Учительница музыки

Екатерина Хабаровская
 Она появилась в Катюшиной жизни в последний год обучения в музыкальной школе.
Предстоял 7-ой выпускной  год и экзамен по специальности по классу фортепиано, который назывался  очень торжественно: "академический концерт".
  Также надобно было сдать экзамены по сольфеджио, аккомпанементу и вокалу. Вокалом называли хоровое пение.
  Специальность у Катюши три года подряд преподавала молодая холёная дама с украинской фамилией - Диденко, одетая по последней моде, ленивая и бессердечная.
  У Диденко имелась такая-же модная подружка, с которой они ничуть не стесняясь Катиного присутствия, "гоняли чаи" в кабинете Диденко во время её занятий с Катюшей, и перемывали косточки всему населению маленького северного городка, в котором находилась "музыкалка", начиная с директора школы.
 Диденко всегда начинала занятие с того, что заставляла Катю до одурения повторять гаммы, и неуклюжая, полненькая Катюша с её маленькими ручками и слабой растяжкой страшно раздражала преподавательницу, которая и не думала скрывать своего презрения к ученице.
  Катюше даже иногда казалось, что дай Диденко волю, так она не задумываясь расшибёт в ярости Катину голову о стенку фортепиано.
  Каждый раз перед уроком по специальности, пока Катюша ожидала своей очереди в школьном коридоре, у неё начинал болеть от страха живот.
  Неприятие было взаимным.
Катюша терпеть не могла Диденко. Хамить ей она не смела, строго-настрого воспитанная родителями в духе почтительного отношения к старшим. Но вот только почитать некоторых старших, которых, по Катюшиному мнению самих нужно было строго воспитывать, сердце отказывалось наотрез.
  "Чувствуй музыку!" - орала Диденко, пригибая Катю к фортепиано. В понимании Диденко - "чувствовать музыку" означало -раскачиваться за инструментом вперёд-назад, вправо-влево с интенсивностью и амплитудой неваляшки.
  Катюшу оскорбляло подобное отношение - окрики, откровенное презрение, рукоприкладство. Ну, до избиений, конечно, не доходило, но ритм Диденко выстукивала регулярно, прямо на Катином затылке.
  Однажды Диденко заперла Катю на ключ на два часа в кабинете на втором этаже школы, дабы заставить её выучить наизусть новую пьесу за это время.
  Катя выбралась через раскрытое окно и спрыгнула со второго этажа, выбросив предварительно портфель на улицу.
  Обошлось без травм - школа была маленькой и низкоэтажной.
Потом Катя зашла в школу с парадного входа и быстро забрала в гардеробе пальто. Убежала домой.
  Диденко, видимо опасаясь того, что инцидент дойдет до родителей, поспешила отказаться от шальной и "жутко бездарной" ученицы.
 Так Катюша в самом начале выпускного года оказалась без преподавателя по специальности.
  Сестра Катюши - Лорка в это время жила в Сочи у родственников, которые забрали её к себе на два года по просьбе матери (по состоянию здоровья Лорка нуждалась в морском климате) и ходила в шикарную сочинскую "музыкалку", где все преподаватели обращались к своим ученикам на "вы", где все носили с собой в школу сменную обувь-тапочки, чтобы не шуметь в школьных коридорах и не мешать проведению музыкальных занятий.
  Родственники с гордостью рассказывали Катюшиной матери о том, что Лорка со своей двоюродной сестрой просто-таки жить не могут без любимой музыкалки и у них там большие успехи.
   "Везёт-же людям" - со вздохом думала Катюша, в очередной раз уговаривая мать избавить её от учёбы в музыкальной школе.
 "Нет!" - мать хмурила грозные брови - " Мы что, зря с отцом столько лет платим за ваше обучение? Никаких разговоров на эту тему даже слушать не желаю! Остался последний год и ты школу закончишь."
  И вот у Кати появилась новая учительница -Надежда Александровна.
 Когда Катюша впервые увидела её, на учительнице были надеты чёрные брюки, тёплый свитер грубой вязки, далеко не новые туфли на толстенной платформе, в которые были втиснуты маленькие ноги в тёплых шерстяных носках.
  Короткая мальчишеская стрижка, небольшие, внимательно на тебя взирающие серые глаза, тихий спокойный голос.
Надежда Александровна начала первое занятие с разговора с Катюшей по душам.
Сначала она спросила, любит -ли Катюша музыку, и, услышав восторженный утвердительный ответ начала внимательно и спокойно выяснять - какую? Какие композиторы, произведения нравятся больше, какие - меньше и почему.
 Потом Надежда Александровна рассказала о себе: она свердловчанка, закончила с отличием Свердловскую Государственную Консерваторию по классу фортепиано. Сейчас её семья очень нуждается и она приехала одна на север зарабатывать деньги, чтобы помогать своим свердловским родным.
  Потом они поговорили о жизни, о том кто из них о чём в этой жизни мечтает и Катюша призналась учительнице, что считает себя совсем не способной к игре на фортепиано, так как у неё маленькие пухлые руки и слабая растяжка между пальцами.
" Ты заблуждаешься!" - неожиданно воскликнула Надежда Александровна. " Мои руки ещё меньше чем твои, однако-же у меня вполне нормальная растяжка, исключительно благодаря интенсивным занятиям на инструменте!" - и блестяще исполнила для обомлевшей Кати несколько тактов из 1-го концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского.
  Вперые в жизни Катюша возврашалась из музыкальной школы домой счастливой.
Дома она все уши прожужжала родителям о новой, необыкновенной, доброй учительнице и заявила о том, что намерена поступать теперь после восьмого класса в музыкальное училище, а затем и в консерваторию.
Впервые за семь лет Катя сама по собственной воле засела за гаммы. А однажды даже написала музыку. Мелодия возникла в сердце сама. Очень простая, лиричная, уютно разместила себя под Катиными пальцами и сама себя сыграла.
  Катя записала её и показала Надежде Александровне.  Та тихо и восторжпенно захлопотала вокруг ученицы.
" Катя у тебя талант. Я обязательно покажу тебя директору музыкального училища, которая приедет к нам через неделю. Тебе нужно серьёзно учиться музыке."
  А потом Надежда Александровна заболела.
Ей негде было жить. Нечего было надеть.
На время её приютила у себя дома учитель сольфеджио - Ирина Николаевна. И хорошо, что дом, в котором жила Ирина Николаевна находился недалеко от музыкальной школы, потому что Надежда Александровна не имея денег на зимние сапоги добегала до школы в сорокаградусный мороз в туфлях на платформе и шерстяных носках.
Она регулярно простывала и болела. Занятия отменялись одно за другим. Катя несколько раз навещала Надежду Александровну и они пили горячий чай с сушками, болтали о жизни, мечтали..
  Так в мечтах пролетели почти пол-года.
Надежде Александровне дали комнату в общежитии. И она опять и опять простывала и уходила на больничный.
 Разгневанные родители её учеников перевели своих детей к другим преподавателям, возмущённые безответственностью и легкомыслием Надежды Александровны.
  Перевели и Катюшу к новой преподпвательнице из Армении - Мариэтте Седраковне.
Мариэтта Седраковна была грозной , страшной, седой и величественной.
" Я вырастила целую плеяду артистов мирового уровня!" - рычала, сверкая черными очами Мариэтта Седраковна.
"Ты - бездарь! И ничего не можешь! Я сделаю из тебя человека!" - громыхала Мариэтта Седраковна, доставая из тумбочки лак для волос и выливала на свою седую голову пол-флакона не меньше.
"Элегия Массне. На большее ты неспособна. Будешь играть на академическом" - безапелляционно заявила Мариэтта Седраковна Кате не смотря на её возражения и на то, что это произведение играли ученики 4-5 классов.
"Мама, я не хочу учиться у этой Седраковны. Я хочу учиться у Надежды Александровны. Она всё время болеет потому, что ей нечего носить в мороз. Вы с папой должны ей помочь!"
"Ещё чего не хватало! Не мели ерунды, Катя. Ты не закончишь с этим преподавателем школу. Конечно, она окрылила тебя, но с ней ты не сдашь экзамен. И мы не обязаны ей помогать, для этого существует местком" -мать поставила точку в разговоре. Как всегда.
  Тогда Катя устроила забастовку.
Она перестала заниматься музыкой и сказала, что больше не пойдёт в музыкальную школу ни к какой Седраковне.
И тогда родители пригласили домой директора музыкальной школы.
Это было таким безобразием, таким позором! Как будто Катя была какая-то "вельможная пани" из высокопоставленной семьи.
Директор был хорошим, понимающим мужчиной и Катя только из чувства стыда перед этим человеком ( стыда за родителей) согласилась вернуться в школу, чтобы директор не считал её капризной вздорной девчонкой.
 Накануне экзамена Катя, повинуясь какому-то странному желанию вдруг нарисовала безобразное страшилище с оскаленной пастью, назвала эту картину "Страх перед экзаменом" и вручила после концерта Мариэтте.
Та взяла рисунок не скрывая недоумения и неприязненно искривив губы.
Катюша очень хорошо сыграла на концерте "Элегию".
Ей было грустно, она скучала по Надежде Александровне, которая, наконец, окончательно поправилась и набрала учеников на следующий учебный год.
Катя хорошо сыграла и все в один голос хвалили Мариэтту Седраковну.
" Вам удалось добиться невозможного от такой слабой ученицы! Поздравляем!" - и та величественно кивала в ответ седой головой и расплывалась в хищной улыбке.
Один раз Надежда Александровна заглянула в кабинет, где Катя занималась с Седраковной и строгим голосом потребовала вернуть ей ноты, которые давала Кате для занятий.
Катя вернула с благодарностью и извинениями.
Больше они не виделись. Надежда Александровна потом ушла из школы и устроилась концертмейстером в городской Дом Культуры.
  Но у Кати на всю жизнь осталось в душе это удивительное, волшебное чувство соприкосновения с чем-то необыкновенно прекрасным, радостным, возвышенным. Навсегда остались в памяти уроки именно с ней - Надеждой Александровной, женщиной, возродившей в Катиной душе это чудодейственное качество, которое живет в каждом музыканте, каждом художнике, каждом поэте, писателе, в каждом МАСТЕРЕ -
                ВДОХНОВЕНИЕ.