О естественном отборе идей

Аркадий Костерин
   Эта заметочка относится к разряду «монологов на лестнице». Так уж получилось. – Дело в том, что я присутствовал недавно на встрече протодьякона Андрея Кураева с прихожанами православной общины г. Кобурга. Беседа о. Андрея была очень интересна и продолжительна, жаль, что нам пришлось уходить до окончания разговора. Не хотелось расставаться, однако надо было успеть на последний поезд. Высказать свои соображения по некоторым спорным вопросам я во время встречи не успел, вот теперь и хочу наверстать упущенное.
   Отец Андрей размышлял вслух об истоках и смыслах почитания некоторых святых и о религиозных праздниках. Он исследовал также вопрос о том, каких праздников нет в цикле православного богослужения. Вот что он спросил: «Кем и как, по какой логике принимается решение, что вот это событие из жизни Спасителя и Его апостолов мы будем отмечать каждый год, а мимо этого – пройдём? Скажем: Вход Господень в Иерусалим – великий Праздник. А если бы мы отмечали День изгнания торговцев из храма?» – По-моему, вопрос этот риторический, и на деле, о. Андрей знает, почему такого праздника нет. Ведь он сам сказал об этом: «Тогда наша история и церковь были бы совсем другими».
   Однако у меня сложилось такое впечатление, что о. Андрей считает, будто круг праздников и богослужений сложился в большой мере случайно. Случайным, по- видимому, он считает и почитание различных святых в разных поместных церквях. – Соглашусь, что для нас тут многое выглядит случайным. Но не для Бога!

   Попробую и я порассуждать на тему: «кто и как» принимает решение о введении в жизнь церкви тех или иных праздников. А также, о том, случайно ли нам ничего не известно о жизни Спасителя до 33 лет, почему неизвестно, кто первый проповедал Евангелие язычникам, и почему у нас нет праздников «Изгнания торговцев из храма» и «Обращения ап. Павла». Ключ к пониманию я уже назвал выше. – Наш мир таков, какой он есть именно потому, что в нём нет всех перечисленных вещей. Нет у нас такой информации и идей, которые бы возникли на её основе. И это неотъемлемая сторона нашего мира. – Но, постараюсь рассмотреть этот вопрос более обстоятельно.
   Начну с утверждения, что мир, в котором мы живём, совершенно однозначно соответствует своему информационному и идейному содержанию. То есть, действительность, которая нас окружает, я рассматриваю как форму, в которую претворяются законы природы, идеи, интересы субъектов и свободная воля. Из этого следует, что если бы нам были известны с апостольских времён некие дополнительные факты из жизни Спасителя и Его Церкви, об отсутствии которых сожалел о. Андрей, то мир наш был бы существенно иным. Отличие этого гипотетического мира от нашего было бы довольно велико, в силу огромного значения, которое имеет для истории такого рода информация. Она ведь явилась, буквально, формообразующей для исторического пути человечества. Важно и то, что последствия таких событий нарастают и расширяются во времени, а времени уже прошло 2000 лет.
   Допустим, что сказанное выше читателю очевидно. Тогда обратимся к рассмотрению случайности в истории, и, в частности, в истории церкви. Случайно ли сложилось идейное и информационное содержание мира, в котором мы живём? Тут, думаю надо указать на связь случайности и свободы воли. Там, где мы имеем дело со свободными индивидуумами, исход событий можно предсказать лишь статистически. То есть результат свободного выбора действий извне представляется, в значительной мере, случайным. Но, мера случайности различается, в зависимости от масштаба событий, т.е. от количества вовлечённых в них людей и от временного интервала событий. Если индивидуумов много, и взаимодействуют они достаточно долго, то их взаимодействия уже можно описать как закономерный процесс.
   В физике, между прочим, происходит то же самое.  Все законы природы исполняются с некоторым люфтом, статистически, но, тем не менее, мы не сомневаемся в их существовании. Случайность неизменно действует в физическом мире, но на больших масштабах в массе случайностей начинает проявляться некая тенденция. Эту тенденцию мы и воспринимаем как классические законы. Мы объясняем это так: работает Закон больших чисел. На том масштабе, который рассматривается классической физикой существование законов очевидно. Точно так же, закономерно, складывается и человеческая действительность. Чем больше рассматриваемые отрезки истории, тем более закономерным представляется её результат. То есть, закономерности человеческой истории просматриваются на больших масштабах.

   Вообще-то, эти рассуждения можно применить для того, чтобы объяснить, как сочетается человеческая свобода с Божьим Промыслом. Мы свободны, но есть некая тенденция большего масштаба, которая проявляется как закономерность в нашем выборе реальности. Вернее будет сказать, что существует много, очень много тенденций большего масштаба, потому что Мироздание устроено иерархически. И можно сказать, что процессы, происходящие в человеческом мире, отражают не только свободную волю, но и очень большой (стремящийся к бесконечности) ряд закономерностей, которые совокупно можно назвать Божьим Промыслом о человечестве. И вот, на этом основании, я позволю себе утверждать, что реальность, в которой мы существуем, возникла не случайно.

   Обобщая эту картину можно сказать, что происходит естественный отбор идей для каждой реальности. Поясню это. – Наша реальность является коллективной. Можно сказать, что она представляет собой «склейку» разных индивидуальных миров. (Эта склейка может быть в чём-то богаче, а в чём-то беднее индивидуальной реальности отдельного человека.) Коллективная реальность всегда стремится к устойчивости, и в силу этого она тяготеет к замкнутости. Это значит, что далеко не все идеи и представления равно приемлемы для нашего мира, некоторые из них он отторгает. То есть, они не воплощаются в устойчивые исторические формы. Так вот, критерием отбора идей является их приемлемость для коллективной реальности. Потому, что идеи не существуют изолированно. Они живут в контексте духовных реальностей большего масштаба.
   Ну, например, такими крупномасштабными реальностями являются концепции, т.е. трактовки событий и процессов. Концепции, в свою очередь, объединяются в мировоззрение или миропонимание. Как объединяются идеи? – Конечно же, по принципу согласованности. Идеи, входящие в концепцию или в мировоззрение не должны слишком противоречить согласованному ряду прочих идей. Хотя, какой-то люфт в согласованности всегда имеется, иначе всё творчество сводилось бы к линейному логическому выводу. Таким образом, можно оценивать идеи и информацию с точки зрения их пригодности для этой реальности. Маловероятные идеи не реализуются, а «сомнительные» факты отвергаются. И, напомню ещё раз, что идеи овеществляются через историю в материальных формах нашей действительности.

   По-моему, всё описанное выглядит логично с позиции единства содержания и формы. Однако одно и то же содержание эпохи по-разному оценивается в разных масштабах рассмотрения. Получается, что идейное содержание действительности относительно, и устойчивость этой действительности преходяща. Конкретное миропонимание и порождённая им действительность представляются устойчивыми на конкретном историческом масштабе. А в некий больший масштаб и в продвинутое миропонимание они могут и не вписываться. В силу этого, возникают разрушительные для данной цивилизации тенденции, и в какой-то критический момент это миропонимание и действительность могут быть отвергнуты, они теряют жизнеспособность и средства материального воспроизводства. Так происходит смена исторических эпох и цивилизаций, что с позиции меньшего масштаба исторических общностей может выглядеть как Конец Света.
   Наверное, читатель согласится, что наиболее общим, из всех возможных, критерием жизнеспособности миров располагает Господь Бог. Именно Он, как обладатель всех возможных идей и смыслов держит в руках ключи от вечной жизни человечества и человека. Все же остальные уровни духовной жизни, как и их формы, конечны и преходящи. Каждое миропонимание и порождённая им цивилизация имеют относительно устойчивый период существования, пока в их недрах не накопились отторгающие эту цивилизацию влияния мировоззрений более крупного масштаба. Крупный обобщающий масштаб предполагает бОльшую продолжительность и меньшую «скорость» влияний, поэтому у цивилизаций остаётся достаточно времени для роста и вызревания.
   Нарисованная картина является, конечно, упрощённой. Потому что, идеологии ушедших цивилизаций редко исчезают без следа. Чаще они входят на новых витках истории в новое расширенное мировоззрение как аспекты единого целого, которые продолжают соперничать с другими аспектами. Каждый из этих аспектов пытается выстроить свою, альтернативную линию истории. Альтернативные линии и соответствующие им уклады жизни как верёвочки, сплетённые в канат, обращаются вокруг предполагаемой основной (осевой) линии истории, которая формулируется обычно задним числом.

   Относительно нашего мира (выявляемого нашим сознанием) можно определённо сказать, что в нём ещё не было Конца Света. С позиции масштаба нашего мировосприятия, были только проявления цивилизационных мировых катастроф в чудовищных войнах, революциях, природных катаклизмах. Этого нельзя сказать о существовании других миров, в том числе и тех, гипотетических миров, в которых бы воплотились пожелания уважаемого о. Андрея. Несомненно, что духовный ареал, порождённый христианством, был намного шире, чем известный нам. Было в нём много ересей, да и, наверное, просто не нужного, не согласующегося с развитием человечества. Альтернативные варианты истории не прижились, и отпали, как сухие ветви. Так, по-моему, происходит естественный отбор миров в соответствии с их близостью к Божьему Промыслу

Ноябрь 2013. Нюрнберг.