Гл. 3. Древние евреи - народ или сословие?

Андрей Пустогаров
Книга 4
Исход или Реформация


В этой книге под евреями времен Исхода понимается  торгово-промышленное сословие. В ходе событий, описанных в книге, это сословие превратилось в этнические группы ( или народ),  состоящий из различных сословий. Связывать  современных  евреев с каким-либо  определенным сословием – преступно. Гитлер тоже  говорил о «засилье еврейского капитала», а в результате были убиты миллионы евреев, не имевших  к этому капиталу никакого отношения. 


Глава 3. Древние евреи - народ или сословие?

1. От какой мы обезьяны? 2. Гетто - это пушечный двор. 3. Венецианцы как финикийцы
4. Меркурианцы и аполлонийцы 5. Мавританский стиль 6. Арабский - еврейское эсперанто 7. От Франции до Китая   8. Коран - купеческая книга 
9. Обрезание - документ с высокотехнологичной защитой 10. Евреи как римский плебс 11. Евреи и женщины


1. От какой мы обезьяны?

Позволь спросить, читатель: Где ты любишь проводить отпуск? На песчаном пляже у теплого моря? Я угадал?
Тогда еще вопрос: А почему именно там?
- Что значит «почему»? Потому что там хорошо, - ответишь ты, читатель.
- Но вот лягушке, к примеру, там совсем не хорошо. Ей хорошо в болоте.
- Ну так она и создана для жизни в болоте…
Выходит, ты, читатель, создан для жизни на морском берегу?

Именно об этом и говорит так называемая акватическая теория происхождения человека от обезьяны: мы произошли от водяной обезьяны, жившей на морских мелководьях.
Действительно:
- У людей есть толстая жировая прослойка, которой нет у обезьян. Наша кожа больше напоминает кожу дельфина. (Не говоря уже о том, что волосяной покров на теле человека не сравним с волосяным покровом обезьяны. Волосяной покров человека не мешает ему при нахождении в воде. А вот в лесу или степи его бы загрызли комары).
- Кожа человека жестко прикреплена к мышечному каркасу, что свойственно только морским млекопитающим.
- Люди – единственные наземные существа, способные сознательно задерживать дыхание. Это очень важно при добыче пищи при нырянии.
- Люди – единственные, у кого при погружении в воду и передвижении в ней автоматически замедляется сердцебиение, а не увеличивается, как у сухопутных животных.

Читатель, а нырял ли ты когда-нибудь с открытыми глазами в пресной воде? Так себе удовольствие, не правда ли? Режет глаза. А в морской воде? Согласись - глаза чувствуют себя гораздо лучше.

Согласно акватической теории и прямохождение возникло у человека оттого, что в таком положении можно заходить дальше в воду.

А вот что сделало из обезьяны человека? С детства мы слышали, что труд. То есть применение орудий труда. Однако орудия труда применяют и другие живые существа, причем не только обезьяны. Вот что пишет в книге «Непослушное дитя биосферы»   В. Дольник: «Дятловый вьюрок срывает с кактуса колючку, находит место, где прячется насекомое, и, держа колючку в клюве, просовывает ее в отверстие и выпугивает насекомое. В Африке стервятник разыскивает яйца страусов, но разбить их скорлупу клювом не может. Найдя яйцо, он отправляется на поиски подходящего камня. Метко бросая камень в яйцо, стервятник разбивает его. Морская выдра, нырнув на дно моря, собирает там моллюсков, а вместе с ними прихватывает и камень. Всплыв на поверхность, выдра, лежа на спине, укладывает на груди камень как наковальню и об него разбивает раковины моллюсков. Оса анофила, построив гнездо и отложив в него яйцо, закапывает вход и отправляется подыскивать подходящий камень. Воротясь с ним, зажатым в челюстях, она тщательно утрамбовывает землю каменным молотом. Многие обезьяны, в том числе и человекообразные… употребляют палки, чтобы чесаться, трогать подозрительные предметы и выковыривать съестное».

Также различные живые существа сооружают себе жилища, например: «Обитающие в Южной и Юго-Восточной Азии маленькие птички портнихи при постройке гнезда сшивают между собой края нескольких листьев. Делают они это при помощи ниток, изготовленных из растительного волокна. Концы волокон аккуратно завязывают узелком… Кстати, африканские ткачики, строя гнезда из растительных волокон, завязывают их несколькими типами сложных узлов, причем точно такими же, какими пользуются швеи и моряки» (Там же).

Все мы знаем, что бобры сооружают плотины и т.д.

Так что же могло выделить человека из животного мира?

На наш взгляд, способность создавать символы и знаки и оперировать ими.

Задам тебе еще вопрос, читатель: - Любишь ли ты, взяв палку, рисовать всякую всячину на влажном песке у кромки моря? Ну или, во всяком случае, любил в детстве?

А ведь это идеальное место для производства знаков – влажный береговой песок. Попробуйте-ка изобразить когтями на коре то, что можно без труда нарисовать палкой на песке. Еще на песке можно выложить знак из гальки. К примеру, отметить направление на источник пресной воды в отсутствие других ориентиров. Пользующийся знаками сразу получает огромное преимущество перед своими собратьями, что и обеспечивает распространение подобной «грамотности».

Следующий шаг – это сочетание двух знаков. К примеру, знак опасности, добавленный к указателю на источник – «там хищник». Наличие системы знаков позволяет проточеловеческому стаду не держаться все время всем вместе, а расходится на большие расстояния, исследуя берег.

На наш взгляд, именно способность общаться с произведенными знаками позволила человеку создать язык, которого нет у животных. Как известно, язык оперирует абстрактными понятиями, но, как подметил еще Гегель, откуда они могут взяться, если в мире существуют только конкретные вещи? Вот этот знак на песке, который понимали все члены стада, и стал первым абстрактным понятием, точкой опоры, из которой и произошел язык. Именно такому знаку и могло быть поставлено в соответствие определенное сочетание звуков, усвоенное затем всеми членами стада.

Знаки открывали путь и к созданию развивающейся системы обучения – того, чем человек также отличается от животного. Вспомним, как происходит обучение ребенка: с понятием «заяц» он впервые знакомится как с рисунком или знаком , которому в соответствие ставится определенный набор звуков. Среди неграмотного населения обучение ребенка также проходило на основе символов – к примеру, вырезанной из дерева игрушки. Этому , усвоенному ребенком знаку, уже затем ставились в соответствие объекты реального мира.

Заметим, что искусство – то есть оперирование знаками - присутствует у всех человеческих сообществ, даже у самых с нашей точки зрения примитивных, не имеющих письменности.

То есть нет людей, не производящих знаки и не оперирующих с ними.

Зададим следующий вопрос, читатель: А какую «задачу» (помимо, естественно, выживания) ставит природа перед биологическом видом? Правильно - расширение ареала обитания. Прежде всего, в количественном плане – то есть заселение всех пространств, подобных тем, на которых возник вид. Какие же это места обитания, подобные морскому побережью? Это русла рек. По ним и стали распространяться человеческие стада или отделившиеся от стада группы.

Возможно, читатель, ты уже догадался, что мы ведем речь о том, как формировалась структура человеческого общества.

Какие еще черты поведения были присущи нашей водяной обезьяне? Одна из них – это собирательство. Снова обратимся к книге Виктора Дольника: « гоминиды начали свой путь на земле, имея единственную экологическую нишу - нишу собирателя. И сейчас еще в дебрях Амазонки, в пустынях Австралии и Южной Африки, на островах Океании существуют племена собирателей. Но дело даже не в этом: любой биолог, которому обрисуют существо, подобное нашему предку, еще не владеющему орудиями, подтвердит, что оно предназначено для ниши собирателя». Поэтому, пишет Дольник, мы и любим бродить по пляжу, подбирая камушки и ракушки.

Еще одна черта поведения, которую В. Дольник отмечает у обезьян – это способность к обмену различными, в первую очередь съедобными, предметами.

В последнее время появились работы биологов, говорящие о том, что обезьяны при содействии человека вполне способны овладеть аналогом денежного обмена (Supply and demand determine the market value of food providers in wild vervet monkeys/[C;cile Fruteaua, Bernhard Voelklb, Eric van Dammea, Ronald No;b] - PNAS July 21,2009 vol.106 no.29 12007-12012pp.): «Ученые, которые вели в джунглях Амазонки наблюдения за мартышками-капуцинами, обнаружили модель поведения по принципу "ты – мне, я – тебе", приписываемую исключительно сообществу людей. В развитие этой модели обезьянам вручили "деньги" в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решили практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом» ( Изложено на основе : С.В. Крылов, Экономическое поведение: некоторые эволюционно стабильные стратегии, сайт Этология.ру). Таким образом, обезьяны продемонстрировали возможность использования той или иной экономической стратегии и смены этой стратегии при изменении условий обмена.

Попутно скажем, почему, на наш взгляд, такую исключительную роль при обмене товарами стало играть золото. В той же книге «Непослушное дитя биосферы»  говорится о роли т. н. выделяющего поведения при повышении статуса примата в группе. Проще говоря, обладающая какой-то необычной особенностью обезьяна сразу входит в группу "старших". Такой выделяющей особенностью, повышающей социальный статус,   и являлось, по нашему мнению, обладание притягивающим взгляды блестящим золотым предметом. 

Итак, наша водяная обезьяна собирала различные предметы, путешествовала вдоль морских берегов и русл рек и занималась обменом предметами со своими сородичами.

Не напоминает ли все это деятельность купца?

На наш взгляд, эта «купеческая» деятельность гоминоидов или протолюдей и была основой, на которой стало развиваться человеческое общество. В дальнейшем произошло первое разделение труда: между теми, кто производит продукты для обмена, и теми, кто осуществляет транспортировку продуктов и их обмен. Собственно, это общее место – именно обмен товарами, технологиями, идеями обеспечивает прогресс человеческого общества. Мы лишь считаем вдобавок, что этот обмен и лежал в самой основе человеческого общества, являясь первоначальным импульсом к его развитию.

(Читатель, ты можешь спросить: - А отчего же произошло это разделение на производителей и транспортировщиков? ? С какой стати?

Вероятно, оттого, что обезьяны даже одного стада вовсе не однородны по своему психическому устройству. К примеру, "этологи обнаружили, что у некоторых видов общественных животных некоторые особи уклоняются от иерархических стычек. И не потому, что боятся. Просто для них это как бы не представляет интереса. Наблюдения за шимпанзе в природной обстановке позволили обнаружить особей с подобным поведением, в том числе и мужского пола.. обычно они в иерархические схватки не ввязываются, продолжая заниматься своими делами. Некоторые даже пытаются, и при том успешно, примирять ссорящихся, обнимая того и другого" (В.Р. Дольник,Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. - М., LINKA PRESS, 1996, с.254).  У водяных обезьян также могли существовать особи более склонные к путешествиям и внешним контактам, чем остальные их собратья. Они и образовали  "транс-стадную" группу купцов).   
 

Сопоставим наши тезисы с работой Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства": "На высшей ступени варварства происходит ... производство все возрастающей части продуктов труда непосредственно для обмена, тем самым превращение обмена между отдельными производителями в жизненную необходимость для общества".  Цивилизация создает  "разделение труда решающего значения - создает класс, который занимается уже не производством, а только обменом продуктов, а именно купцов...появляется класс, который... захватывает в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей, становится неустранимым посредником между каждыми двумя производителями ... быстро приобретает громадные богатства и соответствующее им влияние в обществе и именно поэтому в период цивилизации захватывает все более почетное положение и все более подчиняет себе производство..." (IX. ВАРВАРСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ).

Энгельс видит в купцах "паразитов" захватывающих производство. Мы же полагаем, что именно деятельность купцов и привела к созданию "производства... все возрастающей части продуктов труда непосредственно для обмена". Действительно, именно наличие класса купцов,способных перемещать продукты труда на значительные расстояния и придает смысл производству излишков. Без купцов обмен излишками возможен только на крайне ограниченной территории. В виду ограниченности территории виды этих излишков  будут крайне немногочисленны. В таких условиях развитие производства, достигнув определенного уровня, быстро бы прекратилось в виду отсутствия появления новых товаров и технологий,доставляемых из удаленных территорий.

По существу мы довольно близки к  концепции развития капитализма Фернана Броделя (1902-1985). "Капиталист для Броделя — это «игрок», перекупщик, посредник (купец, перевозчик товаров, банкир и т. д.), участвующий в способствовавшей развитию капитализма «игре» — торговле на дальние расстояния, которая была риском, но еще больше — из ряда вон выходящая прибыль, «выигрыш в лотерею». (Г. А. ХАКИМОВ. Динамика
капитализма в концепции «тотальной истории» Ф. Броделя, Знание. Понимание. Умение. 2007. № 3, стр.112).  "Главный источник дохода у Броделя не столько в производстве индустриальных благ, сколько в их циркуляции.  В производство капитализм «включался постольку, поскольку его к тому побуждали нужды торговли или торговая прибыль» (там же, стр.110). Собственно,   капитализм, согласно Броделю, "проявляется в торговле на дальние расстояния" (там же, стр. 110). По мнению Броделя "зарождение капитализма можно отнести к началу складывания в ... XI–XIII вв. европейского мира экономики с расширенной цепью торговых связей в Средиземноморье" (там же, стр.112). Заметим, что в отличие от марксизма, Бродель не считает капитализм стадией человеческого развития,следующей за рабовладельческим и феодальным способами производства: "марксистский анализ капитализма как способа индустриального и фабричного
производства является скорее отдельным периодом «долгой» динамики броделевского капитализма..." (там же, стр.110).

В 4.1.3. мы отметили, что, на наш взгляд,  быстрое развития человечества начинается примерно с 14 в.н.э. Поэтому броделевский период капитализма, собственно, и совпадает со всей реальной историей человеческой цивилизации. В основе этой цивилизации стоял посредник-купец.
 



2. Гетто - это пушечный двор

Перейдем, однако, поближе к рассматриваемой  нами эпохе. В книге «Трава под камнем» (3.5.10 http://proza.ru/2013/06/10/1618) мы писали о Ганзейском торговом дворе в Лондоне, через который в Англию проникали передовые товары и технологии того времени. Двор этот назывался «Стальным», что свидетельствует о превалирующем для Англии значении изделий из металла среди всего ганзейского экспорта. 

А  что, читатель, означает слово «гетто»? Как известно, под гетто понимаются изолированные поселения евреев внутри европейских и других городов. Считается, что первое гетто появилось в Венеции. И название его переводится как … «литейный двор». Порой переводится и как «Пушечный завод» (Читатель  может сам заглянуть в итало-русский технический  словарь, если ему встретятся глупости, что гетто означает свалку шлака). В Старом венецианском гетто в 15 веке находилось по крайне мере 14 литейных цехов, выплавлявших медь.  В Гетто производились пушки.

По древности с венецианским гетто соперничает римское – порой его  называют самым древним гетто. А порой называют еще и самым древним районом Рима. Находится оно на берегу Тибра, неподалеку от Замка Ангела и собора святого Петра. С другим берегом гетто соединяет самый старый римский  мост, который с  античных времен называется  Ponte Fabricio, что мы, заглянув в итало-русский словарь, переведем, как Заводской мост, предоставив остальным специалистам по Римской истории  выводить его  название от  якобы жившего  в эпоху Цицерона Луция Фабрициуса.

Расположение Римского гетто в центре города вовсе не редкость: «многие еврейские кварталы находились в центре города, в престижных и удобных с экономической и социальной точек зрения районах, ( "Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур" Открытый университет Израиля,  2013, ч.3, гл.2, Расположение  квартала).
Об этом свидетельствует, например, площадь Юденплац в самом центре Вены. Или Еврейский квартал в Праге, занимающий центральную часть Старого города.   

Собственно, источник пишет, что те гетто, которые сейчас в центре города не находятся, были либо созданы переселенцами в относительно поздние времена, либо  выведены из центра города во время гонения на евреев.  То есть естественное место расположения гетто – это центр города. Другими словами, вокруг гетто город и образовывался.

Сейчас принято  считать, что евреи были вынуждены селиться в гетто, потому что их не пускали в другие части города.
Однако это не так.  «В период  до 1555 года  существуют, а в некоторых странах даже преобладают гетто, где евреи селятся по собственной воле…  в Испании  гетто  сначала было скорее привилегией, за которую евреи боролись, если их желали лишить ее (напр. на острове Майорке в 1306 г.)… Не везде в Германии евреи жили исключительно обособленно; были, наоборот, случаи, когда евреи жили среди христиан, как, напр., в Кельне, хотя здесь возник один из первых в Германии евр. кварталов… Наибольшей известностью пользовалось франкфуртское гетто, возникшее в 1460 г. В 14 в. евр. население жило в разных частях города, но большинство его скучивалось в определенном квартале, где была синагога, но где жили и неевреи (в течение некоторого времени даже городской голова(!)…в Праге,  по-видимому, начиная с 11 века евреи жили в особой части города, впоследствии названной Josephsstadt, но до 1473 г. встречались евр. жилища и в других частях города» (Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона , 1906—1913, Гетто). 

Энциклопедия также пишет:  «Причину, почему евреи селились в особых кварталах, следует усматривать как в общем стремлении, замечаемом в Средние века, — селиться лицам одной профессии в особых кварталах, так и в желании концентрироваться вокруг общинных зданий, синагоги и пр. и, наконец, в целях находить защиту в своих кварталах, часто огороженных стенами». То есть энциклопедия на первое место ставит профессиональный признак. 

Причем основной профессией евреев была вовсе не продавец в лавке. Для  примера скажем, что даже  в 19 веке в России в ряде местностей  кузнецами были преимущественно евреи:  «Житомирский кузнечный цех принёс жалобу правительству на подрыв, делаемый ему евреями в кузнечном ремесле. Губернское правление, усмотрев из дела, что кузнецы - евреи, хотя и вносят установленную плату в цеховую казну и работают искусно, но надлежащих свидетельств не имеют, воспретило им дальнейшее производство ремесла, но генерал-губернатор нашёл это распоряжение стеснительным для жителей, так как число христиан, занимающихся в Житомире кузнечным ремеслом, весьма ограничено. На этом основании распоряжение губернского правления было отменено... На таком же основании разрешено митавским часовщикам – евреям дальнейшее производство ремесла, но без внесения их в цех часовщиков, к которому принадлежали одни христиане» ( И.Г. Оршанский, Русское законодательство о евреях, СПб., 1877 г.).  А вот рассказ В.Г. Короленко «Братья Мендель»: «Наш город был один из глухих городов "черты"(оседлости)… невдалеке  пролегал большой шлях и, как всегда у выезда,  ютились кузницы… Из кузниц часто выбегали,  все в  саже,  евреи молотобойцы и  мальчики, раздувавшие  меха... кузнецы почти сплошь -  евреи».


 Как была устроена внутренняя жизнь гетто, рассмотрим на примере Львовского гетто.
Львовское гетто занимало примерно 1\5 часть всей площади, обнесенной городской стеной, примыкая к городским укреплениям на юге и на востоке. С двух других сторон оно было ограничено: на западе внутригородской стеной гетто, на севере  - глухими задними стенами домов.   Из гетто в город был один выход, который на ночь запирался с обеих сторон. «Гетто было городом в городе. В нем действовали свои законы. Тут была собственная администрация, суд, школа, баня. (Естественно, синагога, которая называлась «Золотая роза»).  Свои производства.  Жизнью еврейской общины управлял кагал. Это была выборная организация, состоящая примерно из 40 человек. Высшей властью в кагале был бургомистр. Он же был верховным судей в спорах между евреями. Бургомистр  устанавливал  размер налога, который должен был платить тот или иной еврей. Городской магистрат в это дело не вмешивался, определяя лишь общую сумму, которую должна была выплатить в городскую казну еврейская община. В качестве самого страшного наказания среди евреев применялось изгнание из общины с конфискацией имущества. В числе занятий львовских евреев основными были торговля, а также ювелирное и кожевенное дело » (Борис Мельник. Вулицями старовинного Львова, Львiв, Свiт, 2006, стр.154-155).

Описание это сильно напоминает порядки на ганзейском торговом дворе в Великом Новгороде, о котором мы писали в (3. 5.9 http://proza.ru/2013/06/10/1618). За тем исключением, что ганзейские купцы в Новгороде соблюдали безбрачие, а евреи жили семейной жизнью. Правда, следует отметить, что сведения об устройстве  Львовского  гетто  относятся самое раннее  к 17 веку, то есть являются достаточно поздними.

Тезис, что евреи с современной точки зрения были прежде всего предпринимателями сформулировал с своих лекциях 1909-1910 годов немецкий историк  и экономист Вернер Зомбарт.  Вот что он, в частности, писал о роли евреев в хозяйственном развитии Нового Света:   «Первыми купцами в Америке были евреи. Первые промышленные учреждения в американских колониях обязаны своим происхождением евреям.  Уже в 1492 году португальские  евреи поселяются на острове Св. Фомы и начинают здесь вести в крупных размерах плантаторское хозяство: они основывают  многочисленные сахароварни и у них работают  3000 негров-рабов….В 1550 году мы застаем на этом острове сахарную промышленность уже в полном расцвете: 60 плантаций, снабженных сахарными мельницами и котлами, производят ежегодно, судя по вносимой в пользу короля «десятине», 150000 арробов сахару (по 25 фунтов в каждом) (т.е. 1.5  тысячи тонн сахара)… евреи  переносят эту отрасль промышленности в самую крупную из американских колоний –в Бразилию, вступающую тем самым  в первый период своего расцвета,  основанного на господстве сахарной промышленности» ( В. Зомбарт, Евреи и хозяйственная жизнь, Журнал социологии и социальной антропологии, 2001, том IV, №1, с. 30)
   
Мы начали наш разговор  о роли гетто и евреев с Венеции.  Вот что пишет об этом Еврейская Энциклопедия Бокгауза и Ефрона: « в 1541 г. сенат (Венеции)  по настоянию торговой палаты издал указ об отводе евреям торговых помещений в пределах «гетто», мотивируя постановление тем, что торговля сосредоточена в руках евреев, приезжающих из Леванта… Особенно крупную услугу евреи оказали стране развитием в ней морской торговли, в целях поднятия которой в 1579 году разрешено было многим евреям испанского и португальского происхождения переселиться из Далмации в Венецию… В это время Венеция  сделалась центром иудаизма: типография Даниила Бомберга выпускала тогда весьма значительное количество книг.  В последние годы жизни Бомберга в Венеции  работали уже одновременно четыре еврейских типографии, выпускавшие на рынок множество изданий… Равным образом евреи прославились как выдающиеся инженеры… Одним из первых, получивших привилегию свободной торговли под венецианским флагом в восточных и западных водах, был еврей португальского происхождения — Аарон Узиель (в 1686 г.), один из первых судовладельцев республики» (Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона,  Санкт-Петербург,  1906—1913, Венеция).

Получается, что венецианская торговля, которая собственно и сделала могущественной эту республику, находилась в руках евреев. 


3. Венецианцы как финикийцы

Мы уже упоминали в 1 главе финикийцев, которые де основали все древние испанские города и язык которых очень близок к ивриту  (и, соответственно, к арабскому. Мы уже писали, что, по-нашему мнению, древнейшим языком письменности был арабский. Поэтому древние названия испанским городам и были даны на арабском).  Если мы сравним древних финикийцев и венецианцев, то увидим очень много общего. Оба народа искусные мореплаватели, оба строят свои фактории по всему Средиземноморскому побережью и устанавливают свою торговую гегемонию. Финикийцы были искусными ремесленниками,  в частности сообщается, что «они переняли искусство производства стекла у египтян и усовершенствовали его технологию, придавая стеклянной массе различные цвета при сохранении прозрачности, делали также непрозрачное стекло. В I же веке н. э. финикийцы стали изготовлять выдувное стекло». Я думаю, читатель, ты наслышан о венецианском стекле.  Кроме того, если ты вспомнишь, что библейский Египет (Мицраим - страна ущелий и теснин) , по нашему мнению, это Испания, то и заимствование венецианцами  технологии изготовления стекла из Испании  вполне соответствует реалиям 16 века. (Остров, где производится венецианское стекло, как известно, называется Мурано, что , на наш взгляд связанно именно с испанскими маврами. О словах с корнем «мур» в европейских языках см. ниже).

 Запишем рядом два слова  «Финикия» и «Венеция»: Phoenicia и Venice. Заметим, что в и арабском языке, и в библейском иврите  точного соответствия нашей букве «в» нет. Там есть либо звук , близкий к английскому  «w», либо «ф». Так что оба названия – Финикия и Венеция, скорее всего, произошли от одного и того же слова, «переведенного» в разные языки чуть разными буквами.

Кстати, название Финикия  (если не брать анекдотическую этимологию  Джорджа Раулинсона от «финики») производят от греческого «phoinike», что означает «пурпурный», поскольку финикийцы  славились своим умением окрашивать ткани в пурпурный цвет. Я думаю, ты уже не удивишься, читатель, когда узнаешь, что тем же самым славились и венецианцы.  Вначале пурпурный цвет был исключительной привилегией венецианских дожей и патриархов.  Однако затем в Венеции на основе ввозимого из Германии кермеса или дубового червеца  было налажено массовое производство знаменитого венецианского пурпура. Считалось, что особый оттенок ему придает полоскание в венецианских каналах. Так что вовсе не обязательно производить название Венеции от мифических венедов – это город красильщиков в пурпурный цвет.
Вполне логично, что вслед за отправленным в «глубокую древность»  Моисеем и Соломоном, туда не могли не перекочевать и их современники и соседи  – финикийцы-венецианцы.



4. Меркурианцы и аполлонийцы

Известна фраза Карла Маркса: «финикияне,  народ   торговый  par excellence (по преимуществу)» (Капитал, кн.1, отд. 1, гл.3, Образование сокровищ). Показательно, что точно так же Маркс называет и евреев: «Каков мирской культ еврея? Торгашество» (К еврейскому вопросу, II).

Но были ли евреи народом во время их изгнания из Испании?
 
За обзором черт, присущих средневековому еврейству, обратимся  к труду Юрия Слезкина  «Эра Меркурия. Евреи в современном мире»  (М.,  НЛО, 2005).

Слезкин разделяет все народы на аполлонийцев и меркурианцев: «Разница между аполлонийцами и меркурианцами – первостепенное разделение между теми, кто производит пищу, и теми, кто создает понятия и приспособления» (с.39).

Однако, под меркурианцами  он, как правило, понимает  иноземцев, выделяющихся определенными чертами среди местного населения. К примеру, «европейских купцов и ремесленников обычно выделяли в особые городские общины» (с.11).

Какими же чертами обладают меркурианцы (к которым Ю. Слезкин, естественно, относит и евреев)?

«Экономический  успех, да и сами природа меркурианских занятий, ассоциируется еще с одним широко распространенным  и по существу точным отношением к их культуре: «Они думают, что  они лучше всех, что они самые умные» … «Благословен, Ты, о Господь,  Царь Вселенной,  что не сотворил меня гоем», - говорится в еврейской молитве» (с.42)
 
«… они говорят на разных языках, пересекают границы  … государств… евреи всегда в пути… «Во времена гетто», - пишет Джейкоб Кац, «ни одну общину, даже самую крупную, нельзя было назвать замкнутой и самодостаточной.  Деловые операции соединяли  представителей различных общин посредством переписки и личных контактов. Характерной особенностью экономической деятельности евреев было то, что они могли рассчитывать на деловые связи с еврейскими общинами   самых отдаленных стран и городов… Евреи, сидевшие в лавках и поджидавшие покупателей, составляли скорей меньшинство, чем преобладающий тип» (с.44)

«Среди грамотных меркурианцев каждый мужчина – жрец» (с.45).

«Евреи … были образцовыми меркурианцами,  поскольку занимались кочевым посредничеством в течение долгого времени и на обширных территориях… Бог, праотцы и священные книги местных аполлонийцев были еврейскими» (с.59)
 
На наш взгляд, здесь явно описан не народ. Ведь  внутри народа  непременно должно существовать социальное расслоение,  наличие,  по терминологии Слезкина, тех же  аполлонийцев и меркурианцев.   Здесь же перед нами сообщество мужчин, выделяющихся прежде всего своим занятием, а затем высоким культурным и технологическим уровнем. Ближе всего это к купеческой гильдии. Причем мы уже не раз видели, что опорными пунктами купцов являются храмы, служащие  пристанищами купцов и местами хранения товаров и казны.
 
То, что народ в общепринятом смысле тут не при чем, мы видим и когда Ю. Слезкин описывает зарождение и развитие капитализма в Европе, как количественное расширение слоя меркурианцев.   

«Все больше и больше аполлонийцев, сначала в Европе, а потом повсеместно, должны были стать похожими на евреев: подвижными, грамотными и быстрыми умом горожанами…Новый рынок отличался от старого тем, что был анонимным и безродным: обмен происходил между чужаками, и все пытались, с разным успехом, играть в евреев» (с.60).
«Церкви стали походить на синагоги («школы»), специалисты по добродетели стали походить на учитилей (раввинов),  и каждый верующий превратился в монаха или священника (т.е. стал походить на еврея)" (с.60).

(Заметим, Немецкая синагога в Венеции называлась  Scuola Grande Tedesca, Итальянская -  Scuola Italiana и т.д. Кстати, еврейская община в Венеции носила название «Universita». Если вспомнить, что в центре еврейского книгопечатания и учености 16 века – Венеции  - в том же веке были построены «величественные иешивы»,  то есть высшие учебные заведения, то  предположение, что европейские университеты  позаимствовали свое название от венецианского  «Universita» не кажется нам уж слишком экстравагантным).

«Со времен Вебера принято считать, что «современный капитализм вырос на руинах племенной общности еврейского братства» (с.62).

«Каждой нации надлежало стать еврейской … Каждый народ был избранным, каждая земля – обетованной, и каждая столица – Иерусалимом» (с.65)

«Евреи уже  были горожанами и не имели традиций сословного расслоения («все гетто было, так сказать, «третьим сословием») (с.67)

 Здесь речь идет не о том, что все народы Европы уподобились некоему еврейскому народу, а о том, что внутри каждого народа появился слой «своих евреев», то есть людей осуществляющих производственную и коммерческую деятельность.  Отсюда уже совершенно явно  вытекает, что евреи и были   социальным слоем, создавшим  по всему   свету  сеть своих гетто, осуществлявших торговлю и создание новых производств.



5. Мавританский стиль

Следует сказать, что еще одной, если не главной, отличительной чертой евреев были строительные знания и владение строительными технологиями.

 Начнем … с мавров. Напомним, что, на наш взгляд,  испанские евреи и испанские мавры – это разные названия одной  и той же группы людей, изгнанной из Испании в конце 15 – начале 16 вв (cм. 4.1. 8-9 http://www.proza.ru/2013/10/19/1486)

К примеру, вот что Сервантес писал об испанских маврах в «Назидательных новеллах»: «Было бы чудом отыскать. среди них одного мавра, искренне верящего в наш христианский закон: вся их забота состоит в том, чтобы копить деньги и беречь накопленное. С этой целью они работают, отказывая себе даже в еде: когда к ним в руки попадает реал, и особенности же не простой, они присуждают его к пожизненному тюремному заключению; таким образом, все время наживая и ничего не расходуя, они собирают и хранят у себя огромные деньги из тех, что обращаются в Испании. Они — ее копилка, ее моль, ее сороки и хорьки: все они собирают, все прячут и все поглощают. Не следует забывать, что их много и что каждый божий день они понемногу наживают и откладывают (а медленная лихорадка подтачивает жизнь с такой же силой, как и скоротечная) ; поскольку, однако, мавры все время размножаются, все время увеличивается и число укрывателей, причем опыт показывает, что они множатся и будут множиться без конца».
Пусть читатель также попробует  отыскать разницу между этим пассажем и обычной характеристикой средневековых евреев.

 Сооружения  мавританской архитектуры Испании, пожалуй, не превзойдены до сих пор.  Вспомним Севильскую мечеть со знаменитой башней Хиральда, высотой в 98 м, исполинскую Кордовскую мечеть или крепостные сооружения Гранады.

(Вспомним попутно, что кордовская Мескита ориентирована вовсе не на Мекку, а на юг. Что доказывает, что в пору ее строительства ни о какой Мекке в Испании еще  не слышали).

 След архитектурной славы мавров сохранился, к примеру,  в немецком языке. Mauer по-немецки означает каменную или кирпичную кладку, а также строителя и архитектора.  А « мавр»   в современном немецком пишется как  Маure.  Во французском  слово mur означает город и городскую стену.   Еще наглядней эта связь в польском и украинском языках: по-польски стена – это mur, а мавр – murzyn, по-украински мавр – мурин, крепостная стена – мур, а строить – мурувати.

Кстати, еврейский квартал в Париже носит название Марэ. Сейчас, правда,  принято выводить его название от якобы существовавшего  на  этом месте   до 13 века болоте ( marais)  .  Но даже про это древнее болото сообщается, что его осушили тамплиеры. Напомним, что тамплиеры-храмовники  – это рыцари Храма Соломона,  известные своей финансовой, торговой и ростовщической деятельностью.  Тамплиеры ссужали кредитами всю Европу и, как считается, именно они изобрели  расчеты с помощью чеков.
Известны тамплиеры и своей строительной деятельностью.  Вероятно,  само название ордена происходит от сооружаемых его членами храмов, которые, как мы не раз говорили, повсеместно были средоточием торговли.  Сообщается так же о том, что тамплиеры создали в Европе сеть дорог, на перекрестках которых стояли их комтурии.
Добавим, что тамплиеры, как и евреи, подверглись гонениям со стороны королевской власти – только не испанской, а французской -  имущество и земли их были конфискованы,  тамплиеры были переданы в руки инквизиции.
Возможно, читатель увидит, в чем же разница между тамплиерами и тем,  что мы знаем о евреях. Мы же такой разницы не видим.   

Зато видим связь названия парижского квартала, где обитали евреи и тамплиеры со словом мавры. 

О том, что связь между евреями и рыцарскими орденами не так странна,  как может показаться на первый взгляд, мы еще поговорим в следующих главах. Да, собственно, мы уже и  говорили в предыдущее книге о тесной связи между торговцами и рыцарями Немецкого ордена. Мы писали о торговых функциях русских белокаменных храмов,  и о саксонских церквях-крепостях  в Трансильвании. 

А вот на Волыни и в Тернопольской области в нынешней Украине  сохранились  с 16-17 вв. так называемые оборонные синагоги: эти « синагоги представляли собой мощные высокие строения кубической формы, своим видом  напоминающие  массивные приземистые башни. Толстые стены укреплённых синагог прорезали узкие окна и бойницы, а в верхних ярусах, вероятно, располагались боевые галереи или открытые площадки, которые можно было использовать для оборонных нужд».  В Луцкой синагоге  к такому основному зданию пристроена более высокая  входная башня , напоминающая крепостную (см. фото). Угловая полукруглая башня присутствует и в синагоге оборонного типа города Быхова Могилевской области нынешней Белоруссии. В Быхове с 16 по 18 век находился пушечный двор (что на итальянский, как мы уже знаем, переводится как "гетто") и оружейная школа. Любопытно сравнить Луцкую и Быховскую синагоги с замком или комтурией Немецкого ордена в польском Шветце. Мы видим однотипные, незначительно отличающихся по размеру здания. На наш взгляд, у них была и одна и та же функция: служить хранилищем товаров и казны, и обеспечивать пристанище для торговых караванов.
 


В средневековой Европе сохранились свидетельства заимствования  мавританского архитектурного  стиля и достижений испанских зодчих. Это и колокольня собора святого Марка в Венеции (высотой около 100 м) явно напоминающая севильскую Хиральду.   Считается, что построена она в 1514 году,  то есть сразу после того, как в Венецию перебрались еврейские беженцы.  Примерно в это же время ( как считается, с 1488 по 1525 – затяжку строительства можно объяснить  испанскими  форс-мажорными обстоятельствами  у мавританских зодчих)    были построены и две кирпичные  стометровые башни мюнхенской  Фрауенкирхе (собора св. Девы), также напоминающие  Хиральду.   Поставленные в 1525 году купола этих башен производят настолько явно восточное происхождение, что  мюнхенским краеведам приходится изобретать различные объясняющие легенды.  Находят, однако, сходство этих куполов и с куполом мечети аль-Аксы в современном Иерусалиме, что говорит само за себя.  Мы думаем, что сама возможность строительства столь высоких башен появилась в связи с изобретением кирпича в 15 веке (  см. 3.5.2 http://proza.ru/2013/06/10/1618)  А наличие в европейских языках корня  mur – mauer,  связанного со строительством  и самим словом  зодчий,   ясно говорит о том, какому региону принадлежит первенство в этом строительстве. 

(Название упомянутой нами башни Хиральда принято отчего-то производить от испанского  giralda – флюгер, что довольно странно. Нам кажется более логичной этимология от heraldо – глашатай.
Ведь именно с этой башни глашатай созывал прихожан в мечеть.  Возможно, само европейское слово «герольд» произошло от арабского названия севильской башни.  Тем более, что колокола никак не могли появиться раньше пушек. В самом  деле  - колокол однотипное с пушкой, но гораздо более сложное и по форме, и по задаче изделие. Поэтому и в Европе до определенного времени верующих в храм неизбежно созывал  глашатай. Такой глашатай, стоящий на башне, которую по аналогии с севильской, называли хиральдой, и получил  название геральда ).


В 16 веке начались так называемые вековые конфликты Священной Римской империи с Оттоманской, в которых принимали участие практически все страны Европы. В этих условиях мавританский стиль , мягко скажем, не приветствовался.  Однако в 19 веке, когда европейские нравы несколько смягчились, евреи вдруг вспомнили о своих корнях  и массово стали строить синагоги в … мавританском стиле.  Мавританский стиль в архитектуре  поначалу так и назывался – стиль синагог.  Видимо, еще и в 19 веке евреи считали мавританскую Испанию своей родиной.  Поэтому и называли испанский период своим "золотым веком".


6. Арабский - еврейское эсперанто


Интересна языковая ситуация,  связанная с присутствием евреев: «Где бы они ни появлялись, они создавали или приносили с собой свои собственные национальные языки, так что существовали еврейские варианты (иногда не один) арабского, персидского, греческого, испанского, португальского, французского, итальянского и многих других языков» (Слезкин, с.16)

На наш взгляд, это означает, что среди евреев,   изначально говоривших на различных языках,  на основе совместной деятельности и установившихся связей формировался язык, служивший для общения евреев различных регионов. 

Перемещающиеся вдоль  русл рек протолюди, о которых мы говорили в первом разделе этой главы, обменивались предметами и продуктами, согласно заложенным у приматов моделям поведения. Эти  обмены могли происходить в постоянных местах на водоразделах речных систем, либо в местах слияния рек.  Таким образом и формировалась начальная структура человеческого общества.  Участвующие в этих актах обмена особи постепенно образовали наиболее развитый слой общества, получивший название евреев, а пункты обмена постепенно превратились в то, что потом стали называть еврейскими гетто. 

Посмотрим на этимологию слова еврей- эбрей:  «Слово возводится к семитскому корню ‘br или, более конкретно, к древнееврейскому глаголу авар («переходить»). Но если придерживаться этой этимологии, то возникают определенные трудности при попытке объяснить, что именно должны были «перейти» иврим (евреи)».
 
При нашем подходе никаких трудностей не возникает. Переходить евреи должны были с одного места на другое, обеспечивая обмен товарами и технологиями. Чем,  как мы только прочли у Ю. Слезкина, они по преимуществу и занимались. Заметим, что в традиционной этимологии этот переход связывается  с переходом через реку. Или по реке, уточним мы. 

 Общим языком евреев  был искусственно созданный арабский язык. 

- Постойте, -скажешь ты, читатель. - Ведь только что  шла речь об "еврейских вариантах национальных языков". При чем же здесь арабский?

Дело в том, что на территориях "от Магриба до Ирака" евреи говорили на... еврейско-арабском языке: "Термин еврейско-арабский язык употребляется для обозначения письменного языка евреев арабских стран, в особенности в средние века, когда он имел более монолитный характер (то есть еще не распался на диалекты, как сейчас - А.П.). Средневековый еврейско-арабский язык был языком богатейшей религиозной, философской, научной и светской литературы... На этом смешанном языке произносились проповеди, осуществлялось религиозное обучение, формулировались решения раввинских судов и общинных советов... Средневековый еврейско-арабский язык как язык науки и религии оказал значительное влияние на иврит (например, арабская грамматическая терминология широко использовалась при составлении грамматик иврита в арабских странах)" (Электронная еврейская энциклопедия. "Еврейско-арабский язык").   

Выходит, грамматика иврита составлена на основе арабского языка. И с той же точностью можно говорить о еврейско-арабских или просто арабских вариантах национальных языков.   

Более того, мы читаем, что прибывшие в начале 16 века в Каир изгнанники из Испании сефарды "перешли в быту на арабский язык" (Электронная еврейская энциклопедия, "Каир"). Мы полагаем, что этот арабский язык они принесли с собой.

Литературный арабский язык носит явные признаки того, что он создавался по определенным правилам. В основе его структуры лежит набор корней, определяющих смысловое значение однокоренных слов. Корни эти  и сейчас в подавляющем большинстве (по некоторым подсчетам, 82% от общего количества) состоят из трех согласных, что вряд ли можно принять за случайное совпадение. По крайней мере,  в других языках это совершенно не так. Словообразование на основе неизменного  корня происходит за счет гласных.  В арабском языке три коротких гласных (а, и, у)  и три точно таких же, но длинных по звучанию гласных звука. Трудно представить, чтобы подобная система гласных могла возникнуть при стихийном формировании языка.    Более того, в арабском  слове не могут соседствовать два гласных звука – их обязательно разделяют согласные. Что тоже указывает на изначально заложенную установку  на избежание путаницы при восприятии слова на слух.   Число слов, заимствованных из других языков, составляет в арабском около  1%, что также отличает его от других языков и, на наш взгляд, есть именно результат сознательного конструирования языка.   

Приведем еще ряд доводов в пользу искусственного создания арабского языка, обратившись к очерку А.Б. Халидова "Арабский язык" в книге "Очерки истории арабской культуры V - XV вв." (М., Наука, 1982)
"Глагол в арабской языковой системе занимает центральное место, будучи практически равнозначным самому корню... Исключительно оригинальную черту глагола составляет его способность порождать ряд новых глаголов ... Эти производные глаголы сохраняют прямую формальную и смысловую связь с первичной глагольной основой, представляя лишь ее модификацию...Такие производные глагольные формы принто называть "породами"... Всего в арабском языке насчитывается 14 пород, каждая из которых имеет постоянную схему и закрепленное за ней типовое знчение... Порода меняет первичное значение корня в смысле качества, количества или направленности действия или состояния... КаСаРа - "он сломал, разбил", КаСсаРа - "он сломал на мелкие части, разбил в дребезги", ФаРаКа - "он разделил, разлучил", ФаРраКа - "он разогнал, рассеял" (с.22-24).   "Каждый корень порождает слова сериями. Сообщество слов, отпочковавшихся от одного корня, сохраняет ясное единство и родство... это единство и родство материально осязаемы, воспринимаемы на слух и видимы на письме. Обладая тремя устойчивыми корневыми согласными и типовыми схемами образования слов, дериваты (производные) корня складываются в гнездо, внутри которого этимологические и семантические связи между словами явны и отчетливы. Большинство арабских слов укладывается в сетку, или матрицу, вертикальные линии которой образуют схемы, а горизонтальные - корни. На пересечении линий помещается слово. Соответственно каждое слово может быть обнаружено на этой сетке и опознано"(с.28). 
 
То есть мы видим логическую  матричную схему построения арабского языка, которая существенно облегчает коммуникацию и обучение языку. Что, повторим, и свидетельствует в пользу его искусственного создания.

Название свое этот язык получил не только по своим носителям - эбреям, но и по месту своего создания - Иберии.

Кстати, читатель, а почему те цифры. которыми мы пользуемся и на которых стоит вся современная цивилизация, называются арабскими? Потому что их изобрели бедуины аравийского полуострова, чтобы подсчитывать своих верблюдов? Или десятеричная система возникла там, где она и была нужна - в месте, где строили стометровые башни, океанские корабли и пушки?  В месте, с высокоразвитой арабской культурой, которое называлось Арабия, она же Иберия.

А откуда арабские цифры распространились по Европе? Правильно, из Испании. Согласно легенде внедрил их будущий папа Сильвестр II он же Герберт Реймский или Орильякский. Оказавшись с посольством в Кордовском халифате, он позаимствовал оттуда арабские математические книги и стал пропагандировать удобные арабские цифры.


В следующих главах мы будем писать об истории Османской империи, куда перебрались беглецы-сефарды, заняв ведущие места среди ее правящего класса. Каков же был язык османской администрации? Турецкий? Вовсе нет. Именно арабский (см. 4.9.8 http://proza.ru/2014/03/10/96 ).  Турецкий же язык в Османской империи считался языком простонародья и первая печатная книга на нем появилась в ... 1727 году. Был это арабо-турецкий словарь.

Книгопечатание на арабском было распространено в Европе 16 века. "Первая печатная книга на арабском языке была выпущена в 1514 г. Грегорио де Грегорисом в итальянском городе Фано. Текст книги был набран типографским шрифтом, разработанным и изготовленным итальянскими мастерами"(М.Л. Ахмадуллин, ДИЗАЙН АРАБОАЛФАВИТНОЙ ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА (конец XIX — начало XX в.), Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, СПб, 2011,  II, 1.1).  В 1530-м в Венеции был издан Коран (Е.А. Резван. Коран и его мир. АН Институт Востоковедения, СПб, 2001, с. 359). Известно 167 книг на арабском, изданных в 16-17 вв. в Европе (Вахид Кудура. Начало арабской печати в Турции и странах “Шам”/ Материалы Симпозиума История арабской печати.- Дубай: 1996. -  С. 109-141). 

На наш взгляд, это свидетельство широкого бытования арабского языка в Европе в период гегемонии купцов-меркурианцев.


Добавим, что одним их древнейших религиозных обрядов Испании  является т.н. мосарабский, то есть буквально "сделанный арабами" (от араб. муста'риб).  Обряд этот вдруг "возродился" в начале 16 века при Изабелле Кастильской в тогдашней столице Толедо,где совершался в главном соборе страны - Толедском соборе святой Марии. Вытесненный впоследствии римским обрядом,  в одной из капелл этого собора он ежедневно совершается и в наши дни.




7. От Франции до Китая

Любопытная своего рода средневековая арабская географическая энциклопедия была опубликована в 1865 году французским востоковедом Барбье де Мейпаром: "Книга путей и стран" Ибн Хордабеха.  Причем эту книгу упоминают и цитируют другие средневековые арабские географы, что придает ей некоторую достоверность. Сочинение это  характеризуется следующим образом: "Книга представляет собой краткое описание стран с указанием областей, дорог, торговых путей, расстояний между пунктами и сумм собираемых налогов... Охвачена большая часть ойкумены от Испании до Китая и Индии".  То есть книга явно предназначена для купцов.
Есть ли в ней упоминания о каких-либо купцах? Да есть. Приведем их полностью:

§ 72 б. Путь еврейских купцов ар-Разанийа,
которые говорят по-арабски, по-персидски, по-румийски, по фран­кски, по-андалузски, ио-славянскн. Они в самом деле путешест­вуют от ал-Машрика до ал-Магриба и от ал-Магриба до ал-Машрика по суше и по морю. Они доставляют из ал-Магриба слуг-евнухов (хадам), невольниц, мальчиков-слуг (гилман), парчу (дибадою), заячьи шкурки, пушнину (ал-фира), соболий мех (ас-саммур) и мечи. Они путешествуют из Фиранджи' по Западному морю, высаживаются у ал-Фарамы и доставляют свои товары по суше в ал-Кулзум. Между этими [городами] 25 ф. Затем они совершают путешествие по Восточному морю из ал-Кулзума в ал-Джар и Джудду. Затем отправляются [даль­ше] в ас-Синд, ад-Хинд и ас-Син. Вывозят из ас-Сина мускус, алоэ, камфору, корицу и др. товары, которые традициои­ны для этих краев (навахи), после чего возвращаются в ал-Кул­зум. Потом они доставляют эти [товары] в ал-Фараму. Затем плывут по Западному морю, а иной раз поворачивают со свои­ми товарами к Константинополю и продают их в ар-Руме.. Иногда они ездят со своими товарами в земли Фиранджи и рас­продают их там. Если они желают, то везут свои товары из Фи­ранджи по Западному морю, высаживаются у Антакийи и совер­шают по суше три перехода,, пока не достигают ал-Джабийи. Затем они плывут по Евфрату до Багдада, а по Тигру до ал-Убуллы. Из ал-Убуллы [они направляются] в Оман, ас-Синду ас-Син. Все эти [страны] связаны одна с другой.

§72 в. Если говорить о купцах ар-Рус,
то это одна из разновидностей (джине) славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отда­ленных [окраин страны] славян к Румийскому морю. Владетель (сахиб) ар-Рума взимает с них десятину (ушр). Если они от­правляются по Танису —реке славян, то проезжают мимо Хам­лиджа, города хазар. Их владетель (сахиб) также взимает с них десятину. Затем они отправляются по морю Джурджан и высаживаются на любом берегу. Окружность этого моря 500 ф. Иногда они везут свои товары от Джурджан а до Багдада на верблюдах. Переводчиками [для] них являются славянские слу­ги-евнухи (хадам). Они утверждают, что они христиане и пла­тят подушную подать (джизью).

§ 73 г. Если говорить об их пути по суше,
то по этому пути отправляется тот из них, который следует из ал-Андалуса или из Фиранджи; он переправляется в ас-Сус Дальний и оттуда отправляется в Танджу, далее в Иф-рикиййу, затем в Миср, в ар-Рамлу, в Дамаск, в ал-Куфу, в Баг­дад, в ал-Басру, в ал-Ахваз, в Фарс, в Кирман, в ас-Синд, в ал-Хинд и ас-Син. Иногда они держат путь по ту сторону (север­нее) Румийи, в страну славян, затем в Хамлидж — главный город хазар, далее по морю Джурджан, затем в Балх и Мава-раннахр, затем в Урт (Йурт?) тугузгуз, затем в ас-Син. (Книга путей и стран/ Перевод с арабского, комментарии, исследование, указатели и карты Наили Велихановой. —Баку: Элм, 1986, с. 129-131).

В предисловии к книге справедливо отмечается: "Судя по приведенным рассказам, торговые сношения в то время почти всецело находились в руках евреев" ( с. 46).
Действительно, Фиранджи отождествляют со страной франков - Францией, а Синд и Хинд - с Индией и Китаем. (Ал-Кулзум - это порт на Красном море неподалеку от современного Суэца). Купцы же ар-Рус, судя по контексту, являются одной из разновидностей еврейских купцов.

Таким образом, мы видим здесь подтверждение нашего отождествления купцов и евреев  в эпоху до изгнания евреев из Испании (ал-Андалуса). 
   

8. Коран - купеческая книга

Коран, который, по нашему мнению, содержит самые древние фрагменты Священных книг, насквозь пропитан купеческим миросозерцанием и лексикой. Буквально с первой страницы: "те, которые купили заблуждение за правый путь. Не прибыльна была их торговля" (Сура 2: 15). И тут же о "тех, которые... творят нечестие на земле. Это - те, которые окажутся в убытке" (2:25).
"И не покупайте за Мои знамения ничтожную цену" (2:38).
"Душа ничем не возместит за другую душу... и не будет взят от нее равновес" (2:45).   
То есть отношения человека и Бога строятся на купеческих принципах, в первую очередь на принципе справедливого воздаяния, то есть справедливого обмена.
Наиболее ярко эта идея воздаяния выражена в Ветхом Завете.
"Соблюдайте все заповеди Его...дабы вы... овладели землею...Берегитесь, чтобы ...не стали служить иным богам... тогда воспламенится гнев Господа на вас...положите сии слова Мои в сердце ваше...и учите им сыновей своих... и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Второзаконие, 11:8, 16-20).
Собственно, слово "Завет" и обозначает заключаемый сторонами договор, то есть важнейший элемент в практике сословия купцов.

Вернемся к Корану. Обратите внимание на порядок, в котором перечисляются "знамения людям разумным": "в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям..." (2:159). То есть по своему значению купеческий корабль с грузом следует сразу за сотворением неба и земли и созданием дня и ночи.
 Из Корана мы узнаем о первом даре Аллаха Сулейману: «И покорили мы Сулейману ветер, что мчится с востока месяц и возвращается месяц» (Сура 34:12). Мы полагаем, что речь тут идет об использовании муссоных ветров при торговле с Индией. Также дарованы были  Дауду (Давиду) и Сулейману (Соломону) металлургические умения.  «Послали мы нашу милость Дауду… И мы дали ему силу, железо размягчающую. «Делай кольчуги, по земле влачащиеся, и делай соразмерными кольца их плетения, творите ты и род твой дела добрые» (Сура 34:10-11). А Сулейману - "послали мы ему источник расплавленной меди . И джины ... делали ему все...помосты и изваяния, и сосуды...и огромные котлы... » (Сура 34:12, 13).
"И даровали мы Дауду и Сулейману знание" (27:15).

Итак, мы видим в Коране представителей сословия, обладающего знанием, в том числе металлургическим, перемещающегося на кораблях с грузом и исповедующего купеческую этику справедливого воздаяния.

Это говорит о том, что первоначальная религия единобожия, отразившаяся в Коране и Торе, была создана именно сословием купцов-евреев.


9. Обрезание - документ с высокотехнологичной защитой

Именно для евреев и мусульман, в первую очередь, характерен обряд обрезания крайней плоти. Существует следующее объяснение его смысла:  "иудаистский и мусульманский обычай обрезания мальчиков  ... -  знак принятия в религиозную общину. Не раз делались попытки объяснить происхождение этого обычая разумными соображениями: будто бы отрезание "крайней плоти" выполняет какую-то гигиеническую роль, и прочий вздор. Действительное понимание генезиса ритуала обрезания возможно, только если принять во внимание распространение этого ритуала у других народов, более отсталых. У них до сих пор обрезание, совершаемое, однако, не над новорожденными и не над семилетними мальчиками, а над подростками, вступающими в зрелый возраст, выполняет очевидную и вполне реальную роль, хотя и в излишне жестокой форме: сделать временно физически невозможным нарушение полового запрета, налагаемого на не достигших зрелости" (Токарев С.А. 'Религия в истории народов мира' - Москва: Политиздат, 1964,Заключение).  Мы же предложим другую гипотезу. Собственно, сам Токарев говорит, что обрезание - это знак принятия в религиозную общину. Вернее, в сословие купцов-меркурианцев, выделяющихся обладанием "высоких технологий", уточним мы.   
"Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами...: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола... и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным"(Быт. 17:10-13) - говорит Господь Аврааму, устанавливая особый статус евреев по отношению к Нему. Обрезание и было особой меткой, свидетельствующей о принадлежности к классу - носителю высоких технологий. Это был своего рода документ, подтверждающий такую принадлежность.  Почему? С одной стороны, утрата крайней плоти  не причиняла вреда организму. Но, с другой, сама операция была делом далеко не безопасным, требующим знаний, соответствующих инструментов и дезинфекции.  Только обладатели всех трех компонентов могли рассчитывать на ее благоприятный исход. А вот попытка выполнить операцию где-то вне круга квалифицированных меркурианцев угрожала смертельным исходом в результате инфицирования раны либо в результате не остановленного кровотечения. Даже в наше время инфицирование раны считается распространенным осложнением при обрезании. Лечение проводят антибиотиками.

Вот  описание обрезания, которое было выполнено, когда евреи во главе с Иисусом Навином достигли Земли Обетованной: "В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых...Когда весь народ был обрезан, оставался он на своем месте в стане, доколе не выздоровел" (Навин, 5:2,3,8).
Здесь прямо говорится, что нож должен быть острым и его надо специально сделать. Мы сомневаемся, что обрезание  можно аккуратно выполнить каменным ножом, хотя бы потому, что такой нож, как правило, имеет зазубренную поверхность. Нет, нужен нож из хорошего железа, допускающего тонкую заточку. Железоделание и было изначально, пожалуй, главным ноу-хау евреев-меркурианцев.
О сложности операции обрезания свидетельствует и упоминание об "амбулаторном периоде", необходимом после обрезания. Явно требовался квалифицированный уход.

               
       
10. Евреи как римский плебс

В завершение разговора о евреях-меркурианцах   скажем, что, на наш взгляд, тема гетто и Исхода евреев отразилась в известной истории о древнеримских патрициях и плебеях.  Эта история называется "сецессия или уход  плебеев на Священную гору". (Конечно, Исход на латыни будет  Exodus, но все же, все же...) 

Обратимся к диалогу «О государстве» Марка Туллия Цицерона (в скобках заметим, что в диалоге нет никаких датировок и мы склонны считать, что он появился в эпоху книгопечатания, как и все остальные «древнеримские» сочинения –  на эту тему см. 3.2.2 http://www.proza.ru/2013/02/21/1832 ).   Итак: «в те времена, когда среди граждан начались волнения из-за долгов, плебс занял сначала Священную гору, а затем Авентинский холм» (кн.2, XXXIII, 58) Причина конфликта та же, что и в случае изгнания евреев из Испании – долговое бремя (правда, здесь в долгах оказываются плебеи). Как и в случае Исхода, плебеи уходят на Священную гору, «путем мятежа избрав двух плебейских трибунов». Напомним, что и  евреев во время Исхода вели два предводителя – Моисей и Аарон. Далее происходит разрешение конфликта :  «задачей плебейских трибунов было сдерживать консульский империй» (там же)   - то есть плебеи, как и евреи в гетто получают самоуправление. 

(По поводу "плебейских трибунов" заметим, что в латинской Библии для обозначения колен Израилевых используется именно слово "triba").

Затем «были избраны децемвиры, облеченные величайшей властью … они составили десять таблиц законов, проявив при этом необычайную справедливость и проницательность» (кн.2, XXXVI, 61).   Согласно традиции  текст законов был вырезан на бронзовых досках, которые были выставлены на форуме. 
Надеюсь, читатель  еще не забыл о десяти скрижалях Моисея.  Однако  добавленные впоследствии   еще «две таблицы несправедливых законов, бесчеловечным законом воспретили браки между плебеями и “отцами”» , то есть патрициями  (кн.2, XXXVII, 62).

Мы видим здесь весь конспект истории Исхода евреев из Испании  –  уход на Священную гору, создание десяти заповедей, получение евреями права на самоуправление, запрет браков между евреями и окружающим населением.

Что еще сообщает нам о плебеях история? Обратимся к труду французского историка 19 века Н.-Д. Фюстеля де Куланжа  «Гражданская община древнего мира», (Санкт-Петербург, 1906 г).
Следующие черты роднят римских плебеев с европейскими евреями.
«Местопребывание плебеев — это убежище (asylum), нечто вроде огороженного пространства на склоне Капитолийского холма, куда поместил первый римский царь пришедших к нему людей без роду и племени, тех людей, которым он не мог дозволить войти в его священный город» (кн.4, гл.2 Плебеи)  - этот asylum  сильно напоминает гетто. А Авентинский холм, куда, согласно Цицерону, удалились евреем после  Священной горы, известен тем, что на нем находилось древнее еврейское кладбище, то есть, вероятно, и первоначальное римское гетто.

«Для плебеев не существует священного брака, они не знают его обрядов. Не имея очага, они лишены и того союза, который устанавливается очагом»(там же) - на наш взгляд, первоначально евреи, так же как ганзейские купцы и рыцари Немецкого ордена, соблюдали безбрачие.
 
«Для плебеев не существует политических прав. Прежде всего они не граждане… Плебеи не входили даже в состав войска, пока оно распределялось по куриям» (там же) - вопрос получения европейскими евреями политических прав был весьма актуален как раз в 19 веке.

"Соприкосновение с плебеем нечисто, оскверняет", 
"Для них не существует и права собственности" на землю (там же) -  эти два тезиса  хорошо совпадают  с эдиктом 1555 года папы Павла IV:
«Ввиду того, что противно разуму и в высшей степени неприлично, что евреи, которые за свою вину осуждены Богом на вечное рабство, по причине христианского человеколюбия и терпимости живут среди нас и при этом выказывают христианам такую неблагодарность, что оскорбляют их милосердие; и вместо подчинения претендуют на господство: и поскольку как нам стало известно, в Риме и в других городах, находящихся во владении святой римской церкви, их наглость дошла до того, что они осмеливаются жить не только среди христиан, но и вблизи церквей, и при этом не носят никакой отличительной одежды, и более того, арендуют дома на главных улицах и площадях, приобретают недвижимость, нанимают служанок, нянь и прочих слуг – христиан и совершают другие многочисленные проступки, позоря христиан и проявляя к ним презрение, мы вынуждены принять следующие меры». Дальше следуют 14 предписаний: жить евреям следует на одной, единственной улице, запертой воротами, если обитателям места не хватает можно добавить ещё закрытые улицы,  в этом закрытом пространстве может быть построена лишь одна синагога; всю недвижимость необходимо продать христианам, мужчинам надо носить особую шапку, а женщинам – шаль; не должно быть никакого общения с христианами, в частности запрещается иметь слуг – христиан, христиане не должны выражать евреям знаков уважения; евреям нельзя работать в христианские праздники; торговать можно только старьём и только внутри гетто, и там же разрешено ссужать деньги (Н.Елина, История евреев Италии, сайт Маханаим).

Еще раз процитируем фразу де Куланжа: «пришедших к нему людей без роду и племени». Итак,  плебеи -  люди пришлые и не принадлежат к местному племени патрициев, то есть коренных жителей патрии или родины.  Вспомним меркурианцев и аполлонийцев  Ю. Слезкина. 

 

11. Евреи и женщины

Каким же образом евреи из социального слоя превратились в этнические группы, в которых далеко уже не все их члены были теми самыми предпринимателями-меркурианцами?

  Cобственно, мы уже начали об этом говорить. За изгнанием евреев  из Испании и Португалии   и последующими кровавыми событиями, которые мы  сопоставим (если не отождествим)  с Реформацией и о которых поговорим в следующих главах, наступило так называемое вековое противостояние между Оттоманской (Османской) и Священной Римской империями, в которое была вовлечена вся Европа.  В этой ситуации европейские евреи находились под подозрением и дискриминировались:  помимо всего прочего еще (а может и главным образом ) потому, что перебравшиеся в Оттоманскую империю евреи не только стали ее торговыми агентами, а также на основе своих знаний и навыков осуществляли развитие ее промышленности, в том числе военной, но и, по существу,  вошли в  имперский правящий класс.
Напомним слова современника: «Среди евреев есть замечательные специалисты и рабочие по всем видам искусств и мануфактур, особенно марраны, незадолго до того изгнанные из Испании и Португалии. К большому огорчению и ущербу для христианского мира они обучили турков многим изобретениям, техническим приспособлениям и военным машинам, например, артиллерии, аркебузам, артиллерийскому пороху, пушечным ядрам и другому оружию» (Поляков Лев, История Антисемитизма. Эпоха Веры., М., «Gesharim», 1997, гл. Дисперсия марранов).

Поэтому европейские правители  крайне опасались, что «их» евреи могут войти в сговор с евреями Османской империи и выступить на ее стороне.

Из-за той же роли «своих» европейских  евреев, как торговых агентов и носителей знаний и технологий, европейские правители  не могли без них обойтись, но поставили евреев  под жесткий контроль, постепенно  заперев  их в гетто.

Мы уже не раз говорили, что евреи-меркурианцы, по нашему мнению, соблюдали безбрачие.  Это вовсе не означает половое воздержание, а, скорее всего то, что женщины не допускались в их гетто (так же, как это было, скажем, на ганзейском дворе в Брюгге).

Следы этого, на наш взгляд, сохранились в книге Исход. Постоянно используемый там термин - «сыны Израилевы». Женщины упоминаются только вместе с сестрой Моисея и Аарона Мириам – «с тимпанами  и ликованием» по случаю гибели фараонова войска.
Добавим, что Коран содержит всего одно женское имя - той же  сестры Моисея и матари Исы Марйам.

 Затем во время пребывания евреев у горы Синай появляется жена Моисея Сепфора. Но как? «И пришел Иофор, тесть Моисея, с сыновями его и женой к Моисею в пустыню, где он расположился станом у горы Божией»(Исход, 18,5).   Это означает, что во время исхода из Египта и последующих событий  жены и детей рядом с Моисеем не было. Если бы жены и дети шли вместе с другими сынами Израиля, то крайне подозрительно выглядел бы вождь, который в решительные  момент отправил свое семейство к тестю в безопасное место. ( Ведь в начале событий Исхода жена и сыновья Моисея находились с ним в Египтте: «И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую»(Исход, 4, 20). Значит, в походе не были обременены женщинами и детьми и остальные  сыны Израилевы.

А вот когда сыны Израилевы два года стояли в Синайской пустыне, вокруг них неминуемо появились женщины. Поэтому Моисей перед вторым подъемом на гору Синай наказывает «не прикасайтесь к женам» (Исход, 19, 15). Напомним, что слово «жена»  означает не только законную супругу, но и просто женщину. Эти же женщины приносили пряжу для устроения скинии (Исход, 35, 25,26). Как только сыны Израилевы двинулись в поход на Иерихон, упоминания о женщинах  снова исчезают. Но вот  остановка. Тут же появляются женщины: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава» (Числа, 25,1). А как  же законные жены – боевые подруги сынов Израиля, ежели таковые существовали,   взирали на это зрелище? Мы думаем, что они не существовали, поэтому в блудодействе участвует поголовно весь народ.   ( В скобках заметим, что тут евреев подстерегла напасть в виде какой-то эпидемии, возможно, венерических заболеваний. Напомним, мы считаем, что события Исхода и завоевание земли обетованной происходят после 1492 года, поэтому, если, как считается,  венерические заболевания были завезены в Европу  из Нового Света, то это вполне вписывается в нашу хронологию: «И вот некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку (то есть нарушил запрет приводить женщин в гетто)… Финеес, сын Елеазара, сына Аарона …вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их…и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи» (Числа,  25, 6-9).   

О тесной связи торговцев-меркурианцев и проституции писал И.Блох в книге "История проституции": "Долгое время Византия была единственным государством с настоиящими большими городами (Константинополь, Фессалоники, Антиохия)... Многочисленные колонии иностранцев доставляли значительную клиентуру проституции. Издавна, например, предместье (Константинополя) Галата было главным центром проституции,потому что там сконцентрировались все заграничные торговые сношения... На безнравственную жизнь латинских и немецких купцов жаловались в 1373 году в Боснии. Особенно оживленный и неприличный характер приняла греческая проституция на Крите, занятом венецианцами" (СПб, "АСТ-ПРЕСС", 1994, с.406).

Известно также явление так называемой храмовой проституции. Мы знаем, что храмы были факториями купцов-меркурианцев.  И именно их, а вовсе не всех желающих, обслуживали храмовые проститутки. Вот что, к примеру, пишет об индийских баядерках Словарь Брокгауза и Ефрона (баядерка - это португальское слово, однокоренное со словом "балет" и означающее танцовщицу. Индийское название таких женщин - девадази, то  есть божьи рабыни):"девадази должны воспевать во время торжественных процессий деяния и победы божества, которому посвящены, исполнять священные танцы, плести венки, которыми украшаются изображения богов, и исполнять различные служебные обязанности в храме. Девадази первого класса живут в стенах храма и не имеют права выходить из своих помещений без согласия старшего жреца. Они могут оставаться девственницами всю свою жизнь, но им разрешается избирать любовника как в храме, так и за его пределами, под условием принадлежности его к высшим сословиям. Связь с человеком низшего происхождения строго наказывается" (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907, "Баядерки").    

Итак,  при начальном  доминировании евреев-меркурианцев в странах своего пребывания  проблем с женщинами у них не возникало. Иное дело, когда евреи были изолированы в гетто и сексуальные связи с местными женщинами были им запрещены.
В этих условиях приходилось вводить женщин внутрь гетто. Вероятно, с этим связаны и постоянные упоминания о царящей в гетто невероятной тесноте. Это неудивительно, если изначально гетто строились как места обитания мужчин-купцов, а затем на ту же площадь приходилось селить и женщин с их детьми.  Эта замкнутая жизнь с браками внутри своего сообщества и привела к превращению евреев из  мужского сословия предпринимателей и купцов   в этнические группы, получившие название еврейского народа.
 
(В последнее время модным стало сопоставление общих элементов в строения ДНК для различных  этнических групп. Таким образом генетики пытаются выявить происходившие в прошлом брачные контакты между представителями этих групп.
В выполненном международным коллективом авторов подобном исследовании делается вывод, что предками современных евреев-ашкенази были, в основном, ... итальянцы и другие европейцы (  Marta D. Costa,Joana B. Pereira,Maria Pala and others. A substantial prehistoric European ancestry amongst Ashkenazi maternal lineages. Nature Communications 4,Article number:2543, 08 October 2013). Что вполне согласуется с нашими предположениями).
   

Каким же образом Испании и другим европейским странам  удалось поколебать доминирование евреев, изгнать их или поставить под свой контроль?
Об этом в следующей главе.