Мир. Глава 16

Нот Сур
В какой-то миг тьма расступилась. Михаил почувствовал легкость, и сумрак начал наполняться яркими огоньками. Они становились все ярче и уже из тусклых и далеких звездочек начали превращаться в огоньки света.
Михаил не совсем понимал, что происходит, но какая-то неведомая сила влекла его к одному из этих огоньков. Наконец этот огонек вырос в яркий сияющий шар, в который Михаил неистово стремился. Он только почувствовал обжигающий свет и тут же целиком погрузился в него.
Наконец, Михаил почувствовал,что его движения стал более привычны. Он шел через этот свет, он на что-то наступал, но пока ничего не мог рассмотреть. Он чувствовал, как передвигает ноги, но не видел их.
В какой-то момент свет стал приглушенным и Михаил уперся в стену. В настоящую кирпичную стену. Он уперся руками и ощупал её.
- Потерялся? – услышал он голос сзади.
Голос кого-то напоминал, но был в тоже время чужим. Михаил обернулся и осмотрелся. Он находился в какой-то камере, на шконке, уткнувшись в книгу, сидел человек в годах. Михаил с интересом разглядывал его, но не мог узнать.
Человек посмотрел на Михаила, отложил книгу и похлопал по шконке рядом, приглашая присесть.
- Присаживайся, - сказал он, - Долго искал?
С настороженностью Михаил присел.
- Где я? – спросил он.
- У меня дома, - ответил человек, - Не узнал?
Михаил отрицательно покачал головой, мужчина улыбнулся.
- Паша, - протянул он руку для рукопожатия.
Михаил опешил.
- Но ведь ты молодой? Почему здесь? Что случилось? – задавал он вопрос за вопросом.
- Притормози, - остановил его Паша, - Давай сначала.
Паша выдохнул и улыбнулся.
- В разных мирах мы выглядим так, как хотим выглядеть, - продолжил он, - Здорово быть молодым и красивым. Но дома я предпочитаю натуральный облик.
- Но почему здесь? – перебил его Михаил.
- Это грустная история, - ответил Паша, - Я пытался что-то поменять, но каждый раз выходит только хуже. А тут я привык, не надо заботиться, где добыть еду, какая погода на улице, что одеть, а прогулки у меня самые разнообразные.
Паша улыбнулся и подмигнул.
- Это ты привык- на работу, с работы, - продолжил Паша, - Моя жизнь была более прозаичной. Зато я много читаю, думаю.
- Но как так? – снова спросил Михаил, - Ты же ребенок был, когда я умер?
Паша ухмыльнулся.
- Я думал над этим, - выдохнув, ответил он, - Должно быть место в природе, где всё когда-нибудь встречается. Молодые и пожилые, больные и здоровые, дети и родители, прошлое и будущее.
Паша грустно посмотрел в пол, но сразу снова поднял глаза.
- Здесь нет времени, - продолжил он, - Мы вне его течения, а значит..
Паша многозначительно приподнял руку, подбирая слова.
- Значит, все кто когда-либо умирал, - продолжил он, - Уже здесь.
Паша устало потер глаза.
- Но почему в тюрьме? – снова спросил Михаил.
- Я тут умер, - ответил Паша.
- Но зачем? – интересовался Михаил, - Как ты сюда попал?
Паша опустил глаза.
- Тебе правду? Или, - спросил Паша.
- Правду, конечно! – утвердительно кивнул Михаил.
- Я вот всегда думал, - начал Паша, - Как бы изменилась моя жизнь, если бы отец был рядом. Вставил бы ****юлину вовремя. Но так я практически все время был предоставлен сам себе. Мама искала варианты, я тоже чего-то искал.
Паша улыбнулся.
- Если быть кратким, - продолжил он, - Меня ждали не самые радужные перспективы. И однажды, выпив с товарищами... Там у нас две цыганки ошивались, торговали наркотой, мы их не очень любили. Загнали их в сливной коллектор.
Паше явно не нравилось, что он рассказывал, но он продолжал, глядя куда-то в сторону.
- Пока заталкивали, одна упала и разбилась, - продолжил он, - Проверять не стали, но вторую тоже столкнули. Кто-то приволок канистру с бензином. Тела облили и зажгли.
Паша прикрыл глаза руками.
- Наверно, не самое приятное, что можно услышать, - грустно улыбнулся он, - Было резонансное расследование, нас по одному выловили. Чтобы не всем сидеть, я принял все на себя. Тогда это казалось правильным и справедливым. А мне уже восемнадцать тогда исполнилось. У мамы руки опустились. Защищать было некому.
Михаил в ужасе слушал рассказ.
- Собрал я в итоге, как самый отморозок, вышку, - резюмировал Паша.
Михаил молча рассматривал его. Он не знал, что сказать.
Паша посмотрел на него и улыбнулся.
- Был шанс выйти через двадцать пять лет, - сказал он, - Но тут я приболел, а медицина в тюрьме своеобразная. Так что умер практически от насморка.
Паша оперся спиной об стену и откинул голову.
- Вот так, - завершил он монолог.
Михаил немного очнулся от шока.
- Но я не понимаю, - сказал он.
- А что тут понимать, - выдохнул Паша, - Я просто не ожидал, что так тебя встречу. Мне всегда хотелось тебе в глаза посмотреть, а как увидел – испугался. Да и момент один из самых неприятных всплыл.
Паша положил руку Михаилу на плечо.
- Так что не переживай, - сказал он, - Я многое в себе уже пережевал и выплюнул.
Михаил закрыл глаза и заплакал.
- Да ты что? – похлопал Паша его по плечу, - Кто из нас двоих ребенок? Давай собирайся!
Михаил пытался успокоится, выдохнул, но слезы навернулись вновь.
- Сейчас чая налью, - сказал Паша, встал, взял под шконкой железную кружку, кипятильник.
Михаил сидел потерянный. Он не знал, что сказать, как ко всему этому отнестись.
- Ты не переживай, - сказал ему Паша, налив воды и вставив кипятильник в кружку, - Я это давно уже пережил.
- Но почему ты тут уже освоился? – наконец, собрался Михаил, - Я же раньше умер.
- Ты снова мыслишь категориями времени, - ответил ему Паша, - Предположи, что надо мыслить категориями опыта. Я же дольше тебя прожил.
Михаил успокоился, но сидел абсолютно опустошенный. Ему было неприятно осознавать, что с его ребенком это все случилось. Естественный протест зрел у него в голове.
- А это можно как-то исправить? – наконец сказал он.
Вода в кружке закипела и Паша, отключив кипятильник, принялся заваривать чай.
- Я не знаю, - ответил он, - Это очень неоднозначная мысль.
- Разве тебе не было плохо и одиноко? – спросил его Михаил, - Разве эти стены не угнетали тебя?
Михаил осмотрел нехитрый быт. Кирпичные стены, туалет в углу.
Паша поставил кружку на пол и присел на корточки.
- Человек привыкает практически ко всему, - ответил он, - Мне так проще, не надо думать, как получить зарплату и купить на неё еду. Заплатить за электричество или квартиру.
Паша улыбнулся.
- В некотором роде, - продолжил он, - Можно относиться к этому как к спортивно оздоровительному лагерю. Тебя кормят, одевают, а уж дальше ты делаешь выбор сам.
Михаил не знал, что ответить или сказать. Паша посмотрел на чай.
- О, уже заварился, - поднял он кружку и протянул Михаилу, - Угощайся.
Михаил отпил глоток.
- Не переживай, - улыбнулся Паша, - Конечно, я бы хотел быть свободным и независимым, хотел жить и растить детей. Но сейчас я могу гораздо больше. Я вижу, как это делают другие, чему-то учусь. Конечно, я бы хотел другой шанс.
Паша улыбнулся и притих.
- Но как это возможно? Да и справлюсь ли я? – выдержав паузу, сказал Паша, - А что, если второй шанс будет не лучше первого?
Паша показал пальцем на голову.
- Как взять в этот второй шанс весь накопленный там опыт? – сказал он.
- Это потому, что меня не было рядом, - отпивая по глотку горячий чай, сказал Михаил.
- Это ты сейчас говоришь, - улыбнулся Паша, - Никто же не знает, что было бы, если бы ты был рядом. Бессмысленно винить себя в чужих ошибках.
Михаил выпил глоток и опустил руки, в очередной раз он не знал, что ответить.
- Не бери в голову, - сказал Паша, - Жизнь- сложная штука. Нельзя сложные решения принимать на горячую голову.
Паша подмигнул Михаилу.
- Иди- ка ты домой, - улыбнулся Паша, - У меня, как видишь, стесненные коммунальные условия. Отлежись, выспись.
- Я не понимаю, как сюда-то пришел, - ответил Михаил.
Паша пожал плечами.
- А что ты сделал? – спросил он.
Михаил тоже пожал плечами.
- Разбился на машине, - ответил он, - Пока тебя пытался догнать.
- Смерть – это больше не ко мне, - улыбнулся Паша, - Давай вспоминай.
Михаил поставил кружку на пол. Поднялся и подошел к стене, куда пришел с самого начала. Осмотрел её.
«Пожалуйста,» - мысленно обратился он к голосу, - «Пожалуйста, я хочу домой.»
Он обернулся и увидел вместо камеры туман, ведущий в темноту. Михаил пошел навстречу этой темноте. Чем глубже он заходил, тем труднее становилось продвигаться. Но он уже не чувствовал рук или ног. Он двигался вперед, постепенно растворяясь в этой темноте. Вдруг дыхание перехватило, и что-то необычное подхватило его и понесло в черную пустоту. Все замерло.
- Ау, - попробовал он сказать.
- Да, - ответил голос из пустоты.
- Почему это все так больно? – спросил Михаил.
Голос промолчал.
- Кто ты? – спросил Михаил.
- Я часть тебя, - ответил голос, - Мы это уже обсуждали.
Михаил перебирал все приходящие ему в голову мысли, пытаясь сформулировать вопрос.
- А это навсегда? – наконец спросил он.
Но ответа не было, ожидание томило Михаила.
- Ты можешь дать ему второй шанс? – снова спросил Михаил.
- Возможно, - неожиданно ответил голос.
- И что для этого надо? – обрадовался Михаил.
- Ты должен его отпустить, - ответил голос.
- Это как? – озадаченно спросил Михаил, - Я буду только рад!
- Подумай еще раз, - ответил голос, - Ты должен его полностью отпустить. Он больше не будет твоим сыном, он вообще может не быть больше сыном. Никто не даст ему в дорогу багаж счастья. Его больше не будет никогда.
- Почему? – озадачено, спросил Михаил, - Я запутался.
- Знание, опыт, чувства, судьбу, - ответил голос, - Можно только принести сюда. Забрать их обратно нельзя.
- Но я буду помнить, что он был? – спросил Михаил.
Голос больше не отвечал.
- Ау! Ты где! – кричал Михаил.
Но ответа не было.
Темнота снова подхватила его и понесла куда-то дальше в пустоту.
Вдруг Михаил открыл глаза. Он почувствовал веки, руки, ноги, вскочил. Он был на кровати, дома. Отдышавшись, он пошел в душ. Все произошедшее  было как в страшном сне, и Михаил пытался отмыться от этого. Осознание безысходности мучало его.
Он вышел из душа и заварил чай. Почему-то хотелось именно чая. Он задумчиво глядел в окно.
- Ты совсем загнался, - услышал он сзади голос Паши.
Михаил радостно улыбнулся и сразу же кинулся к нему обниматься.
- Да что ты творишь, - улыбаясь и хлопая его по спине, сказал Паша.
Паша снова был молодым парнем, да еще и таким родным. Михаил не хотел отпускать его.
- Хватит уже, - успокаивал его Паша, - Я тоже рад.
Михаил немного успокоился и отпустил его.
- Глупо как-то получается, - наконец собрался с мыслями Михаил, - Это какой-то ад.
- Нет, – улыбнулся Паша, - Просто как и в жизни, тут надо уметь жить. Я тоже очень переживал по поводу тех двух цыганок. Но когда их нашел, я понял, что живу не так уж и плохо.
Михаил присел и с изумлением рассматривал Пашу.
- И как они? – спросил он с интересом.
- Я им немного помогаю, - ответил Паша, - Они ничего не помнят, ну я и не стараюсь напоминать. Единственное, что из всего, что могли взять из жизни сначала, они взяли самое плохое. Пришлось потрудиться, чтобы немного реабилитировать их.
- Да фиг с ними, - наконец сказал Михаил, - Я за тебя переживаю.
- А это тоже не совсем хорошо, - ответил Паша, - Надо заботиться о людях, это ведь тоже в человеческой природе.
- Садись уже, - сказал Михаил, - У меня никогда не было взрослого ребенка. Я не видел, как ты растешь.
- В чем проблема, - улыбнулся Паша, - Ты все это можешь посмотреть, но важен не процесс, а результат. Сейчас я совершенно другой, чем был, когда рос. Да и стоит ли об этом..
Михаил улыбнулся.
- Чай будешь? – радушно спросил он, - А может, выпить?
Паша улыбнулся.
- Пить с утра вредно, - ответил он, - А чай налей.
Михаил засуетился с кружкой.
- Ты знаешь, - говорил он, заваривая чай, - Я не знаю как себя правильно вести. И что делать дальше, но я рад. Не в смысле, что все так, а что мы встретились. Я не хочу тебя больше терять.
- Я и поэтому тоже, - сказал вдруг Паша.
- В смысле? – переспросил его Михаил.
- Ты когда возвращался, - сказал Паша, - Разговаривал с голосом.
Михаил передал кружку Паше и присел.
- Да, - робко сказал он.
- Он сказал, что я могу попробовать вновь, - сказал Паша, - Что возможен второй шанс.
- Но я должен тебя отпустить, - тихо сказал Михаил, - Я только тебя обрел. А он сказал, что в этом случае тебя больше не будет.
Паша отпил глоток и поставил на стол.
- Это сложно, - сказал он, - Я понимаю.
- И он сказал, что нет никаких гарантий, - сказал Михаил, - Все может быть и еще хуже. Но тебя больше не будет. Никогда.
Паша присел на табуретку напротив Михаила, они смотрели друг другу в глаза.
- Я тоже думал и искал тебя, - сказал Паша, - Если честно, с разными чувствами я тебя искал. Были и ненависть и страх.
У Паши навернулись слезы, он еле сдерживал себя, чтобы не заплакать.
- Я даже пытался все забыть, - продолжил Паша, - Но каждый раз вспоминал. Давай выпьем и пошли на улицу!
Паша встал и грустно улыбаясь, подмигнул.
- Доставай свою заначку, - сказал он Михаилу.
Михаил встал, достал из холодильника пару бутылок вина, достал штопор.
- Да давай  тут откроем, - сказал Паша.
Они открыли вино и, выпив по глотку, спустились на лифте и вышли из подъезда. Во дворе гуляли люди с детьми, небо было ясным.
- Видишь, - сказал Паша, кивая на небо, - Какое у тебя небо.
- Нормальное, - сказал Михаил.
- И я хочу шанс, - сказал Паша, - Чтобы у меня над головой было ясное, нормальное небо.
Он выпил пару глотков вина.
- Не хочу создавать его искусственно, - продолжил Паша, - А потом снова загонять себя под крышу. Хочу, чтобы оно просто было таким.
- Но ведь гарантии никакой нет, - ответил Михаил, - Ты можешь быть у меня в любое время.
- Могу, - ответил Паша, - Но все равно, это будет твоё небо, Юлино небо. Чьё-то чужое небо.
- Ну, я же все равно не знаю, - возразил ему Михаил, - Как я могу тебя отпустить.
- Я думаю, - сказал Паша, - Ты просто должен этого захотеть. Решить для себя.
Паша прошел чуть вперед и присел на скамейку.
- Человек все равно всегда – эгоист, - продолжил он, - Он все судит относительно себя. Но я просто устал.
Паша выпил еще пару глотков.
- Я же даже не смогу тебе помочь, - возразил ему Михаил и сел рядом, - Я теперь даже не представляю, как так, что тебя не будет.
- Здесь очень много несчастных людей, - ответил ему Паша, - Которые действительно нуждаются в помощи. Мне же нужен только шанс.
Михаил выпил пару глотков.
- Если бы я только знал, - ответил он Паше, - Что от этого будет лучше.
Паша посмотрел на него.
- А много ты знал, что так все будет? – спросил он Михаила.
- Но сейчас мы только поняли, что мы родные, - ответил Михаил.
- Очень плохая практика, - ответил Паша, - Делить людей, на близких и далеких. С глаз долой, из сердца вон.
- Я не знаю, - сказал Михаил, - Я еще не готов. Я же только узнал тебя.
- Очень не хорошо, - раздался голос рядом, - Тут же дети гуляют.
Михаил и Паша обернулись на голос, рядом стоял оперативник в штатском, который гонял Пашу.
- А Вам, молодой человек, - сказал оперативник, - Уже пора домой.
- Я думал, - неожиданно сказал Михаил, - Что это был твой голос.
- Какой голос? – переспросил оперативник.
- Тогда не важно, - ответил Михаил.
- Мы же вроде как договаривались, - сказал оперативник, - Если вы засиживаетесь, я вас гоню.
Паша схватил Михаила за руку.
-  Просто согласись, - теребил он его за руку, - Сейчас согласись!
Михаил был в растерянности.
- Мне следует применить силу? – ехидно спросил оперативник.
- Папа, - сказал Паша, дергая Михаила за руку, - Пожалуйста. Сейчас. Ты всегда будешь помнить меня, пожалуйста.
- Уберите спиртное, - угрожающе сказал оперативник, - И Вы, молодой человек! Следуйте за мной!
Михаил встал перед оперативником.
- Это мой сын! – сказал он, - Ты можешь делать все, что угодно. Но это я буду помнить вечно!
Оперативник ехидно улыбнулся. Его копии стали появляться вокруг.
- Папа, - услышал сзади Михаил голос Паши, - Очень прошу!
Михаил обернулся, но между ними уже возник оперативник. Они разделяли его с Пашей.
- Отпусти! – крикнул Паша Михаилу.
Несколько копий оперативника схватили Михаила. Он зажмурил глаза.
- Пожалуйста, - сказал он, - Я отпускаю, дай ему второй шанс!
Жуткая головная боль пронзила голову Михаила. Руки оперативников пропали, он раскрыл глаза.
Нечто светлое, слепящее с огромной болью проникало в его мир и стремилось к Паше. Михаил от боли рухнул на колени, поднялся жуткий ветер. Паша стоял и смотрел на это нечто.
- Боль уйдет, - раздался голос сверху.
- Папа! – крикнул Паша, - Я тебя люблю!
И в тот же миг он растворился в лучах от нечто. Нечто провалилось в землю и исчезло в ней.
Ветер тут же стих, боль прошла. Михаил встал. Отряхнулся и осмотрелся. Сзади стоял, ошалевший от произошедшего, оперативник.
- Брысь в свою коморку! – крикнул он.
И в тот же миг Михаил очутился в квартире.
- Значит, - улыбнулся Михаил, - Ты не последняя инстанция!
Михаил хотел было подойти к двери, но она превратилась в стену.
- Долго ты не сможешь меня удерживать, - сказал Михаил и, достав из холодильника бутылку вина, открыл её.
Выпив пару глотков, он задумчиво посмотрел в горлышко.
- Это мой мир! – крикнул Михаил в пустоту квартиры и направился к креслу.
- Я надеюсь,- сел и поднес к губам горлышко Михаил, - Я верю! Твой шанс будет успешным!.
 
Мир. Два крайних слова.

Слово первое.

Михаил задумчиво сидел на скамейке, наблюдая как в песочнице копаются малыши.
- Привет, - услышал он Юлин голос рядом.
- Привет! Привет! – улыбнулся он, даже не оборачиваясь на голос.
Юля подошла и присела к нему.
- Твои какие? – спросила она.
- Эти двое, - показал он пальцами, - Сначала хотел одного в память о Паше, а потом подумал, что ему же плохо и было потому, что он один всегда и везде был.
- Прикольно, - сказала она, - Интересно, кто он теперь?
- Мы же не можем проверить, - ответил, улыбаясь, Михаил, - Так что будем думать, что все у него отлично!
- Тоже вариант, - взаимно улыбнулась Юля.
- Иногда важно уметь вовремя отпустить человека, - немного грустно улыбнулся Михаил, - Чтобы навсегда сохранить о нем теплую память.
- А если я парочку заведу, - спросила она, - От тебя! Я, правда, не знаю, что с ними делать, но ты же меня научишь.
Михаил снисходительно посмотрел на неё.
- У нас  есть целая вечность, - ответил он, - Чтобы это проверить.

Слово второе.

- Свидание- пятнадцать минут, - привычно сказал конвоир.
В комнату для свиданий зашел озадаченный арестант.
- Я Михаил, - встал ему навстречу Михаил и протянул руку для рукопожатия, - Теперь ваш защитник.
Арестант пожал руку и присел на скамью за столом. Конвоир прикрыл дверь.
- Так ведь, - начал арестант, - Все уже кончилось. Смысл меня защищать, теперь сидеть.
Михаил присел и улыбнулся.
- Зачем тебе это? – загадочно спросил он арестанта.
- Что это? – переспросил арестант, - Так проще. Я не создаю никому проблем, не схожу с ума. А с тобой мы вроде встречались.
Михаил согласно кивнул.
- Ты меня сбил, на тропинке, - сказал он, - А потом добил.
Арестант испуганно спрятал глаза.
- Ты, наверное, очень зол на меня? – спросил он Михаила.
- Какое-то время был, - ответил Михаил, - У меня сын без меня в проблемы вляпался. Но потом он же мне и рассказал, что злоба- не выход. Мы же все равно уже умерли. Нет ничего более глупого, чем бесконечно мучить друг друга.
- Так зачем ты тут? – с опаской спросил арестант.
- Хотел просто знать, зачем? – спросил Михаил.
- Я тогда, - начал отвечать арестант, пряча глаза, - Как с ума сошел. Не знаю, что на меня нашло. У меня же тоже ребенок был, он в кабине как раз сидел.
Арестант помялся, выдержал паузу.
- А потом все это так завертелось, - продолжил он, - Я вышел потом. Но тут так проще.
Михаил осмотрел его.
- Пока я тебя искал, - начал он, - Разные чувства были. Ты не дал мне воспитать сына. Хотя я, может, тогда  и не был к этому готов. Но тут я хочу поделиться с тобой одним секретом.
Арестант недоверчиво наклонился вперед.
- Каким? – спросил он почти шёпотом.
- Это очень странный мир, - ответил ему Михаил, - Здесь ты можешь все. Но в рамках своего мира. В этом же сокрыта опасность. Но испытать настоящие эмоции, получить настоящее удовольствие, ты можешь только в том случае, если кто-то поделится ими с тобой из своего мира.
Арестант недоверчиво посмотрел на Михаила.
- Ты больше не можешь меня убить по настоящему, раздавить машиной или еще что, - сказал ему Михаил, - Тут нет ничего страшнее, чем остаться одному, пусть даже и с безграничной властью в своём мире.
Арестант недоверчиво смотрел на Михаила.
- Я попробую тебе помочь, - продолжил Михаил, - Выпить будешь?
- А есть? – с опаской спросил арестант.
- Тебя как зовут? – переспросил его Михаил.
- Серёга, - ответил арестант.
- Вот что, Серёга, - сказал Михаил, аккуратно из-за пазухи доставая флягу,- Быть дерьмом даже не стоит стараться. А делиться с другими - ещё надо набраться сил и воли.

Оригинал тут (http://servicebook.pro/club/blog/1379/mir-glava-16/).