Друзья из Тетеринского переулка

Ирина Юлина
                (продолжение)
        12.10.41 г.     Здравствуй, Юля!  Шлю тебе привет и наилучшие пожелания. Вчера получил от Валентина письмо от 20.9.41 г., где он пишет о больших изменениях в его жизни. Так значит, Валька теперь у нас солдат и даже собирается поехать на фронт добровольно; ну, что ж пусть едет, а то я на фронте, Андрей тоже, а Валька сидел на крыше и ловил бомбы в Москве.  Это  я, шутя, конечно. 
 
 У меня все по-прежнему.  Более подробно напишу Валентину. Письмо к нему я отсылаю тебе, т. к. не уверен, что оно дойдет по тому адресу, что он мне оставил. Если ты знаешь его точный адрес, то отошли. Если еще не знаешь, то пошли позднее и напиши мне.  Пиши, как Вы там живете, что нового в Москве, бывает ли у Вас мой батя. Я его видел, он приезжал ко мне.   Надеюсь, что еще увидимся после войны, а пока до свидания. По братски целую тебя. Гриша <…>
  Еще раз по братски, хотя нет, просто целую. Теперь война – можно.
 
  Открытка 4. 2. 42 г.     Здравствуйте Юля и Валя!  <…> Нехорошо товарищи, но черт с Вами, хотя Вы и не пишите, а я пока жив, здоров и даже в Москве был два раза. Последний раз был в Москве 1, 2 и 3 января, видел  А.С.,  и она дала мне ваш адрес. Сейчас нахожусь довольно далеко от Москвы. Все время наступаем. Условия очень суровые. Мороз 40о. Немцы все жгут и  порой негде и погреться, но настроение хорошее. Если бы друзья не забывали, то было бы, совсем, прекрасно. Привет всем Вашим. Целую Вас. Ваш Гриша.

    17. 2. 42 г. <…>    Чем ты занимаешься? В каком чине и, вообще, как жизнь солдатская? Сейчас я живу неплохо, т. к. морозы прошли и солнышко уже пригревает, а то мороз 40о, приедешь в деревню, а там одни обгорелые бревна.  Удирая, немцы сжигают деревни, и негде было даже обогреться. Сейчас уже находимся далеко от Москвы в Смол. области и все время движемся вперед. Налаживаю связь с друзьями <…> Андрюшка на фронте. Послал ему две открытки, но ответа пока нет».

 Последняя весть о Г. Фришберге:
  «Вашу открытку получили и сообщаем: Ваш сын Фришберг Г.Э. героически погиб при выполнении боевых заданий командования в борьбе с озверелым немецким фашизмом 23 февраля 1942 года. О смерти Вашего сына было сообщено извещением сразу после смерти его. Штаб 20 О.Г. С. Б.

       В книге «Живая память». Район Таганский. Москва,  2006 г. на 543 стр.
        Фришберг Григорий Эдуардович
       Год рождения:1920
       Место рождения: Г. Москва
       Место жительства до призыва: Г. Москва, Тетеринский пер., д.12, кв. 29
       Место учебы (работы) до призыва: не установлено.
       Призван: МГВК
       Воинское звание, должность: рядовой, сапер
       Воинская часть: 20 гвоапб 1 гвмсд
       Дата, место, причина выбытия: 23.02.1942 г., убит во время артобстрела со стороны          противника в дер. Извольск, похоронен там же.
       Увековечен: «Книга Памяти Москвы», том 13, стр. 425
       Источник: ЦАМО

     Имя Андрея Лебедева  встречается несколько раз в письмах Григория, например: 12.8. 41 г. <…>  «Как Борис Андреевич? Есть ли письмо от Андрея?» <…>   18.9.41 г. <…> «Получил я от Б.Я. открытку, где был адрес Андрея.  Я послал ему открытку, по-моему, он где-то на нашем направлении».<…>  17.2. 42 г.<…> «Андрюшка на фронте. Послал ему две открытки, но ответа пока нет».<…>
 
    В  издании  «Книга памяти. 1941-1945». М. 1994 на 97стр.  можно увидеть  сообщение  об одиннадцати  Андреях Лебедевых, не вернувшихся с войны, среди них: 
 
                «Лебедев Андрей Борисович,род. 1917 в Москве.
                Воентехник 2 ранга 651 ап.
                Пропал без вести в декабре 1941».

  P.S. Я иногда прихожу в Тетеринский переулок  к дому  12.  Это был обычный московский доходный дом. Когда-то от улицы двор отделялся красивыми  литыми чугунными воротами.  В нем пережила войну моя бабушка. Квартира,  из которой на фронт ушел Гриша Фришберг,  в соседнем подъезде.

     Дом  переделан под нужды сегодняшнего дня. На подъезде кодовые замки, вывески фирм  и офисов. Я подошла к дому, а  в это  время   подъехал джип. Из него вышел молодой человек, направившийся к подъезду.
   
     Я спросила у него: «Можно ли пройти в этот подъезд? Здесь жила моя бабушка». Молодой человек посмотрел на меня белесыми, пустыми глазами и сказал: «Разве здесь жили когда-нибудь люди?» Мне хотелось крикнуть: «Жили! Жили! Любили, страдали, дружили! Служили и погибали за Родину!»

     Низкий поклон адресату этих писем, который пронес через всю жизнь  память о своих друзьях,  и сберег  для нас эти бесценные письма-свидетельства войны. В письмах осталась жить  душа  этих ребят, теплота дружеских отношений, жизнелюбие, патриотические чувства к Родине и желание  этих  двадцатилетних  солдат  одержать победу над врагом.

     Сколько же таких  красивых ребят отдали свои жизни, чтобы победить фашизм. Светлая им Память.
 
  Фотография: Три друга, слева направо: Валентин Романов, Григорий  Фришберг, Андрей  Лебедев.