Рубрика Грабли истории. Армяно-татарская резня 190

Алексей Салтыков 1
Армяно-татарская резня 1905 года.

    Уже не раз в истории межнациональные конфликты использовались властями и буржуазией для отвлечения людей от источников их проблем. Так, например, в ответ и в отместку на всеобщую политическую стачку в декабре 1904 года в Баку, где дружно участвовали и азербайджанцы, и армяне, и русские, и грузины, власти и местная буржуазия при помощи наёмников спровоцировали межнациональную резню, которая в анналах истории названа «армяно-татарская резня».
   Баку начала ХХ века –это город нефти. Здесь в то время на беспощадной эксплуатации рабочих, которые трудились в ужасных условиях, «зарабатывали» свои первые миллионы Нобель и Ротшильд. Н.Н Колесникова, очевидец тех событий, член бакинской организации РСДРП, в своих воспоминаниях пишет:
«Нефтяники жили скученно, в бараках, трудились в жаре, грязи и задыхались без бань, без пригодной для питья воды. Эпидемии холеры, тифа косили их беспрепятственно, особенно летом. Смертность их детей доходила до 80%». Таковы были условия быта многих трудящихся и причины их негодования и подъёма революционных настроений. Вовлечённые подпольными организациями РСДРП в Баку в революционные движения с требованиями своих прав на свободный труд, рабочие, объединённые общей идеей представляли серьёзную угрозу для существующего эксплуататорского строя.
   Резня случилась с 6-го по 9-е февраля 1905 года. Начавшаяся и закончившаяся по приказу бакинского губернатора Накашидзе. Началось всё с провокации. При попытке к бегству, армянские конвоиры закололи молодого татарина, подозреваемого в убийстве. 6 февраля родственник убитого Бабаев, решив отомстить, пытался застрелить этого солдата в толпе перед армянской церковью, но был убит толпой. После этого татарские вооруженные группировки напали на армянский квартал. Корреспондент газеты «Русское слово» (22.2.1905) так описывал начало резни:
«Шайки убийц появились одновременно в разных частях города. Загремели выстрелы… Застигнутые на улицах армяне спасались бегством. Вслед им гремели выстрелы. Несчастные падали, не добежав иногда несколько шагов до дверей своего дома… Жертвы среди армян насчитывались уже десятками. В то время, когда большинство мирного армянского населения в страхе ждало со стороны полиции и войск избавления от грозящей беды, раздраженная горячая молодежь рвалась мстить за убитых родичей и единоплеменников. Еще немного, и раздались выстрелы в проходивших кучками татар из окон и с крыш армянских домов… упало несколько человек татар. Взаимное озлобление все возрастало. Когда на улицах больше некого было убивать, татары кинулись громить армянские лавки. Взламывали двери, стреляли внутрь лавок залпами, вытаскивали неосторожно оставшихся в лавках торговцев и зверски расправлялись с ними». Это были банды «кочи»- наёмники азербайджанской буржуазии, и «маузеристы» - наймиты армянских капиталистов. (И. Верховцев, Е. Соколова «Через всю жизнь» стр 51.)
   11 мая того же года Накащидзе был убит.  Провокация не прошла бесследно, но сила , сплочающая рабочих в единый лагерь борцов против провокаторов и угнетателей всё же взяла своё. Нобели и Ротшильды были выгнаны, а нефть стала служить на благо людей. И «этнические грабли» на долгие годы стали лишь частью истории, пока она не стала повторяться вновь.
И снова по забытым граблям благодаря своей необразованности и не любознательности, мещанству, шагает обманутый народ. Шагает в XXI век, пока ещё не осознавая того.