Тюленев печатать раньше чем ходить - против Домана

Павел Тюленев
Если родители используют западные методики,
то их дети будут работать на западные армии
(Основной закон системы образования и педагогики)

     Известно высказывание Бисмарка о том, что войны выигрывают школьные учителя – на Западе давно известно, что педагогика является одним из главных средств завоевания народов.
     Войны начинаются только тогда, когда оккупантам не удаётся мирным путём захватить и перестроить под себя систему воспитания или систему образования.
     Покорённым народам навязываются фальсифицированные заповеди: "подставь вторую щеку", "отдай последнее", "не судись", "блаженны нищие" и т.п., которых нет и никогда не было в оригиналах священных книг. Над подобными "оккупационными заповедями" и их толкованиями,  специально придуманными для интеллектуально порабощаемых народов, смеются все свободные народы, тем не менее, официальные служители не спешат возвращаться к первоисточникам.
     В системах образования порабощенным странам навязываются такие методы обучения, такие "стандарты" и учебники от начальной школы до вузов, которые гарантируют постоянное отставание от стран-оккупантов. Между тем, факты доказывают, что систему образования для развалившегося впоследствии СССР после 1917 года готовили и навязывали представители ... конкурентов из-за океана. Это были граждане США, которые были направлены с целью захватить власть в России в марте 197 года на пароходе "Христиан Фьорд". Таким образом, "наша" система образования - вовсе не наша, не отечественная, а тщательно спроектированная и замаскированная иностранными гражданками система интеллектуального сдерживания России. Но насколько она опасна и каковы её разрушительные последствия этих "иностранных методик" образования?
     Между тем, мною ответ на этот вопрос был найден в 2006 году, когда очередные раночитающие дети, родители которых использовали некоторые рекомендации "системы МИР ребенка", в России получили до 17-ти лет по четыре(!) диплома о высшем образовании. На основании анализа содержания и дидактики, методов обучения иудейской и мусульманской педагогики, я обнаружил, что традиционная система образования искусственно обеспечивает отставание россиян на 17 лет в области освоения гуманитарных дисциплин и управления. В области технических наук отставание значительно меньше и составляет около 7 лет. Эти оценки, собственно, объясняют, почему самая богатая ресурсами страна управляется в десятки раз хуже, чем самые бедные ресурсами страна - Япония, Сингапур и другие... 
     В России в 2000-е годы эту политику за кредиты МВФ инициирует и проталкивает так называемая "Высшая школа экономики", которая финансируется также Управлением делами Администрации Президента - см. "Серые кардиналы образования", 2011 г., апрель. Одной из таких, сдерживающих развитие методик, является и методика Домана, отрицающая саму возможность освоения ребенком букв до 6-ти лет, книги по которой вдруг хлынули в Россию в 1996 году - сразу же после появления во много раз более эффективной системы образования на базе российской методики "Читать и печатать - раньше, чем - ходить" (1995 - 1996 г.) - www.rebenokh1.narod.ru/videoread1.htm .
     Уместно задать вопрос: если дети в России уже умели читать, раньше, чем ходить, то кому понадобилось издавать гигантскими тиражами книги, в каждой из которых американский автор (Глен Доман) категорически отрицает любую способность ребенка освоить буквы ... до 6-ти лет? Правда, он предлагает запоминание бесчисленного количества целых слов - словно это иероглифы - называть чтением.
     Анализ почти всех военных завоеваний показывает, что они завершаются полной перестройкой системы образования той страны, которая была захвачена в результате "революции" или "перестройки". То есть, военные, дипломатические, экономические, "культурные" и информационные победы всегда завершаются интеллектуальной оккупацией. Как это делается? В первую очередь в завоёванных странах снижается уровень стандартов обучения, сокращается количество предметов в школе и так далее - известны директивы по данному вопросу А. Гитлера направлявшиеся властям на оккупированных территориях - www.mirrf.narod.ru/artkvrverahaost.htm .
     Но самые сокрушительные удары наносятся путём навязывания такой дошкольной и школьной педагогики, которая чрезвычайно неэффективна и занимает у населения в три - пять раз больше времени, ведёт к демографической катастрофе, губит способности и таланты и навсегда отбивает у большинства желание учиться, отнимает здоровье у подрастающего поколения.
Как доказали великие педагоги-новаторы Б.П. Никитин, В.Ф. Шаталов ещё к 1970 году.
     Однако лучшие мировые достижения в научной педагогике принадлежат России, и это было достигнуто ещё в те времена, когда "русские программы образования были самыми сложными в мире":
     "Начальная школа - в три раза быстрее и к возрасту 7-8 лет" (1966 г., Б.П. и Л.А Никитины);
     "Детство без болезней"(1970 г., Б.П. Никитин, Л.А. Никитина);
     "Средняя школа в три раза быстрее"(1971 г., В.Ф. Шаталов) ;
     "Школы без отстающих" (1971 г., В.Ф. Шаталов);
     "Читать, считать, знать ноты ... - раньше, чем ходить" (1988 г. П.В. Тюленев);
     "Средняя школа - 8 - 9 лет";
     "Первое высшее образование - до 12 - 14 лет";
     "Четыре высших образования - до 17-ти лет" (2006 г., П.В. Тюленев и др.);

     Не менее выдающимися были результаты родителей и педагогов России в прошлые столетия:
"Три высших образования в МГУ - до 17-ти лет" (1813 г., А.С. Грибоедов).

     Итак, родителям необходимо иметь в виду, что лучшие методики развития и обучения детей в России замалчиваются и подменяются иностранными. Зачем, если все наиболее важные результаты, можно сказать, рекорды раннего развития установлены в России? 
     Сегодня, благодаря Интернет с этими результатами, а также с методами может познакомиться каждый - они на много лет опередили американских, японских и других зарубежных авторов. В этом родители сами убедятся, пообщавшись на форумах с теми, кто уже многое применил на практике и теми, кто против одаренности детей:  www.rebenokh1.narod.ru/rebenokforum1.htm .
     Поэтому начинать имеет смысл с лучшего: с российских методов раннего развития и воспитания, тем более, что они даются в сравнении с другими методиками, помня, что в сроках начала  обучения, в гуманитарном развитии российские специалисты отстают на 17 лет, а в техническом - на 7 лет.
     Так что при ближайшем рассмотрении, нерационально тратить время на освоение многих устаревших программ, например,  Г. Домана и некоторых других авторов.

     Например, лидер американской новаторской педагогики Глен Доман (США) исходит из того, что ребенок только к шести - семи годам способен усвоить, что такое буква "А". Более подробно эти взгляды и программы анализируются, приводятся, цитируются на странице "Замечания и предупреждения по использованию программ Глена Домана -  www.rebenokh1.narod.ru/dmnanal01.htm .

Раннее развитие ребенка и образование

1. Некоторые сведения для родителей о ситуации на рынке образовательных услуг

А. Две конкурирующие группы педагогов в образовании: консерваторы и новаторы. 
     Образование наших детей - область, требования и правила игры в которой пока что придумывают и сами же их выполняют педагоги.
     Это, наверное, единственная область, где покупатели услуг, то есть мы с вами, родители не имеют права голоса. Правда, оговоримся -  следует также вспомнить и о здравоохранении, где пациенты остаются тоже бесправными, во всяком случае, "пока что" и в России.
      В самом лагере продавцов образовательных услуг, то есть, в сообществе педагогов имеются диаметрально противоположные течения. Одни педагоги стремятся увеличить затраты, другие, наоборот, стремятся их уменьшить.
      Таким образом, педагоги делятся на прогрессивных, повышающих эффективность педагогических методов  и традиционных, или регрессивных, отрицающими возможность прогресс, понятие эффективности в педагогике как науке и в образовании как прикладной отрасли.
     Рассмотрим более подробно эти два антагонистических класса в сообществе педагогов.

     Традиционные или "консервативные" педагоги с давних времен удерживают власть в системах образования многих стран. Со времен Я. Коменского они отказались перейти на новые, прогрессивные методы. "Набивая себе цену", они  стремятся усложнить преподавание и выбить побольше средств и одновременно взять на себя поменьше обязательств. Именно для этой целью создаются педагогические академии, которые не имеют ничего общего с настоящими науками о человеке. 
     Эти, "традиционные педагоги" стараются внушить нам, что методы педагогики существенно не изменились с 17-го века, "так как природа человека неизменна", и упорно применяя свои устаревшие несколько столетий назад, "традиционные"  методы обучения и "дидактики" пытаются  доказать (этими своими методами), что происходит "дебилизация" населения, что детей нужно обучать по программе средней школы в течение 12 лет, с возраста от 7 до 19-ти лет.
     Технологические революции 17-го века так и не затронули наиболее реакционную и отсталую область "педагогику", никакие научные, новые методические открытия не проникли в нее со времен Я.А. Коменского, хотя он впервые призвал к этому. 
     С тех пор, почти всё "традиционное" педагогическое сообщество стремится внушить обществу: "век живи - век учись". С целью безраздельного контроля над обществом они сохраняют "двойку", как главный аргумент и средство подавления личности ребенка и гражданина. Не счесть фактов, когда учителя сплошь и рядом сознательно не объясняют важные разделы уроков, и дети в массовом порядке получают двойки, травмируя психику на всю жизнь.
     Большинство людей так и не избавляется от суеверного страха, внушенного учителями - мучителями в школьные годы. Поэтому граждане до сих пор безропотно отдают традиционным педагогам, которые захватили наши школы, своих детей, зная заранее, что почти 80 - 90 детишек из ста закончат школу больными, только  3 - 4  ребенка окажутся, по их милости отличниками ... Большинство же детей, окончат школу с комплексами.
     Они, с такой радостью и надеждами поступивших десять лет назад в школу, закончат ее со скрытыми обидами, во многом подавленные не всегда справедливыми оценками, с аттестатами неспособности ко многим вещам, не получив за десять - одиннадцать лет упорной учебы никакой специальности, чтобы пополнить ряды безработных или снова начинать ... учится. Нужно ли вам это? Но при этом ваши дети - выпускники и вы вместе с ними должны будут радостно изображать чувство глубокой признательности учителям.
     Прогрессивные педагоги наоборот, считают, что педагогика развивается так же стремительно, как и другие науки. Эти педагоги, беспокоя спящее царство "консервативной педагогики" доказали, что почти все дети обладают изначально способностями, которые можно считать гениальными. Исключение составляют только дети с особыми, относительно редкими глубинными органическими нарушениями.
     И в России, и в других странах эта часть честно мыслящего педагогического сообщества выступает, например, за  переход к новым, игровым методам обучения, позволяющим полностью раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал детей. Новаторская педагогика считает, что двойка - это оценка, полученная не учеником, а педагогом, профессионалом, не справившимся со своими обязанностями...
     Но будьте всегда готовы к тому, что большинство педагогов являются не прогрессивными, а, если можно так сказать, регрессивными - "традиционными", они будут убеждать вас не заниматься ранним обучением с малышом, что это вредно и т.д. и т.п., в то время как ваши конкуренты занимаются согласно библейским требованиям и религиозным обрядам, не только с самого рождения, но и с самого зачатия. 
     Феномен этого корпоративного обмана населения России еще ждет своих исследователей, своего Караулова. Будьте снисходительны, но тверды по отношению к ним: часть из них действует, действительно, по святому  "неведению", поскольку так их учат во многих педагогических вузах. 

     Другой пропагандируемый сейчас, через 100 лет, лидер зарубежной педагогики, Мария  Монтессори считает, что ребенок до 3-х лет не поддаётся никакому педагогическому воздействию, тогда как в России дети к этому возрасту проходят программу трех классов. Что еще можно ожидать от этих устаревших рекомендаций по сравнению с российскими методиками? Множество других несуразностей и ошибок м рассматриваем в рекомендуемых родителям материалах РК МИР-2. Товар этот импортный, надо сказать, местами весьма устарел по сравнению с некоторыми методиками, имеющимися в России. Но, к сожалению, об этом многие родители не знают. 
     Примечание. Методики Монтессори (100 лет) и Домана (50 лет). Это, примерно, то же, что, наверное, и "окорочка Буша", которые, по некоторым данным были заготовлены на случай войны едва ли не в то же время - в  сороковых - пятидесятых  годах. Покупая эти "окорочка" россияне не только подорвали  отечественное, натуральное и качественное птицеводство, получили аллергию и диатезы в масштабах национального бедствия. Об аналогичных последствиях для раннего развития у нас в стране можно поговорить с теми, кто уже пытался заниматься по этим программам.
     С другой стороны, можно всячески поддерживать  энтузиазм и правильные выводы школы Г. Домана по необходимости раннего развития. Нужно подчеркнуть высокое моральное значение этих работ для всех родителей, а также оригинальность, особый научный стиль "врачебного подхода" к педагогическим проблемам. В этом смысле книги Г. Домана представляют уникальное явление, и дают огромную фору трудам всем нашим "известным центрам дошкольного образования", стиль изложения и мировоззрение которых явно остаются до сих пор на "донаучном", спекулятивном этапе развития педагогики.  Для окончательного избавления от трудов этих архаических центров и бесплодных рекомендаций программ типа "Истоки", "Радуга" и др.  книги Г. Домана как нельзя подходят.   
В. Почти сто лет прошло с того времени, как стали известны методы М. Монтессори. Те педагоги, которые делают ставку на эти устаревшие методы, напоминают машинистов, выкатывающих из запасных депо старые паровозы.
      Одновременно эти педагоги, увы - не смотрят в будущее: так или иначе, пересаживая родителей на "паровоз", они подрывают экономику российского воспитания и образования: хотите ли Вы этого для своих детей? Однако, методы М. Монтессори - лишний повод еще раз напомнить педагогам о необходимости особого подхода к ребенку. Можно даже сказать, что М. Монтессори впервые в мире  реализовала именно научный подход к ребенку, на уровне тех знаний, которые ей были доступны.  Поэтому ее подход неизмеримо выше, чем умозрительные построения наших отечественных традиционных педагогов - дошкольников.
Г. Жизнь наказывает тех родителей, которые нарушают божественные заповеди.
      Любая поддержка работы по созданию "родительской педагогики" возвращается вам в семью сторицей - только благодаря этой поддержке продолжаются работы по системе МИР. Известно, что вот уже несколько столетий "традиционные педагоги" подавляют и преследуют все новое, что создается в прогрессивной педагогике. Все новое и эффективное возникает только в результате обратной связи, получении вопросов, предложений и пожеланий от родителей.
      И наоборот, без родительской поддержки невозможно своевременно найти решения проблем и подготовить материалы. 
Познакомьтесь с материалом: "Что нужно знать родителям о раннем развитии, воспитании и образовании детей?"

2. Предупреждения по использованию методов раннего развития
С чем, с какими трудностями и неожиданностями  встретятся родители, желающие развивать способности ребенка?
Итак, будем считать, что у вас в семье главные  внутренние проблемы решены, родители - единомышленники готовы сделать все, чтобы их ребенок получил наилучшие условия для развития. И тут перед ними возникают совсем другие проблемы, вызванные несовершенством многих распространенных рекомендаций. Вы должны быть предупреждены, что часто у многих родителей через несколько месяцев, а то и недель, опускаются руки, и прежде всего по следующим причинам:
а) потому, что не хватает ни времени для занятий, ни средств ...
б) сложность методик и рекомендаций
г) некоторые досадные ошибки, которые стали очевидными вследствие новых научных данных физиологии и экспериментальной психологии
Немало проблем для оптимального развития и образования ребенка создают устаревшие, содержащие очевидные ошибки, методики и программы известных педагогов, врачей и воспитателей. Часто именно это приводит к высокой трудоемкости многих методик. С такими проблемами разобраться легче всего, потому что накоплен как положительный, так и отрицательный опыт многих родителей. Чтобы вы не повторяли чужих ошибок, не экспериментировали зря со своим ребенком, я буду постепенно рассказывать здесь и о том, что можно делать, что делать не стоит, и о том, что делать категорически нельзя.
Но главное - вам необходимо познакомиться с суммой наиболее выдающихся открытий в педагогике и психологии раннего развития, без которых и думать нечего о методах раннего развития. Просмотрев раздел "Новаторы" (Я. Коменский, А. Макаренко, В. Сухомлинский, Б. Никитин, В. Шаталов, Г. Доман, М. Ибука, Н. Зайцев, Ю. Азаров, и др.) возвращайтесь сюда, чтобы предостеречь себя и своих родных  от возможных ошибок. 
Содержание
материалов, поставляемых официальным пользователям системы МИР
1. Замечания и предупреждения по использованию программ Г. Домана
Таблица различий между системой МИР и методами Г. Домана
Требования к занятиям
Требования к размеру и количеству карточек
Нужно ли предъявлять карточки с точками и сколько?
Нужно ли применять карточки со словами и сколько?
Нужно ли обучать раннему ползанию и когда?
Нужно ли приучать к раннему хождению и когда?
Нужны ли "программы энциклопедических знаний"?

2. Особенности использования технологий Н.А. Зайцева
достоинства и недостатки методики обучения по кубикам
Достоинства и недостатки применения таблиц для обучения математике
Достоинства и недостатки обучения русскому языку по таблицам

3. Использование "Никитинской педагогики"
Основные составные части Никитинской педагогики

4. Программы последователей М. Монтессори

Замечания и предупреждения по использованию программ Глена Домана
Содержание
     1. Одна из принципиальных ошибок, которая разваливает все программы Американского института человеческого потенциала: Глен Доман активно выступает против обучения чтению по буквам и учит не чтению, а простому запоминанию сразу целых слов "которые более понятны ребенку двух лет, чем буквы". См. например, в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996. - стр. 345. Затем следует "обучение чтению" путем запоминания ... целых выражений и страниц(!).
     По убеждению Домана, только много позже, "самые способные дети могут понять, что такое буква к 6 годам".
     Далее чтение книг Домана почти приводит в шок. Можно понять возмущение педагогов 60-х годов: какое уж тут обучение чтению, какая "методика", когда ребенка по 14 раз на дню натаскивают на бессмысленное запоминание слов и текстов!
     Совершенно иначе решает эту проблему Павел Тюленев, стремясь до минимума сократить затраты времени родителей и педагогов. Он обучает чтению уже к возрасту до 1 года:  от букв к слогам, словам и выражениям. При этом не остается ни тени сомнений в эффективности русской методики: ребенок еще до года составляет слова или печатает их на пишущей машинке или компьютере. Уже в прошлом, XX веке П.В. Тюленев неоднократно показывал таких малышей в прямом эфире, почти по всем телеканалам.
Вот факты и ссылки:
Главная аксиома (догмат) педагогических представлений Г. Домана: отрицание возможности научить ребенка читать по буквам до 6 - 7 лет. Вот взгляды Домана на обучение чтению в собственном смысле этого слова:
"Ничто не может быть более абстрактным для двухлетнего ребенка, чем буква "А". Лишь благодаря своей одаренности дети когда-нибудь смогут выучить эту букву."
Вот что собственноручно пишет Глен Доман в книге "Гармоничное развитие ребенка, М. 1996 году, на странице 345 и в других книгах:
"Несколько слов по поводу алфавита. Почему мы не начинаем процесс обучения именно с него? Ответ на этот вопрос очень важен. Основной догмат любого обучения состоит в том, что начинать надо с известного и конкретного, потом переходить к новому и неизвестному и лишь затем к абстрактному."
Здесь Доман путает малышей, не видевших мир, и взрослых и старших детей, которым известно, что такое ОБЩЕЕ и ЧАСТНОЕ. Очевидно, что Глен Доман здесь исходит из того, что для объяснения младенцу буквы "А", ему нужно показать ему Арбуз или Автомобиль. Так Глена Домана учили в родной школе и он ссылается на догматы родимых педагогов. Но Арбуза новорожденный еще не видел. Это ставит Домана в неразрешимый тупик, выход из которого для него и его последователей только один: отказ от букв и отступление к простому запоминанию тысяч новых слов и многих страниц текста. Эти представления Глена Домана считаются весьма устаревшими.
     Например, Павел Тюленев, автор публикаций "Читать - раньше, чем ходить", "Начальное образование - до 4-5 лет", "Как ускорить интеллектуальное развитие детей", " (1992, 1995, 1996 г.) утверждает, что согласно новым научным данным, ребенок вполне осваивает буквы уже в три месяца, а в возрасте от 6 месяцев до 1 года  вполне может справиться с чтением новых слов по-настоящему, по буквам и слогам.
2. Глен Доман обучает числам в форме запоминания множеств точек на карточках. Для реализации этого подхода Доман предлагает изготовить от нескольких сотен до нескольких тысяч карточек формата А4 или А3 с изображениями нужного числа точек. В противоположность этому подходу, Павел Тюленев учит числам как математическим операциям в возрасте до одного года. Обучение осуществляется во много раз проще, без каких либо дорогостоящих пособий. Например, путем использования "операции хватания" (начиная примерно с 2-х месяцев), первой осознаваемой и управляемой операции ("Пальцематика", "Котоматика"). В разделе "Результаты" вы можете убедиться, что методика Тюленева даем неизмеримо более лучшие результаты: уже к двум годам ребенок осваивает ряд в объеме нескольких сотен и может самостоятельно (1988 г.) напечатать его на пишущей машинке или компьютере. 
3. Как возникла система программ Г. Домана
4. Как соотносятся методы Г. Домана с отечественными рекомендациями?
5. Почему не годятся карточки Глена Домана?
- Показ карточек очень полезен, но предлагаемые Гленом Доманом карточки излишне велики и неудобны, требуют больших затрат времени родителей или специально обученного воспитателя - няни.

6. Когда вредны рекомендации по физическому развитию по Доману?
- упражнения Гленна Домана и рекомендации по физическому развитию всегда полезны, но они не должны отнимать время от интеллектуального развития. В этом мы принципиально также отличаемся и расходимся: до системы МИР  человечество только этим и занималось, то есть, в основном, физическим развитием. 
7. Почему для многих родителей, в конце концов,  оказываются неприемлемы демонстрации карточек по Доману?
- демонстрации карточек нужны, но они должны быть подготовлены вовсе не по Доману, так как в этом случае они потребуют большего количество времени, а по нашей методике показа, которая оказалась более эффективной. Вы можете судить по результатам сами.
8. Разве не очевиден вред от показа Гленном Доманом большого количества целых слов?
- я называю это "кормлением ватой" по Доману. По системе МИР дети вполне начинают складывать слова из букв к исполнению года. Что сложить пирамидку, что слово из букв - операции изоморфные, большого отличия между ними нет ...

9. Нет ничего безумнее и вреднее для развития творческих математических способностей показывать бесчисленные сочетания точек "по Доману"?
- Я думаю, что это очевидно: показ сочетаний точек - карточек по - Доману полезен при небольшом количестве таких карточек ...
10. Вред и польза от систематических занятий с ребенком по - Доману?
- требуют много времени;
- при неумелом проведении занятий ребенок может отказаться от них;.
- отучают от самостоятельного развития.
11. Некоторые модификации и усовершенствования методик Г. Домана: С. Лупан, Е. Данилова и другие.
 1. Общая характеристика
1. Как возникла система программ Глена Домана?
      Знать историю возникновения того или иного метода бывает очень полезно, чтобы вовремя внести корректировки, поскольку некоторые элементы могут быть просто изначально неосуществимы в условиях вашей, реальной семьи. Происхождение программ Г. Домана - напоминание о том, что не всегда методика, рассчитанная на исполнение целым штатом врачей, медсестер и нянечек, может быть осуществима в домашних условиях.
     В результате клинической практики в травматологическом отделении детской больнице, демобилизованный фронтовик Второй мировой войны,  американский врач Г. Доман обнаружил, что если с малышами начинать заниматься в раннем возрасте, с полутора - двух лет, то они могут показать феноменальные результаты интеллектуального развития, в частности, начинают рано демонстрировать элементы чтения. Особенно поразило американского врача и то, что это относится и к детям с черепно-мозговыми травмами, казалось бы, с безнадежным диагнозом. Однако, серьезные достижения, все таки, относятся к детям, головной мозг которых существенно не пострадал. 
      В результате многолетних эмпирических поисков, разработки программ реабилитации таких больных, обобщений, Г. Доман окончательно убедился в полной несостоятельности воззрений представителей традиционной педагогики на младший дошкольный возраст. В результате, он основал частный "институт по исследованию и реализации человеческого потенциала", число сторонников и последователей в США быстро растет.
Я познакомился с работами Г. Домана, как и почти все родители и педагоги России в начале 1996 года. К тому времени мною были опубликованы следующие работы: "Мощный интеллект - вашему ребенку" (1992 г. ), "Начальное образование - до 4 - 5 лет" (1992 г.), проект Развивая детей - развиваем Россию", книга "Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка?", 1995 г., сдана в печать и издательство "Знание" книга "Читать - раньше, чем ходить".  Естественно, что лучше всего дать программы института Г. Домана в сравнении с системой МИР, так как можно сравнить практические результаты развития детей. 
      Но после внимательного рассмотрения, программы Домана  оказались собранием множества устаревших и часто ошибочных методов и приемов, которые в принципе не позволяют достичь уже привычных для нас результатов.
      Использование программ Домана, несмотря на огромную трудоемкость, прекрасные цели ни при каких условиях не позволят достичь результатов, которые дает уже реализованная и проверенная к тому времени "система МИР". Интерес у меня к ним сразу пропал. Так, Глен Доман утверждает, что "лишь самые одаренные дети смогут к школе понять, что такое буква", в то время, как у родителей, занимающихся по моей методике, дети еще до года не только знают все буквы и цифры, но и читают и пишут, то есть, составляют слова. Хотя эти методы представляют огромный прогресс по сравнению с традиционными, но это далеко не оптимальные методы развития и обучения детей. Конечно, с исторической точки зрения эти работы имеют непреходящую ценность.
2. Как соотносятся методы Г. Домана с отечественными рекомендациями?
      По уровню результатов, из имеющихся в литературе материалов эти рекомендации Г. Домана, вместе с достижениями Б.П. Никитина - наиболее близкие к системе МИР. Если традиционные подходы к уходу за ребенком приводят к отставанию, например, начала чтения примерно на 5-6 лет по сравнению с нашими методами, то в программах Г. Домана и Б.П. Никитина этот разрыв сокращается до 1,5 - 2 лет.
      Как и все практические системы, рекомендации американцев, взятые в чистом виде содержат серьезные недостатки, которые делают невозможным получение наилучших результатов путем наименьших затрат. Эти рекомендации можно считать на два порядка превышающими эффективность традиционных методик и программ, в то же время МИР представляет собой во столько же раз более практичную и эффективную систему, чем американская.
      Кстати, Б.П. Никитин был до 1996 года совершенно не знаком с работами Г. Домана, как и я. Я уже рассказывал, как  обнаружив в начале 1996 года в магазине книгу "Дошкольное развитие ...", я   немедленно позвонил Борису Павловичу, который несказанно удивился и обещал отправить кого - нибудь приобрести ее ... Позднее, во введении к одной из книг Бориса Павловича я обнаружил одну цитату из "Доумена", но только и всего. Из моих бесед с Никитиным я сделал вывод, что никаких работ Домана Никитину известно не было - разве что ссылки в каких - то вторичных источниках, которые совершенно не раскрывали суть содержания и идей Доумена. У любого исследователя создаётся твердое убеждение, что вся «педагогическая рать «слуг бездарности» - работников АПН (Академии педагогических наук) в 70-80-90-е годы была озабочена одним: не дать проникнуть в Россию никакой информации о работах Глена Домана, который после Второй мировой войны начал свою войну, или, как он её называл: «тихую революцию» с традиционной системой образования в США. 
      Итак, в серии книг, переведенных и опубликованных в России начиная с 1996 года, имеются материалы американских исследователей, которые авторы называют программами обучения.
      Привожу сводку программ и предлагаемую им периодизацию этапов развития ребенка, используемую сотрудниками и последователями Г. Домана, который, занимаясь лечением и реабилитацией детей с мозговыми травмами, обнаружил более 30 лет тому назад эффект раннего обучения чтению.
 
Адрес института Глена Домана
Glenn J Doman
8801 Stenton Av., Philadelphia, PA 19104
Phone: 215-233-2050
Семинар рассказывает о детях с момента рождения до 5, максимум до 6 лет.
Ближайший семинар будет в марте, с 18 по 24, 7 дней.
Стоимость для одного родителя $1000, для двоих - $1575.
Академия Павла Тюленева, методики: "Читать, печатать - раньше чем ходить" и другие.
www.rebenokh1.narod.ru
www.larisa.h1.ru
aoser@mail.ru
143032, box 22. GORKY-10.
Одинцовский район, Московская область, Россия, пансионат Администрации Президента РФ.
Тел. в Москве:   (495)634-01-06, моб.: 8-926-799-85-22
На семинаре рассказывается о возможностях детей от рождения до 18 лет, о системе раннего развития и оптимального образования, о результатах, методиках и перспективах, программах и использовании пособий "системы МИР".
Ближайший семинар планируется в первую неделю ноября, 7 дней.
Стоимость для одного родителя 750 $, для двоих - 1000 $. 
 
АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ САЙТЫ.

Вернуться к рубрикатору ссылок


www.iahp.org IAHP: Институт развития человеческого потенциала Домана
www.geocities.com/Tokyo/Ginza/1520/e-mother.html SWEET-MELODY-MOTHER GOOSE - Мелодии к английским детским стишкам Матушки Гусыни
www.maternity.com/cgi-bin/shop.cgi Medela breastpumps and breastfeeding supplies including nursing bras-maternity fashions-nursing pillows - большой сайт по продаже различных аксесуаров для беременных и молодых родителей.
members.xoom.com/learningcard/ Learning Cards Homeschool Site: Flashcards, Worksheets, Lesson plans and more - Сайт по домашнему обучению, имеются электронные книги для обучения по Доману
www.heart2heart.on.ca Heart to Heart Baby Slings: the best baby sling for you and your baby! - Сайт о лоскутном держателе (слинге).
www.helendoron.com Helen Doron Early English for Infants & Children - Раннее обучение английскому.
www.kidsdomain.com PC Downloads for Beginners - Компьтерные игры для детей.
www.egregore.com Травы
babycenter.com Babycenter - большой сайт, много статей, магазин.
www.women.com Women - Большая сеть сайтов для женщин.

 
***

      Сразу обращаю внимание, что Г. Доман тоже допускает явные ошибки, руководствуясь, видимо, случайными рекомендациями некоторых педагогов, имевшими место в прошлом, в 50 - 60 - е годы XX века. Например, в тех случаях, когда он рекомендует начинать обучать чтению путем метода запоминания целых слов, записывая их на карточках.
       Это выглядит просто, эффектно, - лучше, чем ничего, но злоупотреблять этим, по моим данным, не следует. Здесь Г. Доман и его последователи находятся в плену явных противоречий, что свидетельствует об отсутствии у американского врача и его коллег опоры на последние (около 20 лет) представления об информационном характере психических процессов, то есть, о результатах информатики, теории искусственного интеллекта и других. Да и практика показала, что такие программы - далеко не то, что нужно: начиная с 1996 года к нам постоянно обращаются родители, попробовавшие заниматься "по - Доману". Во всяком случае, тем, кто их уже освоил и применяет, нужно несколько скорректировать. Зачем же нынешним родителям, особенно в России, повторять ошибки которым уже более 20-ти лет? К началу 90-х годов результаты педагогики Г. Домана и близко не приблизились к тем, что достигнуто в России. В последние годы, разумеется, наши американские коллеги учитывают наши замечания, опубликованные в 1995 году, и в Интернете с 1999 г. 
      Несмотря на необычность, революционность и новизну для родителей и педагогов, программы Г. Домана обрекают ребенка на более позднее начало чтения, чем в наших рекомендациях и, кроме того, они загружает мозг ребенка механическим запоминанием множества слов, предъявляемых ему на первом этапе обучения, которое приучает к заучиванию. Впоследствии, как пишет Г. Доман, “много позже мы объясняем ребенку, что такое буквы и зачем они нужны”. Разумеется, до этого долгожданного периода ребенок воспринимает множество слов как своеобразные иероглифы.
      Еще хуже обстоит дело с тысячами карточек с изображениями бессмысленных скоплений точек - "чисел".  Судите сами: разве этот пассаж - не доказательство абсолютной порочности этого метода?  Конечно, огромный потенциал развивающегося мозга малыша способен запомнить много таких изображений. Еще в 70-е годы я наблюдал, когда малыши запоминали целые книжки наизусть. Некоторые малыши даже сами пытаются “разглядеть” одинаковые буквы в словах, словно подсказывая взрослым, что есть менее трудоемкий путь познания. Итог такой программы чаще всего один: неизбежная некая глубинная усталость ребенка, отвращение к такому "чтению". Это вызывается тем, что огромные участки нейронных полей будут заняты ненужной информацией, как оперативная память компьютера, которую заполнил вирус. Конечно, несколько сотен слов – неправильных глаголов – ребенку будет полезно запомнить, так как это – неотъемлемая особенность английского языка. Но лишние начертание слов по законам нейрофизиологии мозга впоследствии просто атрофируются, и нейроны реализующие их отмирают. Для оправдания программ Домана американские психологи даже придумали слово «прореживание», «пропалывание», которое, дескать, полезно для нейронных полей головного мозга ребёнка. Но, в принципе, этот процесс можно назвать и неоправданным перерасходом ценнейших клеток - нейронов. 
     Однако это произойдет через многие годы, и все это ценнейшее время мозг будет работать замедленно, натыкаясь и обходя занятые образами "целых слов", или запечатленными образами картинок с десятками и сотнями точек, которые рекомендует предъявлять младенцу Г. Доман. Некоторые сомневаются, что именно таковы принципы работы человеческого мозга, и пытаются апеллировать, видимо, к сверхъестественным механизмам. Но естественнонаучный подход и реальный практический опыт доказывает, что нейроинформационные ресурсы мозга так же ограничены, как у компьютерных систем, и увеличение реальной мощности человеческого мозга достигается совершенствованием методов интеллектуального развития, изобретением приемов упорядочивания фактов и операций ...
      В свое время именно подобные соображения вызвали резкое неприятие идей Г. Домана у наших педагогов 60 - 70 -х годов. Но, как водится, с водой они выплеснули и младенца ... 
      С тех пор традиционные педагоги до сих пор невосприимчивы к методикам раннего развития.
      От методики предъявления множества целых слов мы отказались более 20 лет назад - ее несостоятельность очевидна по многим причинам, и даже если исходить из здравого смысла. Она полностью отвергается теоретико - информационными моделями мыслительных процессов.
      Кроме того, имеются факты из истории психологии, и к ним нужно отнестись со всей серьезностью.
      Родителей должны насторожить известные из истории факты, когда люди, обладавшие феноменальными способностями к запоминанию бессмысленных наборов слов, словосочетаний и цифр, выступавшие с демонстрацией этих способностей перед аудиторией, оказывались совершенно неспособными мыслить нормально, и часто, по сути, не были приспособлены к выживанию.   
      Вообще же родители должны взять за правило, на всякий случай помнить, как почти абсолютную истину, что ребенок - ничего не забывает. Интересный, насыщенный полезной информацией день останется навсегда с ним, так же, как и пустой бессмысленный день ... Причем, так же обстоит дело в школе, где развитый ребенок работает головой, как мне говорила дочка, "пять процентов" времени, а остальное время уходит на отрабатывание "трудовой повинности" во имя человеко-часов, необходимых учителям для зарплаты ...
1) Слов, предъявляемых младенцу на карточках поначалу не должно быть много - десяток - полтора.
2) Они даются ребенку не сами по себе, а:
- для анализа
- для синтеза, то есть как образцы для "собирания" этих же слов из букв.
      Этим "убивается сразу "три зайца": запоминается слово, ребенок умеет его складывать и "разбирать на буквы".
      Но после того, как малыш научился каждое увиденное слово "воспроизводить" из "Азбуки" или печатать на машинке или компьютере, количество слов можно не ограничивать: мы стремимся, чтобы ребенок всегда пытался не просто  прочитать новое слово, но и составить его из букв магнитной азбуки, или напечатать на пишущей машинке, на компьютере. 
      Нормальна способность и желание ребенка составлять слова из букв по образцу должна проявиться в возрасте около года или чуть более того, одновременно с собиранием пирамидки.
      "Собрал пирамидку? А теперь соберем слово из букв, по вот этому образцу!"
      Причем, образцами могут служить слова, написанные печатными буквами фломастером от руки. Сначала буквы выкладываются рядом, а потом - прикрепляются, например, на стенке холодильника.
      Что же касается английского языка, то существует набор вариантов разного звучания букв, в зависимости от того, где эта буква находится в слове. Этот набор правил фонетики - конечен, таких правил несколько десятков. И он также легко осваивается - эта настоящая увлекательная игра: "Найди среди букв спрятавшийся звук!"
      Кстати, таких исключений немало в русском языке, если разобраться, но малыши успешно с этими "исключениями из правил" справляются и русские вообще этого не замечают.
      Вместе с тем, в английском существует несколько десятков слов, чтение которых совершенно не соответствует написанию - но это далеко не самые распространенные слова. Тут уж никуда не денешься - их нужно запоминать, и чем раньше, тем лучше.
       Другое дело - китайский язык.   Для раннего развития это вообще самый удобный язык: около тысячи ключевых иероглифов запоминаются раз и навсегда, одновременно тренируется музыкальный слух. Вот тут, показывая базовые иероглифы мы не загромождаем нейронные поля: образы иероглифов   кодируются в подсознании вместе с их звучанием и будут в изначальном виде использоваться всю жизнь ...
      Тоже самое ожидает, если в раннем возрасте чрезмерно загрузить ребенка играми с арифметическими операциями.  Это выглядит так, когда бы вы получили вместо полноценного компьютера, персоналку, снабженную ... только арифметическим сопроцессором. Выполнять арифметические операции он будет сверхбыстро, но со всеми другими операциями вы, возможно, намучаетесь.
      Основной аргумент последователей Г. Домана заключается в том, что они считают, что отдельно взятая буква - это вещь, чрезвычайно абстрактная для ребенка. Это полностью неверное, "старопедагогическое" утверждение хотя бы потому, что для ребенка нет еще понятия абстрактного, для него все - конкретное. До сих пор во всех учебниках для воспитателей вы найдете абсолютный бред относительно психологии младенцев - и я не боюсь это повторять вместе со всеми педагогами - новаторами. Самая бредовая аксиома педагогики: "Обучение ребенка идет от общего к конкретному". Иначе говоря, чтобы понять, что такое "мама" (конкретное) ребенок сначала обязан усвоить понятие "общество"(общее).
      Так что мамочки, не трудитесь, чтобы ребенок понимал вас, пока не усвоит социологию ...   Отсюда вместо показа буквы "А" наши замороченные педагоги суют ребенку "арбуз", которого младенец еще, может быть, и не видел. Страшные задержки возникают в детских садах, когда еще не развив системы восприятия детишек, начинают их воспитывать, или водить в церковь ... Во всех этих случаях в мозгу идет нагромождение непонятных образов, которые так или иначе задерживают интеллектуальное развитие.
      Утверждение, что буква - вещь абстрактная - справедливо для взрослого, умудренного практическим опытом, которому впервые показали нечто новое, абстрактное - “букву”. Для малыша же любая буква - конкретная игрушка. Вопрос не в том, что показывать, а в том, КАК показывать ...
      Большинство наших традиционных "Азбук", как и азбук во всем мире, рассчитаны на семилетних, которые знают что такое арбуз и пробовали его на вкус. А младенцу куда проще запомнить букву "А", чем арбуз. ...
      Однако, по нашим наблюдениям, если ребенок почти с самого рождения наблюдал вокруг себя буквы, щупал и даже пробовал их на “вкус” и т.д., то он относится к карточкам с буквами и магнитным буквам совершенно иначе: это его такие же любимые и привычные игрушки, как и все остальные. Уже к исполнению одного года он с радостью открывает, что из этих букв можно конструировать слова. В системе МИР это происходит примерно в том же возрасте, когда малыш начинает собирать пирамиду. Поэтому дети - “миряне” начинают не только читать, но и складывать слова гораздо раньше, чем обучаемые по американской методике.
      При этом, очевидно, вы развиваете еще и способность к конструированию (слов - из букв) - это умение рекомендуется во всех отечественных программах. Программа обучения чтению в системе МИР включает следующие этапы:
      1 этап. Отдельные буквы как модели звуков. Я, например, готов был кричать "АА-А!", и даже пританцовывать, если малышка из кроватки показывает мне букву "А", откладывая все свои дела. В самом деле, как вы еще объясните, что буква - это не шутки, она командует людьми. Буква в руках малыша - "журналиста" - должна иметь такую же силу, быть таким же оружием, каким грамота является в руках настоящего, популярного журналиста, который заставляет часто "плясать под свои произведения" даже президентов ... .
      Короче говоря, если вы будете к букве в руках шестимесячного малыша относиться так же, как к разгромной или лестной статье в центральной газете, то ваш маленький журналист начнет писать настоящие статьи и романы, наверное,  в возрасте шести лет.
Если же вы к букве будете относиться как к абстрактной вещи, то малыш так же к ней будет относиться. Буквы должны стать для вас и для него МОДЕЛЯМИ, командами тех звуков, которые они обозначают - вот тогда будет толк от них.
      Все это в еще большей степени относится к сочетаниям букв, цифр и букв, к словам и т.д. Рубеж самопроизвольного чтения преодолевается где-то к девяти месяцам. В 1987 году я несколько недель скрывал от бабушки и мамы начало чтения дочки, но когда в 12 месяцев она стала ежедневно составлять отдельные слова из букв, разразился скандал: "Ты с ума сошел! С семи лет нужно учить читать!". Это самое "С ума сошел!" я слышал во всех издательствах Москвы, так что опубликовать первую книгу удалось только в 1995 году, зато не счесть с ноября 1991 года отправленных по всей России писем и факсов..
      Кубики не понадобились, я устроил так, что как только малышка встала на ноги, она оказалась за машинкой. Так и повелось: Лариса подползала к машинке, вставала, печатала букву, извлекала бумагу, и только затем топала на кухню к маме: "Ни дня без строчки!". Эта игра называется "Печатать - раньше, чем ходить". В самом деле, что толку по большому счету, нашему "журналисту" от хождения без сообщения?
2 этап Отдельные слоги
3 этап Отдельные слова
4 этап Словосочетания
5 этап Простые предложения
6 этап Распространенные предложения
7 этап Книги
Замечания по другим программам:
      Программы “Как дать ребенку энциклопедические знания?”
      Все достоинства и недостатки этой группы программ определяются целью, которую ставит Г. Доман (см. “Как развить интеллект ребенка? с. 215). Эта цель заключается в достижении абстрактной эрудированности во многих интереснейших областях знания, искусства. Это, конечно, неплохо, полезнее, чем ничего. Но дискуссия об этом была в 70-е - 80-е годы, и она тоже внесла поправки, что мол, эрудитов много, а дела - мало ...
      Отмечу, например наиболее характерные из встречающихся недостатков, которые отмечают родители и педагоги, пытающиеся использовать программы Г. Домана (хотя, следует отметить, что взгляды американских специалистов часто изменяются, совершенствуются):
- карточки даются без надписей,
- они слишком большие, даже громоздкие,
- их стоимость по меркам России будет недоступна для многих.
- форма карточек не позволяет их использовать на ранних и на более поздних этапах развития ребенка.
      Методика Г. Домана требует большого количества времени родителей или гувернеров.
По мнению многих, это просто кошмар какой - то. Система  МИР потребует раз в двадцать меньше времени и средств при неизмеримо более высоком качестве обучения и развития ребенка. Да в этом каждый может убедиться, посмотрев наши "индивидуальные программы развития ребенка"  и попробовав их на практике.
      Меня беспокоит новая тенденция: к сожалению, многие наши педагоги, сохраняющие традиционное мышление "педагогика - для педагогов"(а не для детей),  увидели в системе Г. Домана наиболее затратный вариант методов раннего развития.
      Будьте начеку: если вы беседуете с "педагогом - профессионалом" - значит он будет отстаивать затратную, выгодную для себя систему. Они будут ссылаться на "законы педагогики", которые придуманы ими самими для себя, но не для родителей и детей. Именно эти педагоги и воспитатели ведут себя наиболее агрессивно и грубо, поскольку других аргументов у них нет: методики Г. Домана требуют многих занятий, нужны подготовленные гувернеры, няни, а система МИР - принципиально против затрат - она встраивается в обычный уход за ребенком и любой её в состоянии освоить и реализовать.
В результате Ваш малыш с легкостью и радостью играя в "среднюю школу" может закончить ее к 8 - 10 годам, а вуз - к 12 - 14 лет.
      Откровенно и честно говоря, чрезмерное кодирование, "программирование"  по некоторым программам Г. Домана может вырубить целые поколения, уж куда лучше методики Б. Никитина, Н. Зайцева, не говоря уж о системе МИР.
      Неужели не ясен простой критерий: ради бога, смотрите на результаты!  Несмотря на впечатляющие первые результаты целые поколения "доманцев" так и остались своеобразными "арифмометрами" ... 
Из других моих книг:
      Недостатки программ, применяемых в США
1. В соответствии с многообразием определений интеллекта, программы разделены по видам мануальный, двигательный.
      Не выделена, и на несколько месяцев позже обращается внимание на такие важнейшие функции, как мелкая моторика, а также, осязательный, обонятельный, вкусовой “интеллекты”.
      2. Предлагаемая школой Г. Домана стратегия развития фактически программирует на запаздывание развитие высших интеллектуальных функций. Так, в системе МИР предъявление карточек с изображениями начинается гораздо раньше.
      3. Не предусматривается развитие системы зрительного восприятия с современных научных, "информационных" достижений...
      4. Не осуществляется вовремя, как того требует принцип "оптимальной полезности", развитие системы геометрических и пространственных представлений тогда, когда по природе малыш только этим и занимается ...
      5. Обучение чтению начинается с предъявления целых слов, которое неизбежно приводит к определенному исчерпыванию интеллектуального потенциала мозга, и это - установленный научный факт. Можно назвать это “эффектом кормления ватой перед вкусным обедом”. И напротив: в системе МИР в этому механическому запоминанию предшествует естественное освоение букв, как моделей звуков, что позволяет головному мозгу ребенку в десятки и сотни раз экономить “серое вещество”. Ведь многие буквы обозначают самые обычные, естественные звуки.
      Еще раз прошу всех обращать на это внимание: или вы думаете, в мозгу вашего ребенка через несколько лет можно будет запустить нечто вроде программы Norton - оптимизатор дискового пространства? Увы, нейроны не так просто перепрограммировать, а забить подсознание "ватой" очень легко: девяносто процентов информации часто оказывается бесполезной, а она все равно запоминается ребенком, и если не перегрузит мозг, то замедлит некоторые режимы работы. Это хорошо понимают те, кто знаком с вирусной атакой на компьютер.
      7. Не предусматривается своевременное развитие навыков конструирования, причем в системе МИР в качестве универсального “конструктора” используется азбука, алфавиты других языков. Здесь у нас вовсю работает и мелкая и крупная моторика ...
      8. Не осуществляется развитие представлений об изменении формы, размеров и цвета объектов, тогда как в системе МИР эти задачи решаются в возрасте до исполнения одного года путем использования динацессов, полностью заменяя дорогостоящие комплекты Монтессори и многие другие пособия детсада и школы ...
       9. Весьма существенные недостатки следует отметить в методике составления “программ энциклопедических знаний”, предлагаемых Г. Доманом.
      Несмотря на несомненную пользу этих программ, стремление к “глобальной эрудированности” без целевой установки напоминает все то же “кормление ватой”, правда, ватой “более высокого порядка”, то есть, отрезами и лоскутами материи, тогда как в реальной жизни при наличии достаточного количества книг, этим интеллектуальным  "самокормлением" дети успешно занимаются самостоятельно.

     «Хочешь победить врага – воспитай его детей» - кредиты на образование до 2000  года составили 750 миллионов долларов. Не меньшим потоком шли кредиты из МВФ на уничтожение российского образования во времена Филиппова, Фурсенко ...
     Таким образом, можно сделать вывод: именно замена системы образования является главной и конечной целью переворотов, революций или военной оккупации.
В XXI веке положение существенно изменилось в худшую сторону: Конгресс США в 1999 году признал, что «дошкольное образование» относится стратегическим факторам сдерживания, а методам интеллектуального развития был присвоен третий приоритет в системе ОМП (оружия массового поражения). Экспорт западных образовательных технологий и культурный обмен" стал одной из главных статей «экспорта дебилизирующих технологий» и направлений деятельности спецслужб и дочерних частных компаний и средств СМИ.

      Направляйте нам самые любые, самые острые вопросы – это, прежде всего,  в ваших интересах.