Толстой сегодня

Владимир Дьяченко
Он - страшный враг христианства
и предтеча христианского возрождения.
На гениальной личности и жизни
Л. Толстого лежит печать какой-то
особой миссии.

 Н.А.Бердяев, 1912 г

7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя)...

Сегодня дата ухода из земной жизни Льва Николаевича Толстого хмурым ноябрьским днём.

Эту смерть ждали, на нее надеялись как на избавление русского народа от антихриста во плоти. Церковные иерархи молили Господа о ниспослании смерти писателю. Московская газета «Новости дня» от 14 июля 1908 года на передовой полосе поместила молитву Иоанна Кронштадтского. Она звучала так: «Господи, умиротвори Россию ради церкви Твоей, ради нищих людей Твоих, прекрати мятеж и революцию, возьми с земли хулителя Твоего, злейшего и нераскаянного Льва Толстого и всех его горячих последователей…».


.
Я мог бы пропустить дату, если бы не услышал на одном радиоканале, который я довольно часто слушаю. Дату отметил ведущий, к которому я, признаюсь, питаю далеко не добрые чувства. И всё же надо отдать должное, - хоть и недобрым словом, но упомянул, тогда как повсюду было молчание.

Но было бы наивно ожидать от этого человека, ксенофоба , эрпэциста и глашатая военщины, что-либо, отличное от официозной пошлятины: «Льва Толстого знают как талантливого писателя, но мало знают о его религиозных заблуждениях, как еретика, на опасность ереси которого в течение десяти лет указывал св. Иоанн Кронштадтский. Толстой не признавал возможность прихода Иисуса Христа в теле, не признавал воскресения из мёртвых, а понимал только, как растворение и слияние всеобщее. Но к концу жизни он хотел раскаяться, но к нему не допустили святителя Варсанофия….: «Хоть он и лев, но не смог разорвать дьявольское кольцо…» - было сказано, не без ядовитой ухмылки, в заключение.


Минуло два года после100 летнего юбилея со дня смерти графа Льва Николаевича Толстого.
Хотя юбилея фактически не было. Какие-то жалкие упоминания , тихо, без церемоний. Может это и хорошо. Как-то не вписывается он в современное общество «при виде того, что совершается дома».
Он по-прежнему неудобен как для власти, так и для церкви.
Ну, а как иначе? Лев Толстой – противник государства с его насилием и патриотизмом, и он же – противник лжехристианства с его насилием и патриотизмом тоже.

ОН - СТРАШНЫЙ ВРАГ ХРИСТИАНСТВА… - так писал молодой Бердяев, тот Бердяев, который в известной статье «Духи русской революции», подверг Толстого уничтожающему бичеванию, нанося удар за ударом с каким-то эстетическим удовольствием, даже остервенением, будто имел к нему свои особые счёты.
Похоже, это была дань времени, - тогда на Льве Толстом, как на груше, отрабатывали боксёрское искусство полемики  многие начинающие и многообещающие философы и писатели. Пинков было намного больше, чем похвалы. «Меня бьют со всех сторон, - писал Толстой, - если точно я живу /не отчасти/ по воле Бога, то безумный, больной мир не может одобрять меня за это. И если бы одобрял, то я перестал бы видеть и искать волю Бога. Таково было Твоё благоволение» .

… И ПРЕДТЕЧА ХРИСТИАНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Что это? Парадокс? – Нет.



Уже поздний Бердяев писал:

Л. Толстой был великим пробудителем уснувшей совести. Он требовал, чтобы люди, верующие в Бога, жили и действовали иначе, чем в Бога не верующие. Он был ранен тем, что христиане, люди, верующие в Бога, живут и устраивают свои дела на земле так, как будто бы Бога нет, как будто бы не было Нагорной проповеди. И христиане, как и нехристиане, живут по закону мира, а не по закону Бога.

Павел Флоренский, православный философ и священник, писал: Но нет Бога в нашей догматике. И небезосно-вательно заметил Л.Толстой, что многие верятне в догматы, а в то, что в них надо верить. Омертвевшая пустая форма не несёт в себе внутренней правды и потому является идолом.




Сегодня в интернете о Толстом можно узнать всё, если не полениться. Размещены все его религиозные труды. Нельзя Толстого давать на откуп всякой обшмыге, которая раньше обслуживала КПСС, а теперь РПЦ.


Лев Толстой писал, что, по сравнению с нынешними фарисеями, древние фарисеи кажутся наивными детьми. Наши фарисеи намного изощрённее древних в искусстве лгать.

От себя добавлю, что древние фарисеи-первосвященники не могли переступить порог и войти во дворец к Пилату, боясь осквернить себя.

А наши обслуживают государственную машину, машину насилия, действуя заодно с ней, в обнимку с ней, называя это симфонией.

   Некоторым, если не сказать многим, нравится слушать эту симфонию.

   Патриарх будто соревнуется с президентом в лицемерии. А это требует искусства.





Межконфессиональных разногласий с тех пор меньше не стало, и вопрос Толстого о понимании евангельского учения на более высоком уровне, где они стали бы второстепенными, не отпал. Мало того, он созвучен духу нашего времени, с его стремлением к выявлению объединяющего в противовес разъединяющему. И таких вопросов, остающихся актуальными и в наше время, у Толстого было много.

Он был честным богоискателем и высказывал свои сомнения открыто. Это были большей частью сомнения из разряда вечных, которые могут возникнуть во все времена и у всякого трезвомыслящего человек. Как, например, сомнения в чудесах, возможности знания Божьего промысла, абсолютной истинности догм, святости икон, книг и отдельных личностей.