Александр Васильевич Харчевников

Геннадий Жеребцов
Влияние Алексея Кирилловича Кузнецова (1845-1928) на общественную жизнь в Чите было огромно. В этом ему добрую славу сыграла деятельность в сфере культуры в предшествующие годы: активнейшее участие в организации Забайкальского отделения Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества, проведении грандиознейшей по своим масштабам промышленной и сельскохозяйственной выставки 1899 года, создание краеведческого музея и публичной при нем библиотеки… Об этом можно говорить много и долго (1). В двадцатые годы XX столетия вновь расцвело его детище – музей. И был это, как говорят сейчас, не музей в себе, а музей для людей. Что-то вроде клуба творческих единомышленников. Здесь устраивались заседания членов общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, базировалось Географическое общество, работали секции, читались лекции,  проводились экскурсии, организовывались научные экспедиции, выставки, в том числе передвижные, а также походы и экскурсии по родному краю. Все это отражалось в средствах массовой информации и в издаваемых научных сборниках.

К тому времени Алексей Кириллович был уже далеко не молод, и многое ему удавалось сделать в эти годы благодаря своему ближайшему окружению, своим единомышленникам, своим помощникам.

«Правой рукой» в музейном деле у А.К. Кузнецова в те годы стал Александр Васильевич Харчевников, один из основоположников изучения сибирского наследия декабристов. В музее он занимал должность помощника директора, ученого секретаря, заведующего историко-бытовым отделом. В будущем, думается, деятельности этого человека будет посвящено еще не одно исследование. А пока мы отметим только наиболее яркую страницу в его творческой и научной деятельности – в Чите он провел капитальнейшую работу, посвященную 100-летнему юбилею восстания декабристов. В поисках материалов об них с экспедициями он объездил Западное Забайкалье: в Селенгинске  записывал о них фольклор, встречался с потомками декабриста И.Д. Якушина, в Петровск-Забайкальске осуществил исследования и реставрационные работы на декабристском некрополе, собирал материалы и редактировал не потерявшую свою значимость в наше время книгу «Декабристы в Забайкалье».

До недавнего времени оставались неясные и биографические страницы этого музееведа. Родился он в 1889 году в Чите. Родителями его были читинский окружной инспектор народных училищ Василий Захарович и его жена Анфиса Алексеевна Харчевниковы (2). Коллежский асессор В.З. Харчевников с момента учреждения в Чите отделения Приамурского отдела Императорского Русского Географического общества состоял его действительным членом и даже в 1896 году в рамках учрежденных под его эгидой народных чтений выступил несколько раз перед публикой с беседами о здоровье и болезнях (3). Впоследствии он получил очередной чин, и после 1898 года его имя перестало упоминаться в документах общества. Проживали Харчевниковы в собственном доме на пересечении улиц Смоленская и Софийская (4). Юный Александр обучался в Читинской мужской гимназии, а после окончания ее - на историко-филологическом факультете Императорского Харьковского университета, который окончил в 1915 году. Уже в то время он живо интересовался работой музея и всячески старался быть ему полезным. Так, в октябре 1914 года, проезжая домой через Верхнеудинск, он способствовал передаче в его фонды от купца Первой гильдии Н.И. Голдобина крупного пожертвования в количестве 892 предметов, в том числе по археологии – 330 и по нумизматике – 562 (5). По окончанию университета А.В. Харчевников преподавал историю в во 2-й Читинской женской гимназии (6).

С восстановлением после пожара Читинского музея А.К. Кузнецов привлек его на работу в музей своим помощником. Это случилось 25 февраля 1916 года. (7). Потом началась гражданская война. С занятием Читы белыми войсками его по офицерской мобилизации, так как он имел высшее образование, призвали в армию Колчака (хотя сам А.В. Харчевников сообщал, что служил рядовым). В 1919 году он вновь вернулся в музей. В ноябре 1920 года началась реорганизация музея. Музей приобретал новый статус, увеличивал штатное расписание и получал финансирование Министерства народного просвещения ДВР. А.В. Харчевников вошел в состав комиссии по реконструкции музея. С этого времени он становится ученым секретарем музея и одновременно заведующим отдела истории края. Им осуществлена перерегистрация всего  имеющегося материала. Всего в отделе  истории края на тот период находилось  предметов, документов, фотографий и коллекций – 969 единиц (8).

Осенью 1921 года он посетил г. Нерчинск и привез из Нерчинского публичного музея 18 хорошо сохранившихся фотографий Читы времени 90-х годов XIX века, четыре художественных полотна и четыре рисунка местного художника П.Н. Рязанцева. Разрабатывая данную тему, он провел исследование его биографии, которую опубликовал в 1922 году отдельной брошюрой под названием «Материалы к биографии П.Н. Рязанцева». В целях привлечения  широких масс учительства и учащихся к собиранию материалов и пополнению музея по различным  отраслям изучения края им разработана программа инструкторских курсов.  На себя он взял темы по истории края и архивоведению (9).

Но главной темой для него стала тема о пребывания в Забайкалье декабристов. Это обуславливалось приближающейся датой 100-летия со дня восстания на Сенатской площади в Петербурге. Совместно с профессором Государственного института Народного образования М.К. Азадовским он произвел изучение декабристских документов, находящихся на хранении в музее. В результате М.К. Азадовским  отработан ряд неизданных писем Д.И. Завалишина, а А.В. Харчевниковым – «Дело о высылке из г. Читы в г. Казань государственного преступника дворянина Дмитрия Завалишина» и неизданное письмо М. Волконской. С данной темой он выступил перед научной аудиторией (10).

Как ученый секретарь музея он являлся настоящим помощником директора музея А.К. Кузнецову во всех вопросах музейного дела. В его обязанности входило: ведение регистрации поступающих предметов, коллекций и изданий в книге поступлений, передача их в соответствующие отделы; ведение протоколов заседаний, всей переписки музея, как научной с учеными обществами и учреждениями, так и административной; редактирование трудов, записок, отчетов, издаваемых музеем; установление и производство обмена печатными изданиями музея с различными научными обществами, учреждениями, организациями.
   
Помимо непосредственной работы в музее, Александр Васильевич занимался и большой общественной деятельностью. 6 марта 1921 года он был избран правителем дел Забайкальского отдела Русского Географического общества. Уже 10 апреля того же года на общем собрании он выступил с темой  «Ближайшие задачи исторического изучения Сибири». Впоследствии он выступал перед членами общества с темами: «Высылка декабриста Завалишина из г. Читы в 1863 году по архивным данным Читинского музея», «По музеям Москвы и Петербурга»,  «О деятельности Центрального Русского Географического общества и его отделов». Вначале двадцатых годов в стране произошло немало политических потрясений, но до 1923 года отдел РГО работал по Уставу 1916 года. И только в июле 1923 года, благодаря командировке А.В. Харчевникова в Москву и Петербург, удалось привести новый Устав общества в соответствие с современными реалиями. Именно благодаря деятельного участия правителя дел общества произошло изменение статуса ячейки общества в Чите: Читинское отделение Приамурского отдела реконструировалось в Забайкальский отдел Русского Географического общества (11). 
В 1924 году под редакцией Александра Васильевича удалось после длительного, десятилетнего, перерыва, связанного с гражданской войной и иными трудностями издать очередной, XV выпуск, «Записок  Забайкальского отдела  Русского Географического общества», который состоял из двух частей: материалов по методике краеведения и материалов по краеведению. Помощь в его издании оказал бывший Министр народного просвещения ДВР, а ныне заведующий  Дальневосточным отделом народного образования М.П. Малышев (12).

В следующем году удалось подготовить и выпустить в свет очередное издание – «Декабристы в Забайкалье. Неизданные материалы», которое стало главным в наследии этого историка и музееведа (13).

Но во второй половине двадцатых годов, в период еще робких нападок на представителей старой интеллигенции, он по распоряжению большого начальства с 1 октября 1927 года был уволен из музея. Воспользовавшись научными связями, он уехал в Минусинск, где впоследствии стал директором местного музея имени старого друга А.К. Кузнецова Николая Михайловича Мартьянова. О деятельности Александра Васильевича в данный период исследователям ничего не известно. В частности такой ответ был получен из Красноярского краевого краеведческого музея. Минусинские музейщики ни на одно из посылаемых к ним писем не ответили (14). Между тем, в годы работы А.В. Харчевникова в Минусинском музее выходили в печать труды музея.
В период массовых политических репрессий в Минусинске органами НКВД было разработано дело под № 4435, которое вели сотрудники УНКВД Матыцин, Степанов и Гордеев. По нему проходило 7 фигурантов, в биографии которых были «пятна» службы в гражданскую войну на стороне белой армии. Среди них оказался и А.В. Харчевников. Он был арестован 7 августа 1937 года. Тройкой  УНКВД Красноярского края приговорен к расстрелу и 30 ноября 1937 года в Красноярске его жизнь трагически оборвалась. 

Реабилитация  пришла к нему только в 1957 году от судей Красноярского краевого суда (15). 

Примечания:
1. Жеребцов Г.А. «Без краеведения мы бессильны…» // Новое Забайкалье. -  1998. - № 23, 24, 25.
2. ГАЧО, ф. 282, оп. 2, д. 14, л. 13; д. 59, л. 6; д.63. л.7 и др.
3. Записки Забайкальского филиала Русского Географического общества. Юбилейный выпуск № 130 в 4-х частях. – Ч.2. – С. 12,14,22об, 34об, 47, 71, 81 об.
4. Архив В.Г. Лобанова. Из списка жителей города Читы (домохозяев и нанимателей) на 1910 год (по справочнику Д. Вязьмина).
5. Записки Забайкальского филиала Русского Географического общества. Юбилейный выпуск № 130 в 4-х частях. – Ч.2. – С. 218об.
6. ГАЧО, ф. 61, оп. 1, д. 2335. л. 1-2.
7. Записки Забайкальского филиала Русского Географического общества. Юбилейный выпуск № 130 в 4-х частях. – Ч.2. – Чита, 1996. - С. 223.
8. Там же. С. 233об.-234.
9. Там же. С. 236об.-237.
10. Там же. С. 233об.-234.
11. Там же. С. 229об.
12. Там же. С. 239.
13. Декабристы в Забайкалье. Неизданные материалы. Под редакцией А.В. Харчевникова. – Чита, 1925.
14. Архив автора. Письмо из Красноярского краевого краеведческого музея от 24.08.1998 г.
15. http://www.memorial.krsk.ru/martirol/ha.htm