Пожелай мне удачи... Глава 14

Александр Смирнов 6
                14

                "Пожелай мне удачи..."
               

         Но, когда мама ушла на работу, я тоже  долго не засиделся дома. И не ждал -
не гадал, а снова встретился с ней, и довольно скоро.
        Я оделся потеплее, сунул в карман самый лучший апельсин, который нашёл в
 холодильнике, и вышел на улицу. Я уже знал - куда идти; только, по рассеянности, совсем
 забыл, что мама там же!
        Железнодорожная больница всего минутах в пятнадцати ходьбы от дома. И, когда я
 вошёл в стационар, первый же человек, которого я встретил в коридоре, - была мама! То-то
 я удивился и растерялся! И только потом вспомнил и сообразил, что она здесь работает.
 Мама была в больничном белом колпаке и в белом халате, и держала в руках стопочку
 постиранного и поглаженного белья.
        - Во! А ты как сюда?! - удивилась она. - Какими судьбами? Или... ко мне? Что-то забыл?
        - Н... нет... - почему-то очень сильно покраснел я.
        - Да что с тобой? Что случилось-то? - уже серьёзно встревожилась она. - Заболел,
 может? Давай - к врачу свожу. У нас хороший терапевт.
        - Н... нет, мама, - вновь промямлил я. - Тут... тут... где-то девушка... Вчера её
 поездом... задавило... Я же вам вечером рассказывал. Ты ещё шинель застирывала. Хотел
 узнать... как она?..
        - А ты-то тут причём? - уж совсем удивилась мама. - Ну, Илюшка! Что ни день - то фокусы.
        - Это ж при мне случилось. Я  приехал... шёл домой - тут она... Под поезд!  Я всё
 видел. Потом в милиции писал... показания.
        - Да тебе-то зачем... сейчас-то?
        Я пожал плечами и опустил голову.
        - Ну... как... - я совсем не знал, что сказать маме.
        - И совсем не расстраивайся, и не бери даже в голову! - вдруг уверенно и твёрдо
 заговорила она. - Тебе-то всё это зачем?! Понять не могу.
        - Но... – раскрыл, было, я рот, а мама перебила.
        - Умерла она сегодня ночью. Её на каталке в морг увезли. Не смогли спасти. Да
 и... ребёнок у неё был. Беременная она была. Правда, всего месяца четыре... может, пять
 беременности. Так что - никого спасти нельзя было. Сейчас родственников ищут. Да и...
 нашли уж, кажется. Там... пришли какие-то, - мама показала в сторону приёмного покоя. -
 А тебе тут совсем делать нечего! Вчера написал показания - и хватит с тебя! Иди - гуляй,
 и не заморачивай себе голову! А то ещё вляпаешься в какую-нибудь историю, наговоришь на
 себя, а потом таскать будут... И оправдывайся потом!- строго сказала она  и чуть ли не в
 тычки вытолкала меня к двери на улицу. - Сиди лучше дома, или в кино сходи. Горе мне с
 тобой! Такой детинушка вымахал - а всё хуже ребёнка...
         Я вышел на высокое крыльцо. Вокруг больницы был большой парк с ровными дорожками
 и с пустыми сейчас, чёрными клумбами. Солнце светило тускло и совсем не грело. Так же
 тускло и пусто почему-то стало и у меня на душе. Я закурил, и совершенно не знал, что
 мне делать дальше. Из соседнего одноэтажного здания вышли и тихо прошли мимо меня
 мужчина и женщина средних лет. На женщине был чёрный траурный платок. Она, молча,
 беззвучно (будто я оглох вдруг!) плакала и вытирала носовым платочком глаза, а лицо
 мужчины было серое, как не живое... Они почему-то оба внимательно посмотрели на меня - у
 меня аж мурашки по коже побежали! Может быть, ожидали увидеть во мне кого-то знакомого,
 но ошиблись...
         У меня нехорошо задрожали ноги, и я чуть было не сел тут же, на грязные холодные
 ступени крыльца. И внутри меня прошёл такой неприятный холодок, будто я льдинку
 проглотил... Но я пересилил себя и быстро пошёл через парк по первой же тропинке, - мне
 было абсолютно всё равно, в какую сторону идти.
         "И зачем было родиться на этот свет, чтоб вот так?.. - думал я. - Раз - и нет
 тебя! И пройдёт всего месяц-два - и будто не было тебя никогда!.. Родители и родные ещё
 попомнят, пока живы сами, а после них - и совсем про тебя забудется... - Всё более и
 более углублялся я в размышления. - А всё потому, что мы жизнь не ценим! Она дарована
 нам без нашего согласия - потому-то мы её и не ценим. Говорят же, и не зря говорят: как
 что придёт задаром - так и уйдёт впустую!.. Досталась человеку жизнь задаром, вот он и
изгаляется над ней: алкоголем, табаком, наркотиками - душит, одурманивает, отравляет.
 Обжирается, насилует, воюет! Не себя - так других убивает, калечит. И с какой стати
 человек, просто человек взял на себя такое право... решать:  кому жить, а кому нет?! 
И самому же вершить и суд и приговор!? Нет! Нет! И нет! Не имеет человек такого права!
 Никто ему не давал такого права! Даже над собой!.. Нет у него такого права!.. Одно
 только у человека есть право - жить!! И так жить, чтоб... никому вокруг от тебя не было
 тошно! Это - главное... Живи и радуйся - и никому не мешай. И, по-возможности, - делай
 добро, чтобы и тебе, и другим было хорошо. Всё! - вдруг обрадовался я этой мысли. - Надо
 просто жить и радоваться жизни, и делать всё, что хочется и нравиться! И лишь
 единственное условие должно быть: чтоб всё, что ты будешь делать - не мешало другим
 жить, и не было им во вред!"
         "А, если... эта девчонка потеряла всякий смысл в жизни? Если жизнь ей стала
 невмоготу?" - задал я сам себе вопрос в тот момент, когда, как казалось мне, я уже всё
 для себя разрешил. А, вот, на этот вопрос у меня ответа не было, как я не напрягался.
 Даже прописная истина: "Бог терпел и нам велел!" - не успокаивали меня... "Да, самое
 страшное в жизни - это предательство и обман!" - сделал я для себя окончательный вывод,
 хотя не знал причину столь страшного поступка несчастной девочки.
        Из прибольничного парка я вышел на автобусную остановку. У меня не было никакой
 определённой цели или намерения, но когда подъехал автобус, едущий в центр города, - я
 без колебания вошёл в него. Я любил гулять по центральным улицам города и, особенно, по
 красивой набережной, где старина удачно сочеталась с современными постройками. До вечера
 у меня была масса свободного времени, и я решил пройтись по знакомым местам, а так же по
 старому городскому парку; да и надеялся, что там успокоюсь.
         Час пик уже миновал; в салоне автобуса было свободно; и я уютно уселся около
 окна, и рассматривал и прикидывал: что изменилось за год в городе. "Город похож на
 муравейник или на пчелиный улей, - подумал я, - только с той разницей, что муравьи и
 пчёлы знают, куда они бегут и летят, и чем каждый из них должен заниматься, а люди...
 люди не всегда знают, что им делать и куда идти, как... как Мармеладову у Достоевского:
 "Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. - Я помнил
 эти слова наизусть, ибо часто думал об этом же. - Ибо бывает такое время, когда
 непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!" Так и мне сейчас... Куда идти? - размышлял
с горечью я. - Зачем живу? - и сам не знаю..."
         Но скоро моё внимание привлёк разговор за моей спиной. Я не видел
 разговаривающих, но, предполагаю, что это были уже не молодые  женщины, или соседки
или родственницы.
         - И какой идиот разрешил открыть пивной ларёк возле нашего дома? - возмущалась
 одна дама. - Никакого житья теперь не стало!  Весь двор  пьяные алкаши загадили - детей
 вывести некуда; да и страшно. Даже самой-то страшно вечером мусор вынести. А в подъезде
 что твориться! Чуть непогода - понабьются в подъезд, тут же пьют, и харкают, и нужду
 справляют! И куда только мы не жаловались - никому до этого дела нет. Хоть продавай
 квартиру и съезжай, куда в другой район. Ума не приложу - что делать?
         - А у нас, думаешь, лучше? - вздохнула её попутчица. - Тоже вечно в подъезде
 всякая шантрапа торчит. И обругают, и оскорбят, и толкнут, окаянные! А сами ещё совсем
 сопляки, и уже курят, и пиво глотают, и гадят тут же. А позавчера вечером они вот так же
 возле подъезда толкались и цеплялись до всех, "балдели" - как они говорят. Я их всех
 знаю: такие безобразники и беспутные ребята. Ну и - нарвались они! Мимо подъезда парень
  проходил. Шёл себе, никого не трогал. Може - по делам к кому приходил, може - в
 соседний дом. Не знаю. Ну и - привязались они к нему, и драку учинили! А парень-то - не
 промах оказался:  поддал им всем шестерым! Да хорошо поддал! Кому руку, кому ногу, кому
 ещё что покалечил! Потом «скорая» их собирала да по больницам развозила. Один даже,
 говорят, в реанимации лежит. А сегодня я даже по телевизору и по местному радио слыхала,
 как объявляли и просили: помогите, мол, "опасного преступника" найти и задержать, и наш
 дом поминали. А потом днём по подъездам милиция ходила и расспрашивала:  к кому этот
 парень приходил, и кто его знает. Да, по-моему, никто ничего им не сказал... - почему-то
 добавила они шёпотом.
        - Вот, молодец - встрял в их разговор мужчина, что стоял рядом с ними в проходе и
 тоже невольно слышал их разговор. - Я говорю: парень этот молодец. Доведись до меня,
 даже  если б я его и знал - кто он такой, - да ни за что не донёс бы на него! Правильно
 сделал, так им и надо! Да не найдут они его. А люди только спасибо ему скажут. Разве -
не так?
         - А если б он вашего сына покалечил? - вошла в разговор ещё одна женщина, тоже
 уже в годах, но  крепкая и здоровая; она только что сидела рядом со мной, и у меня в
 носу щекотало от сильнейшего аромата её духов.
         - Во-первых, не он начал драку, а защищался от подонков, - вдруг спокойно, даже
 сердито ответил ей мужчина. - Во-вторых, вшестером на одного - это совсем не по-мужски,
 а, даже, по-скотски. А он - молодец, и преподал им урок. И, в-третьих, мои сыновья по
 подъездам бабушек не пугают и не шляются где попало. Они воспитывались иначе...
 Воспитывать своих чад надо как положено, а не гнать их из дома во двор, чтоб не
 мешались. А то гоните их на улицу от себя подальше с тех самых пор,  как только они
 ходить научатся. Мы сами виноваты, что такое поколение выросло бездарей и отморозков.
 Меня как воспитывали родители? Попробуй - приди домой с синяком да ещё пожалуйся: так
 отец такую затрещину даст, так добавит! И чтоб не жаловался, и чтоб за себя учился
 постоять.
        - Правильно мужчина говорит! - послышались голоса по всему автобусу.
        - Вот-вот! - громче всех заговорила женщина, лет сорока, что сидела на одном из
 передних сидений автобуса; она даже повернулась в проход так, чтоб её все видели и
 слышали.- Я тоже хочу сказать о том, как мы жалеем и заступаемся за наших недорослей, и
 что потом из них вырастает. Я недавно была у родни в Ростовской области; и там, в ихнем
 городе три отморозка-недоросля изнасиловали, избили до полусмерти девчушку, бросили её в
 мусор и подожгли! Ещё живую! Случайный прохожий в тлевшем мусоре увидал человеческие
 ноги и вызвал полицию. Она потом ещё две недели прожила в больнице. А нелюдей этих
 нашли, но в тот же день выпустили на волю по подписке, потому что папаши и мамаши их -
 шишки большие, нам не чета! И, чтобы выгородить своих отморозков - они стали поливать
 грязью эту девчонку, что она такая-сякая, что сама во всём виновата! Ох, не могу! У меня
 сердце так и заходится, как вспомню всё это! Граждане, да если б мой сын такое сотворил
 - да я бы его сама, своими руками задушила бы! Да разве ж можно таким выродкам жить,
 ходить по земле? Какая б она ни была, эта девчонка, - не об ней речь. Нормальный человек
 даже собаку не ударит, а тут - живого человека в огонь! Что ж они за родители такие?! Да
 как же можно оправдывать своих детей, если они такое творят? Что дальше-то будет с них?
 Сегодня они чужого человека в огонь бросили, то завтра смогут и мать родную прибить; и
 были такие случаи - я вам точно говорю!
         С минуту в салоне держалась тишина; даже автобус будто поехал ровнее, бесшумно.
         - Выгородят их - как пить дать! Папаши - выкупят, - не то вздохнул, не то просто
 подумал вслух кто-то.
         - А ещё идут разговоры - совсем отменить, запретить смертную казнь, - тоже
 заметил кто-то на задней площадке.
         И тут такое началось! Все пассажиры включились в дискуссию, но мне не суждено
 было дослушать этот разговор до конца: я вышел в Центре у набережной. Говорили все враз,
 и никто никого не слушал. Видно было: наболело у людей серьёзно!
        "Да, и люди и жизнь вокруг меняются очень быстро и круто, - пришёл я к
 неутешительному выводу. - И впрямь - Перестройка. Только почему-то не в лучшую
 сторону... А, может быть, раньше я был мальчишкой и за учебниками ничего не замечал; а
 сейчас подрос, и у меня глаза открылись?" Но то, что случилось со мной после прогулки по
 городу и просмотра в кинотеатре нового для меня фильма "Игла" - я даже описать не могу!
 Я вышел из кинозала на улицу - в полном ступоре: мне только что в фильме показали
 сегодняшний день моих ровесников! Но я их не узнавал, я их не знал, будто я был
 пришельцем с другой планеты... Как я отстал от сегодняшнего дня!
         А в ушах, в голове, в сердце моём всё ещё во все хоры звучала музыка и сильный
 голос Виктора Цоя! Я даже описать не могу: как та музыка и тот голос на меня
 подействовали, и как долго мурашки бегали у меня по коже... И я направился на рынок и
 потратил все деньги, что наскрёб у себя в кармане - на аудиокассеты с альбомами групп
 "Кино", "Наутилус Помпилиус",  и Игоря Талькова; на большее денег не хватило.

      
                15

                Душа компании.