Шахматы для больших мастеров

Евгений Медем
Человек не может не думать. И тут мою мысль подтолкнуло встретившееся где-то на задворках мировых новостей сообщение о происходящем матче за титул чемпиона мира по шахматам.
Помнится, ранее это было событие, достойное титульных и первоэкранных страниц, а ныне на обиходных телеканалах о нем даже не упоминается. И дело не только в том, что среди претендентов нет российских игроков – шахматные сражения стали малоинтересны.
Недостаток этой игры связан с ее достоинствами. Богатая шахматная история с хорошо документированной иллюстрацией партий и их обширными комментариями сыграли с шахматными любителями и, особенно, профессионалами злую шутку: большинство встреч стало уподобляться вариантам ранее сыгранных партий, и интерес к шахматным сражениям упал. Затруднилось и выявление сильнейших мастеров шахматной игры – многое стало зависеть от подбора шахматной литературы и памяти. Спортивный интерес и зрелищность приходится поднимать за счет партий с укороченным временем и их комбинацией.
Надо искать новые пути развития шахмат, в частности, повышения сложности, напряженности  и одновременно зрелищности партий сильных соперников, выявление первенства между каковыми в какой-то мере зашло в тупик, став занудным выкарабкиванием из бесконечного числа ранее сыгранных вариантов.
Интерес к шахматным сражениям можно возродить, если учесть, что привлекательность всякого противоборства заключается в непредсказуемости его результатов, неожиданностях течения борьбы, отклонениях от привычного хода и даже ошибках.
Шахматная мысль давно пытается возродить в партиях такой характер, идя по пути модификации правил игры. В последнее время приобретают всё большую популярность шахматы Фишера – игра по классическим правилам, но со случайной начальной расстановкой фигур на последних горизонталях. В других вариантах игры правила сохранились неизменными (или минимально изменёнными), а изменена лишь начальная расстановка фигур. Практикуется также игра «Багхаус» или шведские шахматы, Это командная игра на двух досках, где каждый участник играет только на одной своей доске одним цветом фигур, причем шахматные правила значительно видоизменены.
Но этот путь малоперспективный и, главное, уводящий от основного русла шахматного искусства и шахматной традиции. Есть другая возможность оживить шахматную мысль в ходе партии и открыть поле для самых разнообразных сюрпризов в ходе шахматной борьбы, поставив участникам противоречивые задачи.
Для сильнейших игроков ПРЕДЛАГАЕТСЯ проводить единоборство шахматных соперников в рамках двух одновременных партий с противоположными цветами фигур: каждый играет одну партию белыми фигурами и одновременно другую черными фигурами при индивидуальном контроле времени каждой партии. Время на ту и другую партию устанавливается одинаковым и определяется соглашением участников или правилами турнира.
Перед каждым игроком встают две относительно противоречивые задачи, что способствует совершенствованию личностных качеств участников игры: оперативной и долговременной памяти, репродуктивного и продуктивного мышления, психологической и эмоциональной устойчивости, интеллектуальной продуктивности.
Победителем встречи становится игрок, выигравший хотя бы одну из партий и не проигравший вторую. В противном случае фиксируется ничья.
Отдельно стоит вопрос о начислении очков в турнире. Здесь возможны варианты, в частности система, поощряющая активность:
- победивший в обеих партиях получает 3 очка, его соперник – 0 очков,
- при победе в одной партии и ничьей в другой участник получает 2, 5 очка, его соперник – 0,5 очка,
- при ничейном результате встречи участники получают по полтора очка.
Таким образом, во встрече разыгрывается три очка: победа в одной партии приносит 1,5 очка, поражение ноль очков, а ничья в одной партии имеет разный «вес» в зависимости от исхода другой: при победе – 1 очко, при ничьей – полтора, а при поражении – только 0,5 очка.
В таком варианте игры, повторяю, доступном лишь большим виртуозам, расширяются возможностей участников по раскрытию их творческого потенциала, проявлению спортивного мастерства и волевого начала, да и просто хорошей спортивной и физической формы, повышается эмоциональности и зрелищности шахматного соревнования.
Все это должно способствовать возрастанию интереса к шахматной игре, увеличению численности участников и зрителей.