Как я понимаю религию

Лев Балашов
ВВЕДЕНИЕ
 
Почему я решил обнародовать свои мысли о религии?
В настоящее время наша страна переживает религиозный бум. Очень многие из интеллигенции, предпринимателей, власть имущих, не говоря уже о простых смертных, стали вдруг верующими или, по крайней мере, набожными, соблюдающими некоторые религиозные обряды и ритуалы. В этих условиях для меня, как безрелигиозного человека, обнародовать свои мысли о религии — проблема. С одной стороны, я не могу молчать о том, что делается плохого с моей родиной, с моими соотечественниками. С другой, я представляю, на какой риск иду своим немолчанием. Среди верующих много хороших, порядочных, неглупых людей. Они могут отвернуться от меня или плохо относиться ко мне за мою критику религии и религиозных организаций. Да и среди набожных, т. е. неверующих или не очень верующих, но демонстрирующих свою религиозность, достаточно много влиятельных людей, готовых препятствовать пропаганде и распространению свободомыслия. Я хотел бы, чтобы те и другие не делали поспешных выводов о вредности моих мыслей о религии и, вообще, моих взглядов. Если они за свободу, то должны понимать, что не бывает настоящей свободы без свободы мысли и слова.

КАК Я ПОНИМАЮ РЕЛИГИЮ

                Основной порок, лежащий в основе всей церковной
                системы, — это непризнание прав любой способности
                человеческого духа, особенно же первейшей среди них —
                разума; а если разум не признан и не понят церковной
                системой, то система церкви не может быть не чем иным,
                как системой презрения к людям.
                Гегель (Цит. по: Н.В.Мотрошилова.
                Путь Гегеля к “Науке логики”. М., 1984. С. 44)

                Никто из верующих не прибегает к философии: он не
                нуждается в ней; никто из действительно философствующих
                не религиозен; он ходит без помочей, — подвергаясь
                опасности, но свободно.
                А. Шопенгаур (Собр. соч., т. 1, М., 1992. С. 8.)

                Религия нужна слабым; сильным она ни к чему.
                И.П. Павлов

Религия является особым типом общественного сознания, воли и бытия. Она — КОЛЛЕКТИВНОЕ ВЕРОВАНИЕ. Как общественное сознание религия выступает в виде коллективной веры в сверхъестественное, прежде всего, в бога (богов). Как общественная воля религия выступает в виде организации (церкви, например) и, соответственно, в виде тех или иных норм-правил поведения, частью моральных, частью правовых, частью сугубо религиозных. Как форма общественного бытия она выступает в виде системы обрядов и религиозных действий (молитв, крестного знамения, поста и т. д.)

В известном смысле, религия — первоначальная синкретическая (слитная) форма культуры, свойственная детству человечества. Она содержит в себе и элементы знания, и элементы искусства, и элементы философии, и элементы морали и права… Начиная с античной эпохи она постепенно теряла монополию на истину, красоту, добро, мудрость. На смену религии пришли-приходят специализированные формы культуры — наука, искусство, философия… Сейчас религия в значительной мере утратила свои позиции в обществе, несмотря на отдельные всплески интереса к ней. Ведь человечество волей-неволей взрослеет, мудреет.

РЕЛИГИОЗНАЯ ВЕРА — ЭТО ДЕТСКОЕ СОЗНАНИЕ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА. В самом деле, центральным пунктом религиозной веры является вера в бога. А что такое вера в бога? — Не что иное как экстраполяция детского сверхуважения-сверхобожания родителей на отношение к воображаемому «существу» — богу, небесному отцу-вседержителю. Детское сознание ребенка, видящего в родителях, в отце и матери всемогущих существ, бесконечно любящего и боящегося их, сохраняется у некоторых взрослых в виде веры в бога — небесного отца-вседержителя (см. ниже примечание). Это одно из проявлений инфантилизма взрослых.

(ПРИМЕЧАНИЕ. Сверхобожание в отношении к Богу проявляется, в частности, в его славословии. В Библии есть специальные тексты (псалмы и др.), прославляющие Бога, хвалящие его. «Я люблю хвалить Бога» — сказал отец Сергий Симаков, иконописец (фраза прозвучала по телеканалу ТВЦ 10 мая 2004 г.). Это весьма характерное заявление для истово верующего. Не находите ли Вы, что в этом «Я люблю хвалить Бога» что-то неестественное, вычурное, надуманное-неискреннее или сладковато-фальшивое. Вы можете вообще представить фразу «люблю хвалить» в контексте нормальных, естественных отношений. Например, «люблю хвалить» мать, отца, брата, любимую или любимого, начальника, президента и т. д. и т. п. Чувствуете какую-то неестественность, фальшь…)

Кстати, сами проповедники религии не стесняются говорить о детскости как черте истинно религиозного сознания. В Новом Завете читаем: “Кто не примет Царство Божие как дитя, тот не войдет в него”. В картине М. В. Нестерова “Душа народа” (см. репродукцию картины перед текстом) мальчик идет впереди народа. Этим религиозно настроенный художник хотел выразить мысль, что путь взрослым указывает ребенок, что взрослыми должно руководить детское сознание.

Инфантилизм, детскость взрослых — весьма распространенное явление. Оно, с одной стороны, постоянно возобновляется благодаря воспроизводству новых и новых взрослых с такими особенностями психики-сознания-поведения, а, с другой, поддерживается всякими лидерами (начальниками, командирами, руководителями вплоть до государственных деятелей), поскольку взрослыми с детским сознанием легче управлять.

Инфантилизм взрослых выражается прежде всего в несамостоятельности. Последняя как медаль имеет две стороны: безусловное некритическое подчинение-поклонение одному (своему) и безусловное отвергание, неприятие другого (чужого). Это как раз мы наблюдаем в поведении верующего. Верующий некритически-сверхположительно относится к своей религии и сверхкритически-сверхотрицательно к чужой религии, вообще к другим взглядам-представлениям-поведению.

ИСТИННО ВЗРОСЛЫЙ, ЗРЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ НУЖДАЕТСЯ В ВОЖДЯХ, НИ НЕБЕСНЫХ, НИ ЗЕМНЫХ. (Примерно так назвал первую главу своей книги “Здравый смысл войны и мира” Г. Уэллс: “Взрослым людям не требуются вожди”).

Как социальное явление религия выполняет три основные функции: ФУНКЦИЮ УТЕШЕНИЯ — для нуждающихся и страдающих (“Христос терпел и нам велел”, обещание райской жизни за гробом), ФУНКЦИЮ УСТРАШЕНИЯ — для недовольных и дерзких (“Бог накажет”, “Бог гневается”, обещание адских мук после смерти, “геенны огненной”, “плача и скрежета зубов”, страшного суда) и ФУНКЦИЮ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЛЮБВИ — для всех, кто испытывает недостаток в реальной любви (“Бог есть любовь”).

Во всех этих функциях имеет место иллюзорное замещение реальных чувств и действий: иллюзорное утешение, иллюзорное устрашение, иллюзорная любовь.

Потеря близкого человека — безутешное горе. Религия наперекор реальности смерти утешает: душа бессмертна и поэтому близкий человек по-настоящему не умер, что его душа попала в рай и т. д. и т. п.

Человек способен к асоциальному поведению (хулиганство, подлость, преступление, бунт и т. п.). Религия устрашает: бог всё видит, бог накажет, перспектива адских мучений после смерти или страшного суда.

Человек испытывает недостаток реальной любви. Религия предлагает вместо реальной любви любить фантомы — бога и все его иллюзорное окружение (ангелов, богоматерь).
РЕЛИГИЯ ВО МНОГОМ — ДУХОВНЫЙ НАРКОТИК. ОНА УВОДИТ ЧЕЛОВЕКА ИЗ МИРА РЕАЛЬНОСТИ В МИР ИЛЛЮЗИЙ. Вместо реальной жизни, борьбы и любви она предлагает жить в мире фантомов, бороться с фантомами и за фантомы, любить одни фантомы и ненавидеть другие.

=========================================================

См. также здесь, в Проза.ру: Площадный атеизм А.Невзорова - http://www.proza.ru/2013/11/07/1103