божественности в конторском ремесле?

Владимир Павлович всё ещё читал с карандашом в руках инструкцию, а Петя, утомившись литературным творчеством, смотрел через решётку жалюзей на кусочек улицы, на лоскуток неба, на голые ветки дерева под окном. «Воля». Сонное ватное отупение всё больше охватывало его. Этого Петя не любил. Уж лучше какая-нибудь злость или ненависть. Так и того нет. Обыкновенная конторская работа, за которую платят «вспомоществование», в которой никто не виноват.

А Владимир Павлович всё читал и читал. «Вот так же, наверное, и Рембрандт Ван Рейн месяцами доводил до ума свои картины, - подумал вдруг Петя, и от этой весёлой мысли ему стало легче. - Раньше было совершенно непонятно, как можно одно и то же, по одному и тому же, бессчётно, до дыр! А вот так - сереньким деньком, методично, любовно, туда-сюда... А быстрее, наверное, нельзя. Нельзя быстро писать, потому что надо писать медленно. Из кого это цитата? Кто-то из классиков сказал. Лев Толстой “Анну Каренину” двадцать четыре раза переписывал. А мы с Владимиром Павловичем нашу инструкцию только третий. Ильф с Петровым. Надо, надо трудиться. А иначе халтура получится. И не поймёт нас народ в лице простого матроса».

Прошедшим летом Петя, наконец, воочию увидел того, почти легендарного, простого матроса, для которого он столько уже сделал в своей жизни. Молоденький, первогодка, почти школьник, салага, нет, по военно-морской терминологии, - «траханый карась». Старательный и испуганный. Он стоял на баке, держась одной рукой за леер, а другой за ручку мочальной швабры. В грязной портовой воде качалась доска, на которой сидела чайка. С моря в бухту заползал густой туман. Чайка беспокойно оглядывалась, не зная, куда лететь. Матросик смотрел на неё или на туман, вслушиваясь в тугие задавленные гудки доносившиеся откуда-то с моря, пока кто-то громко не крикнул ему «кончать сачка давить». Его бритый, тощий, «карасёвый», затылок ещё больше съёжился. Он зачерпнул ведром воды за бортом, плеснул её на палубу и принялся медленно возить по ней шваброй. Из люка высунулось наглое мурло старослужащего. Он хотел ещё что-то сказать, но, увидев Петю, изучающе его оглядел и опять спрятался в люке.

Летом и на Белом море хорошо. После работы Петя ездил на пляж. Солнце бесконечно садилось над морем. Белёсое небо и море сливались в одно целое. Линии горизонта не было. То ли в море, то ли уже в небе чернели силуэты кораблей. На почти спокойной глади моря дрожала широкая полоса цвета перекалённого металла. Неподвижные черные фигуры людей на пляже, как врытые в песок столбики. Белый песок вперемежку с коричневыми щепками и прочей деревянной трухой. Может быть это обломки кораблекрушения... Двухслойная вода: сверху немного тёплой, снизу ледяная. Петя окунулся один раз для галочки. Мелко. Как в море братьев Лаптевых.

Питерская мрачность растворяется, разжижается в этой необременительной жизни. Всё, действительно, кажется проще. Не так - так этак. Решаемо. Сменить Питер на Север - всё равно, что сменить жанр кино. По-разному срежиссированные миры. Вместо надрывного, чернушного, наполненного мрачными предчувствиями и ожиданиями, враждебного и бессердечного мира в питерской режиссуре - возникает совсем другое кино, некие лёгкие лирические зарисовки про добродушную российскую провинцию. Пете кажется, что это не одна только видимость, не субъективное восприятие, а так оно и есть. «Параллельные миры?» В этом что-то было. Эта идея просматривалась Петей в русле его других аналогичных размышлений, к которым он постоянно возвращался.

- Иван Ильич, вам не приходило в голову, что все, хоть бы и наши философически настроенные авторы, моралисты и так далее, вроде Толстого или Достоевского, ничего с нами, с человечеством, не смогли поделать, ничего не смогли привить нам для исправления нравов. Мы сами по себе, они, со своими писаниями, сами себе. В конце концов, от них остаются только какие-то отчаянные возгласы. «Этих улиц я совсем не знаю. Горы какие-то, и всё дома, дома... И в домах всё люди, люди... Сколько их, конца нет, и все ненавидят друг друга». Или: «У англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили...» Они уже предвидели, что всё напрасно. Никто никого не слышит и не понимает. Вот где параллельные миры и шестое с пятым вместе измерения, о которых вы толкуете.

Ни о чем таком Иван Ильич и не думал толковать, но Пете так нужно было для ораторского красноречия. Иван Ильич, впрочем, не возражал. Он уже привык к странным в стенах конторы интересам своего молодого приятеля.

Петиных родственников его философия и космогония настораживали, они с испугом спрашивали: «А это-то зачем?» Им казалось, что это должно как-то вредить его письмоводительской карьере. «Несерьёзно получается». Но ни им, ни себе самому Петя ничего не мог объяснить. Это, как и многое другое в его жизни, не осмыслено было им до конца. И никогда не будет осмыслено. Просто есть потребность. Может быть, эта потребность той же природы, что и потребность в коллекционировании спичечных этикеток или марок у других граждан? Некая мозговая функция, предусмотренная Создателем, но для реализации которой, он чего-то не додал. Но она-то есть. Приходилось мириться. Хотя это привносило в жизнь простого письмоводителя много ненужного беспокойства. Простой матрос драил палубу, а простой письмоводитель протирал штаны в библиотеке, поглощая околофилософские, окололитературные и так далее тексты. Не так давно ещё надо было охотиться за интересными книгами, статьями, даже за отдельными фразами, выуживая их в непролазном болоте макулатуры. Чего-то стоящего было так мало, что Петя успевал в промежутке между находками конспектировать кое-что, наслаждаться прочитанным, зачитывать интересные места Ивану Ильичу. Только ему изливал Петя то, что накапливалось у него, да и то не всё и в ёрнической, дёрганой форме. Из этого не было удовлетворительного конторского выхода. И вообще никакого выхода.

Везде в кабинетах сидят начальники, у них есть замы. Вдоль длинных коридоров десятки дверей, за ними стучат машинки, письмоводители переносят бумаги из комнаты в комнату, прокалывают их дыроколами и подшивают в скоросшиватели, предварительно внеся их в специальные реестры. Очень важные дела. То и дело звенит телефон. Сотрудники проявляют инициативу и самостоятельность, повышают свой технический уровень, тщательно вникают в суть дела. Всё это крайне необходимо.

«Кронштейн Подливаевой, упор Борисова, размещение имени Марлона Брандо. Все будут визжать от восторга. «Здесь покоится прах создателя искусственного каучука».
Извращённое юмором чувство бытия. Это скорее от усталости, от бессилия.

«Морской туман получают распылением морской воды с помощью пульверизатора или аэрозольного аппарата в течение 15 минут каждого часа», - вычитал Петя в ТУ на датчик. «Ну как-то же надо», - уговаривает себя Петя.

В таких случаях главное вовремя вспомнить, что ты соучастник жизни звёзд и компаньон вечности. От этой космической добавки в густой раствор конторских буден вся смазочно-прокладочная чепуха (с точки зрения вечности) моментально выпадала в осадок. Надо только успеть об этом подумать. На какое-то время всё в порядке. Не страшно.

Заповедник внутреннего мира. Глубоко спрятанная от посторонних, законсервированная, может быть в юности, некая концепция самого себя, модель самого себя.

«Не велят Маше за реченьку ходить, ой не велят Маше молодчика любить», - запел Шаляпин следующую песню. Музыка отсекала сомнения, делала мироздание на некоторое время цельным, гибким и почти понятным. Космос замирал, вслушиваясь в самого себя. Лирическая астрономия прикладывала палец к губам, и все прочие, учёные, астрономии сидели смирно, как тигры на цирковых тумбах.

И тогда казалось, что это уже где-то близко, что понимание вот-вот наступит, что вот-вот в это провалишься, как в сон. Не можешь не провалиться. Можно было подумать, что жизнь действительно такова. Но это был только самообман лирических ощущений, какой бывает от музыки, от лица красивой девушки в толпе. Или от голоса одной цыганки.

1997