Памяти Бориса Кадикова. Из истории Алтая

Нел Знова
При жизни он был человеком-легендой - для четырех поколений бийчан он стал самым любимым краеведом, действительно знатоком истории Бийска.
За вклад в развитие города и края Борис Кадиков награжден медалью "За доблестный труд", значком Министерства культуры СССР "За отличную работу».

Я была знакома с Борисом Хатмиевичем более 10 лет, записывала его рассказы о научных изысканиях, работая в Бийском краеведческом музее им В.В.Бианки. Вот один из моих очерков, посвященный его 75-летнему юбилею. А спустя 3 года Бориса Хатмиевича не стало…Светлая ему память!

Б.Х.Кадиков: «Я верю в то, что человек может все!»

    Старший научный сотрудник Бийского краеведческого музея имени В.В. Бианки, лауреат премии Демидовского фонда, член-корреспондент  Петровской академии наук и искусств, почетный гражданин нашего города Борис Хатмиевич Кадиков ныне известен не только в Алтайском крае, но и далеко за его пределами. Более полувека назад он, - молодой историк, выпускник Пермского университета, вместе с женой  приехал в наш город и стал работать научным сотрудником музея.
    Но герой нашей публикации  -  это, прежде всего, открытый радушный человек с потрясающим чувством юмора и научной интуицией, так необходимой в работе историка. А еще он легко находит общий язык с людьми самых разных поколений. Слушать лекции, которые проводит Борис Хатмиевич в музее – одно удовольствие. Ощущается незримая связь времен, а предметы старины становятся не просто экспонатами, они вплетаются в канву повествования яркими иллюстрациями.
     Трудно коротко рассказать о таком человеке. Но можно попытаться несколькими штрихами из пестрой палитры его воспоминаний сделать легкий абрис многогранного характера.

 Наш город. Первые впечатления.

- Приехав в Бийск, мы с женой сразу же пошли в музей. Нашли мы его легко. Это сейчас в городском краеведческом музее несколько отделов, расположенных в разных районах Бийска. А тогда музей находился в двухэтажном здании, ранее принадлежавшем купцу Варвинскому (нынешний отдел природы). Прошел дождь, воздух был чист и прозрачен. Но в центре города было душно. Тогда на улицах не было асфальта, и на подоконниках музея, на кирпичных выступах толстым слоем лежала пыль. Городским краеведческим музеем руководил в то время Александр Корнеевич Король, отделом природы заведовал энтомолог Борис Федорович Белышев, а фондами – Любовь Степановна Вервейкина. Я стал экскурсоводом и руководил отделом дореволюционной истории Бийска. Вот и весь штат сотрудников Бийского краеведческого музея пятидесятых годов прошлого века.

Всесоюзное географическое общество.

      - Отработав год в нашем музее, я познакомился с известным исследователем Алтая Михаилом Федоровичем Розеном. Его приятно удивило, что я неплохо ориентируюсь в вопросах краеведения, и он неожиданно предложил мне вступить в число членов-учредителей Алтайского отдела Всесоюзного географического общества. Отдел был открыт в 1956 году. М.Ф.Розен стал его председателем. Так я оказался в компании очень солидных ученых. Вспоминаю Георгия Джемсовича Дулькейта (он руководил научным отделом Алтайского заповедника); Эдгара Фридриховича Шпурре – физика, увлеченного астрономией; начинающего гидрогеолога, а ныне профессора, доктора наук Алексея Михайловича Малолетко; преподавателя пединститута, садовода Василия Михайловича Остроумова.
  Очень скоро число членов нашего отдела Всесоюзного географического общества достигло нескольких десятков человек. А мне, недавнему студенту, предложили редактировать сборник статей по семи-восьми научным направлениям. Я знал археологию, этнографию и историю, а мне пришлось в двухнедельный срок осваивать ботанику, фенологию или, например, лимнологию (озероведение). Я даже выявил кое-какие ошибки в работах, чем немало позабавил серьезных мужей-иссследователей. Надо сказать, что уровень статей был разный. Но я стал понимать разницу между дилетантизмом и настоящей наукой, связанной с большой точностью и скрупулезностью.

Археология.

- В первые же дни моего пребывания в Бийске мы вместе с художником и краеведом, бывшим директором музея Александром Павловичем Марковым стали изучать археологические памятники в городе и его окрестностях. Работать с ним было чрезвычайно интересно, и мы даже устраивали соревнования – кто быстрее найдет какой-нибудь артефакт. Например, в городе мы ходили в ту зону, где сейчас территория химкомбината. В древности там была палеолитическая стоянка, могильник бронзового века и поселение конца бронзового – начала железного века в районе озера Кругленькое.
      Находок за годы моих археологических изысканий по краю было немало – около семидесяти тысяч единиц. Среди них – наскальная древнетюркская надпись у села Мендур-Соккон. До этого еще Григорий Спасский находил подобные небольшие руны на реке Чарыш в 1807 году. Моя же находка оказалась первой из подобных, найденных потом в Горном Алтае. В ней было более ста знаков, и надпись оказалась очень интересной по содержанию. Тогда, в 1959 году, прямо у села сломалась наша музейная машина, а я, как будто почувствовав что-то, прошел вперед метров сто тридцать и обнаружил эту уникальную надпись. Подобные проявления научной интуиции отмечали в своей работе многие известные археологи.

Петроглифы.

    - Я верю в то, что человек может все! Надо только сконцентрироваться на том деле, которым занимаешься. Так было с поиском, разведкой и выявлением археологических памятников, в том числе наскальных рисунков-петроглифов. Этим изображениям, выбитым на скалах, несколько тысяч лет, но как они притягательны и таинственны для современников!
       Одна из долгосрочных программ в научно-исследовательской деятельности музея носит название «Наскальные рисунки Алтая». В течение нескольких десятилетий работы в экспедициях нашими научными сотрудниками, бийскими художниками выявлено и скопировано несколько
сотен петроглифов. Среди наиболее интересных находок – древние рисунки круторогих баранов, солнцерогих оленей, высокопородных коней, барсов. Встречались нам изображения фантастических существ: львиные грифоны, птица Симург. Есть сцены охоты, где люди вооружены луками, копьями, палицами. Особое место среди петроглифов занимают стилизованные рисунки женщин-прародительниц и покровительниц охотников.
    Некоторые изображения были переведены на специальную бумагу-микаленту, и вот уже несколько лет передвижная выставка «Петроглифы Алтая» пользуется неизменным успехом не только в крае, но и в крупных Сибирских городах, побывала она и в Москве, и в Перми. Хочется выразить признательность меценатам и предпринимателям нашего города, без поддержки которых не состоялись бы подобные экспедиции и другие интересные мероприятия, проводимые музеем. Это В.П.Киргизов («Инженерные защитные системы»), Ю.А. Никитин (Торговый Дом «Аникс»), А.С. Жарков, председатель Бийского отделения Петровской Академии наук и искусств и другие. В нашем крае насчитываются сотни мест, где есть наскальные рисунки. Ждем новых экспедиций и открытий.

Бийское купечество.

  - Изучая историю предпринимательства Бийска, нельзя не отметить, что в его рядах были представители передовой волны российской буржуазии конца XIX – начала XX веков, и они внесли немалый вклад в развитие просвещения, науки и культуры Сибири. В их среде появилось много меценатов, стремившихся из патриотических целей помочь своему народу. Большая часть таких людей происходила из мещанского и купеческого сословий. К примеру, купцы Иван Данилович Васенев и Николай Иванович Ассанов всегда старались, чтобы в Бийске были какие-то материалы, отражающие жизнь и быт населения города, природу края. В нашем музее собрана большая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе привезенных бийскими купцами из Монголии и Китая.
    Любопытно, что Васенев открыл несколько новых маршрутов через алтайские горы, и об этих тропах никто до него не имел представления. Ассанов вывез из Монголии лошадей Пржевальского – не ради страсти заработать, а чтобы сохранить этих исчезающих животных. Живущие ныне в зоопарках мира лошади Пржевальского как раз происходят из особей, вывезенных Ассановым. А в Канаде и поныне в паспортах некоторых животных записано: «Линия Бийск-1» или «Линия Бийск-2».
    Библиотека городского музея может гордиться уникальными и редчайшими книгами. У нас есть труды, изданные до революции – сочинения Канта и Ницше, Риккера и Радлова, не говоря о специальной, например, этнографической литературе. В том числе, здесь можно найти книги из библиотеки бийского купечества.

Этого нет в архивах.

      - Проходя по улицам Бийска, в котором я прожил более полувека,  замечаешь перемены, произошедшие с тех пор. Исчезли дома и целые кварталы. На смену им построены современные здания, парки отдыха, проложены новые трамвайные и автобусные маршруты. Изменился контингент жителей города. Со многими бийчанами я знаком. Некоторые подходят ко мне и рассказывают что-то новое и интересное, зная мое увлечение историей. Таких фактов не найдешь ни в одних архивах. Доброе отношение со стороны бийчан вдохновляет, поддерживает и дает силы для новых научных поисков, - говорил Борис Хатмиевич Кадиков на открытии фотовыставки «Мой взгляд», посвященной его юбилею, 75-летию.
      На снимках – цветных и черно-белых – заметные события, происходившие в нашем городе: строительство коммунального моста через Бию, открытие мемориала в память воинов-бийчан… А еще – картины природы Алтайского края: Чуйская степь, плато Укок, озеро Уткуль, река Аргут… Остановив мгновение, на фотографиях запечатлены наиболее интересные археологические находки разных лет, передвижная выставка музея в горах и, конечно, лица людей – друзей и знакомых, ученых и предпринимателей, а также жителей Алтая.
     И всех их объединил оптимистичный и мудрый взгляд на жизнь человека, который, обладая энциклопедическими знаниями в самых разных областях наук, готов ими щедро делиться.
 
 Осенью 2012 года на здании нашего городского музея появилась мемориальная доска, посвященная памяти этого неординарного человека.

(Фото автора)