Феномен маршала Жукова

Валерий Аллин
(http://val000.livejournal.com/425058.html)

Фильм "Жуков" (2012) вернул меня к размышлениям об одном из двух основных качеств души - силе духа. Напомню, что высокой силой духа может обладать и не очень чистая душа. Сила духа, вероятно, зарабатывается в ряде перерождений и является своего рода рангом души - знаком уважения и поддержки духовными силами. Поскольку с каждой жизнью человек становится духовно чище, то набранный капитал уважения, соответственно, относится не к самым светлым духовным силам. Тем не менее, поддержка эта даёт право действовать, которое признают все те, кто не добрал уважения в предыдущих рождениях. Люди прекрасно ориентируются в проявлении силы духа и быстро подсознательно выстраиваются по рангу в любом неискусственно созданном мужском коллективе. Вернее, коллектив как бы кристаллизуется вокруг своего вождя, в каком-то смысле повторяя его черты. Очень сильный духом человек, вторгаясь в такой коллектив, часто общается напрямую только с вождём, но заменить его в принципе не может. Он должен создать свой "кристалл". Это объясняет и то, почему Сталин уничтожил окружение Ленина, и почему Жуков не вписался в окружение Сталина, и ничтожность каждого последующего руководителя СССР, и даже развал государства с приходом Ельцина и его команды.

Судя по фильму, Жуков после войны не очень понимал причину ужасной неблагодарности со стороны правительства СССР. Авторы фильма похоже о причине знали, но передать нам своё ощущение не смогли. Это странно, так как им замечательно удалось передать страх ЦК КПСС перед Берией. Правда, это не тот страх, о котором в фильме разные люди намекают Жукову.

Дело в том, что бывают разные уровни страха, от животного страха смерти, до Божьего страха. Страх перед Берией был близок к животному, и он понятен создателям фильма. Страх перед Жуковым сродни иррациональному, мистическому чувству - с виду он обычный человек, но каждый чувствовал истинный (духовный) ранг Жукова. Кстати, в фильме страх перед Сталиным по градации находится между страхом к Жукову и страхом к Берии. Согласно авторам фильма, на фоне Жукова Сталин - лилипутский король. На самом деле, я думаю, что страх перед Сталиным и Лениным были наивысшими мистическими страхами перед сильнейшими духом апокалиптическими зверями. Но это - отдельный вопрос, хотя он объясняет в какой-то мере страх Жукова перед Сталиным, который даже в фильме выглядит более естественным, чем страх Сталина перед Жуковым.

Если оставить в стороне авторский прокол с силой духа Сталина, подобное отношение правительства к своему герою-спасителю и его причины были хорошо показаны ещё Свифтом на примере взаимоотношений Гулливера и правительства лилипутов. По закону духовного развития именно коллектив лилипутов (со своим "сталиным") обычно оказывается у государственной власти. Естественно, что все члены правительства, кроме Сталина, панически боятся Жукова, и на фоне этого чувства вполне по-лилипутски то славят его, то пытаются "выколоть глаза". Жуков же, родившись в семье простого человека, пытается жить "как все", но он - другой, он - как Гулливер среди лилипутов. Причина трагедия жизни "гулливера" в реальном мире в том, что внешне он не отличается от "лилипутов".

Что же должны были испытывать к такому гиганту духа как Жуков окружавшие его правительственные пигмеи? Я не знаю, сколько жизней он прожил, чтобы достичь этой силы духа - ранга души, дающего внутреннее право не быть "тварью дрожащей". Ясно, только, что выйти к вершинам государственного аппарата такие люди могут только в результате революции или будучи призваны во время страшного кризиса (например, войны). После кризиса они уничтожаются, как Блюхер, Фрунзе, Чапаев (я практически уверен, что это дело рук его нового комиссара), генералы из окружения Жукова и многие другие. Послевоенная судьба Жукова, к сожалению, - закономерность. Сталин говорил, что бывших генералов не бывает, и избавлялся от них, а у лилипутов другая тактика - "связать и выколоть глаза". Берегите себя. Держитесь над суетой. Суета - не грех, но признак внутреннего убожества.