Ранние рассказы Людмилы Волковой из сб. Приобщение
ЛЮДМИЛА ВОЛКОВА:
"Ранние рассказы из сборника "Приобщение"
Литературоведение
***
Уважаемые Читатели!
После первых семи месяцев блуждний без компаса по просторам Прозы.ру,
в мае 2013 года я прочитал рассказ Людмилы Волковой "Дитя войны".
Безошибочное читательское чутьё сразу же подсказало,
что счастливый случай подарил мне встречу с настоящим Писателем.
И чем больше я читал замечательную прозу Людмилы Волковой
(повести "Оглянуться назад", "Голубая полоска зари" и др.),
тем сильнее ощущал притягательную силу её писательского таланта.
Возникло естественное желание познакомиться
с творчеством Людмилы Волковой в развитии,
для чего я и открыл её "Ранние рассказы из сборника "Приобщение",
представленные на Прозе.ру.
И с удивлением обнаружил в этих рассказах не новичка,
а зрелого и подлинного Мастера!
Этой счастливой находкой захотелось поделиться с вами, уважаемые Читатели.
Перечитывая написанные мной рецензии*,
я понял, что хотя они и выглядят пёстрой мозаикой,
однако в совокупности отражают то главное,
что я мог бы написать, представляя эти рассказы.
______________________________
*Рецензии приведены в хронологическом порядке
и в первоначальном виде.
26 ноября 2013 г.
1.
Рецензия на «Дитя войны» (Людмила Волкова)
ПРЕВОСХОДНО НАПИСАНО о чудовищном времени!
Для меня Ваш, Людмила, рассказ - не просто отличный текст:
В августе 41-го, точно в 7-ой день своего рождения,
я вместе с мамой и старшей сестрой
присоединился к бесконечной ленте беженцев,
бредущих по дорогам Украины на восток.
Враз безмятежное детство сгинуло в какую-то бездонную прорву.
Происходившее со мной и вокруг так "шарахнуло" по детской психике,
что мгновенно вышибло из памяти всё, что было до 7 лет.
Всё, что случилось позднее я, конечно, помню,
но вот описывать - нет на то душевных сил.
А Вы, Людмила, молодчина!
P.S. Если не ошибаюсь, этот рассказ -
фрагмент Вашей повести "Оглянуться назад".
Хорошо бы Вам привести для новых читателей
соответствующую ссылку к рассказу.
Дай Вам Бог здоровья и творческих сил!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 26.05.2013 17:29 •
2.
Рецензия на «Шуточки Ползухина» (Людмила Волкова)
Очень хороший рассказ с оригинальным сюжетом!
Соединение смущённого (из-за неуместности на годовщине) смеха собравшихся,
их подступающих слёз - с невольной грустью о безвозвратно ушедшей молодости...
Замечательно задуманое Вами и возникшее вдруг "письмо с того света" вызвало
смятение чувств родных и друзей, уже отвыкших от "шуточек" Ползухина.
И совершенно не имеет значения: выдумка ли это автора, или взято из жизни,
главное - написано очень хорошо и достоверно психологически.
Очень точно выбран и момент: не 9 дней, не 40, а годовщина, когда острота потери отчасти сгладилась и родные и друзья уже способны воспринять что-то извне.
Спасибо, Людмила: Понравилось!
Здоровья и всего Вам самого доброго!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 02.09.2013 23:03 •
3.
Рецензия на «Аистенок» (Людмила Волкова)
Ещё один Ваш прекрасный рассказ, Людмила!
Рассказ о маленьком одиноком мальчике, живущем с родителями как сирота.
Растерянный малыш, попавший между жёсткими жерновами родительской НЕлюбви и внешнего мира.
Вечно недовольный и раздражённый отец-неудачник, постоянно твердящий про сына, что тот "не состоялся", хотя это именно он, папаша, не состоялся как отец;
запуганная мужем, безвольная мамаша, неспособная даже рот раскрыть в защиту собственного ребёнка, а способная только на вздохи, для которой наличие идиота-мужчины под боком неизмеримо важнее, чем физическое и психическое здоровье их общего ребёнка,
и - маленький 8-летний мальчик, живущий с ощущением непонятно какой-то собственной очень большой вины перед родителями - добрый, бесконечно одинокий и среди взрослых, и среди звероватых детей.
Конечно же это добром не могло закончиться и я читал, с тревогой ожидая катастрофы, но Вы не стали добивать читателя, за что отдельное спасибо!
Вывод напрашивается один:
Идиотам и себялюбцам-родителям нельзя иметь детей!
Вот только нет ещё такой лакмусовой бумажки, чтобы заранее определить,
какими родителями станут вроде бы изначально нормальные молодые люди.
Очень трогательная и грустная история, написанная мастерски и психологически безупречно!
Спасибо, Людмила, за замечательный рассказ!
Здоровья и всего Вам самого доброго!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 28.09.2013 01:54 •
4.
Рецензия на «На свидание рассказ» (Людмила Волкова)
Превосходно написано!
Вы, Людмила, подлинный Мастер психологического рассказа!
Вместить в один короткий рассказ целых три жизни,
ставшие понятными читателю
от их светлого и чистого начала - до полного отторжения, неприязни,
и нигде ни на гран не сфальшивить - редкое мастерство!
И - прекрасный русский язык!
Прочитал с огромным удовольствием: Спасибо!
Здоровья и всего самого Вам доброго!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 30.09.2013 16:37 •
5.
Рецензия на «Дневник 6 -б» (Людмила Волкова)
Здравствуйте, Людмила!
С большим интересом прочитал Ваш рассказ
с таким нейтральным названием "Дневник 6 б" -
рассказ о человеческой подлости чужих
и предательстве тех, кого Лина считала "своими".
Очень хорошо Вы передали ощущение порядочным человеком своей правоты -
и полного бессилия доказать это,
когда большинство присутствующих всё правильно понимает,
но "отводит в сторону глазки",
чтобы не так стыдно было перед Линой и коллегами,
и, главное, шкурное - чтобы ничем не осложнять себе жизнь.
Ну что тут скажешь? Подлые времена?.. Нет: Это - люди подлые!!
Читал и неоднократно вспоминал подобное,
но в другом антураже: на работе, на кафедре...
Универсальную Вы картину нарисовали!
Спасибо, Людмила: Понравилось!
Здоровья и всего Вам самого доброго!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 05.10.2013 01:54 •
6.
Рецензия на «Приобщение» (Людмила Волкова)
Здравствуйте, Людмила!
Потерял я бдительность и прочитал Ваш рассказ на ночь глядя...
А теперь и эта несчастная Дарья при предпоследнем вздохе,
и этот проклятый ароматный борщ, и чуткая к чужому страданию Лида
из сознания никак не вытесняются!
Превосходный рассказ!!!
Естественные, живые, лёгкие и летучие диалоги без единого фальшивого слова,
создающие у читателя полное ощущение собственного при том присутствия.
И ещё Вы поразили меня тонкой передачей изменчивости поведения человека в коллективе
и изображением зыбких психологических связей в нём.
В больших и толстых романах такие изменения поведения встречались не раз:
на протяжении всей своей жизни человек меняется под воздействием многих событий жизни
и в результате некой внутренней душевной работы (речь идёт о нормально развитых людях,
а не о человекообразных существах).
Но между такими превращениями проходят годы и годы.
У Вас же в рассказе это превращение происходит на крохотном временном отрезке:
только вчера Лида была на работе одним человеком,
а сегодня - среди новых людей - она раскрылась другой стороной своего характера.
Написана Лида так хорошо, что это превращение совершенно не удивляет:
такой она была всегда, но открыл её лучшую сторону непривычный и экстремальный мир больницы,
как будто это - другая планета и совсем другая жизнь.
Хотя так оно и есть:
Больница - это и другая планета, и совсем другая жизнь.
Спасибо, Людмила, за замечательный рассказ!
И за умение писАть так, что присутствия автора
совершенно не видно и не слышно,
а на каждой странице - сама жизнь.
Здоровья и всего Вам самого доброго!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 12.10.2013 10:35 •
7.
Рецензия на «Обида» (Людмила Волкова)
Спасибо, Людмила, за ещё один замечательный рассказ!
Волнообразно - вверх-вниз, вверх-вниз - развивается действие.
Сначала - при первом упоминании старухи,
"...что плелась под тяжестью
собственного тела и набитых курами авосек. - И ноги ... толстопузые,
и бока колышатся..." -
так напоминающей учительницу Дарью Фёдоровну,
возникает сочувствие к этой несчастной чьей-то бабушке,
тяжко доживающей свой век в ежедневных бытовых муках.
Но после первой же встречи в школе с Дарьей Фёдоровной видишь,
что это - человек-безжалостная функция, человек-мегафон:
"А Дарья распахивала рот вместе с дверью в классе и больше не закрывала его до конца урока" -
и сразу же бесследно улетучивается первоначальное сочувствие
к старой учительнице.
Почему-то представляется одичавшая от одиночества
и обозлившаяся на весь мир женщина,
но вдруг с удивлением узнаёшь,
что ничто человеческое ей не было чуждо и у неё есть дочь.
Позднее Вы мягко пишете о Дарье: "косолапости душевной не изменить",
что априори предполагает наличие души, а у Дарьи-то нет её и в помине,-
есть один пропитанный ядом и ненавистью человекообразный кусок
говорящего - нет: орущего!!! - мяса,
ощущающий подлинный восторг от возможности унизить слабого -
высшие минуты жизни такого нелюдя!
Прочитал написанное - и понял, что настоящая "героиня" Вашего рассказа не Вероника -
она же просто нормальный и симпатичный страдающий ребёнок -
а Дарья Фёдоровна, и весь рассказ - это "Повесть о настоящем учителе" -
яркий собирательный образ от многих подобных тёток.
Совершенно точно Вы показали, что унижения детства - не забываются.
(Свои - я и по сей день помню!).
И только тёплый, очень человечный финал звучит
как мягкий музыкальный аккорд и остаётся в душе читателя
как замечательное "послевкусие" прочитанного.
Как и ранее, получил большое удовольствие от рассказа.
Спасибо автору!
Здоровья и всего Вам самого доброго!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 16.10.2013 18:32 •
8.
Рецензия на «Последняя осень Маленькая повесть» (Людмила Волкова)
Здравствуйте, Людмила!
С большим интересом читаю Ваши замечательные "Ранние рассказы",
где своеобразная дилогия - эта "Маленькая повесть" об учителях
и прочитанный ранее "Дневник 6-б" - занимают достойнейшее место.
Два среза по сердцу, где неугасимо живёт боль о такой родной Вам
и незабываемой школе.
Перефразируя театрального режиссёра Анатолия Эфроса,
скажу, что Повесть могла бы и называться "Школа - любовь моя"!
/А.Эфрос "Репетиция - любовь моя"/.
Замечательно представлены типажи учителей: от тех, для кого школа -
важная часть жизни (безответная Надежда Яковлевна, тихо доживающая в школе свой последний учебный год, Игорь Петрович, Гараева, Иванчук, Кемал Мирзаевич, яркая бунтарка Богачёва) - до бездарных особей, компенсирующих своё ничтожество угодливостью и флюгероподвижностью, для которых школа -
лишь место получения жалованья взамен отбывания трудовой повинности.
Особую группу составляет новая директриса - ничтожная, подлая,
типичный выкормыш КПСС, подавляющая всё живое и изгоняющая из школы
преданных делу настоящих учителей, заполняющая школу
подпевалами-приятельницами вроде русской словесницы Зубко,
не умеющей ставить правильные ударения в словах родного языка.
Не в первый раз особо отмечаю, как Вы точно рисуете зыбкость и легкоуязвимость
дружелюбной атмосферы в коллективе
и её мгновенный распад от лёгкого внешнего толчка.
У каждого из нас свой неповторимый жизненный опыт.
Мне не приходилось наблюдать ни единого раза, как привычно и навсегда согнутые советской жизнью
тихие и очень приличные люди - как Надежда Яковлевна -
вдруг становятся орлами и лидерами коллектива.
Они способны, как мне кажется, лишь на короткую вспышку, не более.
Но допускаю, что Вам удалось быть свидетелем такого уникального перевоплощения.
Удивительно, как мастерски - всего тремя короткими мазками -
создаёте Вы притягательный портрет физкультурника Камал Мирзаевича!
Всего две его реплики:
-Куда нога поставил?! Башка твой в каком месте?! -
с авторской ремаркой "Ему дети всё прощали - любили"
и вторая:
-А своя голова имеешь? -
сказанная оробевшей на педсовете молодой учительнице,
норовившей сбежать - и портет готов!
Знакомый по жизни образ простого и честного человека.
"Последняя осень. Маленькая повесть" прекрасно и вдохновенно Вами написана
и с огромным удовольствием и сопереживанием читается!
Спасибо, Людмила!
Здоровья и всего Вам самого доброго!!!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 25.10.2013 21:48 •
9.
Рецензия на «Звезды отраженный свет окончание» (Людмила Волкова)
Здравствуйте, Людмила!
Прочёл, а потом и перечитал Ваш прекрасный, чистый и проникновенный рассказ об участи одинокого старого и деликатного человека - Веры Львовны - и расстроился, как будто ушла она из жизни только что, на моих глазах,
а я как-то косвенно в этом виноват.
Психологически безупречно, мастерски точно описано Вами молчаливое бытие
старого человека, бесконечно одинокого среди людской суетливой толпы.
С выходом на пенсию у Веры Львовны оборвалось и исчезло последнее подобие жизни "как у всех".
И началась совсем другая жизнь, поначалу радующая ничем не ограниченной возможностью наслаждаться книгами по живописи, с упоением слушать любимую музыку.
Намеренно, а, может, интуитивно, Вы опустили почти все детали скромного быта Веры Львовны - это лишь усилило восприятие её жизни, как жизни духа редкой чувствительности, деликатности и красоты.
Не удивляешься, что от Веры Яковлевны ещё в молодости ушёл муж: ничего не зная о нём, кроме факта его существования, понимаешь, что жить рядом с женщиной, постоянно обращённой вовнутрь, внимающей отражённый внеземной свет и как будто живущей не здесь и не сейчас - не всякому под силу.
Очень яркая деталь - играющий во дворе больной мальчик, безуспешно пытающийся наполнить землёй скособоченный кузов сломанного самосвала,
откуда земля тут же ссыпается вниз, а мальчик собирает её ладошками, снова и снова пытаясь заполнить кузов - воспринимается почему-то как символ жизни самой Веры Яковлевны: жизни, в которой ничто реальное, земное не задерживается , а тут же куда-то утекает и утекает...
Казалось, что появление Риты с Игорем заполнит земными реалиями жизнь Веры Львовны и станет объектом приложения её нерастраченной любви, робкой и деликатной в проявлении, но эти люди оказались примитивными мещанами, занятыми только собой.
Замечательно описаны старчески сложные сборы Веры Яковлевны в гости:
этот тщательный выбор платья, пожелтевших кружевов для воротничка -
хотя, похоже, и выбирать-то было не из чего, заказ дорогущего огромного торта, изготовление самодельной коробки для него и бережное укладывание, тщательная упаковка букета цветов, поездка с этими подарками в троллейбусе, робкое и радостное предвкушение такого редкого ухода от одиночества и грядущего счастья общения -
автор, казалось, не упустил ни одной детали, показывающей, с какой любовью, как трепетно и трогательно эта святая душа готовилась к счастливому и редкостному Событию - Походу в гости, где можно пообщаться с милыми её сердцу людьми -
тем резче шок Веры Львовны, испытанный ею перед закрытой дверью пустой ритиной квартиры:
Хозяев нет, ушли куда-то праздновать, про неё и не вспомнив!
(Как забыли Фирса в пьесе А.П.Чехова - такое же испытываешь чувство).
Вовсе не случайно, что именно чёрствая, пустая и бездушная Рита нанесла Вере Львовне смертельный удар.
... И только светловолосая девочка в финале рассказа/повести
вдруг почувствовала своим детским сердечком ещё витающий в квартире светлый дух и душевное тепло только что ушедшей в мир иной
этой странной тёти-соседки, и как будто вместе с музыкой Вивальди "Глория"
унесла с собою в жизнь частичку её души...
Мне кажется, что в сборнике "Ранних рассказов" этот рассказ - один из лучших.
Наверное, Вы спросите с упрёком:
-Да что же он пишет и пишет о Вере Львовне?!
А где же, собственно, сама рецензия?
Где же про сюжет, стиль, язык и т.п.? Где?!
Отвечу: Всё здесь, в Вашей повести о жизни и смерти Веры Львовны!
Только органическое единство всех этих безупречных компонентов
и привело к созданию такого притягательного, трагического
и печального образа Веры Львовны.
И если теперь кто-нибудь при мне произнесёт знакомое:
"Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульете",
я скажу убеждённо:
-Нет, есть! Это повесть "Звезды отраженный свет" Людмилы Волковой!
Здоровья и всего Вам самого доброго!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 05.11.2013 09:12 •
10.
Рецензия на «Черная Молли. Гл. 8 окончание» (Людмила Волкова)
Здравствуйте, Людмила!
Вы замечательный психолог!
Прочитал эту трогательную и грустную историю
о глубоком женском одиночестве в собственной семье.
Ни от мужа, ни от младшего сына - ни помощи, ни сочувствия,
а только полная нравственная глухота и постоянное желание
поудобнее устроиться на чужой шее!
Гибель рыбки Чёрная Молли от холода восприинимается
как трагический символ гибели всего живого,
когда нет рядом тепла, так необходимого для жизни.
Когда истаял и испарился гормональный флёр, поначалу так хорошо
укрывавший от влюблённой Нелли Борисовны истинные черты характера Геннадия,
тут и обнаружилась полная несовместимость характеров супругов:
несовмесимость психологическая, культурная и эмоциональная.
Хорошо ещё, что написан рассказ давно,
и хоть за выход в интернет они не сражались!
(Вспомнился мне анекдот:
Муж сидит за компьютером, подходит жена:
-Дай я чуток поиграю!
-Имей совесть, дорогая!
Я хоть раз тряпку попросил, когда ты полы моешь?!)
В такой семье мужчина типа Геннадия остаётся только потому, что ему так удобней.
Искать же другую женщину - просто лень.
А нормальную женщину удерживают дети, эмоциональная память о хорошем начале совместной жизни и слабая надежда, что может быть всё исправится и вновь будет в семье хорошо.
Геннадий вроде бы застыл в состоянии капризного и злого ребёнка -
не случайно Вы даже его отчество пожалели назвать,
как явно здесь неуместное.
Сюжет очень реалистичный, потому и вызывает такое сочувствие
к бедной женщине.
Тонкое художественное чутьё точно Вам подсказало,
что автор не должен присутствовать в рассказе
даже в виде одной единственной реплики,
потому всё воспринимается как наблюдаемое самим читателем.
Как всегда у Вас - замечательный, точный русский язык
и тонкая передача психологии действующих лиц через поступок.
В Ваших первых рассказах начисто отсутствует новичок:
во всём видна рука и ум зрелого Мастера.
Спасибо, Людмила, за замечательную прозу!
Здоровья и всего Вам самого доброго!
С глубоким уважением
Юрий Фукс 17.11.2013 17:10 •
*********
СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК:
ЧИТАЙТЕ ЛЮДМИЛУ ВОЛКОВУ !
26.11.2013
© Copyright:
Юрий Фукс, 2013
Свидетельство о публикации №213112601074