АЛИ - Друг Америки

Морской Профсоюзный Телеграф
В США за последние годы вынесены десятки обвинительных приговоров в отношении пиратов, которые захватывали суда и требовали выкуп за освобождение моряков. Работа эта неспешная, требующая немало времени по сбору доказательной базы. Ведь даже у самого отъявленного негодяя есть право на защиту и адвоката. Несомненно, он будет цепляться до последнего, чтобы избежать сурового наказания. А потому рассмотрение дел с участием подозреваемых в пиратстве проводится самым тщательным образом. Пиратство - серьезная статья, по которой в США светит пожизненный срок.
Но являются ли «корсарами» те, кто не держит в руках оружие, а выходит на сцену лишь тогда, когда начинаются переговоры с судовладельцем о сумме выкупа за заложников? Себя они называют переводчиками, своего рода лицами, имеющими доверие у пиратов, не более того. На деле же от таких «translators/negotiators» зависит успех всей операции: какой в итоге окажется сумма выкупа, пострадают ли заложники и т.д. Не случайно, ряд экспертов называет их «самым мощным оружием» в руках пиратов, с помощью которого можно «надавить» и выбить денег по максимуму.
В этой связи вердикт, вынесенный во вторник в федеральном суде США, округ Колумбия, доказывает, что переводчики, как и йогурты, не все одинаковые. Среди них есть «настоящие друзья» Америки, которые могут рассчитывать на снисхождение, но до определенной степени.
Когда Али Мохамед Али (Ali Mohamed Ali) услышал, что оправдан по обвинению в пиратстве, он не мог поверить своим ушам. Не сон ли это? Тем не менее, никакой ошибки не было. Заслушав стороны защиты и обвинения, судья Эллен Хувел (Ellen Huvelle) оправдала Мохамеда по обвинению в пиратстве. Вместе с тем, выйти на свободу ему пока не удастся. Дальнейшие судебные разбирательства должны дать ответ на вопросы относительно того, оказывал ли он пиратам какое-либо содействие в осуществлении их преступных замыслов, в частности, захвате судна и заложников. Если его вина по данным пунктам будет доказана, то он все равно «сядет» очень надолго. Ожидается, что окончательное решение по делу Али Мохамеда Али вынесут в течение нескольких недель.
Пока же Али, который представляет собой худощавого человека в очках, предпочитающего появляться в суде в неприметном свитерке с рисунком в виде ромбиков, приходит в себя и радуется, пусть и небольшой, но победе в кругу своих адвокатов и друзей, давайте немного копнем его историю жизни.
Наш герой перебрался в США из Сомали в 1981 году, когда ему было всего 19 лет. Учился на экономиста в Государственном университете штата Нью-Йорк (State University of New York, SUNY) в г. Олд Уэстбери (Old. Westbury). После окончания учебного заведения поселяется в районе Вашингтона. Ведет тихую и спокойную жизнь. Устраивается на работу в одну из компаний, которая продает кошельки и часы с мировыми лейблами. Все бы ничего, да только уходившая влет продукция оказалась поддельной. Али, слив информацию о незаконной деятельности компании в Иммиграционную и таможенную полицию США (U.S. Immigration and Customs Enforcement), становится информатором. В результате, нелегальный канал поставки и распространения контрафакта удалось перекрыть. А Али за свои услуги поощрили денежной премией в размере $25 тыс. Деньги в Америке, как известно, всем просто так не дают. На них могут рассчитывать лишь те лица, которые действительно их заслужили. По мнению агента Иммиграционной и таможенной полиции США Кейт Барвик (Keith Barwick), Али действительно оказался очень ценным источником.
После террористической атаки на башни-близнецы 11 сентября 2001 года, он работает на правительство США, Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security). Тогда возникла необходимость в переводчиках со знанием арабского, сомалийского языков. Здесь он был как рыба в воде. Работа вроде не пыльная, сиди себе, переводи, но в 2007 году Али решает вернуться на свою историческую родину - Сомали. По его словам, в связи с семейными обстоятельствами.
Вновь о себе он заявляет в ноябре 2008 года, когда сомалийские пираты захватили т/х «CEC FUTURE» (флаг – Багамы, оператор – датская компания «Clipper Group») с применением автоматического оружия, включая гранатомёты. На борту судна были граждане России, Эстонии и Грузии. Освободили же пароход, как известно, почти через два месяца после того, как судовладелец заплатил немалый выкуп. Никто из них не пострадал. Однако освобождению судна и моряков предшествовали напряженные переговоры с участием Али. Из материалов дела, утверждений сторон обвинения, защиты и свидетельских показаний следует, что он оказался на борту спустя два дня после захвата судна и сразу же расставил все точки над «и», связавшись с руководством «Clipper Group» и заявив буквально следующее: «Все переговоры - через меня!» По словам главы «Clipper Group» Пера Гуллструпа (Per Gullestrup), Али старался разговаривать по телефону в непринужденном, скорее даже дружеском тоне, как некий старый знакомый. Адвокаты подсудимого заявили, что их подзащитный позволял морякам звонить свои близким и родным, оказывая ту или иную помощь по мере возможности. В общем, просто душка. Вместе с тем он умел «надавить». Так, в разговоре с переговорщиком от «Clipper Group» им было сказано: «Подумайте об экипаже, иначе можете остаться не только без судна, но и без моряков!» Вместе с тем, российский капитан т/х «CEC FUTURE» Андрей Ножкин, также давший свидетельские показания, заявил, что Али его сразу же успокоил на сей счет, намекнув, что пираты блефуют. Сначала торг за заложников начинался с $7 млн. Но в итоге сговорились на $1,7 млн. Деньги сбросили в море в мешках с самолета. Однако Али оказался верен себе до конца и выторговал для себя, родного, еще $75 тыс. По крайней мере, так заявляет сторона обвинения. Али же утверждает, что деньги предназначались боссам пиратов, руководившим операцией с берега. Что тут правда и нет, еще предстоит разбираться.

Далее становится еще интереснее. После освобождения судна и членов экипажа т/х «CEC FUTURE» Али живет в Сомали, особо не скрываясь. Даже переписывается с Пером Гуллструпом. Ну, а чего не напомнить о себе, когда есть что вспомнить!? Все равно тот его не достанет. Но в душе, видимо, Али себя считает «другом Америки», не желающим ей зла, готовым прийти на помощь. Он выходит на агента ФБР, что не так трудно, когда есть опыт оперативной работы в прошлом, и предлагает свои услуги «в любой форме и виде». Это тем более странно, поскольку к тому времени Али уже занимает важный пост в Министерстве образования Сомали. Хотя быть может все равно чувствовал, что рано или поздно до него доберутся...
США не могли расстаться со столь ценным сотрудником просто так. Али «повязали» в Международном аэропорту Далласа без шума и пыли в 2011 году, когда он прилетел по приглашению на конференцию по образованию, предъявили обвинения и взяли под стражу для дальнейших разбирательств.
По словам Пера Гуллструпа, он не удивлен тем, что его старого знакомого суд не считает пиратом. Сейчас гораздо интереснее, сможет ли Али отвертеться от наказания по другим обвинениям. Мохаммед, конечно, «друг Америки», как представляют его адвокаты, но истина, все-таки, дороже.

P.S.

На т/х «CEC FUTURE» работали российские моряки. А значит преступление было совершено против наших граждан. Однако мы ничего не слышим, есть ли вопросы российской стороны в лице компетентных органов к «другу Америки». Зато по всем каналам СМИ навалом информации про хулиганов-гринписовцев с «Arctic Sunrise», которых тоже по началу приняли за пиратов. Вчера, кстати, на свободу под залог вышел последний член экипажа - австралийский радист Колин Рассел. Видимо, и так у наших компетентных органов работы невпроворот: еще какого-то там Али до кучи им только не хватало!