Попутчики

Алексей Веприцкий
                Не спит человек.За окном луна и тихий шелест листьев в ветвях растущих вдоль тротуаров деревьев. На человека вдруг,кажется совсем неожиданно,обрушилась жестокая,непривычная тоска.Живое сердце его стонет, плачет и скорбит ибо нарушил он Божью заповедь"не убий"и теперь мучается душа его в предчувствии ада.
А за окном луна,шорох листьев в кронах деревьев и загадочный перестук женских каблучков звонким эхом звучит в улицах ночного города. За окном жизнь греховная и безгрешная. Всякая.
             Звонкая трель телефонного звонка с трудам извлекла меня из сладких объятий Морфея.
               Той ночью, с другого конца света, из Канады,звонил мне мой старинный друг Пётр.Голос его всегда бодрый и весёлый сейчас звучал непривычно тихо,грустно:" Скоро помру я, Иваныч здесь, на чужбине. Сильно болею я.Догнала меня тут проклятая армейская болезнь. Сегодня звоню я всем своим близким и друзьям.Прощаюсь со всеми. Прощай и ты, мой друг. В последних мгновениях своего земного сознания я желаю тебе,Александр, жить долго и счастливо". Конечно,я наговорил моему далёкому другу много утешительных слов, а он молчал и только слышны были его хриплые вздохи...               
              Пётр служил в Сибири.Охранял особо важный государственный объект.Однажды, по причине всегдашнего российского разгильдяйства,случилась на "особо важном" авария.
             Взвод Петра кинули на устранение последствий аварии, в худых костюмах противохимической защиты и в противогазах образца первой мировой. Военврачи подлечили пацанов в госпиталях и комиссовали их на все четыре стороны.
            На гражданке забыл Пётр о всяких хворях. Все у него складывалось хорошо. Работал,женился и его неусыпными стараниями появились на свет два мальчишки. Очередь на квартиру подошла и они с женой уже прикидывали какую мебель купят , куда и как её расставят в своём новом жилище, но тут подоспело перестроечное лихолетье. Остался Пётр без работы в семейном общежитии с ободранными стенами и буйными жильцами.
          Стал искать Пётр выход и нашёл его.Совершенно случайно попалась ему на глаза, в вагоне пригородного поезда забытая кем то газета, а в газете той большая статья об экономике и промышленной политике Канады.Упоминалось в статье, что стране не нужны инженеры и философы, а нуждается она в людях рабочих профессий.
            Значительная часть коренного населения Канады - рантье, то есть существуют на проценты с состояний заработанных их предками,другая часть живёт на щедрые социальные пособия, в пять раз превышающие нашу среднюю зарплату,кто-то занят мелким бизнесом. кто-то протирает штаны в офисных конторах, а на заводах и фабриках работать некому.
        Русские работают хорошо,дело своё знают и с профсоюзами не якшаются.
            Подсуетившись с визами, загранпаспортами и прочей бюрократической мурой он,три года назад отбыл,в качестве трудового мигранта за океан.Надеялся он  за несколько лет заработать приличную сумму у.е. ,вернуться на родину,купить дом, машину и зажить счастливо. Ещё он надеялся, что к той поре смутные времена на Руси канут в лету и весь народ заживет спокойно , без разочарований и потрясений. Всё,всё о чём Пётр мечтал, на что надеялся не сбылось. Упокоился он в чужой, холодной земле.
                Уезжая, Пётр оставил мне общую тетрадь с записями. Я положил её в укромное место и забыл о ней, а недавно перебирая старые бумаги я нашёл её.Пётр озаглавил записи так:"Интересные случаи из моей жизни".
          Удивляясь писательским талантом моего покойного друга,я за несколько часов с увлечением прочёл всю тетрадь.Один "случай" я решаюсь предложить тебе,мой любознательный читатель. 
            ...- Уж так случилось,что ехал я в поезде из большого сибирского города, в котором от неизлечимой болезни умирал мой лучший армейский друг.Я ездил туда прощаться с ним,потратив на поездку последние гроши,которые мы с женой успели отложить,пока не потеряли работу после гайдаровской раскулачки всего и вся.  Жили мы теперь моими случайными заработками и пенсиями наших бабушек.
             Настроение моё не менялось с дня получения письма от больного товарища, в котором он призывал меня приехать к нему повидаться последний раз и попрощаться навсегда, то есть оно, настроение моё угнетало сердце и душу печалью. Попутчик мой,случайный, был молчалив и в душе я благодарил этого парня за то, что он не отвлекал мои невесёлые размышления о бренности земного существования своей назойливостью. Мятущуюся душу человеческую успокаивает только созерцание природы. Я сидел у окна за которым полуденное солнце зимнего Урала причудливо играло своими лучами на вершинах то подступающих близко- близко, то уносящихся куда-то вдаль,гор.
             Попутчик,сидя напротив, читал книгу и проносящиеся за окном живописные пейзажи его ничуть не привлекали,видимо не первый раз пересекал он Урал.Все время пока мы с ним ехали,он читал. Кажется весь его багаж состоял из одних книг.Только два раза в день,утром и вечером он отлучался из купе, наверное ходил в вагон-ресторан поесть.На меня он не обращал никакого внимания,что меня ничуть не огорчало.Но вот сегодня,на третий день нашего совместного путешествия,он появился вечером в купе чуть- чуть навеселе и поставил предо мной бутылку водки,стукнув её донышком о столик так резко,будто хотел вбить невидимый гвоздь.
            На бутылочной этикетке был изображён дореволюционный мужик с сохой и худосочной кобылой на пашне.
              -Закусить найдём?- спросил меня попутчик приятным голосом певца Николаева.
              - Найдём,- бодро ответил я и достал из рюкзака колбасу, хлеб и кильку в томате.
            Удивительно, но не будучи любителем спиртного, я неожиданно ощутил чёткое желание выпить.Видимо организму требовалась психоразрядка и я  надеялся, что алкоголь снимет напряжение с моей души.
              Через минуту  порезанная аккуратными кружочками колбаса изящной горкой лежала на расстеленной чистой бумаге рядом с ломтиками хлеба и раскрытой килькой в томате.
             -Разливайте,- подал мне попутчик бутылку, и ответил на мой недоуменный взгляд,- вы старше, вы и разливайте
            - Куда разливать, где стаканы?
            - А вот они, движением фокусника попутчик достал из карманов пиджака два красивых стакана тонкого стекла,- прихватил в ресторане,- озорно подмигнул он мне.
          - Не хорошо это, прихватывать чужое, сказал я тоном занудного учителя.
          Попутчик ничуть не смутился: - За то время, что я у них завтракал и ужинал они меня обдурили на полсотни таких стаканов.

                ...Вот так теперь и живём мы в своём государстве; кто ворует стаканы, кто миллионы а кто торгует всем чем может, даже Родиной.Но есть в российском обществе огромная прослойка людей, которые не могут, не хотят и не умеют воровать и торговать, они могут только работать и зарабатывать и жить на заработанное, так ведь властительные воры банкротят предприятия и не дают людям работать...

           Выпили мы по сто и познакомились. Оказались тёзками, только я Петрович, а он Олегович. А когда выпили ещё по сто грамм,разговор начался оживлённый
           -Вы куда едете?-спросил тёзка, Пётр.
             - Домой, в Камышин
             -Это где?
              - На Волге,городок не велик и не мал.
            - А-а,припоминаю, читал.Там царь Пётр арбузы ел.
             - Да. бытует такая легенда.
           Захмелевший парень продолжал любопытствовать:
           - А кто вы по профессии?
            -Токарь.
            - Ну ты смотри,- удивлённо воскликнул мой тёзка,- зовут нас одинаково и профессия у нас на обоих одна, во совпадения, бывает же. Я на заводе токарем работал и, хоть ещё салагой был, а детали мне доверяли точить сложные и норму я выполнял но сто двадцать!...За то старые токаря меня уважали.
              -Сейчас чем занимаетесь? - спросил я, резонно предполагая  в нём мелкого торговца-челнока, коих расплодилось в нашем безвременье девяностых тьма - тьмущая.
             Он странно посмотрел на меня.Ответил после некоторого молчания:
              -Убивец я, киллер по нынешнему.         
               Я поперхнулся куском колбасы,закашлялся. Еле отдышался и молча уставился на спутника.
                - Ну что ты так разволновался, Петрович,- перешёл на"ты" мой собеседник,- сегодня это обычная, и даже уважаемая в России специальность.
                -Всё же жутко и странно как- то,-растерянно бормотал я. -На вид ты нормальный человек...Лицо у тебя доброе, и книжки ты читаешь,- кивнул я на полку где лежал томик поэта Есенина
                - Убийцами не рождаются,Убийцами становятся.


                ...Человек с рождения не знает судьбы своей и душа его с младенчества безгрешна. Откуда же на планете людей берутся злодеи: воры,клеветники,предатели,убийцы?Есть люди, проводники бесовских сил,которые втискивают в нестойкие души других людей кровавую муть бессовестных деяний.Многие человеки способны оградить себя от греховных наущений тёмных сил. Многие, но не все.


              - Меня жизнь заставила стать душегубом.

               - Жизнь не заставит, пока сам не захочешь.
               - Рассказать как?
              -Рассказывай.
         Говорил он всю ночь и слушал я его с интересом.
         -Родился и вырос я в небольшом сибирском городке,который не на каждой карте обозначен.Кормильцем горожан являлся машиностроительный завод на котором работало несколько тысяч человек.Все остальные предприятия города, такие как ТЭЦ. хлебозавод,автобусное хозяйство,ЖЭК и прочие инфраструктурные подразделения обслуживали завод и заводчан. В общем вся жизнь в городе вращалась вокруг завода.
        Я жил с мамой в двухкомнатной малогабаритке спокойной размеренной жизнью.Мама работала поварихой в рабочей столовой, а я в школе не очень прилежно учился.Отца я не знал.Он,как теперь говорят:"Вышел из дому и не вернулся".Объявился он вдруг, когда мне стукнуло семнадцать.Имел папа вид бомжа со стажем.Мама отказала ему в жилье и деньгах и он, осыпая её и меня проклятиями,опять исчез в неизвестные дали.
               Получив аттестат, в котором редкие четвёрки гордо красовались рядом с понурыми трояками,я не долго думая,поступил в ПТУ.Через год,получил я профессию токаря-универсала и пошёл работать на завод.Трудился смекалисто, добросовестно и зарабатывал хорошо. Мама не могла нарадоваться: вот какой у неё сын вырос- кормилец.
                Весной познакомился с девушкой.Она была симпатичной, весёлой и смотрела на меня большими,влюблёнными глазами.
             Осенью девяносто второго получил повестку из военкомата.

...Меня нынче удивляет что родные наши военкоматы призывают на службу худых и бледных, а упитанные и розовощёкие остаются у мамочкиной юбки... 

 
            Провожали меня в армию мама с подругой моей Ниной и два неразлучных моих приятеля с завода Пашка с Серёгой.
         Первый поцелуй,хочешь верь,хочешь не верь,случился у нас только на моих  проводах.
Прижавшись ко мне Нина шептала:"Ждать буду.Буду ждать"
                Писала она часто, а я ей прилежно отвечал.Я ей рассказывал о своей армейской жизни, а она о своей студенческой.Нина исполняла свою мечту, стать учительницей младших классов.Мы, влюблённые, о любви не писали.Зачем трепать словами извечную и необъяснимую человеческую тайну.          

                продолжение будет