Шляпка женщины - нет предела совершенству...

Елена Вагнер Федосеева
ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА
Шляпка женщины: нет предела совершенству...


«…..Во времена бушующего на рубеже XX-XXI веков «унисекса», когда даже такие прославленные певцы женственности в одежде, как  Лагерфельд,  Дом Шанель,  Готье, не брезгуют в коллекциях «от кутюр» элементами «фетишизма» и «садомазохизма», делая реверанс в сторону авангардной, раскрепощенной и не совсем  психически уравновешенной ,с точки зрения обывателя, части западной  молодежи, поддержание тенденций женственности и романтизма, конечно, - не роскошь, но и не правило…..»


Предисловие..

Как странно…стоит только потянуть за ниточку… и клубочек  начинает распутываться…приходит столько информации, которая требует переосмысления…рождаются новые знания, происходит проникновение за кулису, казалось бы, очевидных событий…а ещё, конечно, осознается в который раз насколько тесно здесь на земле всё переплетено…прошлое, вторгаясь в настоящее, рождает будущее…во всяком случае, в какой-то мере формирует его, принимая новые формы… вспоминается австрийский Грац***** и знаменитая винтовая лестница, энергетические потоки движения душ друг к другу, незабываемый опыт легчайших чувств, влюбленности и четкого осознания, что всё случается в своё время, что встречи происходят, на новом витке…

Развитие может проходить параллельными курсами, но эволюция во времени и пространстве сведет души и их земных представителей в одной точке для выполнения миссии… и лукавый взгляд С.Д…. понимающий, влюбленный, страстный и нежный одновременно…сколько их таких вплетений взглядов, жестов, чувств составляют канву нашей личной эволюции во времени и  пространстве?…стоит только потянуть за ниточку…и клубочек начинает раскручиваться...и ты понимаешь, действительно, пожалуй важно то, что происходит "здесь и сейчас"...а другие измерения являются только фоном…фоном нашей жизни «здесь и сейчас»…

А вообще… знает ли он, С.Д., что ему посвящены стихи?...ну да… ну, да… он тоже посвятил мне некоторый период своей жизни… жизни чувств, эмоций, поступков...поступков, которые С.Д. совершал, чтобы понравиться мне, чтобы доставить мне удовольствие… и, конечно, совершая поступки, развивался сам… да-да…казалось бы мы что-то делаем для других, но в конечном счете ЭТО развивает нас…вложения в себя самого… другой является только своеобразным стимулом… столько информации… и я уже не знаю, как я вернусь к первоначальной теме… а ведь я открыла…просто открыла один файл с материалом о женских шляпках, предназначенный для публикации в журнале «Красота»…


…а сейчас вдруг в развитие темы встречных энергопотоков всплыл грандиозный Шамбор****, построенный на основе идей Да Винчи и мои летние июльские ( 2013) «скалолазания» по параллельным лестницам в Шамборе в попытке прочувствовать эти энергопотоки и вихри…
"....Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка более чем хорошо передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи. Двухзаходная — из двух лестниц спиралью, поворачивающихся в одном и том же направлении, но ни разу не пересекающихся, так чтобы спускавшиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу, и наоборот...." ( ВИКИ-пед) ...почувствовать... да...

а в результате – стихи…стихи… цикл стихов « Французский вуаяж 2013»

Здесь:  http://www.stihi.ru/avtor/helenavagner2&book=9#9

И в частности,

"Шамбор и вновь тестирую я камень..."
Елена Вагнер Федосеева 2

Из цикла « Французский вуаяж - 2013»

Шамбор… и вновь тестирую я камень
На ощущения, на информацию, на цвет…
Вот тысячи веков прошло…а между нами
Всё те же отношения…и нахожу я след

Своей Души…вот здесь…в саду…по взгляду…
По взгляду уникальному родной души
Я узнаю себя… и доказательства не надо…
Я знаю… знаю… это я…во Франции…в тиши

Нормандии, Бургундии, Шампани и Прованса..
Здесь я любила и страдала… как же хороша
Была земная форма…пели рыцари романсы…
Любовные романсы.. ах, без счету…не спеша

Смотрю я  на Шамбор духовными очами…
И вижу ясно…всё игра…игра…игра…игра…
Игра Всевышнего…всё то же между нами…
Любовь, Доверие, Гармония и  Красота…

15 07 13, Шамбор, Франция

http://www.stihi.ru/2013/08/08/7101

ну, хорошо…это ВСЁ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ОСНОВНОЙ ТЕМЫ…ТЕМЫ ШЛЯПОК…



Тема шляпок волновала меня с детства…наверное… Достаточно вспомнить фильм " Королева Шантеклера"...мой первый осознанный на глубинном, чисто интуитивном уровне «въезд» во «взрослый» мир чувств… что я поняла из этого фильма…да ничего…только запредельную красоту ( для меня тогда) Сары Монтень, её преображение…и мир чувств…конечно, её театральные сценические наряды и шляпы… потом фильм был надолго «похоронен» в системе кинематографа…не выплывал он на экраны…и сидел «занозой» в моем воображении с «пелёнок»… Позже…много лет спустя… странный парадокс, но, устав от чрезмерных трансакций, я вышла прогуляться в центр Москвы, чтобы отдохнуть от людей (!!!???) и не надеюсь на понимание…да, так бывает, выйти в толпу, чтобы отдохнуть от общения…

Тверской бульвар…кажется февральская слякоть…хмурое , вечно затянутое облаками московское небо…и мелкий моросящий то ли дождь, то ли мокрый снег…я ещё только подходила к Домжуру по центральной части бульвара и вдруг увидела на «Художественном» огромный билборд с намалеванной грубыми мазками Сарой Монтень и название фильма крупными буквами « Королева Шантеклера»…сердце забилось быстро-быстро… все другие мысли разбежались по углам сознания…и возник курс – на этот фильм…и вот спустя столько лет, я наконец-то получила возможность вникнуть в суть фильма, в смысл сюжета и насладиться красотой… конечно, представления о красоте поменялись…и кардинальным образом… но... вновь встретиться с образами некогда засевшими прочно в подсознание было любопытно…

О чем это я?... ах, да, о шляпках, конечно… в этот театр моды, несомненно, завела меня моя собственная maman… жуткая модница и любительница красоты во всех её формах… эстетка, насколько это возможно, неравнодушная к красивым тряпочкам, вазочкам, картинам, фильмам, спектаклям, предметам интерьера… это она «развешала» перед моими детскими глазками «Незнакомку» Крамского, «Всадницу» Брюллова и беззастенчиво утверждала, что я похожа на эту златокудрую юную леди на коне...поднимаю глаза... эта репродукция в дорогущей золоченой раме висит справа от меня... ха-ха... "яблоко от яблони" упало недалеко...maman добилась своего...образы запали в меня глубоко...и не только образы...мамочка желала, чтобы девочка играла на аккордеоне...

Пожалуйста, «ребёнок» ( т.е. я)  освоил послушно инструмент, и НЕ один...
Оооо...кто бы видел выступления трио аккордеонисток с моим участием...партия третьего аккордеона - моя... Поппури на тему мелодий из оперетты Дунаевского " Вольный ветер"...в зале РАВНОдушных - НЕ было... это было красивое зрелище во всех отношениях...три красивые девочки- виртуозки ( других в ансамбль не брали) исполняли сложные, энергетически насыщенные музыкальные произведения...на важные выступления руководитель ансамбля просила меня брать свой аккордеон...а их у меня было два - черный немецкий "Waltmeister" (3/4) и красный немецкий "Barcarolla" ( полный)...о...неслыханное богатство и невероятная Красота... красивые, мощные по звучанию инструменты... магия звука...магия музыкальной стихии....я выросла в ней... благодаря моим родителям...бабушкам и дедушкам...хотя и прессинг был приличный...скорее он носил эмоционально-амбициозно-психологический характер... в основном maman "прессовала" меня, отрабатывая собственные амбиции... ей страшно хотелось мной гордиться...и она удовлетворяла свои собственные амбиции, получая благодарности и бесчисленные похвалы за прекрасно воспитанную блестящую дочь...однако эти прессинги впоследствии "выстреливают" весьма болезненно...в любом случае, в какой бы форме не проявлялось насилие, оно рождает рано или поздно противодействие...весьма болезненное...

Но вот фортепиано стало моей отдушиной... и  любимой игрушкой... и "алтарем", на который я приносила свои чувства любви к музыке и желания самостоятельно освоить музыкальные шедевры и "бестселлеры" любимых композиторов...немецкий инструмент из красного лакированного дерева был подарен любимой внучке  замечательным дедом...волшебный звук, волшебная акустика, волшебные ощущения при общении с инструментом....я трепетно относилась к своей "игрушке" и не позволяла другим даже прикасаться к моей святыне...

"Ребенок" ( т.е. я) был занят по «самые ушки» оркестрами, ансамблями, хорами, концертами,фигурным катанием, бальными танцами, репетициями в детском театре, в школьном театре ( в т.ч. на английском языке...позже я сделала постановку "Золушки" на английском для сына...), выступлениями в концертных залах, парках, на предприятиях, в школах, в училищах… учился на «отлично»… по ребёнку ( по мне) «сверял часы» весь класс… если все "молчали", то «отдувалась» за всех я, конечно… потому что память была хорошая…ну и амбиции, аккуратно раздуваемые моей maman, тоже…

жаль, что не осталось видео наших музыкальных концертов...

Но ТОГДА...в юности... личного кинооператора у меня не было... на "главную роль" кинозвезды семейных кинолент меня пригласил позже мой муж...тогда ещё "кандидат" в мужья...он специально купил кино-камеру, проектор, занимался сам проявкой кинопленок...и в результате у нас большой домашний видео-архив...от первых семейных шагов...до подиумных выступлений нашего сына, видеозарисовок, приколов и "прикольчиков", которые происходили с нами во время зарубежных поездок...
Любопытна одна кассета, на которой ( так получилось) муж запечатлел меня на Ученом Совете по специальности 08 00 14. Мировая экономика. при защите кандидатской диссертации на присуждении ученой степени кандидата экономических наук в ФА в зале, где в своё время проходили международные Круглые столы с участием самых серьезных ученых, ведущих экономистов и политиков не только России, но и других стран мира...(достаточно сказать, что мы ходили "одними коридорами" с М.С. Горбачевым, ездили с ним и его ближайшими единомышленниками и родными ( женой, дочерью) в одних лифтах).... а на ближе к концу той же самой видеокассеты записано моё домашнее шоу в новом итальянском купальнике под популярную тогда композицию Тома Джонса "sex bomb"... я получаю огромное удовольствие от контрастов...и мои друзья тоже...правда, ЭТО не всем можно показать...только самым близким...



Так-так… к шляпкам «поближе»… именно maman «напевала мне в ушки» про шляпки, про прекрасную «Незнакомку» ( вот кстати, maman моя на неё жутко похожа)…а вот что касается меня, то мама была уверена, что «Всадница» на коне, написанная кистью  Брюллова – это, ну просто «я-преЯ»… ещё раз поднимаю взгляд на репродукцию…ну, правда…похожа…похожа…мама не ошибалась…правда, мне всегда нравилась девочка в розовом на крыльце*… заглянем в Википедию…вспомним историю написания этой картины…

ха-ха… вот вам и разгадка -  почему меня принимают на улицах Европы за итальянку…


Елена Вагнер Федосеева

из сборника " Мелодии осеннего Парижа"

Версаль...в кафе "сошла"  за итальянку...
« Бон джорнал!» - пожелал мне официант.
Стройна...вся в черном... кудри «наизнанку»...
Мобильник «Дольче&...» and « Голд Виза Карт»…

далее см. http://stihi.ru/2011/05/01/1235


Вот так…образы, впитанные с детства… и графиня Самойлова опять же…поворачиваю голову налево…за моей спиной ещё одна репродукция… кто на ней? Нетрудно догадаться… в полстены полотно…на нем графиня Самойлова, возвращающаяся с бала со своей воспитанницей того же Брюллова…да-а…круг замкнулся…на этих образах…правда, лукавлю, конечно, совсем чуть-чуть… справа ещё «Джоконда» Да Винчи и самый известный огромный портрет Cиси- Елизаветы Австрийской*** в золотом платье с бриллиантовыми звёздами в волосах, портрет работы Франца Винтерхальтера ( 1985 г.), репродукция, конечно… ну, конечно, «Незнакомка»…а сзади портрет «М. Лопухиной»** Боровиковского….

Шляпки…как они вошли в мою жизнь и остались в ней навсегда?
Конечно, во многом ещё и благодаря Одри Хепберн с нарядами от Живанши… разве забудешь преображение Элизы Дулитл в «Моей прекрасной леди» ( 1964 г.), Николь Бонне ( «Как украсть миллион», 1966 г.),  Холли Голайтли  ( Завтрак у Тиффани, 1961)?....  хм…про «Римские каникулы», «Сабрину» и, особенно, « Забавную мордашку» я уже не говорю… кстати, поднимаясь в Лувре по мраморной лестнице к крылатой, но безголовой Богине Нике, я всегда вспоминаю Одри Хепберн и её пробеги по этой скользкой лестнице на каблуках… пыталась много раз совершать этот «подвиг», преимущественно глубоким вечером (Лувр два раза в неделю работает до 22 часов), преимущественно, зимой, когда Лувр полупустой, туристов нет и по нему дефилируют только гурманы, которые приходят помедитировать перед любимыми полотнами…ну, или совершить «подвиг» в духе « Забавной мордашки»…

Шляпки…конечно, костюмированные экранизации романтических историй прошлых веков, знакомство с Таней «Гримуар» у Славы Зайцева, ну и, конечно, Ирочка Белопуова, её творения, которые я ношу до сих пор…так…чтобы поиграть в театр в реале… создать образ…нужный образ в нужное время…
Об Ирочке и моих с ней отношениях в варианте для широкой публики здесь: http://www.proza.ru/2013/11/04/1435....................

...Мой  театр моды VIP в ФА, Колонный зал Дома Союзов, клуб « Монолит» с демонстрациями шляпок, Натали Борисова, российская шляпница со своей личной историей прихода в сферу шляпного дизайна, Катя- экстравагантная дизайнерша шляп и театральных костюмов, обожающая Житинкина и его постановки…маркиз Жан Шарль де Кастельбажак и его птички-нотки  на «нотном стане жизни»….в общем, жизнь распорядилась так, что я оказалась причастна к сфере Высокого Шляпного Искусства и Мастерства их изготовления…

ИТАК, ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА

Для журнала « Планета Красота»
апрель 2000, Москва

Шляпка женщины: нет предела совершенству


 Во времена бушующего на рубеже XX-XXI веков «унисекса», когда даже такие прославленные певцы женственности в одежде, как  Лагерфельд,  Дом Шанель,  Готье, не брезгуют в коллекциях «от кутюр» элементами «фетишизма» и «садомазохизма», делая реверанс в сторону авангардной, раскрепощенной и не совсем  психически уравновешенной ,с точки зрения обывателя, части западной  молодежи, поддержание тенденций женственности и романтизма, конечно, - не роскошь, но и не правило.

 Давно подмечена закономерность, что внешний вид людей, их одежда напрямую зависят от состояния экономики. В период кризисов юбки становятся длиннее, талия тщательно скрывается, цветовая гамма ограничена преимущественно грязновато-серыми, темными тонами, да и головные уборы претерпевают изменения в сторону максимальной приближенности по форме, цвету и материалу к народу, дабы  максимальным образом стереть все знаки социальных различий. Во времена «экономического расцвета» наоборот, стремление подчеркнуть особенности пола, максимальным образом «высветить»  материальный достаток – преобладают. Эти тенденции нашли наиболее яркое отражение  в головных уборах, которые с давних времен отражали социальную принадлежность человека к тому или иному слою общества, служили атрибутом власти.
 
Шляпка всегда отличала даму от простолюдинки. О человеке, который не соответствовал критериям интеллигентности, говорили «еще и шляпу надел». Важность этого предмета туалета трудно переоценить. Конечно, в условиях утраченных в России традиций в подборе  головного убора, возродить и ввести в жизнь шляпу как произведение искусства - довольно сложная задача.

Несомненно, выбор головного убора  - искусство. Конечно, роскошная шляпа с широкими полями – это классика. Однако, в условиях большого города довольно перспективным представляется вариант маленькой шляпки, легко охватывающие голову. В 40-х годах их называли «каскетки», «арбузные корки». Их изготовляют, как правило, на легкой, изысканной конструкции. Такие «минималистические» шляпы предназначены для женщин либо очень красивых, либо очень стильных. Переработанные с учетом современных тенденций и стиля жизни, они смотрятся весьма эффектно, подчеркивая изящность и хрупкость женской головки.

  Довольно актуальны и шляпки с легким национальным оттенком, которые придают особый колорит женской красоте. Однако, по мнению театрального художника И. Белопуховой - это очень опасная тема в искусстве шляпного мастерства. Существует риск «переборщить». В «Феске с кистью», представленной на фотографии, легко прослеживаются турецкие мотивы. Однако шляпа современна. Она не цитирует чисто турецкий головной убор. Кисти и украшения придают изящность и лишь слегка подчеркивают  восточный характер. Национальных элементов не должно быть много, иначе шляпа приобретает театральный оттенок.
 
Особая тема в искусстве шляпного мастерства – это цветовая гамма. Монополия черного разрушается глубоким бордовым, насыщенным синим, коричневым, бежевым, красным и кремовым тонами. Конечно, яркую шляпу позволит себе надеть не каждая женщина. Для этого необходимо обладать определенной смелостью, независимостью во взглядах, суждениях и характере. Тему цвета продолжает довольно милая, изящная и легкая бордовая шляпка ассиметричной формы, украшенная атласным бантом, напоминающим диковинную бабочку, кокетливо раскинувшую крылья-лепестки в надежде быть замеченной и желанной. В такой же цветовой гамме решена шляпка с лепестками под условным названием «Павлин». Хотя некоторые женщины  воспринимают ее  как диковинный цветок, распустивший лепестки-листики навстречу солнцу, весне, любви.
Особая тема в искусстве шляпного дела - это шляпки для коктейлей, приемов и визитов. Вечерние шляпки «Янтарная пантера», «Кармен» и «Усатый муравей» в сочетании даже с самым скромным черным платьем сделают практически любую женщину эпицентром мужского внимания.

Прописная истина - чтобы на Вас обратили внимание, Вам необходима изящная шляпка. Эротические, любовные мотивы, социальные настроения, психология: кто-то мечтает о любви, кто-то о карьере. Даже приступы тщеславия заставляют нас одеваться неординарно. Мода  – это элемент тщеславия. А шляпка - любимая игрушка моды. Таким образом, тема эпатажа остается весьма актуальной. Если Вы журналистка, певица или актриса, не дай Вам Бог остаться  незамеченной. Множество публичных профессий требуют концентрации внимания аудитории.
 
Кстати, шляпы  отличаются еще одним весьма важным качеством: они поддаются бесконечной трансформации.  Шляпа  - уникальная вещь. Ее можно двигать и поворачивать в разные стороны, создавая все новые и новые образы и настроения. Шляпа - единственный предмет туалета, который передвигается в пространстве во всех направлениях. Примером тому - классическая коричневая шляпа с широкими полями из мягкого фетра, которая фантастическим образом по прихоти Вашей фантазии может приобретать  новые очертания.  Можно сместить акценты, например, с глаз на губы и наоборот, подчеркнуть деловой или эротический настрой. Одежда – это информация. И шляпа – одно из наиболее выразительных ее элементов  А глядя в зеркале на свое преображающееся под влиянием правильно подобранной авторской шляпы и аксессуаров изображение, веришь, что воистину, «нет предела совершенству».

Апрель 2000 г., Москва.





*Прим. «Всадница» — картина русского художника Карла Брюллова, написанная в 1832 году.
История создания

Картина написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на неё было очень много откликов, которые собрал, перевёл один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.

В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, но искусствоведы доказали, что это не так, сравнивая картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Амацилия Пачини была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, друга Ю. Самойловой. О Джованине известно мало. Существует версия, что её настоящее имя Джованнине Кармине Бертолотти и она является дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой. Художник назвал свою работу «Джованин на лошади».

В Италии существуют гравюры с этой картины, считающиеся портретом знаменитой певицы Малибран, сестры Полины Виардо.

Сюжет
На картине изображена сцена прогулки. Воспитанница Ю. Самойловой Джованнина подъезжает к подъезду дома своей приёмной матери, восседая на вороной лошади. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Скакун, разгорячённый ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака (на ошейнике которой стоит фамилия заказчицы — «Samoylova») лает, кружась под ногами коня, маленькая Амацилия, одетая в розовое платьице и зелёные туфельки, выбегает встречать её и восхищённо смотрит на свою старшую подругу.



** Прим. Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского.

Модель
На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина; (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина, невестка орловского наместника А. С. Лопухина. Скончалась от чахотки через год после свадьбы.

Описание
Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.

Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Провенанс
Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, Прасковьи, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.


***Прим. Амалия Евгения Елизавета нем. Amalia Eugenia Elisabeth; 24 декабря 1837 года — 10 сентября 1898 года) — жена императора Франца Иосифа I, по рождению принцесса Баварии. Императрица Австрии с 24 апреля 1854 года (дня заключения брака), королева-консорт Венгрии с 8 июня 1867 года (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии). В Австрии (а впоследствии — и в мире) известна под уменьшительно-ласкательным именем Сиси (нем. Sissi), которым её называли родные и друзья (в художественной литературе и кино употребляется вариант написания Сисси).

Детство и юность

Елизавета была второй дочерью герцога Баварского Максимилиана Йозефа (1808—1888) и принцессы Людовики Вильгельмины (1808—1892), дочери короля Баварии Максимилиана I. Сиси родилась 24 декабря 1837 года в семье Виттельсбахов, в мюнхенском дворце Максимилиана Йозефа. То обстоятельство, что девочка появилась на свет накануне Рождества в воскресенье, сочли счастливым предзнаменованием. У новорожденной уже был один зуб, как, по преданию, и у Наполеона, что также означает счастливую жизнь. Крёстной матерью девочки стала королева Пруссии Елизавета, имя которой и получила будущая императрица, в семейном же кругу за ней закрепилось уменьшительное «Сиси».

Детство Сиси прошло в Мюнхене и в летнем имении её семьи Поссенхофен в 28 километрах от Мюнхена у озера Штарнбергер-Зее, где у юной герцогини был личный зверинец. Родители Елизаветы, вступившие в династический брак, не испытывая друг к другу ни малейшей склонности, жили каждый по-своему. Герцог Максимилиан редко проводил время в кругу семьи, воспитанием детей занималась мать. Елизавета росла непоседливой и предпочитала учёбе прогулки на природе и игру. Её пытались учить музыке, но Сиси была к ней равнодушна, больше её привлекало рисование. Она с удовольствием писала пейзажи и иллюстрировала тетрадь со стихами собственного сочинения, — интерес к поэзии Елизавета унаследовала от отца. Наибольшее влияние на Сиси оказывала старшая сестра — образованная и послушная Хелена (Нене). Воспитательница Елизаветы, Луиза Вульффен, даже считала влияние чрезмерным и старалась уменьшить его, сближая подопечную с младшим братом Карлом Теодором.

Помолвка

Мать императора Франца Иосифа, София Баварская, считала политически выгодным, чтобы он женился на одной из баварских принцесс. Выбор Софии пал на её племянницу Хелену, старшую сестру Елизаветы. Хелену начинают готовить к замужеству: вывозить в свет и обучать верховой езде. Любящая животных Сиси упрашивает родителей разрешить ей присоединиться к сестре и благодаря своему бесстрашию обучается быстрее сестры, чем отбивает желание у Хелены продолжать уроки.

Помолвка Хелены и Франца была приурочена к 23-летию императора, для её заключения герцогиня Людовика с двумя старшими дочерьми и император со своей матерью и братьями встретились в Бад-Ишль. Так как у императорской семьи в то время не было резиденции в Ишле, все остановились в одной гостинице. Франц Иосиф видел своих кузин и раньше, когда в июне 1848 года герцогиня Людовика вместе с двумя сыновьями и старшими дочерьми Нене и Сиси гостила у своей сестры Софии в Инсбруке. Но тогда будущий император был слишком занят революционными событиями, грозившими развалом государства. В тот визит Сиси, девочку подвижную и жизнерадостную, но не выделяющуюся своей внешностью, заметил младший брат императора Карл Людвиг. Между Карлом и Елизаветой завязалась романтическая переписка, они обменивались подарками, а родители не препятствовали им в этом.

В Ишле отношения между Францем и Хеленой не складываются, и Карл Людвиг первым обратил внимание матери на то, что Франц заинтересовался Елизаветой, которая стала настоящей красавицей. А вскоре и сам старший сын признался Софии, что хотел бы жениться именно на Сиси. На балу император (предварительно посоветовавшись с матерью) приглашает на котильон не Хелену, а Сиси — для всех присутствующих это знак, что последняя станет женой Франца Иосифа. Он просит эрцгерцогиню узнать у Людовики, особо оговаривая, чтобы на Сиси «не оказывалось никакого давления», согласится ли та выйти за него.

Елизавета взволнована и польщена, она сознаётся, что любит императора, но её пугает грядущее высокое положение и ответственность, связанная с ним. Всё пошло не так, как было запланировано вначале эрцгерцогиней Софией, но тем не менее она просит у Людовики руки своей второй племянницы для Франца. Людовика, которая опасалась, что брак вообще не состоится, была довольна, что императрицей всё-таки станет её дочь и дала своё согласие.

Император объявил о помолвке в Ишле во время мессы. В Баварии весть о намечающемся союзе встретили с воодушевлением, в то же время в Вене к нему отнеслись прохладно, так как брак считался делом рук Софии, которую недолюбливали после подавления революции 1848 года. В конце лета Франц Иосиф и Сиси расстались: император вернулся в Вену, его невеста — в Поссенхофен, где началась подготовка к свадьбе.

Время Сиси было занято позированием художникам (её портреты рисовали сразу три мастера, приглашённые Францем Иосифом), подготовкой свадебного приданого и уроками: будущая императрица изучала историю и политику Австрии и Венгрии. Граф Иоганн Майлат, венгр по национальности, литератор из окружения герцога Максимилиана, сумел пробудить в Елизавете интерес к национальным обычаям и традициям венгерского народа. Никогда не любившая учёбу, Сиси прилежно занималась с Майлатом три раза в неделю.

Свадьба. Первые годы брака

23 апреля 1854 года Елизавета вместе с матерью прибыла в Терезианум, откуда по традиции невесты императоров совершали торжественный въезд в столицу. Вечером с Сиси случился нервный срыв: не вынеся напряжения от всеобщего внимания, она плачет, и никто не может её успокоить. Однако она находит в себе силы собраться.

В карете, расписанной самим Рубенсом, она отправилась в Хофбург, в город Елизавета въехала по новому мосту через реку Вену. Перед свадьбой будущей императрице представили её придворных дам — с этого момента её окружение составляли люди, подобранные эрцгерцогиней Софией. 24 апреля император Франц Иосиф сочетался браком со своей шестнадцатилетней двоюродной сестрой. Венчание состоялось в венской церкви Аугустинеркирхе.

Довольно скоро жизнь при дворе стала тяготить Сиси. Эрцгерцогиня София, привыкшая управлять всем во дворце и боявшаяся потерять свою власть над сыном-императором, стремясь сделать из своей племянницы «настоящую» императрицу, деспотично её контролировала, мотивируя это требованиями этикета. Молодым супругам приходится присутствовать на многочисленных официальных приёмах, у них не было ни минуты свободного времени.

Введённый в Вене этикет двора Карла V строго регламентировал и жизнь придворных, и жизнь самой Елизаветы. Общаться с императрицей имели право лишь представители аристократических семей — 23 мужчины и 229 женщин. Люди, не интересовавшие Елизавету, выросшую в другой обстановке. Твёрдый распорядок дня лишал Сиси самостоятельности, ограничивая даже общение с мужем. Она пыталась ему пожаловаться, но супруг, загруженный государственными делами, не был даже в состоянии осознать сложность положения Сиси.

Франц Иосиф, испытывавший глубокое уважение к матери и безграничную любовь к жене, был мягок в отношениях с женщинами и не мог добиться примирения двух дам. Елизавета, часто остававшаяся одна, писала грустные стихи, много читала, но подлинной её страстью стала верховая езда, дававшая иллюзию свободы и служившая выходом её чрезмерной, бьющей через край энергии. В более поздние годы Елизавета признавала, что ей тяжело вспоминать первое время своего брака.

Оставшись непонятой, будучи отодвинута от мужа его занятостью и жёсткими правилами Венского двора, трепетно поддерживаемыми свекровью, Елизавета замкнулась в себе. Сиси пренебрегала управлявшими жизнью двора правилами этикета. Она не любила публичность, её тяготила необходимость общаться со множеством малознакомых и незнакомых людей.

Рождение детей

Положение осложнилось ещё больше, когда Елизавета объявила о своей беременности. Теперь эрцгерцогиня София, считавшая Сиси ещё слишком юной (императрице ещё не было и восемнадцати), входила в её комнату в любое время и донимала будущую мать советами и упрёками. Биограф Елизаветы Эгон Корти объясняет поведение эрцгерцогини тревогой за ребёнка, которого вынашивала невестка.

Однако Елизавета видела во всём лишь проявление враждебности эрцгерцогини. В Лаксенбурге, где императорская чета поселилась после свадьбы, Елизавета обыкновенно гуляла у высокой изгороди, скрывавшей её от посетителей парка. Чтобы народ видел, что императрица ждёт ребёнка, София приказала убрать изгородь. Тогда Елизавета почти перестала выходить в парк, однако эрцгерцогиня заставляла её гулять.

Двор надеялся на рождение наследника, но, ко всеобщему разочарованию, 5 марта 1855 года у Сиси родилась дочь. Девочке дали в честь бабушки имя София и поместили в комнаты, отдалённые от апартаментов Елизаветы. Эрцгерцогиня сама подобрала солидный штат прислуги для новорожденной. Елизавета была счастлива, но ребёнок стал новым источником конфликта между ней и свекровью. Мать не могла повидаться с дочерью наедине, а все распоряжения Елизаветы относительно её первенца отменялись эрцгерцогиней.

Все повторилось после рождения 15 июля 1856 года второй дочери, Гизелы. Сиси могла видеться с детьми лишь в строго отведённые для этого часы. Только благодаря вмешательству супруга девочек переместили ближе к апартаментам Елизаветы. Францу Иосифу, отправившемуся в конце лета с женой в путешествие по Штирии и Каринтии, пришлось вести по этому вопросу неприятную переписку со своей матерью. Борьба за влияние на детей и то, что Елизавета в ней всё-таки одержала верх, окончательно испортили отношения между невесткой и свекровью.

Визиты в Италию и Венгрию

Франц Иосиф, поняв, насколько популярна его молодая жена среди своих подданных (в этом он убедился во время поездок по Богемии и Каринтии), решил использовать её обаяние в деле улучшения отношений между Австрией и Италией. Императрица согласилась: она очень хотела помочь мужу, к тому же ей предоставлялась возможность лучше узнать «о положении в тех землях». В путешествие по Италии Елизавета взяла с собой старшую дочь, состояние здоровья которой внушало ей опасения.

Однако каких-либо политических выгод визит императорской четы в Ломбардо-Венецианское королевство не принёс. Некоторое потепление отношений, вызванное личным обаянием молодой императрицы, а также амнистией и снятием ареста, наложенного на имущество политических эмигрантов (Венеция, 3 декабря), не могло изменить главного. Всюду (Венеция, Виченца, Верона) им пришлось столкнуться с антипатией аристократии и среднего сословия. В Милане всё повторилось: местная знать бойкотировала все мероприятия в честь императора и императрицы. Положение не исправили объявленные Францем Иосифом амнистия и снижение налогов.

Новая попытка улучшить отношения внутри империи была предпринята весной 1857 года. На этот раз императорская чета отправилась в поездку по Венгрии. Не желая расставаться с детьми, Елизавета взяла с собой обеих дочерей.

Франца Иосифа и Елизавету ждал относительный успех: к императору в Венгрии относились прохладно, но императрица вызывала всеобщий интерес — уже было известно, что она не ладит со свекровью, сыгравшей не последнюю роль в подавлении революции 1848 года. А красота и сердечное обращение Елизаветы, которой нравится и страна, и её народ, производят приятное впечатление.

В поездке заболели обе императорские дочери. Младшая, Гизела, вскоре поправилась, а состояние двухлетней Софии только ухудшалось. Елизавета, вызванная телеграммой в Будапешт из Дебрецена, одиннадцать часов находилась у постели умирающей дочери. Она тяжело переживала смерть маленькой Софии и винила в случившемся себя. Супруги прервали свою поездку и вернулись в Лаксенбург 30 мая 1857 года. Елизавета замкнулась в себе, не желала видеть никого, кроме императора, проводила время, гуляя и катаясь верхом в одиночестве.

Рождение наследника

21 августа 1858 года императрица родила долгожданного наследника Австрийского престола Рудольфа. Поначалу появление ребёнка обрадовало всех, но вскоре вражда между свекровью и невесткой разгорелась с новой силой. Елизавета медленно поправлялась после родов, и София, воспользовавшись этим, присвоила право следить за воспитанием Рудольфа. Не имея сил на борьбу, императрица сдалась.

Итальянская война

Тем временем Франц Иосиф отправился на итальянский фронт сражаться с войсками Наполеона III в долине реки По. Он часто писал Сиси любовные письма. Жена беспокоилась за него и сама вела крайне нервную жизнь: мало ела, ежедневно ссорилась с надменной свекровью и пыталась спастись от своего окружения, совершая длительные пешие или верховые прогулки. К возвращению императора его жена заметно похудела, а её психика сильно расшаталась.

Путешествия

 
Фактически лишённая детей и осознавшая своё бессилие Елизавета в 1860 году приняла решение временно уехать. Ей хотелось таким образом вернуть потерянную свободу. Было объявлено, что императрица тяжело больна и нуждается в солнце и морском воздухе. Франц Иосиф предложил ей несколько морских курортов Адриатики, принадлежавших Австро-Венгрии, но Сиси прежде всего хотела вообще покинуть страну и на время укрыться в каком-нибудь отдалённом районе. Её выбор пал на Мадейру.

Елизавета уехала на четыре месяца — из Корфу в Англию с заездом во Францию, где все были удивлены цветущим видом якобы тяжело больной императрицы. Это стало началом её непрекращающихся скитаний и отчаянных поисков счастья. С 1865 года в Вене Елизавета проводила не более двух месяцев в году. Она периодически (чаще всего зимой — на свой день рождения, Рождество, первый венский бал) возвращалась в столицу Австро-Венгрии, чтобы повидать мужа и детей, и каждый раз её присутствие смягчало строгий этикет жизни Габсбургов. Но вскоре Сиси вновь начинала чувствовать себя пленницей и уезжала.

Постоянно путешествуя, Елизавета посылала подарки своим детям, но виделась с ними нечасто — лишь во время своих коротких приездов. Жизнь Гизелы была гораздо приятней, чем жизнь Рудольфа, которого строго воспитывали, готовя к карьере императора. Елизавета лишь издали наблюдала за воспитанием наследника, не имея возможности вмешиваться. Лишь однажды ей удалось уволить наставника, который, по мнению Сиси, использовал слишком жестокие методы воспитания (обливание ледяной водой по утрам — лишь малая часть тех методов, что применяли при воспитании наследника престола), но даже после этого она не стала ближе Рудольфу.

Мальчик очень страдал от того, что не мог часто видеть свою мать. Ещё более одиноким он почувствовал себя после рождения в 1868 году Марии Валерии, которая стала любимицей Сиси. На этот раз императрица отстояла право самой заниматься воспитанием дочери, которой отдавала явное предпочтение перед остальными детьми, и при дворе Валерию называли «единственным» ребёнком. Девочка становится спутником во всех путешествиях матери. Неопытная «молодая мама» переживает из-за каждого пустяка, и даже лёгкий насморк является причиной для отставки очередной няни.
Родившаяся в Будапеште, Мария Валерия почти всё своё детство провела в Венгрии. Её одевали в венгерском стиле и даже разговаривать по-немецки с отцом она была вынуждена в тайне. Но, в отличие от матери, полюбить Венгрию Мария Валерия так и не смогла. Единственным человеком при дворе, который разделял отношение Елизаветы к Венгрии, был Рудольф.

Политика. Елизавета и Венгрия

Елизавета практически не вмешивалась в политику. Единственным исключением можно считать случай, когда ей удалось сыграть определённую роль в урегулировании конфликта между Австрией и Венгрией в 1860-х годах. Можно предположить, что если бы она и в других политических вопросах помогала императору, то возглавляемая им империя сохранила бы свои политические позиции в Европе.

При венском дворе Елизавету не любили не только за пренебрежение этикетом, но и за её «чрезмерные симпатии к Венгрии». Императрица любила эту страну, изучала историю Венгрии и венгерский язык, с удовольствием читала венгерскую литературу. Позже Елизавета окружила себя придворными дамами из венгерского дворянства. Она поддерживала связи с деятелями венгерской оппозиции, в частности с её лидерами — Ференцем Деаком и Дьюлой Андраши, которые пытались через императрицу оказать влияние на Франца Иосифа, рассчитывая, что он пойдёт навстречу их требованиям.

Усилия Елизаветы имели определённое значение для изменения позиции Франца Иосифа в венгерском вопросе. В результате император согласился на личные встречи с Деаком и Андраши, по итогам которых в 1867 году было заключено соглашение, согласно которому империя преобразовывалась в дуалистическую Австро-Венгерскую монархию, вводилось конституционное правление, и Венгрия получала бо;льшую свободу в решении своих внутренних вопросов. 8 мая 1867 года Франц Иосиф и Елизавета были коронованы в Будапеште как король и королева Венгрии. В знак своей преданности Венгрия подарила Елизавете и Францу Иосифу великолепный дворец Гёдёллё в тридцати километрах от Будапешта. Есть основания полагать, что замок нравился Елизавете и раньше, но ослабленная войной казна Австрии не могла осилить такой покупки, как замок в дар императрице.

Гибель Рудольфа

30 января 1889 года погиб кронпринц Рудольф. Единственный сын Елизаветы или покончил с собой вместе со своей любовницей Марией Вечерой, или они стали жертвами политического убийства. О смерти сына первой сообщили императрице, она передала это известие Францу Иосифу. До конца своей жизни Елизавета так и не смогла оправиться от этого удара. Она считала, что его убили, но доказать это не представлялось возможным. Обстоятельства происшедшего в Майерлинге скрывали от общественности, не было проведено должного расследования. После смерти Рудольфа Елизавета ещё больше замкнулась в себе.

Последующий год Сиси проводит в Австрии, одеваясь во все чёрное и не снимая траурной вуали. Она ведёт закрытый образ жизни и старается не появляться в обществе. Не найдя успокоения, императрица вновь прибегает к своему старому лекарству — пускается в странствия. Переезжая из страны в страну, она долго ходит в одиночестве по безлюдным полям и горам.

Убийство Елизаветы

О  своей личной безопасности Елизавета не заботилась, она отказывалась от охраны, чем приводила в отчаяние своих фрейлин и полицейских. Судьба в лице анархиста Луиджи Луккени подстерегла её утром в субботу 10 сентября 1898 года, когда Елизавета в сопровождении одной из своих фрейлин, графини Ирмы Шарай, шла по набережной Женевы. Удар заточки (заострённого трёхгранного напильника) анархиста сбил её с ног, оставив крохотную колотую ранку в области сердца.

Однако Елизавета не почувствовала раны и не поняла истинный смысл случившегося. Решив, что нападавший просто хотел вырвать её украшения, она поднялась и попыталась продолжить прогулку. Лишь спустя несколько минут она почувствовала острую слабость, опустилась на землю и потеряла сознание. Исполнилось её желание, высказанное после смерти сына: «Я тоже хотела бы умереть от небольшой раны в сердце, через которую улетит моя душа, но я хочу, чтобы это произошло вдали от тех, кого я люблю».


****Прим. Замок Шамбор или Шамборский замок (фр. Ch;teau de Chambord) — один из замков Луары. Был построен по приказу Франциска I, который хотел быть ближе к любимой даме — графине Тури, жившей неподалёку.

Строительство велось между 1519 и 1547 годами на изгибе реки Коссон (фр. Cosson) — небольшого притока реки Бёврон (фр. Beuvron), впадающей в Луару, приблизительно в 6 км от левого берега Луары и в 14 км на восток от Блуа во французском департаменте Луар и Шер (номер департамента 41).

Архитектура

Шамбор - один из самых узнаваемых замков Франции, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.

Имя архитектора неизвестно, но исследования доказывают участие в проекте Леонардо да Винчи, бывшего в то время архитектором при дворе короля Франциска I, но умершего за несколько месяцев до начала строительства, а также участие Доменико да Кортона, прозванного Боккадор.

План замка нарисован вокруг центрального объекта, названного «донжоном», потому что, хоть он и не предназначался никогда для отражения атак, но построен по образцу укреплённых замков Средневековья. Внутри донжона находятся 5 жилых этажей. На каждом этаже по 4 квадратных и 4 круглых помещения; четыре коридора между помещениями, как будто с четырёх сторон света, ведут к двойной лестнице в центре. Король Франциск I впоследствии расширил замок и квартировал в более просторных помещениях восточного крыла.

В западном крыле была построена часовня, законченная Жаном ле Гумбль (фр. Jean le Humble). Подобное расположение часовни и королевских покоев было необычным для того времени: поместив себя в направлении Иерусалима, король хотел показать себя правителем духовной власти в своём королевстве.
Поговаривали, что Франциск I со своим другом Жаном ле Гумбль хотели даже изменить русло течения Луары, чтобы она текла прямо перед замком, но отказались от такой идеи.


Двойная, двухзаходная винтовая лестница в самом центре замка более чем хорошо передаёт творческий стиль Леонардо да Винчи. Двухзаходная — из двух лестниц спиралью, поворачивающихся в одном и том же направлении, но ни разу не пересекающихся, так чтобы спускавшиеся могли избежать встречи с теми, кто поднимался им навстречу, и наоборот. По этой монументальной лестнице с резным орнаментом можно подняться на большую террасу, также задуманную Леонардо, полюбоваться на дымоходы и капители крыши и обойти донжон по периметру. Над лестницей возвышается маяковая башенка, видная и внутри здания с нижних этажей. Она возвышается над всеми каминными трубами, достигая высоты 32 м; на самом верху не привычный крест, а королевская лилия.


Второй этаж также примечателен своими сводами, украшенными эмблемой короля (монограмма F, увенчанная короной, и саламандра) в сопровождении шнура в узелках — эмблемы его матери, Луизы Савойской. Некоторые монограммы лестницы на уровне террас выполнены кверх ногами, — «чтобы Бог с высоты неба видел королевскую мощь»!


*****Прим. Грац (нем. Graz [;;;a;ts], словен. Gradec) — город на юго-востоке Австрии, центр федеральной земли Штирия. Грац — второй по величине город Австрии, насчитывает более 250 тысяч жителей.

Экономика

В городе развиты такие виды промышленности как пивоварение, машиностроение, химическая, пищевая и текстильная. Международная ярмарка Граца является важным коммерческим и промышленным событием в юго-восточной Европе.

Культура, образование

Грац издавна является городом студентов. Четыре университета, а именно: Грацский университет имени Карла и Франца, технический университет, медицинский университет, а также университет музыки и актерского искусства с общим числом студентов в 55 тысяч, свидетельствуют о высокой значимости академического образования в Граце. Кроме того, в городе существуют два специальных высших учебных заведения политехнического (FH Joanneum) и экономического (FH f;r Wirtschaft-CAMPUS 02) направлений.

Церковь Домкирхе и замок Шлоссберг, вместе с городскими черепичными крышами, придают Грацу особое очарование.

В 1999 году центр Старого города Граца был объявлен ЮНЕСКО мировым культурным наследием.

В 2003 году Грац был выбран культурной столицей Европы. В рамках этой программы был открыт музей современного искусства Кунстхаус, здание которого стало одним из новых символов города.

В 2008 году в Граце прошли 5-е всемирные хоровые игры (Хоровая олимпиада) World Choir Games. В них приняли участие 411 хоров из 93-х стран мира.
Каждый год в начале осени в Граце проходит фестиваль современного искусства Steirischer Herbst («Штирийская осень»). Это самый старый в Европе фестиваль искусства нашей эпохи (проводится с 1968 года).

Материал для примечаний взят из Википедии.