Лаодикийское послание восстановленный текст

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов
 
Лаодикийское послание: восстановленный текст древнерусского литературного памятника
 
И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
Откровение Иоанна Богослова (10: 4).

Лаодикийское послание Федора Курицына
 
Восстановленный автором нижеследующей статьи текст:

 
Душа самовластна, заграда ей вера.
 
Мудрости сила ставится пророком.
Пророк исправляется чюдотворением.
Дар [чудотворения] мудростию усилеет.
Старейшина ему наука преблаженная.
 
Наказание фарисейства – жидовства жительство.
Фарисею приходит страх Божий.
Страх Божий начало добродетели.
Сим вооружается душа.
 
Страх Божий на челе добродетели.
 
 
Исходный текст послания:
 
Душа самовластна, заграда ей вера.
Вера наказание ставится пророком.
Пророк старейшина исправляется чюдотворением.
Чюдотворениа дар мудростию усилеет.
Мудрости сила – фарисейство жительство.
Пророк ему наука.
Наука преблаженная.
Сею приходит в страх Божий.
Страх Божий начяло добродетели.
Сим въоружается душа[1].
 
     Представленный исходный текст явно наделен признаками, указывающими на существование в его вербальном поле другого текста, который является истинным. Обобщенных признаков искусственности исходного текста два: 1) повторение последнего слова или последних двух слов предшествующего предложения (условной конструкции, строки) в следующем предложении в конструкциях  с 1 по 5 и дискретно между 6 и 7, 8 и 9 конструкциями; 2) подчеркнутая бессмысленность ряда словосочетаний. Ключ к прочтению зашифрованного текста может находиться и вне исходного текста[2], но в данном случае восстановление конечного, или истинного, текста было осуществлено на базе «ключей» и кодовых связок, закамуфлированных в исходном тексте.
 
Пошаговое изложение дешифровки.
 
1. Последовательная нумерация слов всего текста.
 
1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Вера (6) наказание (7) ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк (10) старейшина (11) исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Чюдотворения (14) дар (15) мудростию (16) усилеет (17).
5.      Мудрости (18) сила (19) – фарисейство (20) жительство (21).
6.      Пророк (22) ему (23) наука (24).
7.      Наука (25) преблаженная (26).
8.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
9.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
10.  Сим (36) въоружается (37) душа (38).
 
2. Выявление числовых значений первых букв первых слов каждой конструкции.
 
     Выявление проводится по двум линиям: а) числовые значения с десятикратным и стократным сокращением чисел (без нулей[3]), б) полные числовые значения.
Числовой ряд первой линии: 4 + 2 + 8 + 9 + 4 + 8 + 5 + 2 + 2 + 2. Сумма чисел равна 46, сумма входящих в значение чисел равна 10 (4 + 6). Числовой ряд второй линии: 4 + 2 + 80 + 90 + 40 + 80 + 50 + 200 + 200 + 200. Сумма чисел равна 946, сумма входящих в значение чисел равна 19, конечная сумма равна 10 (1 + 9). Две десятки, закодированные в первых буквах первых слов, вместе с десяткой количества конструкций подчеркивают особое значение числа 10 в энигматическом пласте послания.
 
3. Устранение из текста единичных дублей конечных слов конструкций, устраняемые слова в этом шаге выделены. Словосочетание «мудрости сила» остается на своем месте – в силу перехода слова «усилеет» предшествующей конструкции в другую часть речи в начале следующей конструкции. Словосочетание «страх Божий» начала 9-й конструкции также остается на своем месте – в силу особой маркировки последних трех конструкций буквой «С» в начале каждой.
 
1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Вера (6) наказание (7) ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк (10) старейшина (11) исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Чюдотворения (14) дар (15) мудростию (16) усилеет (17).
5.      Мудрости (18) сила (19) – фарисейство (20) жительство (21).
6.      Пророк (22) ему (23) наука (24).
7.      Наука (25) преблаженная (26).
8.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
9.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
10.  Сим (36) въоружается (37) душа (38).
 
4. Выявление двух ротаций. Идея ротации элементов текста – одна из очевидных дешифровальных идей, заложенных в исходном тексте. Она обозначена маркировкой начала и конца текста одним и тем же словом («душа») и одним и тем же числом (1 {3 + 7 = 10 ; 1}). Благодаря этим маркировкам текст оказывается подчиненным символу «круг» - в котором при половинном повороте (на 180 градусов) противоположные точки меняются местами (происходит ротация).
     Первая ротация имеет своим объектом слова «наказание» и «мудрости сила». Ключ к этой ротации спрятан в порядковых числовых значениях словосочетаний «наказание (7) ставится (8)», «мудростию (16) усилеет (17)» и числовых значениях букв слова «усилеет». Сумма порядковых номеров (чисел) субконструкции «наказание ставится» равна 15, аналогичная сумма субконструкции «мудростию усилеет» также равна 15 (1 +6 = 7, 1 + 7 = 8; 7 + 8 = 15). Подсказкой к конкретной ротации, которая должна быть осуществлена в смысловом поле двух субконструкций, служат числовые значения букв слова «усилеет» (без нулей), которые образуют ряд 4283553 с суммой 30. Два числа 15, составляющие 30, указывают на ротацию в смысловом поле указанных выше двух субконструкций, дополнительная ротационная связка субконструкций обеспечена принадлежностью слов «ставится» и «усилеет» к глаголам, других глаголов в первых пяти конструкциях, символически отделенных от следующих пяти пресечением дублирования последнего слова (последних слов) конструкции,  нет. Выдвижение субконструкции «мудрости сила», которая находится в смысловом поле субконструкции «мудростию усилеет», в качестве объекта ротации обеспечено маркировкой первой субконструкции ее порядковыми числовыми значениями (18 и 19). Сумма этих чисел равна 37. Число 30 этой суммы обеспечивает связку между «усилеет» и «мудрости сила» и в тоже время отсылает читателя (дешифровальщика) ко второй субконструкции (с «наказанием»), которая является третьей в отношении к субконструкции с «усилеет» при обратном счете порядка субконструкций. Число 7 из значения 37 находится в коррелятивной связке с числом 7, маркирующим «наказание» и завершает кодировку ротации между «наказание» и «мудрости сила».
     Дополнительные связки между второй и 4-5 конструкциями обеспечены суммой порядковых чисел первых слов 2-4 конструкций (30) и суммой числовых значений первых букв тех же субконструкций (30).
     Вторая ротация имеет своими объектами слова «старейшина» третьей субконструкции и «пророк» шестой субконструкции. Порядковые числовые значения этих слов находятся в очевидном родстве (22 является результатом удвоения 11) и сами по себе требуют ротации маркированных ими слов (2 = 2, 1 = 1, 1 + 1 = 2). Дополнительное требование ротации заключено в числе 4, которое одновременно является суммой слов, уже подсказавших ротацию (7 {«наказание»} + 16 {«мудростию»} + 17 {«усилеет»} = 40, то есть 4) и суммой входящих значений числа 22 («пророк» шестой конструкции), равной 4 (2 + 2).
     Преобразованный после 4 шага текст будет выглядеть следующим образом:
 
1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Мудрости сила ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Дар (15) [чудотворения] мудростию (16) усилеет (17).
5.      Наказание – фарисейство (20) жительство (21).
6.      Старейшина ему (23) наука (24).
7.      преблаженная (26).
8.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
9.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
10.  Сим (36) въоружается (37) душа (38).
 
 
5. Ликвидация седьмой конструкции и ротация 5 и 6 конструкций. Вывод из текста слова «наука» седьмой конструкции оставляет в седьмой строке только слово «преблаженная», самостоятельное существование которой невозможно. Поэтому она переходит в шестую конструкцию, дополняя (и определяя) то же слово «наука», с которым была связана и ранее. Указание на ротацию 5 и 6 конструкций закреплено в суммах числовых значений первых букв слов этих же обновленных конструкций. В пятой конструкции «н» равна 5 (50 без нуля), ф (фита) равна 9, сумма этих чисел равна 14, буква «ж» числового значения не имеет. В шестой конструкции «с» равна 2 (200 без нулей), «е» равна 5, «н» также равна 5 (50 без нуля), «п» равна 8 (80 без нуля), сумма указанных значений составит 20. Если из 20 вычесть 14, получится 6 – число, указывающее на ротацию строк 6 и 5 (знак ротации): обратное действие, прибавление 6 к 14, возвращает конструкцию со значением 20.
 
Вид текста после 5 шага:
 
1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Мудрости сила ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Дар (15) [чудотворения] мудростию (16) усилеет (17).
5.      Старейшина ему (23) наука (24) преблаженная (26).
6.      Наказание – фарисейство (20) жительство (21).
7.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
8.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
9.      Сим (36) въоружается (37) душа (38).
 
6. Восстановление слова «жидовство». В тексте послания присутствуют два слова, поставленные рядом и имеющие одинаковые постфиксы: «фарисейство» и «жительство». Необычность такого соседства заставляет читателя (дешифрователя) предполагать присутствие в субконструкции третьего, энигматизированного слова. Такое предположение подкрепляется совпадением числового значения постфикса «ство» (14) с уже известным суммарным числовым значением первых букв слов «наказание» и «фарисейство» (14). Сумма трех 14 равна 42, а сумма чисел, входящих в 42, равна 6, порядковому номеру конструкции после ротации строк, имевших начальные порядковые номера 5 и 6.  С этим же числом 42 связана почти прямая подсказка присутствия в субконструкции третьего слова и указано его место: сумма порядковых значений «фарисейства»[4] и «жительства», равная 41, при вычитании из 42 дает остаток 1, но именно это число разделяет «фарисейство» и «жительство», указывая место третьего слова (между ними). Оно же указывает, что первая буква искомого слова не имеет числового значения (присутствие 1 между 20 и 21 сугубо условно). Маячками, ориентирующими читателя (дешифрователя) на выявление третьего слова, являются слово «фарисейство», которое подсказывает этнотематическое направление поиска, буква «ж» в начале слова «жительство», буква «и» после «ж» в том же слове. Последняя, в отличие от «ж», имеет числовое значение, равное 8. Оно совпадает с количеством букв двух постфиксов «ство» и подсказывает, что искомое слово также должно заканчиваться этим постфиксом. Из круга слов, начинающихся формантом «жи» и оканчивающихся постфиксом «ство», наиболее подходящим – с учетом этнотематического маячка – является «жидовство». Правильность выбора этого слова подтверждается суммарным значением первых четырех букв этого слова, имеющих числовое значение (то есть без «ж») и составляющих специфику этого слова (то есть без «ство»), соответственно, это формант «идов». Искомое суммарное значение равно 21 («и» равно 8, «д» равно 4, «о» равно 7 {70 без нуля}, «в» равно 2), но под этим же  числом в исходном тексте находилось слово «жительство». Таким образом, «жидовство», будучи поставленным перед «жительством», оказывается под порядковым числом 21 исходного текста и несет в себе знак правомерности своей инкорпорации в текст.
 
Вид текста после после 6 шага:
 
 
1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Мудрости сила ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Дар (15) [чудотворения] мудростию (16) усилеет (17).
5.      Старейшина ему (23) наука (24) преблаженная (26).
6.      Наказание – фарисейство (20) жидовство жительство (21).
7.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
8.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
9.      Сим (36) въоружается (37) душа (38).
 
7. Коррекция падежной формы слов «фарисейство» и «жидовство». Как указывалось выше, постфикс «ство» имеет числовое значение 14. Три постфикса 6-й конструкции восстанавливаемого текста (с первой буквой «с») отражены в трех начальных «С» последних конструкций текста: «С» = 2, 2 ; 3 = 6 (шестерка указывает номер конструкции и является инструментом корректировки). В следующем (параллельным с седьмым) шаге восстановления текста с трансформацией форманта «сею» седьмой конструкции в комплексе начальных букв последних конструкций текста останется лишь два «С», что является указанием на применение изначально заданного числа 6 лишь к двум «ство» (о втором указательном значении двух «С» см. ниже в 9 шаге). Корректировка «ство» с его числовым рядом 2327 (без нулей) предполагает вычитание числа 6 из приведенного ряда с результатом 2321, последняя цифра которого при прочтении буквенных значений является буквой «а», постфикс приобретает форму «ства». Правильность такой корректировки подтверждается суммой порядковых числовых значений слов восстановленной 6-й конструкции (20 + 21 + 22 + 23 = 86); сумма чисел 8 и 6 равна 14, но 8 – это совокупность 2321. (86 в этом случае подтверждает также верность восстановления слова «жидовство».) Отнесение «ства» к «фарисейству» и «жидовству» подсказывается первым и вторым буквами форманта «ства»: с = 2 (без нулей), т = 3 (без нулей), 2 и 3 – это обозначения мест «фарисейства» и «жидовства» в конструкции. Правильность такой локализации подтверждается дублированием «ст» в слове «страх», размещенным в начале 8-й строки (8-я строка напоминает о числовом значении «ства»).
 
8. Восстановление слова «фарисею» в начале седьмой конструкции. Не вполне корректное в грамматическом и смысловом контексте исходного текста формант «сею» теряет свою формальную и смысловую связь с предшествующей конструкцией в поле восстанавливаемого текста. Между тем, порядковый номер слова «фарисейства» (21) подсказывает необходимость перемещения этого слова или его части в следующую, седьмую конструкцию: сумма составляющих 21 чисел равна 3, деление 21 на 3 имеет результатом 7. И, напротив: изъятие того же числа 3 из 24 (порядкового номера «сей») имеет результатом 21 (отсылку к 21 слову). Перемещение (дублирование) всего слова «фарисейства» в седьмую конструкцию на 21 место невозможно, но формант «сей» седьмой конструкции ясно подсказывает необходимость его контаминации с «фарисеем» посредством перемещения форманта «фари». Итогом процедуры является слово «фарисей», заменившее собой формант «сей» исходного текста. Числовое значение перемещенного форманта «фари» (19) ясно указывает на то, что под фарисеем подразумевается апостол Павел, известный как «фарисей» и автор предшествующего «Лаодикийского послания»: сумма числовых значений букв имени Павел также равна 19 (П = 8, а = 1, в = 2, е = 5, л = 3).
 
 
Вид текста после 8 шага с новой нумерацией слов:
 
1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Мудрости (6)  сила (7) ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк (10) исправляется (11) чюдотворением (12).
4.      Дар (13) [чудотворения] мудростию (14) усилеет (15).
5.      Старейшина (16) ему (17) наука (18) преблаженная (19).
6.      Наказание (20) фарисейства (21) - жидовства (22) жительство (23).
7.      Фарисею (24) приходит (25) в (26) страх (27) Божий (28).
8.      Страх (29) Божий (30) начя*ло (31) добродетели (32).
9. Сим (33) въоружается (34) душа (35).

 9. Сокращение предлога «в» перед словом «страх». Сокращение начальных «С» (двоек) с трех до двух в последних трех конструкциях, кроме указанного выше корректирующего значения, имеет и другое. После смены нумерации слов предлог «в» приобретает порядковый номер 26, который находится в коррелятивной связи с тремя «С» (с их суммарным значением 6 {2 ; 3 = 6}). Исчезновение одной из «С», которая находится в той же строке, что и предлог «в», подсказывает необходимость ликвидации ее числового дубликата («в» тоже равна 2), отмеченного числом 26, которое как маркер трех последних строк тоже перестало существовать. Буква «еръ» после «в» слова «вооружается» заменяется на «о» из соображений стилистического порядка (факультативная акция).
 
      Вид текста после 9 шага:
 
1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Мудрости (6)  сила (7) ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк (10) исправляется (11) чюдотворением (12).
4.      Дар (13) [чудотворения] мудростию (14) усилеет (15).
5.      Старейшина (16) ему (17) наука (18) преблаженная (19).
6.      Наказание (20) фарисейства (21) - жидовства (22) жительство (23).
7.      Фарисею (24) приходит (25) страх (26) Божий (27).
8.      Страх (28) Божий (29) начя*ло (30) добродетели (31).
9.      Сим (32) вооружается (33) душа (34).
 
 
10. Преобразование буквы «я» 8 строки. Под «я» слова «начяло» скрыта, кроме «а», буква «е». Первичный смысл  «я» является прямым: автор послания называет себя в первом лице. На это указывает референтная смычка между «я» и порядковым номером строки, совпадающим с конечной суммой числовых значений имени Федор: Ф (фита)[5] = 9, е = 5, д = 4, о = 7, р = 1 (без нулей), сумма равна 26, сумма входящих в 26 чисел равна 8. «Я» участвует также в энигматической репрезентации имени «Павел», о чем см. ниже. На присутствие «е» под «я» (и после «л» на месте «о») указывает сумма числовых значений форманта «начяло»: н = 5 (без нуля), а = 1, ч = 9 (без нуля), «я» сама по себе не имеет числового значения, л = 3, о = 7, сумма равна 25. В полученном сочетании чисел 5 должно прочитываться как буква «е», 2 указывает на удвоение (второе употребление) «е» в форманте. Полученный в результате процедуры формант «начеле» требует трансформации в словосочетание «на челе» без подсказок.
 
11. Восстановление 10-й конструкции. Внедрение нового элемента в текст начальной конструкции порождает новую, дополнительную конструкцию: «Страх Божий – на челе добродетели». Так автор послания возвращает ее начальную фразеологическую структуру из 10 конструкций-предложений и восстанавливает тем самым принцип и форму тетраграмматона-тетраксиса, которым подчиняется и организация текста, и смысловые сопряжения различных его элементов. Факультативность 10-й конструкции легко просматривается в сумме порядковых числовых значений последних слов конструкций-предложений. У девяти предложений она равна 175, сумма составляющих чисел равна 13, а конечная сумма равна 4 – количеству ступеней тетраграмматона-тетраксиса. На завершенность текста к концу девятой конструкции указывает и числовое значение слова «душа», равное 9 и совпадающее с порядковым номером девятой конструкции. С добавлением к 175 порядкового числового значения последнего слова новой конструкции 39 возникает число 214, сумма составляющих чисел которого равна 7 (напоминание о седьмом адресате Откровения апостола Иоанна - Лаодокии). При прибавлении 7 к промежуточному показателю трансформации ряда 175, к числу 13, появляется число 20 – указание на возможное удвоение тетраграмматона за счет комбинирования чисел-слов основного текста и напоминание о Лаодикийском послании апостола Павла[6]. (В изобразительном выражении двойной тетраграмматон-тетраксис образует символ Небесного Иерусалима.) Основная причина ввода девятичленной репрезентации текста также связана с образом Небесного Иерусалима: число избранных и спасенных для вечной жизни в нем (144 тысячи) – из Откровения Иоанна Богослова (14: 3) – по правилам мистико-символической математики тождественно 9.
     Факультативность 10-й конструкции была особенной, она подчинялась задаче и функции конечного протокола. Число 35, порядковый номер первого слова конструкции, указывает, что последнее предложение послания является печатью – «печатью праведности», о которой напомнил апостол Павел в своем послании к Римлянам (4: 1), определяя смысл завета обрезания, ниспосланного патриарху Аврааму Господом (сумма числовых значений букв слова «печать» равна 26; 35 и 26 образуют равные конечные значения 8 и 8).
     Вместе с тетраксисом в композиционной структуре текста присутствует и дважды себя заявляет вариант обычного тетраграмматона христианской традиции, репрезентованный в 1-й и 10-й конструкциях. Только в них представлены по пять слов в каждом, - количество, характерное для христианского тетраграмматона, в котором к четырем знакам-буквам иудейской традиции прибавляли букву Шин, символизировавшую Иисуса Христа[7].   
 
Окончательный вид восстановленного текста с порядковыми числовыми значениями:
 
1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
 
2.      Мудрости (6)  сила (7) ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк (10) исправляется (11) чюдотворением (12).
4.      Дар (13) [чудотворения] мудростию (14) усилеет (15).
5.      Старейшина (16) ему (17) наука (18) преблаженная (19).
 
6.      Наказание (20) фарисейства (21) - жидовства (22) жительство (23).
7.      Фарисею (24) приходит (25) страх (26) Божий (27).
8.      Страх (28) Божий (29) начало (30) добродетели (31).
9.      Сим (32) вооружается (33) душа (34).
 
10.  Страх (35) Божий (36) на (37) челе (38) добродетели (39).
 
 
Отдельные энигматические репрезентации текста. Помимо ясно выраженных деклараций, восстановленный текст послания и числовые значения текста содержат скрытые слова (и смыслы). Одно из них – имя Павел, относящееся к апостолу и фарисею, - было раскрыто выше. Но «апостол язычников» неявно упоминается в послании дважды. Во втором случае он скрыт за словом «пророком», находящимся в конце второй конструкции. Это слово имеет порядковое числовое значение, равное 9, следующее слово «пророк» с аналогичным показателем, равным 10, находится в начале следующего предложения, при расположении конструкций столбцом – строчкой ниже. Сумма двух значений равна 19, числовому признаку имени пророчествовавшего апостола Павла, запись этого числа словом – «девятнадцать» -  указывает на присутствие имени и образа апостола в «пророке» второй конструкции-строки.
     Второе имя, на которое, вероятно, указывает автор, – Авраам. Оно скрыто за словом «пророк», локализованным в начале третьей конструкции под порядковым номером 10. Ключ к прочтению за «пророком» патриарха Авраама скрыт в слове «сим», локализованным в начале девятой конструкции под порядковым номером 32. Число 32 отсылает читателя (дешифрователя) к третьей (3) конструкции и второму (2) упоминанию пророка в тексте (см. текст). Если предположить, что слово «сим» имеет своим энигматизированным адресатом имя предка Авраама «Сим», то число 10 второй раз упомянутого пророка будет указывать на 10 колен, которые отделяют Авраама от Сима. Смысловая ситуация конструкции - «исправление пророка чюдотворением» - напоминает, по всей вероятности, о жертвоприношении Авраама и подтверждают, что за десятым словом послания скрыт «отец множества народов» (Бытие. 17: 5; ап. Павел. Римлянам. 4: 17 ). Неординарность отнесения Авраама к пророкам очевидна (хотя Авраам пророчествовал) и объясняется неординарностью того идейного течения, к которому принадлежал Федор Курицын. Соседство слов «пророк» и «старейшина» в начале третьей конструкции исходного текста имеет своим смыслом энигматически выраженную связь (взаимозаменяемость) между дефинициями и дает основание видеть во «втором» пророке также «старейшину» - патриарха.
     За тем же словом «пророк» третьей строки скрыт и пророчествовавший Иоанн Богослов, к образу которого относятся обе последующие формулы: «исправляется чюдотворением» и «Дар [чудотворения] мудростию усилеет». Число 10 в этом случае отсылает читателя (дешифрователя) к 10 пророчеству Иоанна в его Откровении (отправленном, как указывалось выше, и в Лаодикию), порядковые числительные, указывающие номера строк 3 и 4, взятые порознь, отсылают к 3 и 4 речениям пророчества: «И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего». 3 и 4, взятые вместе – в сумме (7), отсылают читателя к 7 речению 10 пророчества: «Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам». Эта отсылка поясняет, на какой важной для него основе, кроме указанных, автор причислил патриарха Авраама, апостолов Павла и Иоанна к пророкам.
     Еще два имени спрятаны в числовой кодировке 6-й конструкции. Здесь четырежды репрезентовано число 14: в сумме порядковых числовых значений слов (20 + 21 + 22 + 23 = 86 ; 8 + 6 = 14), в сумме числового ряда тех же значений (2 + 2 + 1 + 2 + 2 +2 + 3 = 14), в упоминавшемся постфиксе «ство» (14), сумме числовых значений первых букв слов «фарисейства» и «наказание», имеющих такой показатель (ф {фита} = 9, н = 5 ; 9 + 5 = 14). Прочтение в этом сложном коде двух имен и смысла кода подсказывается первым Посланием ап. Павла Тимофею, где апостол советует своему ученику, пребывающему в Ефесе, заниматься «чтением, наставлением, учением» и добавляет (в речении 4: 14): «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». В речении, порядковая номинация которой 4: 14, представлены две персоны: сам апостол, рукоположивший ученика в «священство», и ученик, который и учится, и наставляет. Таким образом автор конструкции подсказывает, что за четырехкратно повторенным числом 14 следует видеть двух персон, находящихся на различных ступенях церковной иерархии. Наиболее вероятные подразумеваемые здесь персоны архиепископ Великого Новгорода Геннадий и игумен Волоколамского Успенского монастыря Иосиф Волоцкий, числовые значения первых букв именований которых (архиепископ Геннадий, Иосиф Волоцкий) в совокупности образуют число 14. Число 56 (четырежды 14), возможно, указывает на смысловое сопряжение 5-й и 6-й конструкций – при очевидных двух различных смыслах 6-й конструкции.
В энигматическом пласте послания Курицын решил также подчеркнуть слово «наука», что проделал при помощи довольно сложного цифро-алфавитного кода с использованием «бесчисленных» букв «я» и «ю». Ключом к расшифровке намека на слово «наука» является уже рассмотренная выше буква и местоимение «я» в слове «начяло». Спрятанная под «я» буква «а», помимо правильного чтения лексемы «начало», помогает открыть путь к прочтению искомого слова. Она подсказывает, что во всех случаях употребления «я» в тексте следует учесть скрытую за ней «а». Таких случаев в тексте 6, и каждый случай фиксирует единицу числового значения «а», всего получается 6 единиц. Но в тексте есть и «бесчисленная родственница» «я» - «ю». Взаимоотношения между «я» и «а» подсказывают, что за «ю» может скрываться ее вторая фонемная составляющая. Первая для обеих фонем одинакова – «й», но за кратким «и» фонемы «ю» следует «у». «Ю» в тексте встречается трижды, ее три «у», каждая с числовым значением 4 (без нулей), имеют совокупное числовое значение, равное 12. Сумма 6 «я» и 12, порожденных «ю», равна 18, порядковому числу слова «наука». Присутствие «науки» в прочитанном локальном коде подтверждается совпадением порядкового номера слова и суммы числовых значений составляющих слово букв (н = 5 (без нулей), а = 1, у = 4 (без нулей), к = 2 (без нулей), а = 1, сумма 13 ) и порядкового числа строки (5).
Восстановленный ныне текст – не первый в биографии «Лаодикийского послания». Он был известен царю Ивану Грозному и его ближайшему окружению, и, вероятно, царь либо имел самое непосредственное отношение к расшифровке всего текста, либо сам раскодировал – в дополнение к тому, чем он располагал – смысл, спрятанный за буквами «я» и «ю». В пользу такого предположения говорят и скабрезные выпады псевдоКурбского против царя с использованием буквы и слова «ю» (глагол «мой» татарского языка), и определение «бещисленные», оставшееся без определяемого слова, но предваряющее выпад псевдоКурбского в адрес Грозного с использованием «ю» (второе послание), и энигматическая формула «по силе моей наказан» (второе послание)[8], благодаря которой, помимо всего прочего, оппонент царя отсылает его к расшифрованному тексту «Лаодикийского послания», где слова «мудрости сила» и «наказание» находятся в ротационной связке. Есть также основания полагать, что царь Иван Грозный испытывал большое почтение к декларации Федора Курицына. Его «счастливые» числа 4 и 8, сопровождавшие штурм и взятие Казани[9], ведут свое происхождение от «Лаодикийского послания». В самом послании они обозначали подчиненность текста символике тетраграммотона и Небесного Иерусалима, числа 4 и 8 прочитываются в сумме числовых значений первых слов девяти основных строк восстановленного текста, равной 48, и, наконец, в самом слове «послание», сумма значений всех букв которого также равна 48. В деятельности Ивана Грозного влияние лаодикийского феномена (текста и символики), помимо его актуализации в сценарии штурма и осады Казани, отразилось в горизонтальной и вертикальной планах собора Василия Блаженного – Небесного Иерусалима, возведении 20-й по счету Царской башни (аппрезентация 20 элементов двойного тетраграмматона-тетраксиса), не случайно находившейся напротив храма Небесный Иерусалим, и композиционном решении Большой государственной печати (тетраграмматон-тетраксис).

 
 Сноски и примечания

[1]. Список Пасхального типа из собрания Ундольского Рукописного отдела РГБ (№ 53), опубликованный в кн.: Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.-Л. 1955. С. 265, 270. Близкий текст опубликован А.Л. Юргановым в его книге Категории русской средневековой культуры (Москва, 1998) на стр 241.
[2]. Например, в «литорейной» таблице, приложенной к зашифрованному тексту с рекомендацией автора «сие послание чтущее, разумети толкованье его, да тако писати Божественыа книгы прямо и гладко».
[3]. В правилах и практике мистико-символической математики, практиковавшейся в средневековой Руси, десятки и сотни могли употребляться как в полном своем значении, так и в соответствии со значениями своих первых «цифр» («без нулей» - в современном понимании). Соответственно, буквы одного «цифрового» ряда считались равными («е» = «н» = «ф» в ряде числа 5{5, 50, 500}). Неизвестный автор грамматического сборника XVII в. в параграфе «Объявление членовного прообразования словесного сложения» объединил высказанные выше соображения в терминах, относимых им к буквам того или иного «цифрового ряда»: «пятерицы», «шестерицы», «седмерицы» и т. д. В его изложении все буквы одного ряда имеют одинаковое (ые) прообразовательное (ые), то есть символическое (ие), значение (я) (РГБ. Рукописный отдел. Ф. 256. Ед. хр. 2). О символике чисел «прообразовательной» математики см. также: Кириллин В.М. Символика чисел в древнерусских сказаниях // Естественно-научные представления Древней Руси. Москва, 1988. С. 76-111.
[4]. Слово «фарисей(ство)» (изначально арамейского происхождения) в используемом списке написано через «ферт», но в XV в. заимствованные из греческого языка слова, начинавшиеся с соответствующей буквам «фита» и «ферт» фонемы, писали через «фиту» в начале слова. В так называемом Грамматическом типе текста послания из того же собрания Ундольского (№ 620) написание «фарисейства» через «фиту» еще сохранилось: Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные… С. 272 (снимок).
[5]. На написание имени Федор через «фиту» указывает сам автор в подписи: Аще кто хощет уведати имя преведшаго Лаодикийское послание: дващи четыре с единым…», - то есть первая буква имени - дважды четыре + 1 (Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные… С. 270).
[6]. Числовые значения первых букв слов «Лаодикийское послание апостола Павла» в сумме тоже образуют число 20.
[7]. См. об этом: Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Москва, 2002. С. 37. Тетраграмматон был, видимо, популярен в молдавском образованном обществе, правитель Молдавии, отец Елены Волошанки Стефан Великий представил множественную репрезентацию тетраграмматона на стенах Хотинской крепости. См. об этом: Фаизов С.Ф. Золотоордынская тамга и пирамида с крестом на стенах Хотинской крепости // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 2. Казань, 2010. С. 178-181. Федор Курицын, побывавший при молдавском дворе в 1480-х годах и испытавший влияние идей, которые были позже признаны ересью, мог в Молдавии (и Венгрии, где он тоже побывал) ознакомиться с тетраграмматонами и увидеть их четырехступенчатый вариант в монументальном исполнении в Хотине. Вполне логичен в свете вышесказанного интерес Ивана Грозного к молдавской культуре. См. об этом: Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI - XVIII вв. Москва – Санкт-Петербург. 2010. С. 52-53.
[8]. См. восстановленные тексты и смыслы переписки: Сагит Фаизов Переписка Ивана Грозного с группой польских авторов («кн. Курбским») // http://sagitfaizov.livejournal.com/24358.html; http://sagitfaizov.livejournal.com/24693.html
[9]. См. об этом: Сагит Фаизов Мистическая символика Ивана Грозного и ее прочтение Борисом Годуновым // http://sagitfaizov.livejournal.com/22670.html

Текст репрезентуемой статьи ранее был опубликован в октябре 2011 г. в блоге ЖЖ sagitfaizov.