Религия против логики

Лев Балашов
                Верую, ибо абсурдно
                Тертуллиан

Апологеты и защитники религии пренебрежительно относятся к логике. Тому есть много свидетельств. Резюме пренебрежительного отношения — в знаменитом высказывании Тертуллиана, одного из отцов церкви: “Верую, ибо абсурдно (credo guia absurdum)”. Данное высказывание — циничная констатация того, что религиозная вера сплошь и рядом нарушает логику, прежде всего логические законы тождества и запрета противоречия.

А. И. Уемов пишет: “Много противоречий содержится в сказаниях, легендах и религиозных сочинениях. В одной мордовской легенде, повествующей о сотворении мира, рассказывается следующее.
“Бог шел по морю и думал, как сотворить мир, думал, и ничего не придумал, тогда он рассердился и плюнул. Сейчас же возник диавол. Бог велел ему погрузиться в море и достать со дна кусок земли. Диавол достал, и мир был сотворен из этого куска” (К. Ф. Жаков. Логика, Спб, 1912. С. 4).
Итак, когда-то мира не было, но была вода и земля. Но если существовала вода и земля, то существовал и мир. Следовательно, здесь одновременно признаются истинными два противоречащих суждения: “мира не было” и “мир был”, года как, согласно закону исключенного третьего, истинным может быть только одно из них. ВСЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА ИЗОБИЛУЕТ ПОДОБНОГО РОДА НЕЛОГИЧНОСТЯМИ (выделено мной — Л.Б.). Особенно много противоречий в Библии. Бог все прощает, и вместе с тем создает ад, где вечно мучаются души грешников. А эти грехи опять-таки возникли по воле бога, без которого “ни один волос не упадет с головы”. Уже в VIII веке один ученый насчитал в Библии несколько сот противоречий. Но, несмотря на это, религии удавалось и все еще удается убеждать отдельных людей. Если бы они лучше разобрались в логике, конечно, было бы значительно труднее убеждать их в истинности всякого рода вопиющих нелепостей.” (Уемов А.И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М., 1958. С. 61-62.)

Вот некоторые парадоксальные высказывания религиозных деятелей:
Евангелие от Луки: "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее" (XVII, 33). В передаче В.С.Соловьева: "Кто будет стараться спасти душу свою, погубит ее, а кто погубит ее, тот оживотворит ее".
Евангелие от Матфея (5: 3), от Луки (6: 20): «Блаженны нищие духом».
Евангелие от Матфея (11: 30): «иго Мое благо, и бремя Мое легко» — слова Иисуса Христа.
Евангелие от Луки (14: 26): «Если кто приходит ко мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником».
Откровение Иоанна: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" (3:19).
Апостол Павел: "Ибо когда немощен, тогда силен"
«Кого бог наказывает — того любит» — священнослужитель по телеканалу «Культура» 2 сент. 2003 г. в передаче о Сабашниковых.

А. Н. Чанышев в «Курсе лекций по истории древней и средневековой философии» пишет об одном из отцов церкви: «В сочинении «Об исправлении донатистов» он (Августин Аврелий — Л. Б.) цинично заявляет, что «церковь пресле¬дует, любя». В «Письме к Донату» гиппонский епископ говорит, что церковь теперь «не только приглашает к добру, но и принуждает к нему». Это принуждение включает в себя не только душеспасительные беседы, но и телесные истязания. В своей «Апологии гонений» Августин заявляет, что «лучше раны, нанесенные дру¬гом, чем поцелуи врага». Под «другом» же Августин понимает следователя-палача. Нельзя сказать, чтобы Августин был полным садистом. Так, он хвалит следова¬теля за то, что тот добился признания «одними розгами, не прибегая ни к растяжению тела на станке, ни к вырыванию крючьями мяса, ни к обжиганию его пламенем» (192). Но все это во имя любви! Во имя спасения души еретика! Августин говорит следователю-палачу, успокаивая его совесть: «Ты накажешь его (еретика. — А. Ч.) розгой и спасешь душу его от преисподней». Он ссылается на текст Псалма: «Служите Господу со страхом, и радуй¬тесь (перед ним) с трепетом» («Псалом» 2, 11/ Библия. 1956. С.528)» (А. Н. Чанышев. Курс лекций по истории древней и средневековой философии. М., 1991. С. 435).

Августин придумал фразу «ликовать в трепете». Ты радуешься, ликуешь и одновременно испытываешь страх-трепет. Как это можно совместить? А очень просто. Закрой глаза на логику, на здравый смысл и верь, верь безоглядно-неистово. А. Н. Чанышев пишет об этом:

«Нет, Августин не разрешил противоречия в апостоль¬ских посланиях, противоречия между ветхозаветным мифом о творении мира богом (который, как мы знаем, присутствует там в двух вариантах) с новозаветным мировоззрением. Нет, Августин не разрешил противо-речие между античной философией и христианским мировоззрением, даже между христианским мировоз¬зрением и неоплатонизмом, который, как мы знаем, был ближе его душе в пору язычества, о котором сам Августин говорит так: «...чтение книг неоплатони¬ков надоумило меня искать бестелесную истину» (7, XX, 26). Он просто уверовал. Это был акт воли, а не акт интеллекта. На Августина снизошло, как он сам думал, озарение, а на самом же деле тьма. Он утратил крити¬ческое мышление. Сам Августин рассказывает об этом Богу так: «Итак, я с жадностью схватился за почтенные книги, продиктованные Духом Твоим, и прежде всего за послания апостола Павла. Исчез¬ли все вопросы по поводу тех текстов, где, как мне казалось когда-то, он противоречит сам себе, и не совпа¬дает со свидетельствами закона и пророков проповедь его: мне выяснилось единство этих святых изречений, и я выучился «ликовать в трепете». Я начал читать и нашел, что все истинное, вычитанное мной в книгах философов, говорится и в Твоем писании при посредстве благости Твоей» (7, XXI, 27) (193). Итак, мы видим капиту¬ляцию разума перед верой. Вместо научно-критического метода изучения предмета — «ликование в трепете».» (Там же. С. 437).

Конечно, «ликование в трепете» иногда бывает. Но эти состояния либо целиком продукт безумия, либо на грани безумия, либо результат весьма редких случаев непосредственных переходов от страха к радости или от радости к страху. Они невозможны как постоянно действующие, длительные переживания.

———————
«Смертью смерть попрал» — так говорят об Иисусе Христе священнослужители при совершении богослужения на пасху в православной церкви. Миллионы людей, слушающие эти слова в пасхальной проповеди, учатся в сущности бездумию, наплевательскому отношению к здравому смыслу, к логике.

"До тех пор, пока человек не готов умереть, он не готов жить" — эти слова завершают страницу христианского календаря. Заголовок: «Самая большая жертва», затем цитата: «…я… готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деяния 21:13). (Хлеб наш насущный. — Ежедневное христианское чтение. Пер. с англ. М., 1993. Издатель М.Маргулис).

Чудовищна фраза Л. Толстого, навеянная подобными парадоксальными высказываниями религиозных деятелей: "Чтобы полюбить жизнь, надо полюбить смерть". Воистину язык без костей!

———————

ТАКЖЕ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНО РЕЛИГИЯ ОТНОСИТСЯ К ЗАКОНУ ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ. Не случайно религиозную веру называют слепой. Закон достаточного основания утверждает, что всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, правильность которых доказана практикой. Когда мы утверждаем что-то, то мы не должны делать это голословно, а обязаны обосновать наше утверждение, доказать его правильность. Закон требует обоснованности, доказательности, то есть связи любой мысли с действительными фактами, примерами из реальной жизни, а также с научно обоснованными законами, теоретическими положениями. Он предостерегает против необоснованных, декларативных суждений, “волевых” решений, слепого преклонения перед авторитетами.

Так вот, БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНОСТЬ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ. ОНО ОСНОВЫВАЕТСЯ НА СЛЕПОЙ ВЕРЕ В ДОГМАТЫ ЦЕРКВИ И ИСТИНЫ “СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ”.