Комедия самоубийства Или Я сижу и смотрю. Пьеса в

Александр Эрлих
               
               

                КОМЕДИЯ САМОУБИЙСТВА
                или
                «Я сижу и смотрю…»
             (вневременной мужской ненормативный монодиалог в двух действиях).

Действующие лица:
ЧЕЛОВЕК (СИГИЗМУНД) – нерешительный, застенчивый, законопослушный. Нуждающийся. Средних лет.
ВИЗАВИ (АФИНОГЕН) – без комплексов. Не бедный.
ЖЕНЩИНА – пластический персонаж. Появляется как воспоминания, фантазии героев.

                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
                Картина первая

Комната, где «всё под рукой». Посреди неё – стол, вокруг смятые листы бумаги.
На старинном двухколёсном велосипеде въезжают ЧЕЛОВЕК и ВИЗАВИ (за рулём). У ЧЕЛОВЕКА в руках видавшая виды гитара в наклейках.
 
ЧЕЛОВЕК. Тормози, тормози! Приехали.

Останавливаются. Слезают с велосипеда. Осматриваются.
 
ЧЕЛОВЕК. Удивительно… Столько воды утекло, а мне кажется, что здесь ничего не изменилось. У меня такое чувство, что всё было вчера…
ВИЗАВИ. А у меня такое чувство, что зря мы сюда завернули!
ЧЕЛОВЕК. Да ладно тебе, тут такие милые люди.
ВИЗАВИ. Милые? Я тебе удивляюсь!(Вглядывается) Где ты вообще видел милых людей?!... Присмотрись… Милые люди… Вон, видишь, того аскета с портфелем…
брал откаты за постройку детского садика… Ага… А  милые каштановые кудряшки? Месяцами не звонят матери… Те два «джентльмена» вообще недавно зону топтали. Думаешь, за переход дороги в неположенном месте? Милые люди…
ЧЕЛОВЕК. (В зал) Простите… Наверное, место так на него действует… или это
очередной рецидив его знаменитого человеколюбия.
ВИЗАВИ. Мизантропия, по крайней мере – честный взгляд на наш прогнивший мирок!
ЧЕЛОВЕК. Тише. Тише… Ведь они пришли, значит, есть смысл говорить.
ВИЗАВИ (вполголоса). Во-первых, я совершенно не уверен в том, что им будет понятна, а тем более приятна назревающая беседа. А во-вторых… ты прав, меня от самого этого места уже подташнивает.
ЧЕЛОВЕК (улыбается). Перестань, у этой квартирки номер не пятидесятый… (Мечтательно) я провёл в ней, как-никак, много добрых минут, а может быть, и часов или даже дней…. (Прислушивается) Интересно, соседка ещё жива? (Звонит в велосипедный звонок). Эй, как вас там, забыл, вы живы?
ВИЗАВИ. Эта сумасшедшая?! Вряд ли. Ей сторож ещё тогда на кладбище прогулы
ставил!

Скрипит открывающаяся дверь.

ГОЛОС СВЕРХУ (скрипучий старушечий). Вы долго будете там орать, ироды! Дайте же, наконец, поспать! Я сорок лет в горячем цеху отпахала, грамоту имею, сам товарищ Хрущёв вручал! Развели на свою голову…

ВИЗАВИ и ЧЕЛОВЕК тихо смеются.

ВИЗАВИ. О, проснулся аспид!
ЧЕЛОВЕК (тихо). Т-с-с-с… Извините. Мы больше не будем.

Скрипит закрывающаяся дверь. Тишина.

ВИЗАВИ. Да… всё по-старому. Так с чего начнём?
ЧЕЛОВЕК. Даже не знаю… Пока ехали, мысли были, а сейчас будто из головы всё
вылетело. Наверное…
ВИЗАВИ (иронично). Ностальгия?
ЧЕЛОВЕК. Завидуешь?... Может, приберёмся для начала? Обнулимся, так сказать.
ВИЗАВИ.  … Давай. Помоги-ка…

ЧЕЛОВЕК и ВИЗАВИ вешают велосипед на гвозди на стену вверх колёсами.
У велосипеда отваливаются оба зеркала. ЧЕЛОВЕК поднимает одно, ВИЗАВИ другое. Задумываются, отходят на разные края авансцены.
 
ЧЕЛОВЕК. … Хм… задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что заставляет человека
смотреть в зеркала? А?... Как вы считаете?... Что?... Вы наверняка ответите –
самолюбование! И, конечно, на сто процентов  будете… не правы… Правда в том,
что, когда долго смотришь в зеркало, то замечаешь, что «что-то» неуловимо уходит… Что-то бесконечно важное, знакомое, твоё  – то, что ты знал с детства, что было частью тебя самого …. То, что позволяло тебе беззаботно смеяться и искренне плакать, одинаково не стесняясь никого и ничего отдаваться и страсти, и
ненависти. И это «что-то», исчезнув, оставляет в тебе дыру. И эта дыра растёт – вот отсюда, из живота. Она ширится, поглощая тебя целиком. И однажды ты перестаёшь видеть собственное отражение… и остаётся лишь то, что у тебя за спиной…
ВИЗАВИ (в зал). В этом и есть дьявольская сущность всех зеркал!... Они не дают нам возможности идти дальше… Они заставляют нас оглядываться вновь, и вновь. Принуждают реанимировать трупы – эти дурно пахнущие останки чувств и надежд, и этот яд отравляет кровь и саму возможность что-то изменить, что-то начать, к чему-то придти…
ЧЕЛОВЕК. Это как наркотик… Чем больше вглядываешься, тем сильнее тебя засасывает
иллюзия реальности. Ты делаешь это, чтобы заглушить фантомные боли, не осознавая главной детали – ампутирована не часть тебя… ты ампутирован… 
ВИЗАВИ. И вдруг, сумасшедшая мысль - и это кажется спасением – да! Найти зеркало, в котором ты ещё остался! Ведь, где-то оно, наверняка, есть! Иначе и быть не может. Не должно…
ЧЕЛОВЕК. И ты начинаешь копить зеркала, покупать всё новые и новые, тратя последнее, а когда кончаются деньги, просишь друзей и знакомых дарить тебе их на дни рождения, на Новый год и прочие ничего не значащие праздники, а порой и просто так…
ВИЗАВИ. В округе не остаётся ни одного автомобиля, у которого ты не попытался бы
отломать зеркало…
ЧЕЛОВЕК. Ты начинаешь выглядывать их на помойках, клянчить в переходах… И всё это
в надежде отыскать в них… себя….
ВИЗАВИ. И это безумие длится до тех пор, пока однажды ты не обнаруживаешь, что
сидишь в зеркальной комнате с тысячами граней и плоскостей. Но тебя там по-прежнему нет…
ЧЕЛОВЕК. Ты сам – зеркало…
ПАУЗА.
ВИЗАВИ. Тебе не кажется, что мы переигрываем?
ЧЕЛОВЕК. Если только самую малость. Ты готов потрудиться по-настоящему?
ВИЗАВИ. Мне что, в подтверждение протрубить пионерский гимн?
ЧЕЛОВЕК. Тогда, начнём?!
ВИЗАВИ. Поехали!
ЧЕЛОВЕК. Итак, дамы и господа! Позвольте наш вневременной…
ВИЗАВИ. … ненормативный…
ЧЕЛОВЕК. … мужской…
ВИЗАВИ.  … монодиалог…
ВМЕСТЕ. … считать открытым!

ЧЕЛОВЕК и ВИЗАВИ выбегают со сцены.
 
                Картина вторая

 Звучит лёгкая волшебная музыка. ЖЕНЩИНЫ появляется и начинает собирать, словно на полянке, невидимые цветы. Наслаждается их запахом, складывает в корзинку. Танцует, весело и беззаботно смеясь. Где-то вдалеке – раскат грома. Звучит шум дождя. ЖЕНЩИНА ловит капли на ладонь. Убегает.

 ЧЕЛОВЕК,  укутанный в плед, выходит с начатой бутылкой коньяка, бритвенными принадлежностями и зеркальцем. Слегка дрожа, он сбрасывает плед на кровать.

ЧЕЛОВЕК. По утрам здесь жутко холодно…

   Человек педантично раскладывает бритвенные принадлежности на столе перед собой. Тщательно напенивает лицо. Берёт в руки опасную бритву. Мгновение раздумывает, затем быстро, но основательно бреется. Вытирается полотенцем. Надевает пиджак, критично осматривает себя в зеркало.
 
ЧЕЛОВЕК. Всё должно быть красиво…

   Человек чуть нервно ищет по карманам, вынимает сложенный вчетверо листок бумаги, разворачивает, читает, кладёт перед собой на стол. Смотрит на руки, успокаивая дрожь. Отхлёбывает из бутылки. Достаёт из кармана пиджака верёвку, делает петлю. Несколько мгновений медлит, затем решительно взбирается на стол, цепляет верёвку за люстру над столом, собирается накинуть петлю на шею, но, заметив бутылку с коньяком, слезает со стола и прячет её под кроватью. Затем критично осматривает обстановку, аккуратно поправляет всё на столе, взбирается на него и накидывает на шею петлю. Часто дышит. Закрывает глаза. Поднимает одну ногу, вот-вот шагнёт за край стола.
    Слышно, как за окном проходит мимо шумная компания.  ЧЕЛОВЕК отвлекается, прислушиваясь к шуму за окном. Шум стихает. ЧЕЛОВЕК печально провожает взглядом компанию за окном. Снова нерешительно заносит ногу, намереваясь шагнуть вниз.
Внезапно жужжит муха. Долго. ЧЕЛОВЕК, раздражённый, следит за ней. Наконец, когда она садится ему на лоб, приловчившись, он убивает её ладонью. Задумчиво стряхивает убитую муху с пальцев. Решительно поднимает ногу для шага вниз.

   Раздаётся стук в дверь. ЧЕЛОВЕК замирает, косится в сторону двери. Раздаётся ещё один стук в дверь. ЧЕЛОВЕК в замешательстве – то ли открыть дверь, то ли тут же повеситься.
Третий стук в дверь.
 
ЧЕЛОВЕК. Тьфу ты! Не везёт, так с пяти лет. Иду!...

   Человек вылезает из петли, лихорадочно снимает верёвку, идёт к двери.
Неожиданно уже у самых дверей навстречу ЧЕЛОВЕКУ входит ВИЗАВИ с кейсом в руках. Он подтянут, молодцеват. На нём дорогой, хорошо сидящий костюм, прекрасные ботинки. Движения его уверенно-небрежны, как у «дембеля», и при всём его «блеске»,  есть что-то в нём от анархиста. Человек  растерян.

ЧЕЛОВЕК. Здрасьте…
ВИЗАВИ. И тебе не кашлять. Расслабься. (Оглядывается) У тебя не заперто, видимо ты уже живешь при коммунизме… Празднуешь? Один?
ЧЕЛОВЕК. Да… То есть нет…

     ВИЗАВИ проходит,  брезгливо разглядывая комнату Человека.

ВИЗАВИ. М-да… Прекрасно. Прекрасно…  Просто замечательно…
ЧЕЛОВЕК. Простите, кто Вы?
ВИЗАВИ.  Почтальон, бля… Принес праздничную бандероль.
ЧЕЛОВЕК. Но я ни от кого не жду…
ВИЗАВИ (оглядываясь). Да… Как-то так я всё и представлял… (Саркастически). Это не
хаос, это – всё под рукой?
ЧЕЛОВЕК (вглядывается в лицо ВИЗАВИ). Простите,  но… 
ВИЗАВИ. Творческий беспорядок… Видимо, я чего-то не понимаю…. (Присаживается
на кровать с провисшим матрацем) Променять всё вот на это…
ЧЕЛОВЕК. Я ещё раз спрашиваю, кто вы такой?! Или… я сейчас же звоню в милицию!
ВИЗАВИ (спокойно). Ой, не смеши мои подтяжки. Кстати, не в милицию, а в полицию. И что ты им скажешь?... Пожалуешься на жизнь? …. Так это ж не жизнь, а самоубийство какое-то…

   ЧЕЛОВЕК несколько стушёвывается, прячет за спиной веревку...
 
ВИЗАВИ. Ну, что окоченел? Давай, звони…  Приедут крепкие братья в мятых халатах и с лицами, не отягощёнными интеллектом, наденут на тебя пиджачок… с застёжками сзади, и «привет»!

   ПАУЗА. ЧЕЛОВЕК в замешательстве окидывает  верёвку в сторону так, чтобы ВИЗАВИ не заметил. ВИЗАВИ бесцеремонно закуривает.

ВИЗАВИ. Ты знаешь…
ЧЕЛОВЕК.  Что, простите?
ВИЗАВИ. Я говорю,  ты знаешь.
ЧЕЛОВЕК. Знаю что?...
ВИЗАВИ. Ко всему этому комплекту ты ещё и деревянный…. Ты знаешь, кто я!
ЧЕЛОВЕК. Не имею ни малейшего представления…
ВИЗАВИ. Слушай, Буратино, я не вкуриваю, что она нашла в тебе … Просто пазл какой-то… Ладно, давай кончим с этим быстрее! Ближе к телу, так сказать… (Ставит кейс на стол, открывает его. Кейс – полон пачек денег). Тебе что, в детстве прививку от столбняка не сделали? (Вынимает из кармана заполненный договор,  кладёт перед ЧЕЛОВЕКОМ) Читай, подписывай!
ЧЕЛОВЕК. Что это?
ВИЗАВИ.  Валентинка... Читай!
ЧЕЛОВЕК нерешительно берёт в руки лист, читает.
ЧЕЛОВЕК (бегло). Москва, четырнадцатое февраля две тысячи десятый год. Соглашение. Я, нижеподписавшийся…
ВИЗАВИ. Читай!
ЧЕЛОВЕК. … получил сумму в размере десяти миллионов рублей… (смотрит на ВИЗАВИ, на кейс, полный денег)
ВИЗАВИ. Можешь не пересчитывать, мы не в церкви, тебя не обманут – хорошо кто-то сказал, жаль, не помню, кто…               
ЧЕЛОВЕК … в обмен на обязательство отказаться от каких бы то ни было видов на…
Вы… ненормальный?
ВИЗАВИ. Это ты меня спрашиваешь?!  Ха! Да я так нормален, что сам порой удивляюсь! Так там у классика, кажется? Кстати, если я отвечу «нет», это будет означать «нет, я нормальный», или же «нет   – в смысле «да, я ненормальный»?  Как ты думаешь?
ЧЕЛОВЕК. Постойте, что вы меня путаете… 
ВИЗАВИ.  А по-моему, всё так предельно ясно, как не было  ещё ни разу в твоей, если можно так сказать, жизни … С того самого мига, как роковая случайность помогла глупым вечером слабому никчёмному головастику пробить оболочку равнодушной сферы.
ЧЕЛОВЕК. Я ничего не понимаю. Это фарс какой-то. …
ВИЗАВИ (подступает к Человеку, тот пятится). …Да уж нет – комедия положений! С той минуты, как волосатая рука акушера, в два приёма откромсав пуповину, выкинула  тебя в  мертвецкий холод жизни…
 
   Человек отступая назад, утыкается в стул и опускается на него. ВИЗАВИ хватает ЧЕЛОВЕКА за плечи и мощным рывком ставит на ноги перед собою.

ЧЕЛОВЕК (слабо).  Что Вам нужно?
ВИЗАВИ. Ты идиот?
ЧЕЛОВЕК. Простите…
ВИЗАВИ. Вот, б***ь! (Передразнивает) Простите… простите… Ты нормальных слов не знаешь?
ЧЕЛОВЕК (переминается с ноги на ногу). Ой! Простите…
ВИЗАВИ. Ну, что за человек, а!
ЧЕЛОВЕК. Простите, писать очень хочется… Я на секундочку! (Выскальзывает из рук Визави).
ВИЗАВИ.  Стоять!
ЧЕЛОВЕК. Я быстренько…
ВИЗАВИ. Стоять!
ЧЕЛОВЕК. Но…
ВИЗАВИ. Сидеть!
 
   ЧЕЛОВЕК повинуется. Сидит, ерзая на стуле. Видно, что он, действительно, хочет в туалет.
 
ЧЕЛОВЕК (в зал). Вы когда-нибудь оказывались во сне на людной улице абсолютно
голым? Вам кажется, что все смотрят только на вас. Хочется спрятаться, но негде. Вдруг, с каким-то диким возбуждением вы осознаёте, то это лишь сон, щиплете себя за руку, но… проснуться невозможно, и вот вы бежите…
ВИЗАВИ (смотрит в зал). Что ты там увидел?
ЧЕЛОВЕК (вздрогнув). Что? А? Нет-нет. Ничего.

   ВИЗАВИ ставит ногу на стул, на котором сидит ЧЕЛОВЕК, чуть подаётся вперёд и мрачно, молча, рассматривает его.

ВИЗАВИ. Подписывать будешь?
ЧЕЛОВЕК. Под-пИ-и-и-сывать… простите… что это?
ВИЗАВИ. Билет в светлое будущее. Твой пропуск в рай.
 
   ЧЕЛОВЕК идиотски хихикает, трясёт головой, будто пытаясь отделаться от наваждения.
 
ВИЗАВИ (смеётся). Нервишки?… Понимаю. Не каждый день тебе делают такие предложения. Тебе, не жравшему от рождения ни хера слаще морковки, трудно поверить, что такое, вообще, возможно, да? Ну, ничего-ничего, осознаешь на досуге. Давай, подписывай!

   ЧЕЛОВЕК встаёт, прохаживается в раздумьях, останавливается, щиплет себя за руку и, вдруг, срывается с места, бежит к двери. ВИЗАВИ перехватывает его за шиворот.
 
ЧЕЛОВЕК (кричит). Помогите!

   ВИЗАВИ валит ЧЕЛОВЕКА на пол, садится сверху.

ЧЕЛОВЕК (кричит). Отстаньте от меня! Отпустите! А-а-а!
ВИЗАВИ. Ну, что за уродец! (Переворачивает ЧЕЛОВЕКА на живот, заводя ему руки за спину, садится сверху). 
ЧЕЛОВЕК. Вы – сумасшедший! Нет, вы – призрак! Призрак! Точно, призрак! Вас здесь нет! Это мне всё кажется!
ВИЗАВИ вынимает из кармана пистолет и приставляет его к щеке ЧЕЛОВЕКА.
ВИЗАВИ (спокойно). Ты уверен?
ЧЕЛОВЕК (чуть не плача). Господи, за что мне всё это… Мне больно, и я хочу писать. Это чудовищно!
ВИЗАВИ. Чудовищно? Не смеши мои подтяжки! Оттого, что ты обоссышься, в этом
клоповнике хуже не станет.
ЧЕЛОВЕК. Это не ваше дело!
ВИЗАВИ. Хрена тебе лысого, «не моё»! (Заламывает руки Человека повыше).
ЧЕЛОВЕК. А-а-а!
ВИЗАВИ. Это ещё не больно! Знаешь, когда больно по-настоящему? … Когда
выворачиваешься на изнанку и видишь, что всё зря. Когда разбиваешься в лепёшку, а в ней видят только блин коровьего говна с кошельком. Когда забываешь, кто ты есть на самом деле. Когда в зеркалах видишь не себя! Это ты понимаешь?!
ЧЕЛОВЕК (истошно кричит). По-ни-ма-ю!!!

   Стук в дверь. ПАУЗА.
 
ВИЗАВИ. Ну, давай, зови же на помощь!

   Более настойчивый стук в дверь.
 
ЧЕЛОВЕК (сдавленно). Помогите…
ВИЗАВИ (насмешливо, в сторону двери).  Да-да, «помогите»!…
 
   Очень сильный стук в дверь.

ВИЗАВИ. Ну, попробуй ещё!
ЧЕЛОВЕК. Помогите!
ГОЛОС (противный старушечий). Десять часов ночи! Чем ты там занимаешься, ирод?! У меня потолок сыпется…
ЧЕЛОВЕК. Простите за беспокойство, я…. Вызовите полицию! … Или доктора… Нет!
Лучше обоих!
ГОЛОС. Что, времени больше не нашёл с ума посходить?! Совести у тебя нет, антихрист… У меня давление 250 на 110…
ЧЕЛОВЕК. Да-да, простите, я больше не буду….. вы только вызовите поли…
ГОЛОС. …Я старая больная женщина. Сорок лет в горячем цеху отпахала, грамоту имею, сам товарищ Андропов вручал, а теперь мне спать не дают! Интеллигент вонючий...
 
   ЧЕЛОВЕК виновато смотрит на ВИЗАВИ.

ГОЛОС. … Распустили на свою голову!
ВИЗАВИ. Соседка?
ЧЕЛОВЕК. Угу.
ГОЛОС. …Управы на вас нет … Раньше таких, как ты быстренько, куда надо определяли…
ВИЗАВИ (жёстко обрывает). Иди на хер, старая! Или я тебе дверь подпалю!

   Тишина. Долгая пауза. Слышны шаркающие удаляющиеся шаги и тихий скрип закрывающейся двери.

ЧЕЛОВЕК. Спасибо…
ВИЗАВИ. Кушай на здоровье, не кашляй.

   Человек кашляет.

ЧЕЛОВЕК. Простите, Вы не могли бы с меня слезть?
ВИЗАВИ. Орать будешь?
ЧЕЛОВЕК. Не буду.
ВИЗАВИ. Отвечаешь?
ЧЕЛОВЕК. Обещаю.
ВИЗАВИ. Ну, смотри, бля, а не то… (кивает на пистолет).

   ВИЗАВИ встает, отряхивается, прячет пистолет в карман, садится на стул, закуривает. ЧЕЛОВЕК поднимается, отряхивается, поправляет одежду.

ЧЕЛОВЕК. Что вы так смотрите?
ВИЗАВИ. Ищу лужу.
ЧЕЛОВЕК. Что? А-а… Очень смешно…
ВИЗАВИ. Сходи-сходи, а то и в правду обделаешься….
ЧЕЛОВЕК. Спасибо. Что-то перехотелось.

   ПАУЗА. ВИЗАВИ с интересом разглядывает ЧЕЛОВЕКА.

ВИЗАВИ. Слушай, ты и вправду такой наивный или придуриваешься?
ЧЕЛОВЕК. Вы о чём?
ВИЗАВИ. Да я о твоих кличах утопающего… Неужели ты веришь в то, что люди могут 
слышать хоть что-то, кроме собственных хотений? Если так, то, я даже не знаю, тебя либо канонизировать надо, либо…
ЧЕЛОВЕК. Не юродствуйте, пожалуйста…
ВИЗАВИ. … либо в музей, под стекло, как представителя вымирающего вида тупиковой ветки развития.
ЧЕЛОВЕК (обрывает). Значит, вы хотите, чтоб я взял деньги и…
ВИЗАВИ. Да. И больше никогда не звонил ей, не писал, не пытался встретиться. В общем, оставил её в покое и никак больше не напоминал о себе и не тянул в свою клоаку. (Разглаживает соглашение) Подпишешь?

   ПАУЗА.

ЧЕЛОВЕК. Вы, что, её папа?
ВИЗАВИ. И мама - в одном флаконе! Ещё вопросы?
ЧЕЛОВЕК. Мне не нужны ваши подачки.
ВИЗАВИ (любуясь пистолетом).  Как знаешь...
ЧЕЛОВЕК. У вас совесть есть?
ВИЗАВИ. Совесть? Хм. Совесть… Совесть - удел бедных. Последнее прибежище нищих.
Артефакт, вроде аппендицита. Чем больше на неё принимаешь, тем больше шансов на сепсис… Совесть… Поверь, мой деревянный друг, цена на неё сильно завышена. Специально для таких, как ты…

   Неожиданно за окном фарсово звучит Интернационал в блюзовой вариации, слышен шум проходящей мимо демонстрации. ПАУЗА. ВИЗАВИ подходит к окну, открывает его.

ВИЗАВИ (Очень серьёзно) ... Чтоб не лезли на баррикадки. Чтоб не думали… Чтоб спали лучше… а утром шли на работу, которую ненавидят, улыбались в глаза людям, от которых тошнит, вечером возвращались домой просто потому, что идти больше всё равно некуда, спали с тем, кто достался… и рожали всё новых, новых и новых уродцев…
 
   Слышны крики, перестрелка, храп лошадей, свист нагаек, вопли людей, звуки выстрелов.
 
ВИЗАВИ (Закрывает окно, шум демонстрации за окном стихает). Хм, совесть… Просроченный залежалый товар… У тебя есть уникальный шанс убедиться в этом. (Подходит к столу, подвигает соглашение к ЧЕЛОВЕКУ). Попробуй на вкус, и ты сам всё поймёшь… И, может быть, перестанешь выдавать собственную слабость за доброту…

   ПАУЗА. ВИЗАВИ прикуривает сигарету и так смачно затягивается, будто только что у него был секс.

ЧЕЛОВЕК. Нет ничего плохого в доброте.
ВИЗАВИ. В доброте – возможно… Хотя, помогает ли она тебе? (Оглядывает комнату).
М-м? Ну, сколько баба сможет здесь пробыть?
ЧЕЛОВЕК. Женщина.
ВИЗАВИ. Баба… Так сколько? Год?! Месяц?! День?  Час? Да она же сбежит при первой
возможности… По-настоящему они любят других…
ЧЕЛОВЕК (уязвлённо). И каких же?
ВИЗАВИ. Пассионариев, бойцов…  А ты….
ЧЕЛОВЕК. Я в порядке.
ВИЗАВИ. Кто? Не смеши мои подтяжки, посмотри на себя!
ЧЕЛОВЕК. А что?
ВИЗАВИ. Да, ни хера! Буквально! (Гасит сигарету, встаёт, рассматривает Человека со всех сторон) … Ну, вот тресни меня!
ЧЕЛОВЕК. Что?...
ВИЗАВИ. Я говорю, ударь!
ЧЕЛОВЕК. Зачем это ещё?
ВИЗАВИ. За шкафом, бля… Ударь, тебе говорю! Вот, прямо сюда. Ну, не бзди! В ответку не пойду – баб и детей не бью.
ЧЕЛОВЕК. Послушайте…
ВИЗАВИ. К чёрту слова, действуй!
ЧЕЛОВЕК. Но, я…
ВИЗАВИ (орёт). Бей, педик!

   ЧЕЛОВЕК даёт вялую пощёчину ВИЗАВИ. ПАУЗА.

ВИЗАВИ. Хм… Ещё!

   Человек бьёт ещё раз – тот же эффект.

ВИЗАВИ. Ещё!

   Бьёт ещё раз.

ВИЗАВИ. Сильнее!

   Человек бьёт ещё раз – так же слабо, но при этом отбивает себе руку, после чего держится за неё, морщась от боли.

ВИЗАВИ. Д-а-а. Это тебе не в Вольтера поигрывать…
ЧЕЛОВЕК. Я вообще не понимаю, зачем… Всё это грубость и невежество. На дворе двадцать первый век, а вы будто из  первобытно-общинного вывалились… Дикость какая-то… Варварство…
ВИЗАВИ (неожиданно рьяно). А в нашем дворе все дрались! Время было такое… двор на двор, школа на школу, район на район… О, это было нечто! Помню, во время очередного набега на соседний квартал, мы не нашли никого из молодых…   
- видно, суки, все попрятались - так в одной из парадных встретился дядя… Очки, бородка педерастическая,  маленькая собачка, знаешь, из тех, что трясутся вечно, как вибратор…. Д-а-а… Помню только, как его очки в разные стороны разлетелись, а собачка, по-моему, обоссалась от страха, забилась в уголок, ни звука не проронила… прям как ты сейчас, Гомо Интеллигентикус… Подписывай!

   ДОЛГАЯ ПАУЗА.

ЧЕЛОВЕК. Вам мало того, чтобы она просто была с вами. Мало того, чтобы купить её…
Вы хотите ещё, чтоб и я… (смотрит на раскрытый кейс).
ВИЗАВИ. Угу - взял бабло и убрался отсюда подальше к чёртовой матери! Начнёшь жизнь  сначала. Можешь даже стать уважаемым человеком где-нибудь в... Житомире. Хотя…
ЧЕЛОВЕК. Таким как вы нужна полная и безоговорочная победа.
ВИЗАВИ. Расценивай это, как тебе больше нравится. Мне по херу, каким это словом
называется. Слова – фишка таких, как ты. Они заменяют вам всё. Вы – настоящие архитекторы по это части, целые дворцы можете построить. Сказочные… А это тебе не слова. (Кивает на кейс, потом на пистолет) И это, кстати, тоже.
ЧЕЛОВЕК (странно улыбается). Прошу вас, уйдите.

   ПАУЗА.

ВИЗАВИ. Послушай, взгляни трезво первый раз в жизни, если ты вообще на это способен.
ЧЕЛОВЕК. Оставьте меня!
ВИЗАВИ. Сука, да что я с тобой парюсь (приставляет ко лбу ЧЕЛОВЕКА пистолет) Всё, Буратино, скоро из тебя будут строгать ложки!
ЧЕЛОВЕК (отстранённо). Давайте… Только быстрее… Ну, что вы медлите?...

   Пауза. ВИЗАВИ в замешательстве.

… А-а-а… Значит, и Вы только болтать умеете? Крепости возводить из слов. Сказочные… Пассионарий… в подтяжках…

   ПАУЗА.

ВИЗАВИ (опускает руку с пистолетом). Ответь, ты любишь её?...  Ну, что ж ты
молчишь-то, ласковый ты мой? Если да, то откажись от неё, скотина! Она же подохнет здесь или опошлится рядом с таким… Бабло тебе моё в падлу, так просто так откажись! Будь уж интеллигентом до конца! (Хватает ЧЕЛОВЕКА за шиворот, нечаянно смахивая кейс с деньгами на пол, и тут внезапно замечает верёвку на полу). Что это?...
 
П   АУЗА. ВИЗАВИ отпускает ЧЕЛОВЕКА, берёт в руки верёвку, разглядывает петлю, затем люстру и ЧЕЛОВЕКА.
 
ВИЗАВИ. Слушай, так ты что это… того?
ЧЕЛОВЕК (резко). Нет, это ТЫ меня слушай! Ты ходишь меж нами призраком благополучия и самоуверенности, прельщая её юную неокрепшую душу, ты отнимаешь у меня её - самое дорогое, что у меня есть, и теперь приходишь сюда, когда я хочу сдохнуть, чтобы посмеяться надо мной, мистер «не смешите мои подтяжки»!
ВИЗАВИ. Подожди-ка, так она…
ЧЕЛОВЕК. Что она?! Она…  Она ушла к тебе, этого мало?! Что тебе ещё нужно?... А? Ты только намекни! Что? (Оглядывается по сторонам) Может тебе ещё и меня до кучи, а? Так я с радостью! (Лихорадочно снимает штаны). Ну, иди же ко мне, любимый! (Идёт  со спущенными штанами к ВИЗАВИ, тот пятится).
ВИЗАВИ. Э! Э! Ты чего?
ЧЕЛОВЕК (наступает).  Что такое, пупсик, ты сегодня не форме? Или я от бессонницы
не привлекателен?!
ВИЗАВИ.  Ты спятил?
ЧЕЛОВЕК. Спятил?! Нет, что ты! Я так нормален, что сам удивляюсь! Так, вроде у классика, да?
ВИЗАВИ. Какого ещё классика! Отвали!
ЧЕЛОВЕК (призывно). Иди ко мне!
ВИЗАВИ. Не подходи, аспид!!! (Выставляет пистолет, но ЧЕЛОВЕК игнорирует это).

   Они бегают вокруг стола, ЧЕЛОВЕК пытается поймать ВИЗАВИ. ВИЗАВИ взбирается на стол.

ВИЗАВИ (кричит). Она же от меня ушла, идиот!

   Долгая пауза.

ЧЕЛОВЕК. Как? … Куда?
ВИЗАВИ (слезает со стола). А я знаю? Разве она не у…

   ПАУЗА.

ЧЕЛОВЕК… А-а-а, ясно… Ты думал, что она у меня…. Поэтому и припёрся. С
калымом… А как же «бабы любят сильных» и прочее? …Что, плакаться пришёл? Так, давай! На брудершафт порыдаем. А  капелльно.  Ты в какой тональности?
ВИЗАВИ. Перестань.
ЧЕЛОВЕК. Ну, мы ж - молочные! Авось, споёмся…
ВИЗАВИ. Ну, хватит.
ЧЕЛОВЕК. …В два смычка! Тебе нравится шведское порно?
ВИЗАВИ (хватает ЧЕЛОВЕКА за грудки).  Слышь, клоун, остынь!
 
    Звучит музыкальный лейтмотив ЖЕНЩИНЫ. ЖЕНЩИНА появляется. Взгляды ЧЕЛОВЕКА и ВИЗАВИ, вцепившихся в друг друга, прикованы к ней. ЖЕНЩИНА танцует с корзиной уже реальных цветов, иронично оценивая мужчин, разбросанные деньги и т.д. Наконец, исчезает, выронив случайно один цветок…
    ПАУЗА. ТИШИНА … ВИЗАВИ и ЧЕЛОВЕК бросаются к цветку, отнимают его друг у друга до тех пор, пока от него ничего не остается.

ЧЕЛОВЕК. Извините.
ВИЗАВИ. Ничего…

   Оба чувствуют неловкость ситуации.

ВИЗАВИ. Ладно… я пойду, наверное…
ЧЕЛОВЕК. Да, конечно… До свидания…

   ВИЗАВИ направляется к выходу.

ЧЕЛОВЕК. Постойте! Деньги… (Начинает собирать их в кейс).
ВИЗАВИ. Ах, да… Спасибо. (Собирает деньги, закрывает кейс). Ну… ещё раз, до
свидания…
ЧЕЛОВЕК. Всего доброго.
ВИЗАВИ снова идёт к выходу, но останавливается, оборачивается.
ВИЗАВИ. А вы не догадываетесь, куда она… ну, могла… (ЧЕЛОВЕК отрицательно
качает головой) …извините (поворачивается, медленно идёт к выходу).
ЧЕЛОВЕК (неожиданно). Выпить хотите?.... У меня коньяк остался…
ВИЗАВИ. Можно…

   ЧЕЛОВЕК суетливо ищет бутылку. ВИЗАВИ присаживается за стол. ЧЕЛОВЕК отыскивает начатую бутылку под кроватью.
 
ЧЕЛОВЕК. Пить, правда, не из чего. Ничего, если из ковшика?
ВИЗАВИ. Пойдёт.

   Пьют по очереди. Оба сильно морщатся.

ЧЕЛОВЕК. Закусить нечем.
ВИЗАВИ. Ничего-ничего…
ПАУЗА. Неловкое молчание.
ЧЕЛОВЕК. Ещё по одной?
ВИЗАВИ. Нет-нет, спасибо…

   ПАУЗА.

ВИЗАВИ. Значит, вы не знаете, куда она…

   ЧЕЛОВЕК с сожалением отрицательно качает головой. ПАУЗА.

ЧЕЛОВЕК. Может, ещё?

   ВИЗАВИ, подумав, делает жест согласия. ЧЕЛОВЕК наливает, выпивают по очереди. Оба морщатся.

ЧЕЛОВЕК. Гадость….
ВИЗАВИ. Да уж….

   ПАУЗА.

ЧЕЛОВЕК (протягивает руку ВИЗАВИ). Сигизмунд!

   ПАУЗА.
 
ВИЗАВИ (пожимает руку ЧЕЛОВЕКА). Финя… Афиноген!

   ПАУЗА.

ЧЕЛОВЕК. Мы с вами раньше не встречались?
ВИЗАВИ. Не знаю. Я бы запомнил.
ЧЕЛОВЕК. А то уж очень у Вас запоминающееся… лицо.
ВИЗАВИ. … Честно говоря, у Вас – тоже… (достаёт сигареты). Можно?
ЧЕЛОВЕК. Пожалуйста-пожалуйста.

   ВИЗАВИ протягивает пачку ЧЕЛОВЕКУ.Спасибо. Я бросил.

ВИЗАВИ чиркает спичкой, но та не загорается. Коробок пуст. ВИЗАВИ достаёт пистолет. ЧЕЛОВЕК напрягается.
ВИЗАВИ (неловко улыбается). Зажигалка. (Прикуривает от пистолета). Для понтов
больше таскаю. В крайнем случае, можно просто по башке зарядить. Настоящий-то в руки брать не хочу, боюсь накосячить. Характерец, знаете ли… (Прячет пистолет)
ЧЕЛОВЕК. Всё-таки, Вы мне очень кого-то напоминаете…
ВИЗАВИ неопределённо пожимает печами. ЧЕЛОВЕК украдкой рассматривает себя в зеркало, сравнивая отражение с лицом ВИЗАВИ. ВИЗАВИ замечает это. ЧЕЛОВЕК смущённо ставит зеркало на стол.
ЧЕЛОВЕК. Такой бардак! (Начинает собирать листы бумаги, валяющиеся на полу).
ВИЗАВИ украдкой рассматривает себя в зеркало, поглядывая на ЧЕЛОВЕКА. Тот замечает это.
ВИЗАВИ. Может ещё?
ЧЕЛОВЕК. Да-да, неплохо бы. А давайте стаканчики из бумаги сделаем! Всё равно она
мне уже ни к чему. Наверное…

   Наливают. Пьют. Все жесты обоих до смешного похожи. Оба морщатся от отвратительного вкуса коньяка.

ЧЕЛОВЕК. Простите, как Вас?
ВИЗАВИ. Афиноген. Можно на «ты».
ЧЕЛОВЕК. Забавно…
ВИЗАВИ. …А тебя как?
ЧЕЛОВЕК. Сигизмунд.

   Пожимают руки.

ЧЕЛОВЕК. Забавно, мы такие, вроде бы, разные…
ВИЗАВИ. Да.
ЧЕЛОВЕК. А оба нравились ей…

   Маленькая пауза.

ВИЗАВИ. Нравились-нравились. Разонравились…
ЧЕЛОВЕК. Бывает же...
ВИЗАВИ. Да…
 
   Пауза побольше.

ЧЕЛОВЕК. Слушайте…
ВИЗАВИ. Можно на «ты».
ЧЕЛОВЕК. Да-да. Конечно. Как вы, то есть, «ты» с ней познакомился?
ВИЗАВИ. В клубе.
ЧЕЛОВЕК. Забавно… И я. На танцах…
ВИЗАВИ. На танцах?! Неудивительно… (иронично) На танцах…
ЧЕЛОВЕК. Точно!…. Помню, танцует - с  ума сойти можно как – а вокруг неё рой страждущих, плюнуть негде!
ВИЗАВИ. Да уж…
ЧЕЛОВЕК. ... Для меня же есть только она в центре зала, остальное – размытое по
краям…. А я у бара спиной стойку обтираю, ноги, будто в пол вросли, подойти боюсь… Господи, как это было давно….
ВИЗАВИ. Семь лет назад…
ЧЕЛОВЕК. Да… В июле…
ВИЗАВИ. Восьмого.
ЧЕЛОВЕК. В среду….
ВИЗАВИ. Возможно. Она была такая… такая… такая…
ЧЕЛОВЕК. Воздушная.
ВИЗАВИ. Верно... Белое платье…
ЧЕЛОВЕК. В крупный чёрный горошек.
ВИЗАВИ. Да-да… Волосы пахнут жасмином.
ЧЕЛОВЕК. Не, скорее клевером.
ВИЗАВИ. Хм, возможно… клевером…
ЧЕЛОВЕК. А может, жасмином.
ВИЗАВИ. Да, точно! Жасмином. По утрам…
ЧЕЛОВЕК. А вечером – клевером.
ДОЛГАЯ ПАУЗА.
ВИЗАВИ. Чего-то я не пойму, старичок, она что, с нами обоими одновременно жила?...
ЧЕЛОВЕК непонимающе разводит руками. ПАУЗА.
ЧЕЛОВЕК (подозрительно). Вы точно он?
ВИЗАВИ. Кто, он?
ЧЕЛОВЕК. Тот, к которому она ушла.
ВИЗАВИ. Я ж тебе говорил, она ушла… и от меня…
ЧЕЛОВЕК. Когда?
ВИЗАВИ. Сегодня. В нашу годовщину знакомства. Оставила миленькую записку, мол,
прости, но жить так больше не могу, и только.
ДОЛГАЯ ПАУЗА.
ЧЕЛОВЕК (себе). Да… Написала, что жалеет, что ответила взаимностью…
ВИЗАВИ. Ага… и, что у неё были десятки вариантов, кроме меня…
ЧЕЛОВЕК. Точно! И что ей не за что меня…
ВИЗАВИ. …уважать… И, что оставаться со мной…
ЧЕЛОВЕК и ВИЗАВИ (одновременно). Реальное сумасшествие.
ДОЛГАЯ ПАУЗА. Оба, как ужаленные вскакивают, расходятся в разные стороны, затем резко подходят, рассматривая друг друга, так близко, что чуть не сталкиваются носами. (Актёрское упражнение - зеркало).
ВИЗАВИ. Выпьем?
ЧЕЛОВЕК. Согласен.
Идут к столу. Бутылка пуста.
ЧЕЛОВЕК. Сгоняю-ка до ларька. (Выворачивает карманы, выуживает из них несколько смятых купюр) Я мигом. (Идёт к двери).
ВИЗАВИ. Ну, уж нет, я с тобой. Не то ты снова этого скипидара притащишь. (Бежит за ЧЕЛОВЕКОМ, возвращается за кейсом, снова убегает)

   Гаснет свет.

                ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
                Картина первая
 
   Фиолетово-лиловое освещение. ЖЕНЩИНА прибирается на сцене – сматывает аккуратно веревку, заправляет постель, складывает стопочкой на столе разбросанные по сцене писчие листы. Исчезает. Свет гаснет.

   Слышно, как в темноте пробираются ЧЕЛОВЕК и ВИЗАВИ. Они уже выпивши до той стадии, когда говорить могут о чём угодно.

ЧЕЛОВЕК. Осторожней. Тут много подводных камней. Да где ж этот чёртов
выключатель?!
ВИЗАВИ. Всё нормально, иду по приборам… Ой, бля!...
Шум падающего велосипеда. Зажигается свет. ВИЗАВИ лежит под велосипедом, осторожно удерживая в вытянутой руке бутылку коньяка. У ЧЕЛОВЕКА тоже открытая бутылка. Видно, что они пили прямо из горлышек по дороге домой.
ЧЕЛОВЕК помогает ВИЗАВИ выбраться из-под велосипеда.
ВИЗАВИ. Я ничего не понимаю. Вот ты мне объясни… М-м-м… (ищет слово).
ЧЕЛОВЕК. Сигизмунд.
ВИЗАВИ. Спасибо. Вот ты объясни мне, Сигизмундша, что ей нужно было, а?  Мы её
одевали? (ЧЕЛОВЕК не знает, что ответить) Одевали. (ЧЕЛОВЕК согласно кивает) Обували? (ЧЕЛОВЕК не знает, что ответить) Обували. (ЧЕЛОВЕК согласно кивает) Выгуливали…
ЧЕЛОВЕК … (ЧЕЛОВЕК согласно кивает). Да… На руках носили… Носили? (ВИЗАВИ не знает, что ответить)  Носили. (ВИЗАВИ согласно кивает) Писали стихи?         
(ВИЗАВИ не знает, что ответить) Писали. (ВИЗАВИ согласно кивает). Внимали каждому слову! (ВИЗАВИ согласно кивает). А она?...
ВИЗАВИ. А она …

   ПАУЗА. Разливают по пластиковым стаканам, пьют. Оба морщатся. Закусывают конфетой.

ВИЗАВИ. Ты, кстати, не думал, кто он?
ЧЕЛОВЕК. Кто?
ВИЗАВИ. Ну, тот хрен, к которому она отвалила.
ЧЕЛОВЕК. Нет.
ВИЗАВИ. Да ладно, не смеши мои подтяжки! Неужели совсем-совсем?
ЧЕЛОВЕК (уклончиво). Ну, это её жизнь… Пусть будет счастлива…
ВИЗАВИ. Ты, прям, святой Валентин!
ЧЕЛОВЕК. Святой?
ВИЗАВИ.  Да. Ведь это он там всё свечки держал, пока его баба с ебарем кувыркалась, за то и в святые угодил. И теперь четырнадцатого февраля мы должны чтить этого рогоносца, прикинь, да?! Ха-ха!...Тьфу! А я, вот, как подумаю, что её сейчас какой-то… лапает…
ЧЕЛОВЕК. Да… (задумывается).
ВИЗАВИ. Вот-вот, сука! (Вытаскивает пистолет, угрожающе им трясёт. На миг задумывается. С ощущением собственного бессилия прикуривает от пистолета).
Б***ский праздник…
ЧЕЛОВЕК.  Что?
ВИЗАВИ. Я говорю, праздник… буржуйский – день этого святого Валентина.
ЧЕЛОВЕК. Ах… да.
ВИЗАВИ. Не пойму, неужели у нас мало своих поводов нажраться?! Масленица… ночь
Ивана  Купалы… День взятия Бастилии, э, нет, не то! …Первое мая, наконец… Дружба всех стран (ищет по карманам), то есть пролетарии всех стран – соединяйтесь… Чёрт, сигареты забыл купить.
ЧЕЛОВЕК. У меня где-то есть, надо поискать. 
ВИЗАВИ. Какие у тебя?
ЧЕЛОВЕК. Camel.
ВИЗАВИ. Потянет, тащи верблюда за ноздри…  А ты ж вроде бросил!
ЧЕЛОВЕК. Да… но, на всякий случай.
ЧЕЛОВЕК ищет сигареты. Пока ищет, смахивает обратно на пол листы бумаги, разматывает веревку, ворошит постель. Снова на сцене – хаос.
ВИЗАВИ (иронично). Вот, всё у вас  – у интеллигентов - так.
ЧЕЛОВЕК. Как?
ВИЗАВИ. А так - «на всякий случай»! Наверное, где-нибудь в загашнике и гражданство  двойственное имеется?
ЧЕЛОВЕК  (не находя сигарет).  Какой срач дома… Какое гражданство?
ВИЗАВИ. Откуда ж я знаю, израИльское, наверное. Ты ведь работник умственного
… нетленного труда. А может, германское, а?
ЧЕЛОВЕК (улыбается). Угу, почти… Домик у меня от бабки под Гомелем. В четыре
окна, плюс кухня летняя с крышей из рубероида, который воняет на солнце… И в сарае мотоцикл «Ковровец». Да где же они? Ведь были…

   Маленькая пауза.

ВИЗАВИ. Да иди ты! Серьезно?!
ЧЕЛОВЕК. Точно помню, были.
ВИЗАВИ. Да нет! Я – про «Ковровец». Неужели?!
ЧЕЛОВЕК (находит сигареты). Ах, вот они!.. Да. В сарае. В рабочем состоянии…
ВИЗАВИ. Какой?
ЧЕЛОВЕК (отдает сигареты ВИЗАВИ). К-175.
ВИЗАВИ. Охренеть! (прикуривает) Это ж динозавр с трехступенчатой коробкой и семью
лошадьми!
ЧЕЛОВЕК (с достоинством). С восемью.
ВИЗАВИ (смеется). Да ладно! У меня самого в детстве «Восход» был – можно
сказать, сынок «Ковровца». Покруче, естественно!
ЧЕЛОВЕК (снисходительно). Естественно!
ВИЗАВИ. А то! Ребра цилиндра с увеличенной поверхностью охлаждения – это раз,
карбюратор чехословацкий – не у всех, конечно, но у меня был - два, 12-вольтовое электрооборудование - три, фара с рассеивателем типа «европейский луч» - четыре, задний фонарь с боковыми отражателями - пять, пластиковая «приборка»: замок зажигания…
ЧЕЛОВЕК. С ума сойти!
ВИЗАВИ. …Кроме того - противоугонный замок, передние амортизаторы с резиновыми гофрами, индикатор  износа тормозных колодок обоих колес. И наконец, профилированный щиток переднего колеса, рычаг кик-стартера с откидной педалью взамен цельной, откидные подножки водителя, два зеркала заднего вида. Максимальная скорость 105 км/ч! Фу!
ЧЕЛОВЕК («поддевает»). Неужели ли?
ВИЗАВИ. Не смеши мои подтяжки! Зверь!  Пол деревни одновременно могло кататься.
ЧЕЛОВЕК. Невероятно.
ВИЗАВИ. Факт! Трое на сидении, один на баке, один на фонаре заднем, а мелкий у нас такой был из крайней избы – так он на крыле переднем умудрялся усидеть.
Вот, шесть человек!
ЧЕЛОВЕК. Да нет, невероятно, что у Вас «Восход» был…  Вы и корову, небось, видели?

   ПАУЗА.

ВИЗАВИ. Ха-ха. Я между прочим ещё и доить умею… Умел. Однажды на ферме даже
роды у коровы принимал. Теленку имя дал, Спасом назвали – он в праздник родился. Всё детство в деревне у бабки провел. Мировая была старушка…
ЧЕЛОВЕК. Значит, у Вас тоже двойственное гражданство?...
ВИЗАВИ. Чё?
ЧЕЛОВЕК (иронично). …Одно в империи каменных джунглей, а второе в…
ВИЗАВИ (задумчиво затягивается сигаретой). Да… (настроение Визави меняется)
Второе в лесном царстве у озера…Знаешь, я никогда не понимал, как люди могут построить себе дом не у озера. Чем вообще можно заниматься не у озера…
Человек понимающе кивает, разливает по стаканчикам. Пьют. Слышно, как за окном проезжает «Скорая помощь» с включенной сиреной. Пауза.
ВИЗАВИ (ностальгия). Я вот в детстве червячков, бывало, подкопаю, прихвачу с
собой пол батона на прикорм, и на озеро – перед закатом... Вода как зеркало. Солнце красит небо над лесом на том берегу. Камыш только нет-нет да колыхнется – окунь гуляет. Пугнет он, значит,  мелочь - та врассыпную, как брызги… Смотришь на поплавок, батон то в воду крошишь, то сам жрешь. И тишина… Внутри… И мысли только об окуне об этом треклятом… да побольше… (ПАУЗА) Вот, глупая, баба! Ну, чего ей не хватало? …
ЧЕЛОВЕК. Женщина…
ВИЗАВИ. Баба…
ЧЕЛОВЕК. Женщина…
ВИЗАВИ. Тем более. Всё у этой женщины, чего только может пожелать баба, у неё было.  Накрайняк, могла бы… это… к тебе сходить, что ли… (смеется).
ГОЛОС ЗА ОКНОМ (явно выпивши). Нинка! (ПАУЗА) Н-и-и-н-ка!

   Разбив окно, в комнату влетает камень, обернутый бумагой. Человек подбирает, разворачивает. Визави  идёт к окну, выглядывает.

ЧЕЛОВЕК (читает). Нинка, сука, если ты там с хахалем – убью, падла!
ВИЗАВИ (в окно). Слышь, Отелло подвальный,  попутал что-то?!
ГОЛОС ЗА ОКНОМ. Ты кто?
ВИЗАВИ. Человек и пароход. Слыхал?
ГОЛОС ЗА ОКНОМ. Кто?!
ВИЗАВИ. Иван Павлович Крузенштерн.
ЧЕЛОВЕК. Урожденный Адам Иоганн фон Крузенштерн.
ВИЗАВИ. Вот-вот, тем более!
ГОЛОС ЗА ОКНОМ. Слышь, ты, грустный Штерн, я тебя сейчас огорчу до
невозможности. Нинку позови!
ВИЗАВИ. Нинку?...  Да не вопрос. Сейчас!... Где у меня Нинка, а? Ах, вот же она!
(Достает пистолет, целится) Стой ровно, сейчас отсюда вылетит Нинка! А может, и все восемь!

   Человек, читая записку, с грохотом роняет камень на пол.

ГОЛОС ЗА ОКНОМ. А-а-а! Убивают!!! (слышен топот убегающего).
ВИЗАВИ. Ну, куда ж ты? (Провожает взглядом убегающего, свистит вслед, хлопает в
ладоши, смеется, прикуривает от пистолета). Обиделся… Вот люди! Как говаривал один интеллигентный кореш – царство небесное, его свой же подельничек застрелил – с каждой выпитой полташкой я все больше обрастаю мускулами. А у этого перца что-то быстро они сдулись… Эй, что с тобой? (Человек плачет, безвольно держа в руке лист бумаги) Хватит сопли пускать! В чем дело?... Как тебя там?...
ЧЕЛОВЕК. Сигизмунд.
ВИЗАВИ. Да уж, есть с чего плакать, ха-ха… Шучу, вытрись (дает Человеку носовой
платок, тот утирается, пытается успокоиться, но вновь рыдает) Б***ь, ты можешь сказать, что происходит?! (Человек, молча, протягивает лист бумаги Визави, Визави читает) Нинка, сука, если ты там с мужиком – убью, падла... Ну? И что?
ЧЕЛОВЕК. Ниже…
ВИЗАВИ. Твой Игорёк…
ЧЕЛОВЕК. … Твой Игорёк. Я не могу… (вновь тело Человека сотрясают рыдания).
ВИЗАВИ. Я худею, дорогая редакция…

   ПАУЗА. Визави разливает по стаканам, подвигает один из них к Человеку. Тот не реагирует. Визави чокает оба стакана сам, выпивает свой, затем запрокидывает голову рыдающего Человека вверх, вливает ему в рот коньяк. Человек перестает рыдать, затихает.

ВИЗАВИ. Ну, вот и чудненько!

   Внезапно Человек снова начинает рыдать. Визави вновь наполняет стакан, Человек сам берет его и пытается выпить, но в трясущихся руках в итоге все расплескивает. Пауза. Человек смотрит на Визави. ВИЗАВИ как ребёночка укладывает головой к себе на колени и поит из бутылки. Человек отпивает несколько глотков и обмякает, закрывает глаза, начинает тихонько посапывать.  Визави осторожно укладывает Человека на пол.

ВИЗАВИ. Охренеть…

   Визави не знает, что делать дальше. Замечает  кейс с деньгами, поднимает его, направляется к выходу. Человек во сне по-детски сладко взвизгивает. ВИЗАВИ останавливается, оборачивается. Раздумывает мгновение. Затем снимает с кровати покрывало и бережно укрывает Человека. Человек сворачивается калачиком и обнимает ногу Визави так, что тому не вытащить её. Храпит. Визави, боясь разбудить Человека, аккуратно присаживается рядом, отодвигает гитару, цепляет не нарочно струну. Человек перестает храпеть. Струна затихает – Человек вновь храпит. Берет в руки гитару, проводит по струнам – Человек перестаёт храпеть. Визави играет соло из песни группы «Кино» «Пачка сигарет».

ВИЗАВИ (поет). Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна и не вижу ни одной
знакомой звезды….

                КАРТИНА ВТОРАЯ

   Ночь. Герои спят под одним одеялом. Появляется ЖЕНЩИНА и заботливо подкладывает подушки под головы спящих героев, вновь прибирается в комнате, уходит.
    Утро. ЧЕЛОВЕК и ВИЗАВИ просыпаются. Стонут от похмелья. Синхронно шарят по разные стороны  в поисках чего-нибудь попить. Оба вылезают из-под одеяла и идут в разные концы комнаты абсолютно голые, не видя друг друга. Один из них отыскивает  бутылку с минералкой.  Жадно пьёт. Второй подходит, забирает бутылку, пьёт. Затем пьют по очереди. Долго. Утолив жажду, они, наконец, замечают друг друга.
   ПАУЗА. Оба быстро хватают первую попавшуюся по руки одежду, напяливают на себя. Причём, Человек оказывается в пиджаке, который ему явно велик, а Визави в штанах, которые ему малы. Больше никакой одежды на сцене не оказывается. Герои прячут друг от друга глаза.

ВИЗАВИ (неожиданно). Как омерзительно…  в комнате. Вам не кажется… (ищет слово).
ЧЕЛОВЕК (оглядывает комнату). Сигизмунд… Да… Чисто, до тошноты…А…
ВИЗАВИ. Афиноген… Витальевич (смотрит на часы).  У-у-у! Ну, мне пора.
Дела, так сказать…Время не хрен, стоять не будет. Я и так задержался. Простите, если что не так. Всего доброго! (Пробирается к двери). Был рад знакомству.
ЧЕЛОВЕК (застегивая пуговицы на пиджаке).  Да, я тоже.
ВИЗАВИ. Если что, звоните.
ЧЕЛОВЕК. Да-да, конечно… Ой, деньги же! (несет кейс Визави).
ВИЗАВИ. Ах, да! Спасибо, спасибо…  (забирает кейс).

   Человек протягивает руку. Визави торопливо пожимает её. Чувствуется, что ему очень хочется побыстрей уйти, но человек, не выпуская, трясет признательно его руку.

ЧЕЛОВЕК. Ну, что Вы! Это Вам спасибо! Вы меня, можно сказать, с того света
вытащили. Теперь вы – мой спаситель… Забавно, но, я слышал где-то по восточной философии, что  спаситель становится ответственным за жизнь спасённого.
ВИЗАВИ. Да вы что…
ЧЕЛОВЕК. Да-да! Они становятся, так сказать родственными душами…
ВИЗАВИ. Как замечательно, надо же…
ЧЕЛОВЕК. … и, что примечательно - ближе них никого на свете после этого нет!
Визави резко хватает за грудки Человека. Они стоят «нос к носу» - один в пиджаке, другой в штанах.
ВИЗАВИ. Слышь, клоун, только вякни кому-нибудь про...
ЧЕЛОВЕК. Понял… (Одергивает полы пиджака). Постойте, Вам ведь на работу надо?
Я сейчас, мигом! (Бежит за покрывалом, заматывается в него, снимает пиджак, протягивает его Визави). Вот… Вам нужнее…
ВИЗАВИ. Спасибо… (Надевает пиджак, критично осматривает себя, собирается уходить, но видит Человека, закутанного в покрывало – вид его смешон и жалок).
ЧЕЛОВЕК. До свидания.
ВИЗАВИ. Нет, уж лучше - прощай… (собирается уходить).

   ПАУЗА. Человек берет гитару и наигрывает что-то… это соло композиции «Пачка сигарет» группы «Кино». Визави, уже почти ушедший, останавливается, разворачивается, медленно подходит, садится невдалеке от Человека.

ЧЕЛОВЕК (поет). Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна и не вижу ни одной
знакомой звезды… Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда, обернулся и не смог разглядеть следы…  Но если…
ВИЗАВИ. … если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на
сегодняшний день…
ВМЕСТЕ. … И билет на самолёт с серебристым крылом, что взлетая, оставляет земле
лишь тень…

   Человек играет соло.

ВИЗАВИ (закуривает, меланхолично отгоняет дым). Лишь тень…
ЧЕЛОВЕК. Как омерзительно… Действительно, омерзительно. Вы правы. Чисто, аж до
Рвоты.
ВИЗАВИ. Точно.
ЧЕЛОВЕК. Да! Вы не ощущаете, что здесь как-то душно?
ВИЗАВИ. Не то слово… И тесно.
ЧЕЛОВЕК. Правда?! (Вскакивает). Чувствую, пространство давит. Господи, тошно как!
(Сметает со стола  уложенную ЖЕНЩИНОЙ стопку бумаги)… хм, лучше… Ей Богу, лучше!

   Человек принимается экспрессивно разбрасывать по комнате вещи. Визави включается в это дурачество. Они кидаются подушками, дерутся на них. Наконец, Визави сильно попадает Человеку по голове, тот падает без чувств. Визави наклоняется к Человеку и получает удар подушкой. Герои ещё какое-то время борются, потом, обессилев, опускаются на пол, смеясь.

ЧЕЛОВЕК. Кстати, а как Вы меня нашли?.. Да, ладно, рассказывай…
ВИЗАВИ. … Ну… взял через ментов распечатки звонков с её номера…
ЧЕЛОВЕК. Серьезно подошли к вопросу…
ВИЗАВИ. А то!  Думал по номеру сотового выйти на тебя… И среди номеров, на которые она звонила, оказался один подозрительный… он был оформлен на неё же…
ЧЕЛОВЕК. Да. Она подарила мне телефон.
ВИЗАВИ. И sim-карту… Во дает, красавица, за мое же бабло! … Да ладно, проехали,
денег с тебя не возьму… Так что мне ничего эти поиски не дали бы, если она разок не позвонила тебе на домашний. Хотя, какой он тебе «домашний», когда и дома то у тебя нет… Ты ж здесь снимаешь…
ЧЕЛОВЕК. Да.
ВИЗАВИ. Ну, а дальше пробил адресок через ментов… Вот, смотри (вынимает смятую
бумажку из кармана). Тут всё. Все даты, сколько раз звонила, сколько минут. Всё, так сказать, до копейки.
ЧЕЛОВЕК читает,  сдерживает смех.
ВИЗАВИ. Ты чего ржешь?
ЧЕЛОВЕК. Ничего-ничего.
ВИЗАВИ. Это ты кучеру заливать будешь,  мерин! Что тебя так развеселило?!
ЧЕЛОВЕК (борясь со смехом). Нет-нет! Всё хорошо, почерк красивый, да, все верно…
кроме одной цифры. Это номер не моей квартиры… смысле не квартиры, что я снимаю…  Видно, твои генералы ошиблись или ты номер перепутал…
ВИЗАВИ. Не может быть!
ЧЕЛОВЕК. Точно! Это – соседкин телефон - той, что приходила, помните?
(Передразнивает) «Дайте спать, ироды проклятые!»
ВИЗАВИ. Бабка?!...
ЧЕЛОВЕК. Ну да… Она сдавала комнату какому-то художнику. Постоянно ругалась, что
он кисти в раковине мыл и курил в кухне. Он её терпел, пока один  был. А когда девушку завёл, то уж..
ВИЗАВИ (вскакивает). То что?!
ЧЕЛОВЕК. Да ничего, устали они от неё и съехали. Наверное, с неделю, как… (ВИЗАВИ мечется, затем срывается с места, бежит к двери). Ты куда?
ВИЗАВИ. К бабке…
ЧЕЛОВЕК. Погодите же! Она вряд ли  что-то знает, а и знает, так молчать будет, как Зоя Космодемьянская… (Последние слова ЧЕЛОВЕК кричит в пустоту, т.к. ВИЗАВИ уже убежал).

   Слышен стук в дверь где-то выше.

ГОЛОС СОСЕДКИ. Кто там ещё? Снова покоя нет. Ироды….
ГОЛОС ВИЗАВИ. Бабуленька, ангел мой поднебесный, я к тебе с миром, на два слова…

   ЧЕЛОВЕК с интересом прислушивается, затем, вдруг, морщится от головной боли. Отыскивает заначку коньяка, наливает в стаканчик, пьёт. Морщится. Косится на  кейс. Открывает его. Нерешительно достаёт несколько пачек купюр. Взор его мечтательно устремляется вдаль.

ЧЕЛОВЕК. Нет… Все таки дом лучше деревянный. Из зимней сосны, вылежавшейся… И    
чтоб окорить её вовремя – это обязательно, первое дело!… И чтоб никаких обоев-шмобоев и разных там пластиков! Чтоб все только натуральное… В такой дом заходишь, и пахнет, м-м-м! Печь, само собой, из хорошего кирпича. Туалет с душем, естественно чтоб не во дворе. Живи, да радуйся!... (вздыхает, глядя на деньги).

   Слышен хлопок дверью. Человек быстро убирает деньги, захлопывает кейс, оборачивается. ВИЗАВИ, рассерженный, входит.

ЧЕЛОВЕК. Ну, как? (Наливает ВИЗАВИ).
ВИЗАВИ. Вот, стерва! Я ей, куда твой художник уехал? А она: «Ироды проклятые!
Житья нет! Сорок лет в горячем цеху отпахала!»…
ЧЕЛОВЕК (смеясь). Ага, сам Пётр Первый ей собственноручно грамоту всучал!
ВИЗАВИ. Куда там! Наверняка, ещё Юрий Долгорукий! Пенсионерка всея Руси,
твою мать…(Наливает в конька, пьёт залпом, морщится). У вас что, во всем районе такое одинаковое говно?! (ПАУЗА. Визави будто осеняет) Постой… Так это что получается? У нас… разные бабы?
ЧЕЛОВЕК. … Женщины.
ВИЗАВИ. Ага...

   ПАУЗА. ВИЗАВИ начинает смеяться так заразительно, что и ЧЕЛОВЕК тоже смеётся.
Смеясь, оба обращают внимание на кейс. В смехе ВИЗАВИ появляются нотки истерики. Неожиданно его смех переходит в рыдания. ЧЕЛОВЕК не знает, как реагировать на это.

ВИЗАВИ (сдерживая слезы). Я ж дом продал ради…
ЧЕЛОВЕК. Что?...
ВИЗАВИ (берет в руки кейс). Вот он - весь здесь до последнего бревнышка…
деревенский, что от бабки в наследство остался… Мне, когда телеграмма о похоронах пришла, так я даже не сразу вспомнил, кто такая Прасковья Михайловна… Вечно не до фигни… (Плачет).

   ЧЕЛОВЕК наливает коньяка, протягивает ВИЗАВИ. Тот выпивает.

ВИЗАВИ. Я, конечно, никуда не поехал, и не поинтересовался, кто её хоронит – одна она была…А потом дом-то и продал через агентство… Даже  порог его не переступил в последний раз. Видно боялся… совести…(Забирает бутылку из рук Человека, пьёт прямо из горла)… Так что, нет у меня теперь ни закатов над озером, ни «Восхода с никелированными дугами»… Ни бабы… Да ещё полтора гектара у леса…
ЧЕЛОВЕК. А я даже не продал – ещё хуже. На ваучеры поменял…
ВИЗАВИ. Зачем?...
ЧЕЛОВЕК. В начале девяностых ещё… На ваучеры поменял и дом, и сарайчик, и…
«Ковровец» в придачу. Все говорили, что за них – за бумажки эти… говенные – можно вскоре кучу денег будет выручить… А так квартиру в Москве хотелось…  С тех пор у нас всех рыжих котов в деревне…
ВИЗАВИ … Чубайсами зовут?! (Смеется).
ЧЕЛОВЕК. Да…
ВИЗАВИ. Забавно… Ведь, я как раз кучу бабла и нагрел в начале девяностых на скупке ваучеров – так сказать, первоначальный капитал. Там главное было - знать, куда их после пристроить… Нужных людей из бывших партийцев знать и т.д. и т.п. В общем – быть в теме.
ЧЕЛОВЕК. Быть в теме…
ВИЗАВИ. Естественно. Ты что думаешь, Россию уголовники да рэкетиры разграбили?
Отсос Петрович! Свои же – братья коммунисты – оборотни идейные… Они два гимна Союзу написали, и третий – новой России – не напрягаясь… У них, вообще, все не напрягаясь получается. Дружить с ними, конечно, полезно и… даже забавно..
ЧЕЛОВЕК. Даже забавно… А ничего тебе мой коньяк?
ВИЗАВИ. Не понял…
ЧЕЛОВЕК. Все ты понял! А ну-ка, дай! (Забирает бутылку у ВИЗАВИ). Расселся тут!
Мол, пожалейте меня, мол, дома лишился, мотоцикла с чешским карбюратором, солнца над водичкой… ностальгия мучает, сопли душат… Оборотень!
ВИЗАВИ. Чего-чего?!
ЧЕЛОВЕК. А ничего! Полное ничего! «Пипец» – так у вас модно сейчас говорить?!
Забирай-ка ты своё бабкино наследство и дуй…  четвертый гимн писать… будущей России…

   ПАУЗА.

ВИЗАВИ. Зря ты так… Зря…
Визави берет кейс.
ЧЕЛОВЕК. Пассионарий недобитый…
ВИЗАВИ (оборачивается). Что?

   ВИЗАВИ подходит в плотную к ЧЕЛОВЕКУ, уничтожающим взглядом «сверлит» его.

ЧЕЛОВЕК (пятится). Лицемер…

   Визави сдерживается, чтобы не ударить Человека и тут замечает на столе письмо.

ВИЗАВИ. О, а это что?! 
ЧЕЛОВЕК. Положите на место.
ВИЗАВИ (разворачивает, читает). Так… «Любимая!»
ЧЕЛОВЕК. Как вы смеете?! Отдайте!
ВИЗАВИ. Да ладно, мы ж друзья. Ты обо мне уже почти всё знаешь, а я о тебе ничего
(продолжает читать) «… нет, не просто любимая – родная! М-м-м! Я прощаюсь с тобой…»

   Человек пытается вырвать письмо у ВИЗАВИ, но тот продолжает читать, удерживая Человека на вытянутой руке. Человек смешон в своих попытках отнять письмо.

ЧЕЛОВЕК (закипает). У вас совесть есть?!
ВИЗАВИ. Хм, забавно! «Хочу, чтобы ты знала, ты не виновата…»
ЧЕЛОВЕК (орёт). Замолчите!
ВИЗАВИ. Да-ну! (Передразнивает) «Не винова-а-а-та… Это мой сознательный выбор…»
ЧЕЛОВЕК (почти моля). Перестаньте, прошу вас!…
ВИЗАВИ. «… я больше не хочу принимать подачки, надеюсь, ты будешь счастлива…»
ЧЕЛОВЕК (кричит). А-а-а-а-а!

   Неожиданно ЧЕЛОВЕК бросается на ВИЗАВИ и сильно, как таран, сбивает его с ног, падая вместе с ним.  ПАУЗА. Человек лежит сверху ВИЗАВИ. Оба недвижны. Затем Человек приподнимается.

ЧЕЛОВЕК (растерянно). Простите…. С вами всё в порядке? (испуганно) Вставайте… Вставайте же! Что с вами? (припадает ухом к груди ВИЗАВИ) А… не может быть…. Как же это?! Что ж делать-то, господи?! Что же делать?!

   ЧЕЛОВЕК хватает ковшик со стола, набирает в рот воды, распыляет на лицо ВИЗАВИ. Реакция того – ноль. Сам нервно отпивает из ковшика, в отчаянии мечется по комнате. Подбегает к окну, распахивает его.

ЧЕЛОВЕК (кричит). Помогите! Помогите! Л-ю-ю-д-и! Чёрт, возьми…

   Тишина. Раздаётся смех ВИЗАВИ. Он приподнимается, задыхаясь от смеха.

ВИЗАВИ.  Ишь, чего захотел, наивный… Ну, ничему тебя жизнь не учит…
ЧЕЛОВЕК. Ох, ради бога, простите… а я уже думал, что…
ВИЗАВИ. Что что?... А?
ЧЕЛОВЕК. Ну, что я… вас…
ВИЗАВИ. Убил?
ВИЗАВИ вновь закатывается от смеха. ЧЕЛОВЕК тоже смеётся.
ВИЗАВИ (потирает бок)  О!…  (довольно). А ты, это, молодец! Нормально так…
ЧЕЛОВЕК. Простите ещё раз, ради бога..
ВИЗАВИ. Ну, ведь можешь же, можешь, когда захочешь!
ЧЕЛОВЕК. Я ведь никогда ещё…
ВИЗАВИ. Знаю, знаю… Бить людей нехорошо!  На дворе двадцать первый век. Мы не
варвары, и всё такое…  Толстовец хренов… (закрывает окно)

   ПАУЗА.

ЧЕЛОВЕК. Как Вы сказали?...
ВИЗАВИ. Как? (берёт в руки гитару, проводит по струнам).
ЧЕЛОВЕК.  Вы сказали «Толстовец»…
ВИЗАВИ. Точно.  Хренов.
ЧЕЛОВЕК.  Но… так меня же…
ВИЗАВИ. …в институте дразнили?
ЧЕЛОВЕК. Да… А откуда вы… постойте, мы с вами учились вместе?...
ВИЗАВИ. Вряд ли. Все вы, ботаники, такие….
ЧЕЛОВЕК. … Ваше лицо… оно мне что-то напоминает….

   ПАУЗА

ВИЗАВИ (поёт). Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна и не вижу ни одной знакомой звезды… (ЧЕЛОВЕК удивлённо смотрит на ВИЗАВИ) Я ходил по всем дорогам и туда и сюда, обернулся и не смог разглядеть следы, но если…

   Неожиданно  звонит телефон. ПАУЗА.

ВИЗАВИ. Ну… ответь же… Но, если есть в кармане пачка сигарет…
ЧЕЛОВЕК. А что сказать-то?
ВИЗАВИ (пожимает плечами). … значит всё не так уж плохо на сегодняшний день…
Телефон звонит. ЧЕЛОВЕК нерешительно снимает трубку.
ЧЕЛОВЕК. Да, я вас слушаю… Что, простите?  Поём? Да.  Громко? (оглядывается на
ВИЗАВИ) Хм, что значит, громко?!... Что?... Короче, иди на хер, старая! … Да, а будешь меня донимать, позвоню в миграционную службу и настучу, что у тебя десять таджиков нелегально проживают… И, вообще, ты кто такая? Давай, до свиданья! (кладёт трубку).
ВИЗАВИ (довольно). Что у неё, правда, там десять таджиков живут?
ЧЕЛОВЕК (улыбается). Не знаю. Пусть УФМС разбирается, и её грамоты от Андропова
заодно разглядывает.

   Оба смеются.

ЧЕЛОВЕК (показывает на сигарету). Можно?
ВИЗАВИ. Валяй! (протягивает ЧЕЛОВЕКУ  сигарету, даёт прикурить).

   ЧЕЛОВЕК осторожно затягивается, поначалу кашляет. ВИЗАВИ понимающе улыбается. 
ВИЗАМИ и ЧЕЛОВЕК (поют оба).
 
   Но, если есть в кармане пачка сигарет,
   Значит всё не так уж плохо на сегодняшний день,
   И билет на самолёт с серебристым крылом,
   Что, взлетая, оставляет земле лишь тень…

ВИЗАВИ. Теперь и у меня  такое чувство, что мы знакомы…  Но, откуда?,… 
ЧЕЛОВЕК.  И я уверен, что знал вас…
ВИЗАВИ (наигрывает на гитаре). Тебя.
ЧЕЛОВЕК. Неважно! В общем, знал, но… по какой-то причине забыл…. Кто ты всё-таки?
ВИЗАВИ. А ты?…

   ПАУЗА. ВИЗАВИ предлагает выпить. Чокаются. Пьют. Герои о чем-то эмоционально общаются. Появляется ЖЕНЩИНА. Она садится на авансцене и плетет из ромашек венок.
Визави обнимает Человека.

ВИЗАВИ. Хороший ты мужик…. Слушай, а хочешь, я тебе деньги эти отдам? Серьёзно!
(Ставит кейс на стол) Забирай! Я всё равно с ними как бы уже попрощался.

   ЧЕЛОВЕК неуверенно смотрит на кейс. ВИЗАВИ открывает его. ЧЕЛОВЕК долго смотрит на деньги, захлопывает кейс.

ЧЕЛОВЕК. Не могу…
ВИЗАВИ. Брось! Здесь столько, что ты сможешь вернуть её……
ЧЕЛОВЕК. Вернуть?... Н-е-е…
ВИЗАВИ. Да ладно! Вернётся, вот увидишь! Купишь хату поприличней, барахлишка, туда-сюда... Ты только представь!

   Звучит волшебная музыка - вариация «Пачки сигарет» - очень плавная, медленная, лиричная мелодия, сыгранная на фортепиано.  ЖЕНЩИНА одевает венок из ромашек, гладит по голове одного, потом второго героя. Танцует вокруг них.

ВИЗАВИ. Тихий вечер. Акации в маленьком дворике на Арбате. «Мерс» под окном. Не хочешь «Мерс»?  Пусть «Бэха»,  японец какой-нибудь на худой конец… Лексус, например… Или «Порш Кайен» - вообще хит сезона! Кремлёвские звёзды неподалёку… Накрыт стол. Свечи. Куранты бьют двенадцать... Ты знаешь, что ещё мгновение и… ты уже чувствуешь яд этого тонкого, опьяняющего клевера… или жасмина… неважно… Всё становится неважным…. неважным… Важны сейчас лишь удары часов… Так-так, так-так, так-так.  Ты слышишь желанную полифонию приближающихся каблучков. Эта полифония посерьёзнее баховской. Чёрт возьми, в твоём доме просторный  холл – в нём не мешало бы поставить хорошее фортепиано .… Да-да… ты знаешь… твоё сердце колотится в груди, в шее, в висках, готовое взорвать вены от желания. Ты встаёшь. Нет! Тебя подбрасывает и ставит на ноги, заставляя чуть покачиваться. Всё, ради чего ты жил «до», и всё, благодаря чему собираешься жить дальше – идёт к тебе навстречу…Последний удар курантов и….

   ВИЗАВИ неожиданно как-то сникает, отстраняется.  Музыка смолкает.

ЧЕЛОВЕК (не видя того, что происходит с ВИЗАВИ). Да. Да! Я согласен. Согласен!
Чёрт возьми, я со-гла-сен!!! (Берёт в руки кейс, начинает перебирать пачки денег).  Спасибо! Спасибо! Теперь всё будет хорошо! Хорошо! Господи, наконец-то…

   ВИЗАВИ прикуривает, сидит глядя на горящую спичку. Затем его взгляд падает на кейс с деньгами. ПАУЗА, и… ВИЗАВИ бросает спичку в раскрытый кейс. Деньги вспыхивают. ЖЕНЩИНА начинает расплетать венок и разбрасывать цветы в зал перед авансценой.

ЧЕЛОВЕК (не видя горящих денег, мечтательно). Только я бы хотел не в Москве. Нет,
лучше небольшой домик  где-нибудь на берегу озера. Может быть, под Костромой или Владимиром… Да-да, под Владимиром! Она очень любит цветы, и мы могли бы построить маленькую оранжерею с жасмином, а луг вокруг дома засеяли бы клевером. Представляешь, какой аромат будет на всю округу… (Принюхивается) Что это? (Оборачивается, видит, как горят деньги в кейсе). А!... Что?.... Что это?!  Ты что наделал?! Я ведь… Там… там… она…она… (Бежит в кухню, прибегает с ковшом воды, выливает в кейс. Вынимает чёрные останки денег, разглядывает. Подходит к ВИЗАВИ. Трясёт его за грудки). Сука! Верни! Ты слышишь, верни! Верни… верни… (Бьёт ВИЗАВИ по щёкам, распаляясь).

   ВИЗАВИ не отвечает, по его щекам текут слёзы. ЧЕЛОВЕК бьёт ВИЗАВИ как большую куклу и, наконец, обессилев в своём гневе,  пятится назад.

ЧЕЛОВЕК (орёт). А-а-а!!!

   ЧЕЛОВЕК в отчаянии бросается к столу, взбирается на него, накидывает петлю на шею. ВИЗАВИ  кидается к ЧЕЛОВЕКУ, который бросается со стола вниз. ВИЗАВИ подхватывает его, держит на весу, не давая верёвке задушить его.

ВИЗАВИ. Что ты?... Что ты, дурачок….
ЧЕЛОВЕК. Отпусти меня!
ВИЗАВИ. Перестань… Прошу тебя… Зачем тебе это вранье? Это же все – ложь! Ложь!
ЧЕЛОВЕК (хрипит). Сволочь!
ВИЗАВИ. Ну, прости меня. Прости дурака… Прости… Всё будет хорошо…
ЖЕНЩИНА уходит через зал. Слышен гудок поезда за окном.
ЧЕЛОВЕК (истошно кричит). Не-бу-дет!!!

   За окном неожиданно гремит «Прощание славянки», слышен шум вокзала, стоящего на парах поезда. Оба заворожённо смотрят в окно в положении, когда ВИЗАВИ поддерживает, спасая, висящего в петле ЧЕЛОВЕКА. ДОЛГАЯ ПАУЗА.

ЧЕЛОВЕК. Я думал, сейчас уже про это не поют.
ВИЗАВИ.   Я тоже.
ЧЕЛОВЕК. Ты помнишь свою первую влюблённость?
ВИЗАВИ.   Да… Когда мы с ней познакомились, я часто провожал её домой на
электричке. Помнишь, то время, когда ещё можно было кататься зайцем? Иногда, правда, приходилось бегать из вагона в вагон от контролёров, но… и в этом мы с ней находили что-то забавное… А потом часами сидели около батареи в её парадной и говорили, говорили… Сейчас мне кажется, что всё было сказано тогда…
Было время, когда, опоздав на все автобусы, я шёл с вокзала через весь город   пешком до дома, так как на такси денег не было. Но я был счастлив… Кажется, что это было не с нами…
ЧЕЛОВЕК. … И я помню. Помню, что ей нравились такие как ты. Пассионарии.… Вокруг
неё, вообще, всегда была кучка пассионариев. С текущими слюнями и топорщащимися штанами…. И однажды я сказал ей, что пройдёт время, и она будет жалеть, что не со мной…(смеётся) И знаешь, что она ответила? 
ВИЗАВИ. Знаю.
ЧЕЛОВЕК. Что?
ВИЗАВИ. Она ответила, «знаю».
ЧЕЛОВЕК. … Верно.… Но самое отвратительное то, что я был единственным, кто держал
её за руку. Понимаешь, просто за ру-ку! В то время, как такие как ты …
ВИЗАВИ. Может, слезешь, а?
ЧЕЛОВЕК. Простите…

   ВИЗАВИ ставит ЧЕЛОВЕКА на стол (мелодия «Прощание славянки» и шум вокзала смолкает), разминает затёкшие мышцы.

ЧЕЛОВЕК. Понимаешь, она сама тогда сознательно отказывалась от того, чтобы
заглянуть глубже. Оттого, чтобы увидеть настоящее чувство.
ВИЗАВИ. А ты задумывался хоть раз о том, что её, может быть, тошнило от твоей руки…
ЧЕЛОВЕК. Что?...
ВИЗАВИ. … от которой воняло дешёвой пристойностью. Которая была неправдоподобна
чиста, со слишком ровно подстриженными ногтями… Кем ты себя возомнил? Её спасителем? Или у тебя хер не такой, как у всех?! А? Какой-то особенно интеллигентный, да?! Очень правильной аристократической формы и одухотворённого содержания?! Всё животное, инстинктивное… настоящее… таким как ты в падлу... «Простите, извините…  разрешите Вас трахнуть!».  Так? Ох, забыл, вы ж даже не трахаетесь, вы ж «любовью занимаетесь»… И размножаетесь, ****ь, почкованием!
ЧЕЛОВЕК (почти истерика). Но, она ответила «знаю»!

ВИЗАВИ внезапно начинает душить ЧЕЛОВЕКА его же воротником.

ВИЗАВИ. А что, что она тебе ещё должна была ответить?! Ты ж задушил бы её своими
расспросами. От таких, как ты, спасенья нет! Вы ж не отстанете, пока не убедитесь, что вы у неё второй. Ха-ха! И после полутора минутного траха вы будете полночи канючить о том, было ли ей хорошо… Милая, я хорошо это сделал? Дорогая, у тебя так в первый раз?  Ты кончила вместе со мной? Тьфу! … Да она всё, что угодно скажет, только бы ты заткнулся!

  ВИЗАВИ отпускает ЧЕЛОВЕКА, умывает разгорячённое лицо из ковшика. ЧЕЛОВЕК падает,  откашливается. ПАУЗА. ВИЗАВИ подаёт ковш ЧЕЛОВЕКУ. Тот жадно пьёт. ВИЗАВИ открывает окно. Тяжело дышит.

ВИЗАВИ. Извини…
ЧЕЛОВЕК. … Ничего. Всё нормально (Подходит к окну, с наслаждением дышит. Пауза) Спасибо… Всё верно, я клянчу подачки до сих пор…(берёт в руки своё письмо) Хм… Господи, две страницы мелко исписанной чуши… Клоун… В каждой строчке, в каждом слове - ложь… И стыд… Стыд… Говорят, бумага всё стерпит. А вот мне кажется, что эти листы покраснели. Им жарко. Нестерпимо жарко. Они горят в руках! (Отбрасывает листы). И ведь, я даже не ей пишу…
ВИЗАВИ (самоуничтожающе). Себе…
ЧЕЛОВЕК. …Да. И не могу признаться  в этом.
ВИЗАВИ. Мы все пишем самим себе… (Пауза) Я спросил её, могу ли я вернуть тебя? И знаешь, что она ответила?
ЧЕЛОВЕК. Знаю. (Пауза) Она ответила, «да, знаю».
ВИЗАВИ (утвердительно кивает).… Но, не подсказала «как»… Шло время, а я мучился
вопросом, что я должен сделать, чтобы вернуть её. Это стало навязчивой идеей, лабиринтом – который мне не преодолеть… без её нити… (Встаёт, подходит к горелому кейсу, зацепляет ворох почерневших остатков купюр) Это всё, на что я оказался способен…

   Человек поднимается на стол, берет в руки веревку. Утвердительно кивает сам себе.

ЧЕЛОВЕК. Да. Это – все… Она дала мне нить Ариадны. И что я из неё сделал?...

   Звонит телефон. Оба героя садятся на край стола у аппарата и какое-то время завороженно смотрят на него. Видно, что происходит мощная внутренняя борьба. Телефон настойчиво звонит. Наконец, Человек снимает трубку и кладет её рядом на стол.

ЧЕЛОВЕК (робко). Да, я слушаю…
ВИЗАВИ. Привет…
ЧЕЛОВЕК. Спасибо…
ВИЗАВИ. Да, все нормально…
ЧЕЛОВЕК. Приезжаешь?
ВИЗАВИ. Когда?
Оба героя вскакивают.
ЧЕЛОВЕК. Во сколько поезд?
ВИЗАВИ. Встретить?

   Герои встают. Расходятся в разные стороны, каждый что-то напряженно обдумывая. Сходятся, будто молча прося друг у друга совета. Вновь расходятся. Сидят в разных концах авансцены. Звучит тревожная ритмичная музыка.

ЧЕЛОВЕК (кричит). Ты знаешь, я очень благодарен тебе за то, что ты была...
ВИЗАВИ (кричит). И ещё больше за то, что уехала…
ЧЕЛОВЕК (кричит). Теперь в зеркалах я вижу своё отражение, своё, понимаешь?.… 
ВИЗАВИ (кричит). Давай же, не будем реанимировать трупы.…
ЧЕЛОВЕК (кричит). Хотя я теперь в силах оплатить тебе такси. Ключи оставлю у
соседки… Да, у этой сумасшедшей.
ЧЕЛОВЕК (кричит). Прощай…
ВИЗАВИ (кричит). Прощай…
ГОЛОС СОСЕДКИ. Ироды!!! Ну, дайте же, наконец, поспать!!!
ВИЗАВИ и ЧЕЛОВЕК. А не хер спать днем!

   Музыка смолкает.

                Картина третья

   Вечер. Визави и Человек бодрые, уже одетые по-дорожному с чемоданами снимают велосипед со стены, прилаживают зеркала.

ВИЗАВИ. Куда ты теперь?
ЧЕЛОВЕК. А есть разница?
ВИЗАВИ. В общем, нет. Как доберёшься, позвони.
ЧЕЛОВЕК. Зачем?
ВИЗАВИ. Ну…
ЧЕЛОВЕК. Волноваться удумал? Всё будет в порядке… На самом деле, спасибо…
ВИЗАВИ. Да ладно, что там… (закуривает)
ЧЕЛОВЕК. Ты слышал, теперь в общественных местах курить запрещено, и реклама сигарет тоже… Дай-ка тяпнуть.

   У Визави последняя сигарета, и они курят, передавая её друг другу. Появляется ЖЕНЩИНА. Она снова – в третий раз – прибирается на сцене, попутно находя мужскую одежду, в которую она постепенно одевается.

ВИЗАВИ. А я вот брошу… Что, не веришь?
ЧЕЛОВЕК. Ой… не смеши мои подтяжки!
ВИЗАВИ. Да век контрольного пакета акций не видать - это последняя!
ЧЕЛОВЕК. Последняя – у попа жена…
ВИЗАВИ. Быстро учишься!
ЧЕЛОВЕК. А что, есть иные варианты? Ладно, уже пора…
ВИЗАВИ. Присядем на дорожку.
Садятся на чемоданы.
ВИЗАВИ (оглядывается). Хм... знаешь, как-то грустно даже уходить отсюда…
ЧЕЛОВЕК. Ты тоже быстро учишься.
ВИЗАВИ. А есть варианты?.. И все-таки мы о чем-то не договорили…
ЖЕНЩИНА садится между Человеком и Визави. Оба удивленно рассматривают её.
ЧЕЛОВЕК. Здравствуйте…
ЖЕНЩИНА кивком здоровается.
ВИЗАВИ (шепотом). Кто это? (Человек пожимает плечами) Значит, в нашем полку
прибыло. Держи.
Визави передаёт ЖЕНЩИНЕ сигарету, и все трое курят по очереди, предавая её.
ЧЕЛОВЕК. Простите, а Вы здесь тоже когда-то жили?
 
   ЖЕНЩИНА неопределённо пожимает плечами.

ЧЕЛОВЕК. (Визави, шепотом) Тебе не кажется его лицо очень знакомым?
ВИЗАВИ. Нет. (Шепотом Человеку) И, по-моему, он с приветом….
ЖЕНЩИНА улыбается.
ВИЗАВИ (Женщине). Привет, говорю!
ЖЕНЩИНА улыбаясь, снова здоровается кивком головы.
ЧЕЛОВЕК. Простите ещё раз, мы с Вами точно нигде не встречались?... Может быть, Вы снимали эту квартиру до меня?
ВИЗАВИ. И вы тоже здесь чуть было не повесились?… Простите… (Человеку шепотом)
Слушай, это случайно не тот художник, что у ударницы труда комнату снимал?
ЧЕЛОВЕК (приглядывается). Похож… Только тот как-то более женственен был что ли…
Нет, точно не он.
ВИЗАВИ (Женщине). Друг, а ты слышал, мол, старина Фрейд не смог ответить на один
единственный вопрос….Знаешь какой?...«Чего хочет женщина».
ЖЕНЩИНА докуривает сигарету, гасит окурок о каблук.
ЧЕЛОВЕК. Ну, что ты пристал к человеку, у него и без нас хлопот, я уверен!
ВИЗАВИ. Да, простите…Нам пора. Давай подброшу до вокзала. (Женщине) Бывай,
старик!
ЧЕЛОВЕК. Всего доброго! Желаю Вам найти своё счастье. (Отдает ключи от квартиры)
Здесь по утрам иногда бывает прохладно,  так что советую прикупить хороший плед. Хотя… где сейчас делают хорошие пледы…

   Герои прилаживают зеркала, садятся на велосипед.

ЧЕЛОВЕК. Ты зеркала настроил?
ВИЗАВИ. Не переживай, теперь там будут только нужные отражения (смеется).
ЧЕЛОВЕК. Тогда, я готов. Поехали… Постой, зачем нам теперь этот велосипед. Мне
кажется, он должен принадлежать этой квартире, он – часть её..
ВИЗАВИ. Верно, в новой жизни нет места артефактам прошлого... (Женщине) Ей, чувак! Велик не нужен? Бери, бери, пригодится!

   Герои отдают велосипед ЖЕНЩИНЕ, прощаются и уходят в разные стороны.  ЖЕНЩИНА остается одна. Звучит мелодия «Пачки сигарет».

ЖЕНЩИНА (поет). Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна и не вижу не одной
знакомой звезды…
                ЗАНАВЕС