Друзья из Тетеринского переулка

Ирина Юлина
    На довоенной фотографии три друга-москвича из Таганского переулка. До войны оставалось еще два-три года. Молодые, беззаботные, веселые:  Валентин Романов,  Гриша Фришберг и Андрей Лебедев.

    Один из них торопился  жить и женился в восемнадцать лет. Они  добровольцами ушли  на войну  с фашистскими захватчиками. Остался в живых только один.  Валентин Сергеевич Романов, который ушел из жизни в  очень преклонном возрасте.   

   В книге  «Великая Отечественная. Солдаты Победы» М. 2005 среди других воинов  можно найти имя Валентина Сергеевича Романова, дожившего до 60-летия Победы: «<…> В войну вступил 28 августа 1941 г. рядовым в инженерных войсках, с октября в 7-й саперной армии. Воевал в составе Сталинградского и 2-го Украинского фронтов.  Строил переправы на реках  Днепр, Дунай. Закончил войну в 1945 году.
   Награжден орденом Отечественной войны   II степени, 2 орденами «Знак почета», медалью «За оборону Сталинграда»,  «За взятие Будапешта, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. <…> »

     Приведенные ниже письма Гриши  шли в Москву, когда  адресат  уже воевал.
     Кожаный,  видавший  виды бумажника Валентина Сергеевича Романова, а  в нем пожелтевшие от времени письма от друга Гриши и письмо от 16.6.44 г.  из действующей армии от отца: «Сегодня только что прочитал газету «Правда» от 15 июня сего года, где опубликован указ Президиума Верховного Совета и в списках награжденных прочитал тебя. Искренно поздравляю тебя с высокой Правительственной Наградой Орденом «Знак почета». Я рад и доволен, что своей работой ты удостоился этой награды;  горжусь, что ты – сын мой приносишь общему делу – разгрому фашистов и защиты нашей Родины, все силы, а за самоотверженный труд отмечен наградой. Желаю тебе мой дорогой и в дальнейшем честно продолжать работать, не покладая сил, что б принести посильную пользу для успешного окончания войны».

    Я привожу  только выдержки из писем Григория Фришберга, опуская вопросы о месте нахождения друзей, приветы им и родственникам адресата. Думаю, что эти письма уже представляют собой документы  истории, в которых  отразилось состояние души и настроение солдата на фронте Великой Отечественной Войны.

    12.8. 41 г.      Здравствуй Валя! Обнимаю тебя и крепко жму руку. Имею я сведения, что ты околачиваешься в Москве, интересно почему, а? Как ты живешь, дорогой, что делаешь, что нового в Москве? Все эти вопросы меня очень интересуют. Я живу неплохо, жив, здоров.
   Как получишь это письмо, то зайди к нашим, а то они молчат. Как живут Ваши? Всем им, а особенно, Александре Степановне привет.

    Ты наверно геройски действуешь в какой-нибудь дружине во время налетов на Москву или сам пикируешь куда-нибудь в подвал. Напиши как вообще Москва. Здорово ли ее побомбили и попадали ли бомбы в наш Тет. пер? ( Тетеринский переулок)… Есть ли письмо от Андрея?
 
      4.9. 41 г.    Здравствуй дорогой Валя!   <…> старые письма, очевидно,  пропали, а новые идут ко мне очень плохо. За август получил два письма: одно от тебя и одно от Тамары. Из дома ни звука. Сильно беспокоюсь о них.  Ты пишешь, что наших сейчас нет в Москве, а где же они? В следующем письме обязательно напиши мне: куда они уехали и их адрес. (Дальше он приводит несколько вариантов, где можно узнать адрес). Если и они ничего не знают, то есть ведь какие-то органы, которые ведают эвакуацией и, вообще, я думаю, что тебя учить не следует. В следующем письме ты мне все эти сведения сообщишь. У меня все  по-прежнему.

    Сейчас нахожусь на фронте. Немцев тут у нас крепко лупят, каждый день пленные, трофеи. Правда, они довольно яростно сопротивляются, но мы все время продвигаемся вперед  - на запад. Погода сейчас еще теплая, но ночами бывает холодно, и дожди идут почти каждый день. С 1 сентября у нас дают по 100 гр. в  день. Теперь, когда будешь на Дзержинской или Пушечной, то можешь заочно со мной чокнуться. За Ваше здоровье Валентин Сергеевич!

 < ...> Я тоже все время вспоминаю тебя, наши похождения, и убеждаюсь, что вряд ли где или очень редко встретишь такую дружбу как у нас с тобой.  Надеюсь, что, по окончании этой войны, мы с тобой, уже умудренные опытом жизни,   понюхавшие пороха (если удастся пройти сквозь огонь войны живым и не покалеченным),  встретимся и вспомним прошедшие дни. Кое о чем пожалеем, кое-что вспомним с радостью, но самым счастливым днем для нас будет день полного разгрома Гитлера и окончания войны.  И он настанет. Пиши Валя. Жду от тебя вестей с нетерпением. Крепко жму руку. Твой друг Гриша.
  P. S. Если Валентина нет в Москве, то прошу того, кто прочтет это письмо сообщить мне, где он и его адрес. Гриша.
  Действующая Красная Армия Полевая почта 218 22 Л.И.Б. Фришберг Г.Э.

     18.9. 41 г.      Здравствуй Валя! Шлю тебе привет, крепко жму руку. Я сейчас нахожусь совсем близко от Вас около Можайска, 110км от Москвы. Приехали сюда неожиданно. Прямо с фронта и куда поедем дальше пока неизвестно. Приехали мы сегодня ночью и привыкаем к тишине, нигде не визжат мины, не рвутся снаряды и вообще твоей жизни как будто не угрожает опасность. Наша часть последний месяц находилась на передовых позициях, где пришлось и мне изведать все прелести войны.
    
    Впечатления, в общем, ничего, правда иной раз (что греха таить) бывает страшновато, но зато немцы на нашем направлении нигде не продвигаются, а кое-где и постепенно отходят назад, оставляя столько трупов, просто дышать невозможно. Нашу часть наградили орденом «Красного Знамени»,  и я думаю, что мы теперь поедем на  твою или на мою родину или ближе к Ивану Ивановичу. Что-нибудь одно из трех.

    От тебя пока ничего не получаю, но надеюсь, что ты авось раскачаешься и напишешь. От отца ни звука и это меня сильно беспокоит. Неужели же никто не знает где они, или с ними что-нибудь случилось, и от меня скрывают? Во всяком случае, я надеюсь, что ты постараешься узнать, что с отцом и правдиво мне напишешь об этом.
   Получил я от Б.Я. открытку, где был адрес Андрея. Я послал ему открытку, по-моему, он где-то на нашем направлении.

    19.9.41 г.      Здравствуй Валя! Вчера послал тебе письмо, а сегодня узнал, что есть возможность нам с тобой увидеться. Если будет возможность и время, то приезжай.       Гор. Можайск (это с Белорусского вокзала) Можайский район Новосуринский  сельсовет,     дер. Большое Соколово. От города 6 км по большаку.  Как войдешь в деревню 2-ой дом  с края, № 2, спросишь меня. Если меня не будет, то я оставлю записку<…>  Думаю, что вряд ли ты сможешь выбрать время, но если сможешь, то приезжай скорее, т.к. я могу скоро отсюда уехать. Надеюсь на днях увидеть тебя, т.к.  черт его знает - увидимся ли когда еще.   Жду. Гриша.

   Да! Вот еще что. Я на фронте вступил в комсомол и не получаю билет, потому что нет фотографии. Выбери у себя или у кого-нибудь из знакомых карточку по приличней,  и пришли,   или, что еще лучше, привози  лично сам.
    Поезд идет два  с половиной часа и от станции час ходу пешком. Привози.

12.10.41 г.    Здравствуй Валя! Жму руку и крепко обнимаю. Получил твое письмо только вчера, и потому не знаю,  куда тебе писать. Отсылаю это письмо к Юле (жена Валентина) – получишь его от нее.

   Я нахожусь сейчас на другом фронте – Юго-западном на Украине. Москву проезжал поездом, но без остановки. Все же краем глаза увидел ее, и даже кое-что заметил.
   Места здесь очень красивые. Народ хороший, но грязь ужасная и ночью уже морозит. Я вчера спускал воду из машины. Ты знаешь, у меня был отец. Проехал бедняга до Ярцева, попал под арт. обстрел, но все же нашел меня и очень удачно, т.к. в эту же ночь мы снялись и уехали сюда. Приехал в форме военинженера III ранга, привез мне папирос, телогрейку, теплого белья и разной снеди. В общем, отец у меня молодец, дай Бог каждому такого.
    Если ты еще раз будешь в командировке в Москве и увидишь его, то расцелуй его за меня. Ты пишешь, что находишься в той же части, где Колька Л., а что это за часть? Ведь я же ничего не знаю. Отец мне говорил, что ты попал в часть  (Две строчки залиты чернилами, думаю, военная цензура не пропустила это сообщение).

   Наше соединение теперь гвардейское, т. ч. ты «имеешь честь» быть знакомым с гвардейцем Гр. Эд. Фришбергом. Огребаем двойной оклад, специальную форму, ну и ясно, где жарче всего бои, там и мы.
    Писем пока не получаю. По-видимому, почта  не работает.
  Ну, Валя, будь здоров, желаю тебе успехов. Пиши. Целую тебя . Твой Гриша.
                (Продолжение следует)