Зоя, и божественный ноктюрн. Глава 9

Александр Смирнов 6
                9

                Зоя, и "божественный" ноктюрн.

        И вот - я вышел на улицу, а там - свежий, прохладный воздух, и дышится так легко!
 И в домашней одежде и обуви - мне куда легче и свободнее шагать и махать по привычке
 руками, будто я груз сбросил с плеч и, если б не притяжение Земли, то непременно б
 полетел над лужами, канавами и комьями грязи на дороге.
       "Уж не жалею ли я, что променял вот эту лёгкость и свежесть на армейскую жизнь и
 кирзовые сапоги? - невольно подумал я и даже улыбнулся своим мыслям. - И да, и нет.
 Ведь, если б я не знал... не познал армейской жизни и кирзовых сапог - то и не
 почувствовал бы сейчас всю прелесть этой лёгкости и свежести, и не было бы у меня
 праздничного настроения... А положительные эмоции полезны!" - успокоил я себя и бодро
 пошёл прямо через новостройки.
      Не помню, и могу только догадываться: о чём я размышлял в ту минуту, - но все мои
 мысли куда-то делись, когда я увидал впереди себя, метрах в тридцати, спину мужика,
 точнее - знакомую фуфайку и рыжую шапку из собачей шкурки! Аж глазам своим не поверил,
 аж дыхание перехватило; но шаги ускорил, чтоб догнать впередиидущего, даже очень
 хотелось окликнуть его, но какое-то сомнение перехватывало мой голос. Сколько минут я
за ним гнался - не знаю, но я неожиданно потерял незнакомца среди развалин недостроенного
 дома, который постепенно растаскивали по кирпичику все, кому не лень. Походил я минут
 пять по тем развалинам, чуть ноги там не переломал, и пошёл дальше, куда шёл. Но
 впечатление во мне осталось очень неприятное, гнетущее, будто я в чём-то крепко
 обманулся: страшно обрадовался, а потом - обманулся...
        Скоро я вышел в старый привокзальный район, где ещё сохранились кирпичные,
с облупившейся штукатуркой, дома в два-три этажа, которых летом почти и не видно из-за
 разросшихся деревьев и кустов. А вот и столь знакомый мне балкон на втором этаже.
 Сколько раз я стоял под ним и сердце так приятно билось, а по утрам часто закидывал
на него букетики полевых цветов в надежде, что их найдёт тот, кому они предназначены,
и догадается от кого они.
       Почти вбежал я по лестнице на второй этаж и, не раздумывая, нажал кнопку звонка.
 Открыли неожиданно скоро. Я даже опомниться не успел, как что-то маленькое, яркое, но
 столь знакомое и тёплое, радостно взвизгнув, бросилось ко мне и повисло у меня на шее,
 трепеща и прижимаясь. И поцелуи, поцелуи посыпались градом. Я только успевал
 поворачивать голову, подставляя щёки.
       - Ну... ну... Лариса!
       Наконец двенадцатилетняя сестра Зои - Лариса - втащила меня в квартиру.
      - Мама, Зоя! Вы посмотрите: кто пришёл! - закричала она.
      В дверях из зала показалась Надежда Андреевна, такая же маленькая и кругленькая,
 как её дочери. Вышла из своей спаленки и Зоя. Все радостно обнимали и целовали меня,
 помогали, но тем только мешали мне раздеться и разуться. И сыпались расспросы, на
 которые я и отвечать-то не успевал.
       - Нет, нет, нет! Сейчас он только мой, только мой! - запротестовала Зоя. - А, вот,
 будем чай пить - тогда и всё расспросите. А сейчас я забираю его. - И она силой увела
 меня к себе в комнату и плотно прикрыла дверь. И повисла у меня на шее и долго и
 страстно целовала меня в губы. И губы её и вся она была такая тёплая и мягкая! Я
 подхватил  её на руки, легко и привычно,  крепко прижал  к себе и сел на диван.
       Как бы я не был влюблён в Зою, но я видел и знал, что она далеко не красавица:
и глаза у неё какие-то... не выразительные, и волосы светло-русые и тоненькие, жиденькие.
 А ещё  говорят: любовь слепа! Но... от её тёплых, ласковых губ и рук у меня могла очень
 даже сильно и приятно кружиться голова, и сердце бешено биться.
       Несколько минут мы не давали  друг другу слова сказать, и молча наслаждались
 поцелуями и ласками.
      - Вот за что я люблю тебя - так за то, что ты такой ласковый и нежный! Просто
 невозможно... не довериться тебе. И руки у тебя такие... добрые... и сильные. Такие руки
 не могут... ударить, обидеть, сделать больно, - говорила Зоя, с трудом восстанавливая
 дыхание, а глаза её улыбались и блестели от счастья.
       - А я тебя люблю... просто, потому что люблю! - с трудом, от волнения, подобрал
я слова, крепко прижимая к себе Зою и вдыхая запах спелых яблок, исходивший от её волос.
 Зоя заметила это.
       - Что, вкусно пахнут? Это яблочный шампунь. Я только что из ванной. Ещё и
 обсохнуть не успела.
       - Ты сама как яблочко: вкусненькая, розовенькая, ароматная! - шептал я ей на ушко,
 с маленькой, как капелька, ярко-алой серьгой. Зоя таяла от счастья.
       Сейчас, когда я могу спокойно вспоминать то время, я совсем по-другому вижу наши
 отношения и очень рад, что они... не имели последствий. Зоя, ещё школьницей, видимо,
 поняла (а в уме ей не откажешь), что "Бог не дал ей не только талантов, но и красоты".
 Но она не отчаялась, а... решила "играть роль" - я так думаю, что она так себе сказала,
 и более никому, - решила "играть роль умной женщины". И с тех пор у неё, и впрямь, стало
 "умное и задумчивое" выражение лица. Она всегда была в "твёрдых троечниках", а тут -
даже в учёбе подтянулась, и после десятилетки  в техникум поступила.
         И на меня Зоя обратила внимание потому, что:  во-первых, я учился не дурно,
 довольно легко, что было "хорошим задатком для будущей жизни", - так должно быть
 рассуждала она; то есть, по её рассуждению - ни кочегаром и ни плотником я в будущем уже
 не стану. И, кроме того... нет, не смотря на то, что я был в школе отличником - я в то
 же время  совсем не был похож на "зубрилу-зануду и маменькиного сынка" - (одна моя
 причёска чего стоила!).  Во-вторых, я так же не был красавцем, и, потому, был свободен,
 то есть, у меня в последний год в школе не было подруги, а, значит, для неё не было
 соперницы, перед которой она могла и проиграть, потому что хорошо знала свои "неудачные
 данные". В-третьих, я так думаю, я показался ей в то время очень простым, даже "ручным
 мальчиком", которым можно было "крутить" по-своему. И, вот, хорошо всё взвесив и
 обдумав, как хороший математик (хотя математика никогда ей не давалась), Зоя и пришла к
 выводу, что она со мной при минимальных усилиях может сделать для себя  всё, что
 захочет. И в последнем полугодии выпускного класса школы - и "начала действовать", а я
к тому времени - и, впрямь, "созрел для любви" и прочих таких дел, - и я "пошёл за ней";
 хотя друг мой Андрей очень не одобрял мой выбор и никогда не скрывал своего
 пренебрежительного отношения к моей подруге. Володя же в то время сам был влюблён
в миниатюрную Катеньку из параллельного класса, поэтому - как влюблённый человек - он
 видел всех девчонок в "розовом" свете, они все для него казались хорошенькими и милыми;
 поэтому мне он ничего против Зои не говорил.
        Но... чем больше Зоя со мной сближалась, тем больше, уже без всяких "расчётов",
я нравился ей. Даже однажды проговорилась: "Вот дуры девки! Всё ищут красивых; а ты у
 меня парнишка - что надо!" Хотя... довольно скоро поняла, я думаю, что не таким уж и
 "ручным" я оказался, и не таким простым, как она предполагала. Вот же: и институт я
 бросил, и в армию  сбежал... Даже у неё совета не спросил, а только поставил перед
 фактом.
       "Ну и глупый же ты ещё! - сказала она мне тогда. - Что, героем захотел стать?
 Пороху понюхать?! Будто без тебя там не обойдутся. Мальчишка ты ещё, хотя и здоровый.
 Ну, ничего - Армия тебе быстро мозга на место вправит!"
        Но... провожать меня на вокзал она приходила, и письма мне писала.
        Однако отвлёкся я.
        Так вот: обнимаю я Зою - аж голова кружиться и дух захватывает, и спрашиваю её:
 "Как ты тут поживала без меня?" А она поняла мой вопрос буквально.
        - Нет-нет, сначала - как ты? - даже слегка отстранилась она от меня, чтоб удобнее
 было расспрашивать.
        - Я - ничего, - пожал я плечами. - Служу. Вот - в отпуск приехал.               
        - Только - в отпуск? Как хорошо! - тут Зоя поцеловала меня; и я не мог не
 почувствовать, что в ней борется двойственное чувство: чувство досады и обиды на меня,
 что я такой "непослушный мальчик", и... и в то же время ей интересно и приятно, что я
 изменился и возмужал, что перед ней уже "больше мужчина", чем "мальчик", которого она
 помнила и на которого была сердита. Она не могла скрыть, что чувства и мысли её
 колеблются; от напряжения, даже лицо у неё порозовело.
        - И у меня всё замечательно, - сказала она и ласково ущипнула меня за ухо. - Всё
 учусь! А, вот, ты - непутёвый. Все "косят" от армии, а ты... герой нашёлся!
        - Зоя!
        - Ну что: не правда, что ли? В институте учился... в институте! Это же такое...
 Миллионы только мечтать могут об этом, а ты поступил без малейших проблем и учился - и
 бросил! Уму непостижимо! Просто, зарезал всех этим.
        - Ладно, Зоя. Пусть - это правда. Но... зачем сейчас, снова и снова об этом?
        - Ну, а как же ты хотел? Что ты будешь делать без диплома? А? Как ты сможешь жить
 без диплома? Ты думал об этом, когда дурость эту отмочил? В наше время без диплома - ты
 ничто. Никуда без него! - Чувство досады в ней победило чувство любви, как я понял, и
 тоже начал сердиться.
        - Зоя, ну что ты всё: диплом да диплом! И без него люди живут и людьми
 остаются... И учиться никогда не поздно. Надо только знать - чему учиться! - Я уже
 чувствовал, как во мне поднимается столь знакомое мне чувство упрямства: если уж встал
 на своём - то хоть убей.
        - Ну, после института года два-три учителем бы в школе поработал, а потом,
 глядишь - и директором бы школы стал. Да даже... и в школе мог бы вообще не работать,
а в другом месте. Главное-то - диплом у тебя был бы! А с ним тебе везде дорога! -
 продолжала рассуждать Зоя, не замечая перемен во мне. - Да я же помню, как ты любил те
 предметы в школе: ты же просто обожал историю, географию, литературу. Другие ночи не
 спали - зубрили уроки, как я, - а к тебе знания сами шли...
       - Давай оставим этот разговор, - едва сдерживая себя, но ещё спокойно перебил я
 её. - Мы уже не раз с тобой в письмах переговорили и переварили всё это. А я по тебе
 соскучился, понимаешь? - смягчился я. - Так соскучился! А ты - то да потому! - и я долго
 не давал более ничего сказать Зое, и она едва не задохнулась от поцелуя.
       - Уф! Когда ты меня так целуешь, мне всегда становится страшно, - тяжело дыша,
 сказала она. - Иногда в тебе такая страсть - на грани безумия! Будто ты меня всю скушать
 хочешь! Ты что - такой страстный до женщин?
       - У меня только одна женщина - это ты. И я горю! Я хочу сгореть вместе с тобой! -
 шептал я и радовался, что тема разговора переменилась.
       - А я боюсь огня, с детства боюсь. Я ещё маленькой побывала в пожаре и с тех пор
 боюсь. А, ведь, ты и впрямь весь горишь! У тебя температура? - испугалась она.
       - Нет, это изнутри... жар... по тебе... - бормотал я, пьянея.
       - А какой ты горячий!
       - Это потому, что я люблю тебя... и хочу тебя съесть! -  начинал я терять контроль
 над собой.
       А Зоя засмеялась.
       - Съешь, но только не сейчас. И не пугай меня. Поостынь немножко.
       Но я осторожно повалил Зою на диван и поцеловал  открывшееся из-под халатика
 пухленькое плечико.
       - Нет, Илюша. Не надо, - попросила она.
       - Что: не надо? - меня насторожила не её просьба, а её голос.
       - Это... не надо, - повторила она; и я понял, что не ошибся, и мне не показалось:
 она была холодной и рассудительной всегда, в любой момент, даже сейчас -  хоть сгори я
 тут "синим пламенем"!
        Я пересадил Зою со своих колен на диван и встал, довольно резко, и отошёл к окну.
        "Какой обидчивый! И он такой же, как все парни, - должно быть, подумала Зоя. -
У них одно только на уме... одно только желание. А желания надо поборять... побороть,
то есть: пересиливать их сознательно, если они не к месту и не вовремя". Может быть,
я ошибаюсь, что она думала именно так, но в глазах её был именно этот укор ко мне.
        Зоя тоже встала с дивана и оправила халатик и, не зная чем себя занять, включила
 магнитофон. Зазвучала тихая, приятная музыка. И я весь замер, дышать почти перестал: это
 же был "Божественный" ноктюрн!.. Зоя любила классику, даже в детстве мечтала стать
 балериной - о чём она мне рассказывала, но... "бог её обидел не только талантами, но и
 фигурой". Правда, она пять лет училась в музыкальной школе и могла довольно недурно
 играть на стареньком фортепиано, что стоял у них в зале; и, наверное, поэтому Зоя
 считала себя интеллигентной, тонко чувствующей девушкой. Мне иногда даже нравилось, как
 она вела себя изыскано, как актрисы в фильмах про старину, но иногда это и раздражало.
         Но, благодаря знакомству с Зоей, и я ближе узнал классическую музыку.  А ведь
в обществе, в котором я вырос, слова: "опера, балет, симфония" - были почти ругательными.
 Зоя же приписывала мой выросший интерес к мировой "благородной"  музыке к своим большим
 педагогическим способностям, и в душе гордилась этим, я думаю. А я и не разубеждал её.
 "Пусть ей будет приятно", - улыбался я про себя.
        Да, я думаю, здесь надо мне несколько слов сказать о себе, чтобы дальше уже не
 отвлекаться на это. Нет - не о моей внешности - она меня никогда не интересовала, или -
 меньше всего интересовала. А я должен рассказать о своей болезни. Да, я уже давно
 заметил, что я серьезно болен; но... сколько я не перечитал медицинских энциклопедий -
 но так и не нашёл объяснений своей болезни, ни как она называется. Дело в том, что у
 меня совершенно нет музыкального слуха, и голоса тоже. Даже учитель в школе (а потом и
в институте) не забывал напоминать: "Итак - все внимание! Сейчас поём дружненько,
 внимательно слушаем музыку и следим за моей рукой. Только Илье Ольшанину разрешаю
 помолчать..." - и все соглашались, чтоб я не пел. Но в то же время я часто, особенно
 ночами - отчётливо слышу у себя в голове прекраснейшую музыку! Я даже пытался изучить
 самостоятельно ноты, чтобы записывать то, что я слышу. Но... и здесь у меня ничего не
 получилось: наиграть-то ни на каком инструменте я её не мог! Так и умирала эта музыка во
 мне... Если бы кто знал, как это мучительно: слышать чарующие звуки и не иметь
 возможности запечатлеть их ни нотами, ни красками, ни словами. Зато... Зато меня...
 красивая, хорошая музыка, мелодия, песня - зачаровывают, заколдовывают: для меня всё
 окружающее растворяется в божественных звуках, волосы на голове шевелятся, мурашки по
 коже бегают, слёзы глаза застилают... И ничего я поделать с собой не могу! Поэтому и
 считаю это болезнью, а не простым душевным трепетом, сентиментальностью.
          Вот и сейчас я утонул, растворился, растаял... в обворожительных звуках, и всё
 остальное в этом мире только раздражало меня.
         - С одной стороны - я тебя понимаю, - слышался откуда-то голос Зои, - ты потерял
 отца. Это большое несчастье. Но, ведь, и я выросла без отца. Конечно, тебе хочется
 самостоятельности, независимости. Но... тогда ты тем более должен учиться! Только
 грамотный, дипломированный человек может быть свободным и независимым. Перед тобой
 откроются все дороги, выбирай любую! А ты - всё бросил... Кому от этого стало хуже?
 Всем, и прежде всего - тебе. Разве я не права?
         Если бы Зоя знала, как она сейчас напоминала мне мою маму, когда та поучала и
 "пилила" отца! Если бы знала, как сейчас мне неприятны были эти занудные поучения!..
 Может быть, в другое время, в другой обстановке я бы и стерпел этот тихий, спокойный,
 поучающий голос её, наставляющий меня на путь истинный, но... только не сейчас.
        Я ничего не отвечал. Её глаза и голос говорили мне даже больше, чем слова её:
"Эх ты! Ты такой хороший и так нравишься мне, и так жаль, что ты такой глупенький и
не послушный. Но ничего: сколько б ты не ершился - никуда ты не денешься, и я из тебя
всё равно человека сделаю". И всё это говорилось в минуту нашей встречи после года
 разлуки! Да ещё под такую музыку, под которую... даже дышать-то надо осторожно, чтобы
не нарушить её течение, звучание, воздействие на душу!
        "Бежать отсюда! Бежать от неё! - кричал во мне мой внутренний голос. - Боже мой!
 И это о ней я мечтал целый год!? Да... раньше были танцы, кино, цветы, поцелуи, - всё
 было хорошо, светло и приятно. А сейчас... Мы изменились. Как хорошо, что я не успел
 исполнить то, что задумал! Вот бы насмешил её! Замуж! Сейчас! За меня! Вот бы она
 хохотала! И... поучать бы начала: армию, мол, отслужи, на работу устройся, а мне надо
 техникум закончить, и так далее, и так далее. А на завтра нам было бы уже скучно вдвоём
 друг с другом..."
       "И почему всем... всем! - так хочется втиснуть меня, запереть в какие-то рамки,
в какое-то расписание: как мне сегодня жить следует, как завтра - и так всю жизнь?! Шаг
 вправо, шаг влево - расстрел! И Зоя, и мама, и все-все!.. Не хочу я так. Я же не робот
- я жить хочу! дышать хочу! любить хочу! Сейчас, сию минуту! А не завтра, не потом...
 Любовь - она или есть: и сегодня, и завтра, и всегда - или её нет совсем. Любить - так
 до сумасшествия, чтоб всё нипочём стало, чтоб никакого расписания на завтра!.. - Я
 посмотрел на Зою. - А в ней нет этого... того, что есть во мне сейчас, - с болью понял
 я. - Бежать! Бежать отсюда! Бежать от всех!.. Только было б куда..." - И так горько-
горько мне стало от моих размышлений, и так жалко самого себя, что... что - был бы я
 девчонкой - заплакал бы. Мне, ведь, хотелось любви и тепла... любви и тепла, - а именно
 этого и не было...
         Я стоял у окна и смотрел, как там три мужика сидели на корточках около кучи
 пожухлой листвы, которую ещё в листопад сгрёб дворник, и из горлышка бутылки пили вино
 по очереди, делая по нескольку глотков, и "закусывали" табачным дымом от папирос, и
 оживлённо при этом разговаривали, жестикулируя руками. И позавидовал им: им-то точно не
 хотелось никуда бежать от жизни, им и мысли такой не приходило в голову...  А за спиной
 я слышал магнитофонную запись песни уже современной певицы, которая последовала за
 божественным ноктюрном. Я не любил эту певицу, и голос её меня раздражал, как и
 монотонный голос Зои.


                10

                Потомок "Золотой Орды".