Я лишь бунтарь, искатель истины и правды

Рене Арманд
               
         
    
            Сценарий документального фильма
         

    Голос за Бердяева:
«Род, нация, государство, церковность, космос - все это представляется мне внешним, второстепенным, призрачным и даже злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности".               
   
     Хранилище библиотеки.  Полумрак.  Мы видим силуэт человека возле стеллажей с книгами. Он держит в руке фонарик.
      Дикторский текст. - Морозной зимой 19-го года в новое советское учреждение под названием Центроархив, в отдел  личных коллекций  каждый день приходил один из сотрудников , крупный, высокий мужчина, по виду – барин, из «бывших».  Он садился к столу и описывал бумаги для архивных фондов.  Попадались ему и книги. Иногда он усмехался, видя на обложках  имена авторов - его хороших знакомых. А однажды среди новых поступлений  обнаружил  свою собственную книгу с дарственной надписью его близкому товарищу.
        Сюда присылали издания из всех крупных городов России. Новая власть собирала труды своих идейных врагов.  Потом эти книги станут основой библиотеки Социалистической академии,  а оттуда перейдут в самое крупное в Европе книгохранилище  - библиотеку академического Института научной информации по общественным наукам, и так сохранятся для потомков. Вот они, эти стеллажи с книгами идейных противников советской власти. Но наш сотрудник архива предвидеть этого не мог. Он со дня на день ждал ареста, как человек, который не скрывал своей неприязни к большевикам. 
Ю. Пивоваров  в кадре. Хранилище, на фоне стеллажа с книгами Бердяева.
ТИТР:  Юрий Пивоваров, академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам .
      Этим человеком был Николай Александрович Бердяев, знаменитый русский философ. Он устроился на работу в архив ради куска хлеба – как и многие люди его круга, он просто погибал с голоду. И, разумеется, он не знал тогда, что через три года будет выслан за пределы советской России, навсегда останется в Европе и станет самым знаменитым российским мыслителем 20-го века.  Вот на этой книге автограф самого Николая Александровича Бердяева.
    Дикторский текст. -   Николай Бердяев  перед второй  мировой войной был самым издаваемым русским философом – от Буэнос-Айреса до Токио его знали все,  кто хоть как-то интересовался  гуманитарными науками.   Русский  эмигрант, отлично образованный, с аристократическими корнями и светскими знакомствами,  принятый в научный мир Запада, выступавший на множестве конференций, открыл образованному европейскому обществу мир оригинальной и самобытной русской мысли.  Он объяснял своим западным слушателям и читателям философскую сущность Достоевского и Толстого,  уверенно вел их по лабиринтам русского философского мышления. Так распорядилась судьба, что наследие других великих русских философов, его современников – Льва Шестова, Василия Розанова, Павла Флоренского, отца Сергия Булгакова,  стало известно в Европе именно  благодаря  Николаю Бердяеву.
    За год до смерти он получает звание доктора Honoris causa в Кембриджском университете.  Бердяев –  третий  по счету русский, удостоенный такой высокой награды за свои интеллектуальные достижения. Его предшественники - это Тургенев и Чайковский. Никто из его современников в России не мог предположить, что Бердяева ожидает мировая известность. Свои - эмиграция - относятся к нему настороженно. Он  не проклинает Советскую власть, даже находит ей историческое оправдание. Утверждает, что "наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков". У него много нерастраченной энергии. Бердяев  пишет статьи и книги, преподает в университетах и в школе христианской молодежи, он становится одним из основателей издательства ИМКА-пресс, выпускающего религиозно-философские труды русских эмигрантов, и становится его постоянным редактором. Эмиграция злословит:  "Бердяев бердяйствует". Ему не могут простить невероятной популярности в кругах западной интеллигенции.
    В чем его загадка ? Бердяев обладал удивительной способностью писать просто о сложных вещах . Его философские размышления были одинаковы понятны студентам, инженерам, врачам, и юристам.  Он сделал себе имя на Западе, но на родине его имя оставалось под запретом вплоть до хрущевской «оттепели».
      Он был врагом для  власти хотя бы потому, что его жизненный идеал  был прямо противоположен коллективизму советской эпохи. 
       Киев. Движение. Парк. Пивоваров в кадре. 
    Свобода – ключевой термин философии Бердяева. Это особенно ценно  для 20-го столетия, которое, видимо, в истории человечества останется как век громадных тоталитарных сообществ – там, где свободы не было.  Пушкин в начале 19-го века говорил, что тем он будет любезен, что «восславил свободу в свой жестокий век». Но 19-й век еще не был таким жестоким, каким стал двадцатый. И громадная заслуга Николая  Александровича Бердяева , что он не просто восславил свободу – он пропел в десятках своих произведений философский гимн свободе. Он дал обоснование того, что свобода есть самое важное, самое ценное качество не только социальной, но и духовной, религиозной, внутренней жизни человека. Это самый убедительный философ свободы двадцатого столетия.
         Дикторский текст.-1940-й год.  Тихое местечко Кламар под Парижем. Жители прячутся от налетов германской авиации в подвалах домов. В одном из них, на втором этаже, в своем кабинете, упрямо  сидит за письменным столом  седовласый  человек в черной шапочке и продолжает свою работу. Он отказывается спускаться в убежище. В эти дни, когда вокруг рушится мир, он  начинает  писать главный труд своей жизни: «Самопознание». Этот человек –эмигрант из России  Николай Александрович Бердяев.  Его решение именно сейчас  начать опыт философской автобиографии не случайно. Еще в 1909 году, участвуя вместе со своими товарищами в сборнике «Вехи», он утверждал, что все зло в мире творится от того, что никто, в особенности интеллигенция, не хочет искать истину. То есть, если бы люди занимались философией, искали бы смысл жизни, они бы не ввязывались в кровопролитную борьбу друг против друга. "Самопознание" -  его лекция о смысле жизни, обращенная к потомкам, которую он напишет в виде философской исповеди. У Бердяева к этому времени  уже вышло множество  трудов, но именно этот кажется ему сейчас самым главным.
      Голос за Бердяева.
     У меня в результате испытаний выработалось очень горькое чувство истории. Периодически появляются люди, которые с большим подъемом поют: « От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови, уведи меня в стан погибающих за великое дело любви». Они несут страшные жертвы, отдают свои жизни. Но вот они побеждают и торжествуют. И тогда очень быстро превращаются в "ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови».
       Дикторский текст. - Февраль 1917 года. В Москву доходит известие о  революции. Тысячи людей стекаются к Манежной площади. Кремль ощетинился штыками. В этой толпе – философ Николай Бердяев с женой Лидией и ее сестрой Женей. В неразберихе женщины теряют своего спутника. И вдруг его высокая статная фигура появляется рядом с  офицером, командующим цепью солдат. Бердяев убеждает его  не стрелять в толпу. Аргументы философа достигают цели.  Это очень характерный поступок  для Николая Бердяева. Храбрость  и благородство у него в крови.
         В роду Бердяевых все мужчины  были генералами и георгиевскими кавалерами, все служили в кавалергардском полку. Прадед Николая был генерал-аншефом и губернатором новороссийского края, его переписку с Павлом Первым опубликовал журнал «Русская старина». Дед был атаманом Войска Донского. Бердяев за заслуги предков еще мальчиком был зачислен в пажи. 
        Киев. Здание Кадетского корпуса. Пивоваров  в кадре.
    Он всю жизнь был противником всякого милитаризма. Но в 20-е годы он создает теорию военно-спортивного типа личности. Он считает, что отсутствие таких личностей в России привело к поражениям в войнах и к победе большевиков. 
           Дикторский текст.  -  Отвращение к военной службе Бердяев унаследовал от своего отца. Старший Бердяев рано вышел в отставку и был избран председателем правления Юго-Западного банка, где служил в течение  25 лет. У отца всегда были высокопоставленные друзья и знакомые –благодаря аристократическому происхождению. Фамилия Бердяевых упоминается в грамоте первого из Романовых, Михаила Романова. Борис Годунов жаловал предков Бердяева поместьями. Его бабушка и прабабушка в зрелом возрасте постриглись в монахини. Мать, урожденная княжна Кудашева, по женской линии принадлежала к французскому аристократическому роду де Шуазель. Ее кузиной была известная богатая аристократка графиня Мария Браницкая. Принадлежащий ей город Белая Церковь славился красотой на всю Европу. Маленький Бердяев с матерью проводили там каждую осень. Специально для него держали коляску, запряженную двумя пони, и осла, на котором он катался по парку.    Но в этой мирной атмосфере детских лет уже зрел характер  молодого аристократа, который  в итоге приведет к разрыву со своей средой.
Голос за Бердяева.    "Я в высшей степени склонен к восстанию. Несправедливость, насилие над достоинством и свободой человека вызывают во мне гневный протест. В юности мне подарили книгу с надписью «дорогому протесташе». 
         Впервые будущий философ  взбунтовался против семьи в 17 лет, решительно отказавшись от военной карьеры. В роду Бердяевых все мужчины были кавалергардами,  генералами, полководцами и героями. Неудивительно, что младенца из этого рода зачислили  в пажи уже при рождении. Отец  отдал  мальчика в Киевский кадетский корпус, когда тому минуло 13 лет. Там юному аристократу страшно не понравилось. От своих товарищей по корпусу он на протяжении  четырех лет держался особняком:  интеллектуального юношу раздражали  грубые шутки  и примитивные мысли однокашников .  К счастью, для юного Бердяева делают исключение: он не живет в казармах, каждый день его привозит на учебу извозчик, а после занятий увозит обратно домой,  в дом на улице Пушкинской, дом 10.
       С 14 лет курсант Кадетского корпуса начинает читать в библиотеке отца философские произведения. Вопреки  реальности своей жизни, вопреки военной муштре, в нем с молодости начинает формироваться кабинетный ученый. Но вот парадокс - преподаватели в характеристиках пишут, что  Бердяев не проявляет склонности к учебе. Хотя в физической подготовке  юноша не отстает от других - он отлично стреляет  и неплохо ездит верхом.
  За годы учебы Бердяев на  всю свою жизнь возненавидел военное дело.  Он  говорил: «Я люблю военных во время войны, но совсем они не нравятся мне в мирное время». Более того, он был противником всякого милитаризма, всякой войны. Насилие, война – это абсолютное отрицание бердяевского миросозерцания, его, вообще, ощущения и восприятия  жизни.  Бердяев всю жизнь приходил в плохое настроение, когда встречал на улице военного.
          Голос за Бердяева: 
          У меня было отвращение к насилию. Но характер у меня воинственный, инстинктивно я склонен действовать силой оружия. В прошлом я даже носил револьвер. Я иногда горел от гнева , оставаясь один в комнате и в воображении представляя себе врага».
   Когда  юноша  в ультимативной форме заявил родителям, что собирается сдавать экстерном экзамены за гимназический курс и поступать в университет , его решение встретило сильнейшее противодействие семьи. Он указал этот факт в своей самой ранней автобиографии. Реакция семьи отражала тот внутренний конфликт мировоззрения и реальности, , который проявлял себя  на каждом шагу.      
Голос за Бердяева. «Несмотря на то, что мы были скорее толстовцы, то есть находились в такой, либеральной, оппозиции к режиму, атмосфера в семье была по Достоевскому».
   Дикторский текст.
     . Что это означало?    У Бердяева был брат, на 15 лет старше. Он  был человеком нервнобольным, при этом образованным и талантливым. Николай любил брата, но был перед ним очень виноват.  У юноши сложились особые отношения с  его женой.
    Пивоваров в кадре. Киев.
   Да, достоевщиной веет от этой семьи. Старший брат периодически впадает в транс. У матери то и дело случаются тяжелые приступы болей печени, которые заканчиваются нервическими припадками. Отец тоже часто теряет голову – может закричать, замахнуться стулом… Бердяеву было очень жаль их всех.  Но его уже манил к себе внешний мир, мир общественный, революционный.
        Дикторский текст. -  В 14 лет Бердяев принимает решение стать философом. В отцовской библиотеке он находит книги Канта и Гегеля. Теперь это его любимое чтение. Флиртуя со своей юной кузиной, он запишет в ее бархатный альбомчик для стихов не мадригал, а цитату из философского сочинения.  После выхода из Кадетского корпуса  Николай Бердяев поступает в Киевский университет имени святого Владимира. Сначала учится на математика, потом – на юриста. По-прежнему изучает философию. Теперь  молодой аристократ  увлечен легальным марксизмом. 
Пивоваров  в кадре. Киев. Возле здания Киевского государственного университета.    
   Здесь он знакомится с Луначарским и Тарле. Они входят в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Мы больше знаем Петербургский кружок , в котором был Ленин. Но в Киеве этот марксистский круг значительно шире, здесь 150 студентов, и когда в 1898 году начнется против них судебный процесс, об этом напишут все газеты Европы. Именно здесь, в университете Бердяев получит прививку марксизма, как учения, которое лучше других критикует капиталистические уродства. Он навсегда останется чувствителен к марксизму, и за это ему всегда будут вменять склонность к социализму.
     Дикторский текст. Полиция задержала студентов, и Бердяев оказался в одиночной камере, где провел три недели.
     Голос за Бердяева.
 
     Когда меня арестовали и делали обыск, то жандармы ходили на цыпочках и говорили шепотом, чтобы не разбудить отца. Они знали, что отец дружит с генерал-губернатором и имеет сильные связи в Петербурге».   
  Дикторский текст.  Лукьяновская тюрьма в то время отличалась патриархальными нравами. Двери камер были открыты, и арестованные могли навещать друг друга. Бердяев наведывался к знакомым барышням из социал-демократического кружка, у которых была даже гитара. Однажды к ним приехал киевский генерал-губернатор Драгомиров, друг старшего Бердяева. Он по-отечески пожурил вольнолюбивую молодежь: Господа, поймите, ребенок не может родиться раньше, чем через 9 месяцев! ( Намекая на то, что эволюционные процессы все равно возьмут свое).
   В 1900 году Бердяева вместе с другими студентами из социал-демократических кружков исключают из университета и отправляют в ссылку – на север, в Вологду, сроком на три года. В это время он окончательно принимает решение порвать с аристократической средой. Но что это означает на деле?  Даже в ссылке он по-прежнему остается барином и аристократическим отпрыском. Бердяев живет в лучшей гостинице города «Золотой якорь»,  к нему приходят знакомые. Ссылку одновременно с ним отбывают будущий террорист Савинков, будущий писатель Ремизов, будущий философ-марксист Богданов и будущий советский нарком Луначарский. Постепенно Бердяев разочаровывается в своих товарищах. Рамки марксизма становятся узки для него.
 Голос за Бердяева. -"Я очень рано понял, что марксисты по-настоящему не любят свободы. Я увидел в марксизме элементы, которые должны привести к деспотизму и отрицанию  свободы. Я на жизненном опыте пережил столкновение личности и социальной группы".
     Пивоваров в кадре. Киев.
   Но, даже перейдя на другие мировоззренческие позиции, Бердяев  на всю жизнь, как он сам признавал впоследствии, "сохранил особую чувствительность к марксизму". Ему была близка  марксистская социальная критика капитализма.  Став кантианцем, религиозным философом, он оставался всю жизнь социалистом. Это очень редкое и  очень плодотворное сочетание.
    Дикторский текст. Еще до ссылки в Вологду, находясь под следствием, Бердяеву удалось съездить в Петербург.  Там он искал контакты с единомышленниками  по  уже тогда заинтересовавшему его  религиозному миросозерцанию.
     Санкт-Петербург.  Фонтанка.  Пивоваров в кадре .      
    Он хотел установить связи с журналом «Мир Божий» – известный всероссийский журнал. Здесь, в Петербурге, появились его первые рецензии и его переводы. Здесь же он знакомится с представителями российской интеллигенции того времени, такими ее вождями, как Петр Струве, Михаил Туган-Барановский, входит в круг этих  известнейших людей России конца 19-го столетия. Но одновременно бывший ссыльный  Бердяев был близок и придворным, официальным кругам. Так, например, после общения  со Струве,  или с  Туган-Барановским, или с будущим большевиком Скворцовым-Степановым, он отправлялся на обед к своему двоюродному брату князю Кудашеву, где встречал генерала Трепова, обер-полицмейстера Москвы и будущего диктатора революции 1905  года.
       Весной 1903-го года Бердяев во второй раз приезжает в Петербург. Приезжает для участия в религиозно-философском собрании. Эти собрания начались в конце 1901-го года и продлились, ну, примерно полтора-два года. Это было важнейшее событие в русской культурной и духовной жизни. Впервые интеллигенция и церковь, противостоявшие друг другу все 19-ое столетие, встретились и начали диалог, религиозно-философское собрание. Представители передовой интеллигенции, представители церковных кругов обсуждали вопросы о развитии России. Церковь впервые говорила о социальных проблемах, а интеллигенция – о религиозных.   Эти собрания выросли из домашнего кружка Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского.  Для Бердяева же собрания стали школой. Он все-таки был отчасти и провинциал. И именно на этих собраниях он окончательно формируется как религиозный философ.
   Голос за Бердяева.
«Да приидет царствие Твое». Это значит, что в этом мире нет еще царства Божьего.  Но оно не только ожидается, оно еще и творится. Это предполагает глубокое изменение человеческого сознания».      
Дикторский текст.
    Бердяев часто бывает  у новых знакомых в доме  Мурузи, где они арендуют квартиру, он посещает их домашнюю церковь, куда допускаются только избранные. Но магическая атмосфера семьи Мережковских недолго удерживает Николая Бердяева.  В дружбе он исповедует собственные  принципы.
 Голос за Бердяева.
     "Я всегда веду борьбу за независимость личности…  Я критически отношусь к  силам, претендующим заражать и покорять".
Дикторский текст.-   В конце 1904-го года  Николай Александрович Бердяев  в ответ на свое ходатайство  получает высочайшее разрешение обосноваться в Петербурге. Он приезжает в столицу Российской империи глубокой осенью. Теперь он уже не один. С ним жена Лидия. Эта девушка -из хорошей дворянской семьи, из социал-демократических кругов. Так же, как и он, была арестована, находилась под негласным надзором полиции. Когда они встретились, Лидия была уже разведена.  Через много лет она напишет книгу «Профессия: жена философа».
    Голос за Бердяева.
"Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви. Настоящая любовь возникает, когда происходит встреча суженого и суженой. Раньше я был так одинок, а теперь, мое солнце, я буду с тобой, куда бы я ни шел. Если чужие отвергнут меня за радикальность стремлений и идей, то ты-то не отвергнешь и поймешь".
  Санкт-Петербург. Пивоваров в кадре.    
   И очень многое было связано вот с этим вот домом, с квартирой Вячеслава Иванова, которая вошла в историю русской культуры под именем "башни Вячеслава". Двухэтажная квартира, где встречались представители русской интеллигенции, встречались деятели театра, искусства, литературы, писатели, богословы, поэты. И Бердяев занимает у них центральное место, он председательствует на средах Вячеслава Иванова, участвует, руководит обсуждениями самых острых проблем политики, искусства, религии.
      Дикторский текст.- Одну из таких встреч зарисует углем на куске картона художник Леонид Пастернак. В гостиной «башни Вячеслава»  - сам хозяин, рядом с ним - Андрей Белый и Николай Бердяев . Его сразу узнаешь по темной шевелюре.   « В большой комнате  в кресле сидит красивый человек  и горячо разглагольствует. Он щеголеват, носит галстуки бабочкой, веселых цветов, говорит много, пылко, в нем сразу чувствуется южанин. И в речи юг – проблэма, сэрдце, станьция. Облик выдающийся. Бурный и вечно кипящий».  Так вспоминает Бердяева писатель Борис Зайцев, который был знаком  с будущим  философом по журнальной работе.
  Ни до, ни после 10-х годов  не было в русской истории периода такого свободомыслия, такого кипения идей. Всплеск общественного сознания в России в период между первой русской революцией и первой мировой войной обещал быстрое превращение страны в лидера на международном пространстве. Но, как скажет впоследствии Черчилль, «русский корабль утонул при входе в гавань». Бердяев был одним из тех, кто предчувствовал  грядущую трагедию  России.
    Пивоваров  в кадре.  Библиотека.
      В полный голос Бердяев заговорил в сборнике «Вехи». Это всемирно известный сборник, когда семь крупнейших философов того времени , из них шесть – бывшие марксисты, написали свои статьи, собрали в одну книжечку и издали.Это было такое самопознание русской интеллектуальной элиты того времени. Это был такой их философский отчет о только случившейся революции в России, которая совершенно потрясла их, поскольку она обнажила не только ужас русской жизни, который им был понятен, не только слабость там, скажем, и неумение самодержавия, власти. Но она  обнажила и какие-то удивительно опасные, какие-то совершенно страшные тенденции, которые нарастали и в освободительном революционном движении. И они показали, что прав Пушкин, когда сказал о том, что «русский бунт бессмысленный и беспощадный». Они воочию увидели этот бессмысленный, беспощадный бунт малокультурного народа и испугались. Испугались не физически, испугались не за себя – они испугались за Россию. И началась борьба за то, чтобы русская интеллигенция, та часть общества, которая и  могла бы предотвратить этот бунт, этот ужас, в который могла скатиться, и, кстати говоря, потом скатилась в 17-м году Россия, – чтобы она полностью переменилась. Чтобы она осознала все те опасности, которые таятся как в малокультурном народе – так и в малокультурной власти.
 «Вехи» сделали Бердяева и его друзей абсолютно знаменитыми людьми. Вся Россия узнала их имена и набросилась на них, справа налево, от Ленина до Милюкова, от эсеров до октябристов – все набросились на авторов «Вех», на эту отважную семерку мыслителей, которые не постеснялись сказать правду о себе. Ведь это же было самопознание, они говорили о своем классе, о своей прослойке, они говорили о людях их круга, говорили жесткую правду
  Дикторский текст.   Бердяев пишет, пишет, пишет. Выходит книга за книгой. Он вообще был человеком, который не мог не работать. Позднее философ признается, что если он не будет писать, у него порвутся жилы, он не сможет физически существовать. И  еще -Бердяев все время проповедует . Его темы : свобода;   религиозные ценности;  необходимость лечить больное общество.
     Голос за Бердяева. 
  Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу. У меня есть основное убеждение, что Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. В противоположность многим, я всегда думал, что свобода аристократична. Огромная же часть людей совсем не любит свободы и не ищет ее . Революции масс не любят свободы.
   Пивоваров в  кадре.   Большая аудитория Политехнического музея.
       Здесь, в этой аудитории политехнического музея бывали многие звезды русской культуры начала 20-го столетия. Эти стены видели Ахматову и Есенина, Мандельштама и Пастернака. А в 19-м году здесь выступал Николай Александрович Бердяев. Он прочел лекцию «Наука и религия». Вообще годы революции и гражданской войны были для него выходом в публичную сферу. Человек, привыкший вещать в гостиных для интеллигентов, впервые столкнулся с тем самым русским народом, о котором он постоянно писал и думал.
     Зал заполнен рабочими, матросами, какой-то странной публикой в черных кожаных пиджаках. Он стоит на этой сцене,  читает лекцию, преодолевая свой врожденный дефект – у него был нервный тик, и выпадал язык. Это всегда мешало ему выступать. И среди приятелей своих, вот в этих самых интеллигентских гостиных он нередко садился спиною к людям, чтобы не видели всего этого. Здесь он не мог позволить себе повернуться спиною к этой совершенно незнакомой и враждебной аудитории. Полтора часа он держал их в напряжении. После лекции раздались крики: «Еще, еще! Надо открывать прения». Бердяев сказал, что он не имеет права. Тогда какой-то «малосимпатичный субъект», как он пишет в своих воспоминаниях, вышел из-за его спины и сказал: «Всероссийская  чрезвычайная комиссия разрешает открыть прения». 
    Голос за Бердяева.    Из книги «Самопознание».
      «Моя религиозная драма прежде всего в том, что я очень мучительно переживаю ортодоксальные понятия об отношениях Бога и человека, как господина и раба. Бог ждет от человека дерзновенного творческого ответа. Но этим налагается на человека безмерно большая ответственность, чем обычное требование победы над грехами. Предельное дерзновение в том, что от человека зависит не только его судьба, но и божественная судьба.» 
    . Пивоваров в кадре.  Большая аудитория Политехнического музея .
     Это общение с многотысячной публикой в годы революции и гражданской войны Бердяев рассматривал как свою миссию – миссию культуртрегера, миссию человека просвещения, миссию человека, который боролся против той атеистической пропаганды, с которой обрушился на русский народ большевистский режим сразу же, как только он установился.
      Дикторский текст. .
     В здании бывшего императорского Александринского театра, известного в народе просто как Александринка, 14-го сентября 1917-го года начало работать всероссийское демократическое совещание. Временное правительство, понимая, что надвигается большевистская революция, пыталось  объединить умеренные либеральные силы. А через неделю здесь же будет работать временный совет республики, вошедший в историю, как предпарламент.
    Пивоваров в кадре. СПб, Александринский театр.
 И вот Николай Бердяев, который всю жизнь бежал политики, чурался ее, хотя, конечно,  всегда попадал в эту самую политику, будет избран в этот предпарламент, и несколько недель, перед самой большевистской революцией, проведет здесь, в Петрограде, где будет заседать в одном помещении с будущим диктатором Петрограда Зиновьевым и диктатором Москвы Каменевым. Конечно, эти недели здесь, в Петрограде – это апогей, апофеоз его политической деятельности.
 Дикторский текст.  Известие о победе большевиков в конце октября 17-го Бердяев воспринимает совершенно спокойно, и даже с каким-то облегчением. То абсолютное зло, которое нарастало, нарастало, теперь победило. Теперь, по крайней мере понятно, что закончилась та полуправда и полуложь, которая исходила от Временного правительства. Годы, проведенные в советской России, в стихии коммунистической революции , Бердяев будет вспоминать на склоне лет, как время наибольшей остроты  жизни. Он был счастлив, что не тронули его библиотеку, семья продолжала жить в квартире с фамильной мебелью, с портретами предков на стенах. Это удивляло Бердяева. Хотя он был непримирим к советской власти и не хотел иметь с ней никакого дела, хотя он не ездил в Кремль к товарищу своей молодости Луначарскому, как это делали многие общие знакомые,  тем не менее, ему дали охранные грамоты на квартиру и имущество.    
      Жизнь была полуголодная, но зато всякая еда казалась  особенно вкусной. Бердяева, как и других бывших дворян, отправляли на трудовую повинность, за город, чистить снег – но усталость от тяжелой физической работы давала ему новый эмоциональный подъем. Вечером, 18 февраля  1920-го года, после  тяжелого дня, когда он  с утра до вечера колол лед, к нему приходят с обыском. Бердяев заявляет: искать ничего не надо, он противник советской власти – и его увозят. Несколько недель  он проводит во внутренней тюрьме ВЧК. Его допрашивают. Дело тактического центра. В сентябре 191 9года ВЧК опубликовала обращение «Ко всем гражданам Советской России! «, в котором сообщила о раскрытии контрреволюционного заговора.  По этому делу арестован целый ряд хорошо его знакомых, и Бердяева пытаются заставить  дать информацию об этих хорошо знакомых. Разумеется, аристократ и настоящий человек, Николай Александрович Бердяев никакой информации, могущей быть основанием для штрафных санкций против своих друзей, не дает. И вот в одну из ночей его долго ведут по длинным полутемным коридорам и приводят в большую освещенную комнату, которая застлана шкурой белого медведя. Там, боком  прислонившись к столу, сидит невысокий блондин в военной форме со звездой на груди  и, как Бердяев напишет в своих воспоминаниях, « с жиденькой русой бородою,  с  мутным серым взглядом».   Человек представляется : - «Меня зовут Дзержинский». И тут в комнате появляются двое  старых знакомых Бердяева. Луначарский – его приятель по Киеву, по ссылке в Вологде, по ранней социал-демократической, марксистской юности. И Каменев, которого Бердяев тоже давно уже знал и встречался с ним в разные годы.  Начинается допрос. Бердяев сразу же заявляет, что он ни о чем рассказывать не будет, а, как писатель и ученый, считает своим долгом  сообщить о своих философских воззрениях. И начинает  читать им лекцию о своем понимании социализма, о своем понимании того, что делает большевистская власть, и о своем полном несогласии. Дзержинский внимательно слушает, один раз прерывает его, говоря, что можно быть идеалистом в теории и материалистом на практике – но можно и наоборот. Когда Бердяев заканчивает свою почти часовую речь, Дзержинский очень любезно освобождает Бердяева  от  вопросов о его знакомых, и сам за Бердяева отвечает на них.
    Пивоваров в кадре . Москва.  Лубянская площадь..
      После этого Дзержинский говорит, что «мы вас отпустим», и, пожалуйста, просит, чтобы его доставили домой – уже поздно, а в городе бандитизм, – на машине. Машины не оказалось, его доставили домой на мотоциклетке. Причем, при выходе из тюрьмы старый гвардейский вахмистр, то есть человек старой царской еще службы, спросил у Бердяева:  «Ну, как вам у нас понравилось?» 
   Дикторский текст.  Когда  освобожденный философ  уходит, Феликс Эдмундович, усмехаясь, произносит  свою знаменитую фразу : « Люблю   буржуазию! «    В тот же день имя Бердяева вносят в список из 12 ученых, которым положен дополнительный паек – как особо ценным для советской власти интеллектуалам.  Кто внес его фамилию в список ?  Ленин ? Но он не ценил философа, называл его «белибердяев». Луначарский, старый товарищ по марксистскому кружку и ссылке? Но Бердяев явно в последние годы выказывал ему свою враждебность . Да и сам Луначарский в своей статье «Дальше идти некуда «  писал, что Бердяев еще в Вологде отошел с позиций марксизма в сторону туманной мистики. Бердяев всегда казался Луначарскому  нервическим типом, глубоко больным физически и морально человеком, обожающим эпатировать аудиторию.  Может быть, философу оказал покровительство  сам «железный Феликс»?  Ведь их судьбы в чем-то схожи. Оба порвали с аристократической средой,  ушли в революцию.  Но имя того, кто внес Бердяева в список льготников, так  и осталось не известным. 
       После этого короткого ареста Бердяев на примете у властей. Но он чувствует себя свободным, и ведет себя свободно. Как и раньше. 
    Голос за Бердяева.   "В стихии большевистской революции меня больше всего поразило появление нового антропологического типа, в котором уже не было доброты, расплывчатости очертаний прежних русских лиц. Это были лица гладко выбритые, жесткие, по своему выражению наступательные и активные. Ни малейшего сходства с лицами старой русской интеллигенции , готовившей революцию".
       В январе нового,  1918 года. Бердяев примыкает к шествию православных христиан от Данилова монастыря к Новодевичьему. Так сторонники православной церкви поддерживают решение поместного Собора провести крестный ход во избавление России от большевиков. В этой акции участвовали все известные политики того времени. Это был вызов чекистам. ЧК вызов приняла. Многих арестуют, некоторых расстреляют. Для Бердяева его первое знакомство с хозяином Лубянки окончится достаточно благополучно.  Несколько лет он будет спокойно жить у себя на Арбате.
 Пивоваров в кадре. Москва. Арбат.
Бердяев был прихожанином этой церкви – церкви Святого Власия, которая находится в двух шагах от его квартиры в Большом Власьевском переулке. Вообще-то мы знаем, что Николай Александрович не был москвичом, родился в Киеве, жил в разных городах Российской империи. Но за несколько лет жизни в этом Большом Власьевском переулке он превратился в типичного жителя Арбата. И это ведь было все не случайно – то, что его тянуло на Арбат. Арбат всегда был духовным центром Москвы и, пожалуй, Российской империи.
Нередко он шествовал по Арбату в своей богатой  шубе, с тростью, в великолепных перчатках, с черными длинными волосами – он был очень статуарен и виден издалека.  Арбат сыграл в жизни Бердяева большую  роль, но и Бердяев сыграл в жизни Арбата немалую.
  Дикторский текст.
   В этом доме, с осени 1915-го года жил Николай Александрович Бердяев, жил до своей высылки за границу осенью 1922-го года. Шестикомнатная квартира, собственный кабинет, семья:  жена, ее сестра и мать. В этой же квартире умер в 1916-м году его отец. Сюда собиралась вся интеллектуальная Москва первых послереволюционных лет. Здесь бывали Андрей Белый, Семен Франк, Лев Шестов, Сергей Булгаков, и многие-многие другие.
Вот здесь, за этими окнами, с 1917 по 1922 год  по вторникам  собирались участники Вольного Философского общества, созданного по инициативе Бердяева.  Холод. Неустроенность быта. Но Женя, сестра его жены Лидии,  исхитряется поить всех гостей  чаем и угощать потрясающе вкусным печеньем из моркови.    На вторники к Бердяевым ходят социал-демократы, анархисты, священники.
Пивоваров в  кадре. Москва. Арбат.
   Затем эта Академия получает официальный статус, и большевики ее разрешают. Они вынуждены разрешить. Они не могут сразу все запретить. Еще живы и трудятся огромные и огромные массы людей старой России. Среди них Бердяев. И эта Вольная Академия духовной культуры становится такой антитезой, альтернативой большевистской агитации (00:48:51) и пропаганде в Москве. На лекции Бердяева и его друзей, крупнейших философов, культурологов, поэтов того времени стекается вся образованная Москва. Лекции проходят в совершенно различных помещениях Москвы. А наряду с этим он активен в создании Всероссийского Союза писателей, организации профессиональных писателей, которые вынуждены защищать свои интересы. Также он активно участвует в создании Книжной Лавки писателей, которая тоже является одним из таких культурных центров Москвы, центров сопротивления большевистскому идеологическому диктату. При этом Бердяев ведет себя как лояльный гражданин советской республики. Единственное, что он себе позволяет: а) – не скрывать своих убеждений, и б) – он перестал знакомиться со своими бывшими знакомыми... перестал здороваться со своими бывшими знакомыми, которые неожиданно из таких вот литераторов, журналистов, революционеров превратились в знатных сановников и палачей. Он перестал подавать руку Каменеву, Луначарскому, Коллонтай,  Менжинскому и другим людям, с которыми он был знаком еще до революции. Так продолжается до лета  1922 года.
   Дикторский текст. - В это лето Бердяев с семьей  впервые после революции выезжает за город, в Барвиху. Разные люди описывали это чудесное последнее лето, которое он провел в Барвихе на даче, на высоком берегу Москва-реки, как он гулял вместе с друзьями в Архангельском, бывал в других старых усадьбах. Впервые за пять лет с 1917-го года он дышал свежим воздухом и видел лес, который любил, животных, птиц, общался с природой. И вот эта летняя идиллия 22-го года была прервана необходимостью поехать в город. И в тот самый день, когда он приезжает к себе на Большой Власьевский переулок, его снова арестовывают. В тюрьме он узнает, что готовится акция по высылке целой группы русских интеллектуалов за границу.
Пивоваров в кадре.   Москва. Лубянская площадь.
    Ленин, Троцкий, Дзержинский и вся остальная большевистская верхушка решили расстаться с лучшей частью российской интеллигенции. Этот известный философский пароход, точнее, было несколько пароходов, а многие уезжали из России и поездами, до Риги, оттуда – в  Берлин, в Европу, и дальше – кто куда. Почти все они стали крупнейшими учеными, философами, мыслителями на Западе, все они прославили Россию там. А вот здесь советская Россия в них не нуждалась, это и понятно. Как мог быть Луначарский крупным писателем, когда здесь были гораздо более крупные писатели – такие как Илья Ремизов или Бунин. Как Ленин мог быть первым философом, когда здесь были Бердяев, Франк, Шестов, Розанов...Самая настоящая конкуренция, самая настоящая боязнь иметь здесь в России оппозицию лучших умов, лучших голов России. Причем, по всем сферам знания, по всем отраслям науки.
 На самом деле, если смотреть на историческую перспективу, этот варварский совершенно ход советской власти спас им жизнь.
 Дикторский текст. Однажды, выйдя из очередного транса, старший брат сказал Бердяеву, что он услышал пророчество махатмы о Николае: « Он будет знаменит в Европе  вашей старой». Тогда Бердяеву и в голову не могло прийти, что пророчество сбудется.
     Он  вспомнил об этом предсказании  на борту «философского парохода» , увозящего его в изгнание. В пути Бердяев и его спутники окажутся в плену мистических мыслей: Балтика, которая еще накануне 29 сентября 1922 года  штормила, внезапно становится водной спокойной гладью. Капитан, который вот уже несколько лет водит судно по этому маршруту, не припомнит, чтобы в такое время года стихия была так милостива к мореплавателям.  На мачте судна всю дорогу сидит птица, которая кажется Бердяеву счастливым предзнаменованием.  Всю дорогу от Петрограда до Штеттина он держит в руках образок, подаренный ему священником Алексеем Мечевым. Самое удивительное, что священник повторил предсказание, которое Бердяев впервые услышал от своего несчастного больного брата.
    Голос за Бердяева.
    Он был из белого духовенства, но почитался старцем. Мы беседовали в очень маленькой комнатке около церкви, был яркий солнечный день. Он говорил, что не следует рассчитывать на интервенцию и военное насилие для свержения большевизма , а исключительно на духовный переворот внутри русского народа. Рассказывал от красноармейцах, которые приходили по ночам к нему каяться. Он сказал мне: «Поезжайте. Европа должна услышать ваш голос».
Пивоваров в кадре. Маросейка, возле церкви св. Николы в Кленниках.
 Церковь Святого Николая в Кленниках, в начале Маросейки. Сюда неоднократно в 21-м и в 22-м годах приходил Николай Александрович Бердяев. Он не был прихожанином этого храма,  но его настоятель, отец протоиерей Алексей Мечев, был близким ему человеком. И именно к нему Николай Александрович пришел незадолго до своей высылки. Ему очень не хотелось уезжать, и он пришел за советом. Протоиерей Мечев благословил его образком, который Николай Александрович сохранил до своих последних дней.
         Дикторский текст.  Бердяев получает разрешение вывезти из России  за свои деньги жену, и ее семью - мать и сестру. Больше всего он страдает от неизбежности разлуки со своей старой собакой.  Томка не останется на улице – знакомые семьи наперебой предлагают взять пса на свое попечение, и Бердяевы в последние недели своего пребывания в России за столом часами обсуждают будущее своего любимца.  Собственное будущее их не слишком пугает. Для религиозного философа и его религиозной жены ясно: все в воле Божьей. Отсюда извозчик увезет их вещи на вокзал. Бердяев уезжает из России с сознанием своей миссии – сохранить для человечества «русскую идею,» о которой размышляли философы и писатели.   
Голос за Бердяева.
Мне всегда думалось, что подлинные достоинства людей не имеют никакого отношения к их иерархическому положению в обществе, и даже противоположны.  Гении, пророки, святые не имели чинов . И когда Бог стал человеком, он занял самое последнее положение в обществе.
Дикторский текст.  После высылки из России  Бердяев два года живет в Берлине, семья  снимает довольно большую квартиру, и эта квартира становится  местом, где собираются старые друзья. Многие из них, как Струве, сражались с советской властью в рядах белого движения и вынуждены были бежать. Другие эмигрировали раньше. И вот встречаются две группы людей – группа, имевшая опыт жизни под Советами, как тогда говорили, при советской власти, и та группа, которая противостояла и этого опыта не имела.  И эти две группировки не понимают друг друга. Так называемая белогвардейская – та, что участвовала в белом движении, настаивает на необходимости борьбы, вооруженной борьбы с советской властью, настаивает на союзе с любыми антисоветскими, антибольшевистскими силами, от эмигрантских, монархических, правых, реакционных, до союзных держав или даже Германии, с которой только что воевали. То есть любой ценой – но уничтожить большевизм, вернуть Россию на ее исторические пути. Бердяев относится к другой группе, он считает, что пока русский народ не переболеет этой болезнью, пока он сам не сбросит это коммунистическое иго, которое он сам над собой учинил, – ничего не получится.
Пивоваров в кадре. Библиотека.
 Есть описание, трогательное описание очень жесткого спора между ним и Струве. Оба они завелись, Бердяев начал кричать, начался  его знаменитый нервный тик, и всем стало просто страшно, что Бердяев сейчас умрет. Он пытался объяснить своим друзьям -белогвардейцам их неправоту. И в этот момент к нему подошел Струве, обнял его, поцеловал и сказал, что «Николай, успокойся». И они ушли, и гуляли всю ночь, пытаясь как-то договориться. Не договорились.
       Дикторский текст.
   Бывшие товарищи, бывшие единомышленники, соотечественники – стали чужими. Зато Бердяев становится своим в европейской интеллектуальной среде. Для философа главное – это понять судьбу, жизнь, существование человека. Бердяев имел преимущество перед европейскими философами . Его личный опыт давал ему уникальный материал для исследования  мыслей и действий человека  в  драматические ,поворотные  моменты жизни, что составляет сущность и экзистенциализма, и персонализма.
Голос за Бердяева.      
"Я  сидел четыре раза в тюрьме, два раза при старом режиме и два раза при новом. Был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины . Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая сила и не допускала погибнуть".
Пивоваров в кадре. Библиотека.
 И он входит во всю эту европейскую интеллектуальную элиту, участвует в различных философских съездах, и  через них и начинается как раз процесс насыщения Запада русской духовной культурой, философской культурой, литературной культурой. Именно в их среде Бердяев начинает пропагандировать, тиражировать, рассказывать о тех громадных духовных и эстетических богатствах, которые были накоплены русской культурой в 19-м, в начале 20-го столетия.
Дикторский текст. Огромную популярность имеют  лекции Бердяева  по истории русской культуры. Он объясняет широкой аудитории философские идеи Толстого и  Достоевского. Достоевского  он считает воплощением русского сознания. 
     "Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы во Христе мирится с рабьей покорностью. Не такова ли и сама Россия?"
      Дикторский текст.  С момента выезда за границу Бердяев постоянно организует для своих товарищей по несчастью, таких же изгнанников, как он,  возможность выступать с лекциями и публиковаться. В Берлине он предоставляет свою квартиру для общих собраний, участвует в создании Русского научного университета. В Париже открывает издательство ИМКА-пресс для русских философов. Благодаря ему Запад узнает идеи  Льва Шестова, Василия Розанова, Павла Флоренского, Сергия Булгакова. С 1925 года Николай Александрович издает журнал "Путь".
         Этот журнал объединил вокруг себя лучшие философские силы российской эмиграции. Каждый номер жадно прочитывался всеми в эмиграции, всеми русскими или людьми, владеющими русским языком. Поскольку здесь, в этом журнале,  можно было найти философскую оценку лучшими философскими умами того, что происходило в мире.
    Пивоваров в кадре. Кабинет. 
 И вот Бердяев все это излагает по-французски, и Бердяев излагает все это так, чтобы европейцы понимали. То есть, как в Москве в 19-м году ему приходилось приспосабливаться к малокультурной, малообразованной массе жаждущих знания русских людей – так в Европе ему приходится приспосабливаться к французской интеллигенции, к немецкой (01:26:02) интеллигенции, которая тоже жаждет знать – что же там говорят и пишут эти русские.
 Голос за  Бердяева.      
     "Личность, осознавшая свою ценность и  свою первородную свободу, остается одинокой перед обществом, перед массовыми процессами истории".
        Дикторский текст. -        Семья Бердяевых после нескольких лет эмиграции осядет во Франции. Одна почитательница Бердяева, англичанка, одинокая женщина,  подарит ему дом в Кламаре.  До Парижа – совсем близко, меньше часа на электричке. Бердяевы  продолжают традицию московских журфиксов. Они  принимают у себя  по воскресеньям.  Круг знакомых быстро расширяется. Бердяев становится популярным философом. Его начинают издавать, приглашают на  философские семинары и конференции, он много пишет и выступает. Свои – эмиграция – относятся к нему настороженно. Он не проклинает советскую власть, даже находит  ей  историческое оправдание. По своим убеждениям Бердяев – социалист, а не монархист. У него много нерастраченной энергии.  Каждый день он что-то пишет, куда-то ездит .  В эмигрантских кругах появляется поговорка « Бердяев бердяйствует». В эти годы, в изгнании он не терпит лишений, как Цветаева, он не страдает от ностальгии, как подавляющее большинство. В сущности, для философа главное – кабинет и письменный стол. Здесь, в кабинете, он встречает известие о начале второй мировой войны. Начинаются бомбежки, но он не идет в укрытие.  Он начинает писать свой «опыт философской автобиографии» - книгу «Самопознание»., в которой подводит итог своей жизни. Здесь – воспоминания о близких, размышление о самом главном в жизни.
          Бердяевы живут маленькой коммуной. Николай Александрович, Лидия и ее сестра Евгения Рапп.  Супруги  много лет занимают разные комнаты, хотя никогда не расстаются. Жизнь Лидии  посвящена посещению храмов, помощи нуждающимся, беседам в семейном кругу о смысле бытия. Она оставит после себя  книгу « Профессия: жена философа». Иногда Лидия Бердяева пишет стихи.
Женский голос  за кадром.
Затрубили в трубы медные лягушки
У стеклянного пруда.
Знаешь ли ? Земля – веселая игрушка.
Землю можно повернуть туда-сюда.
    Пивоваров в кадре. Киево-Печерская Лавра.
   Долгие годы Лидия Бердяева жила как монашка в миру. Они во многом были с мужем единым целым, но в вопросе веры несколько расходились . Приблизившись к католицизму, Лидия ездит в Париж на воскресную мессу одна.
    Для Бердяева это было мистическим повторением истории, которая уже случалась в его роду.   Дед Бердяева , храбрый военный, при виде священника на улице замахивался на него палкой. По его мнению, именно попы разрушили его семейное счастье. Красавица-жена после рождения детей  приняла постриг в миру. Она жила как монашка, строго соблюдая все посты и не допуская к себе мужа.  История повторилась с его внуком-философом. Но, в отличие от своего деда, Бердяев понимал жену. Он сам долгие годы посвятил поискам истины в православии. Но и здесь у Бердяева был свой, собственный путь, свое понимание Бога. Он ездил к старцам, в Зосимову пустынь под Москвой, но стремление к свободе и здесь не позволило ему подчинить душу и помыслы чужой воле. Вспоминая об этом своем опыте, Бердяев напишет, что был поражен невежеством одного из старцев, который через слово поминал Льва Толстого, называя его Левкой. 
  Дикторский текст. Бердяев сам себя определяет как религиозного философа. То есть, он признает существование Бога. Но для него неприемлемо понятие – Раб Божий. И все же одним из самых дорогих людей для Бердяева становится русская монахиня . Ее портрет висит на стене его кабинета. Мать Мария. В далеком прошлом . в миру поэтесса Елизавета Кузьмина- Караваева. Про нее напишут, что ее религиозное сознание формировалось под воздействием идей Бердяева. Но и само сознание Бердяева наполнялось новым религиозным смыслом в беседах с матерью Марией. При  этом оба они оставались светскими людьми. В гостях у Бердяевых монахиня  мать Мария могла вольно говорить о христианских догматах. Бердяев придерживался в религии собственных взглядов.
Голос за Бердяева.
  В кадетском корпусе я однажды получил единицу по закону Божию. Священник не предвидел , что я стану автором многих книг по религиозной философии. В детстве у меня не было праздничного ощущения от православной службы. Родители дружили с киевским генерал-губернатором, и мы бывали с ним в  церкви. На меня отталкивающее впечатление производили генералы, ходившие в церковь по долгу службы.
   Моя вера, спасающая меня от атеизма, вот какова: Бог открывает себя миру через пророков, но Бог не управляет этим миром, отпадающим во внешнюю тьму.
   Пивоваров  в кадре.  Библиотека.
  В самой эмиграции Бердяев чувствует себя совершенным чужаком – он ни правый, он ни левый, он ни с монархистами, он не с какими-нибудь там евразийцами, которые отчасти склонялись к коммунизму – он опять сам по себе. В свое время русский философ Константин Леонтьев говорил о себе: «Я славянофил, но на свой салтык». Я не знаю, что такое салтык, но очень красиво сказано. Бердяев тоже был все время философом на свой салтык.
 В эмиграции у Бердяева, помимо разных забот, помимо много писаний и многих лекций, было еще очень два важных направления деятельности. Одно из них – это издание журнала «Путь», вот он передо мной. Правда, уже репринтное издание 92-го года. Этот журнал объединял вокруг себя лучшие философские силы российской эмиграции. Он выходил в Париже с 24-го по 38-й год, несколько десятков номеров. Каждый номер жадно прочитывался всеми в эмиграции, всеми русскими или людьми, владевшими русским языком. Поскольку здесь, в этом журнале, можно было найти философскую оценку лучшими философскими умами того, что происходило в мире. То есть это не был журнал философов для философов, это не был узкопрофессиональный журнал. Это был журнал высокой философской культуры и высокой философской мысли, который трактовал все вопросы социальной жизни, экономической жизни, политической жизни. Причем, не замыкался узко только на (01:32:02) русско-эмигрантских проблемах или на анализе того, что происходит в СССР. Он говорил о мировых проблемах. Это громадная заслуга Бердяева, и заслуга такая общественная, и заслуга философская, поскольку, ну, я думаю, что избранные философские труды русских мыслителей, опубликованные в этом журнале, безусловно, относятся к классике русской философской мысли.
 Дикторский текст. И второе дело, которым занят Николай Александрович  –  работа с молодежью. Бердяев становится активным участником русского студенческого христианского движения. Это движение выпускает свой сборник .
Пивоваров в кадре. Библиотека.
- Вообще для людей, которые... ну, людей моего поколения, которые в 70-е, 80-е годы не имели возможности читать открыто всю эту литературу, «Вестник РХД», этот  вот «Вестник российского христианского движения», , – был важнейшим событием. Это были великолепные философские сборники. Но я их читал уже в 70-е, 80-е годы.  Осталось много воспоминаний об этом, осталось много фотографий, где Бердяев вот, хоть и постаревший, но с гривой своих волос, великолепно, изысканно, как всегда (хотя человек он был совершенно небогатый, но умел одеваться) одетый, со своей неизменной сигарой или тростью, в окружении учеников – прекрасные лица русских студентов, эмигрантов 20-х, 30-х годов. И они смотрят на него с каким-то таким ожиданием. И я понимаю – это потому что, какое великое счастье, думаю я, было слушать этих людей в 20-е, в 30-е годы, которые составляли, так сказать, сливки  русской и мировой интеллектуальной культуры, находились еще в прекрасной физической форме. И эти мальчики и девочки, которые были лишены родины, и несчастны совершенно в этом, поскольку они были, так сказать, патриотами России – они, тем не менее, могли слышать вот эту вот живую русскую классику, живых  русских мыслителей.
Голос за Бердяева.   
 "До Первой мировой войны, когда о ней никто и не думал, я утверждал наступление катастрофической эпохи. Я видел, что в мире происходит не только дехристианизация, но и дегуманизация , потрясение образа человека... Революция - конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. "               
      Дикторский текст.  Осенью 1945 года Бердяев переживает огромную потерю. Умирает его жена.
   Голос за Бердяева.  «Я сказал Лидии перед смертью, что она была огромной духовной поддержкой моей жизни. Она ответила, что будет продолжать поддерживать меня. И это верно. После смерти  духовное общение не только продолжается, оно даже сильнее, чем при жизни.»
Дикторский текст.
После смерти жены самым близким человеком для Бердяева  оставалась ее сестра Евгения.  Они вели долгие беседы о мистике, о религии. Евгения обладала даром ясновидения. Эта очаровательная женщина была слаба физически, много болела, но именно она обеспечивала  домашний  уют  Бердяевых на протяжении тридцати лет, и была самым близким другом, самым  главным собеседником этой семейной пары. 
  Женский голос за кадром. Из воспоминаний Евгении Рапп.
 24 марта 1948 года.  Этим весенним утром  мы с Николаем Александровичем  долго сидели за завтраком.  Накануне он жаловался, что очень плохо себя чувствует, ощущал судороги во всем теле. После завтрака он поднялся к себе в кабинет. Вскоре я услышала его возглас :Женя, мне очень плохо». Когда я подошла, он лежал головой на своем письменном столе без дыхания. Врач определил разрыв сердца».
 Пивоваров в кадре.    
 Это счастливая смерть для философа, который до последней секунды своего  земного существования писал, думал, творил, задумал новую книгу. А перед смертью им написано, может быть, главное его произведение «Самопознание» – опыт философской автобиографии, опыт философского самопознания. Эта книга должна встать в ряд с такими мировыми шедеврами,  как «Исповедь» Руссо, как «Былое и думы» Герцена.
Голос за Бердяева. 
  Мой вечный возраст – это возраст юности. Даже в зеркале за чертами моего постаревшего лица я вижу лицо юноши. Я остаюсь мечтателем, каким был в юности, и вечным врагом действительности.
Дикторский текст.
     Лет сорок тому назад у памятника  первопечатнику Ивану Федорову, почти под окнами  зловещего здания КГБ на Лубянке,  раскладывали свой товар подпольные книготорговцы.  Временами случались облавы, но это не останавливало ни продавцов, ни покупателей. Здесь можно было приобрести запрещенную в СССР литературу. В том числе книги философа Николая Бердяева. Машинописные копии его работ тайком читала вся интеллигенция, хотя по закону  за  это можно было получить срок. Так мысли Бердяева о свободе личности пробивались сквозь толщу господствующей  идеологии. Ленин был бы уязвлен тем, что работы человека, которого он пренебрежительно называл «белибердяевым» и выдворил из России, составят  конкуренцию такому идейному монолиту, как марксизм-ленинизм.
  Ученики Бердяева стали теми профессорами и доцентами, которые в 60-е, 70-е, 80-е годы 20-го столетия продолжили дело русского религиозного философского возрождения и  довели его до эпохи перестройки, когда уже две России – «Россия в изгнании» и «Россия в страдании», как говорили тогда, то есть Россия советская, – объединились.

Пивоваров в кадре. Москва, памятник первопечатнику Ивану Федорову.
Недавно я совершенно случайно нашел свою записную книжку с 74-го года, 1974-го года. Именно тогда я начал впервые читать Бердяева. Я открыл эту записную книжку и ахнул: она вся посвящена моим реминисценциям из Бердяева, каким-то отзывам на то, что я прочел. И на одной из страниц, я вижу, написано: «5 ноября, 74-го года. Бердяев освобождает меня от рабства». Вот оно, влияние Бердяева на молодых людей того времени.
       Голос за Бердяева.   "К моему удивлению,  я стал очень почитаемым, почтенным, солидным учителем жизни, руководящим умом. Это совершенно не соответствует моему самочувствию.  Я лишь бунтарь, искатель истины и правды".