Черчилль. Тегеран

Игорь Гарри Бондаренко
Черчилль. Тегеран.
  В свое  время в  журнале «Контур»  я опубликовал  большой кусок воспоминаний Черчилля. Предлагаю «кусочек»этих воспоминаний.
  «Официальные заседания перемежались, пожалуй, еще более  важными для  судеб мира беседами между Рузвельтом,Сталиным и мной.
   В воскресенье  28-ого,вечером Рузвельт пригласил нас на обед. Нас было человек 10 или 11, включая  переводчиков и беседа  вскоре приняла общий и серьезный характер.
   В этот первый  вечер, когда мы прогуливались после  обеда по комнате. Я пригласил Сталина присесть на диван и предложил ему  поговорить о том,что должно произойти после того,как война будет выиграна. Он с удовольствием  согласился.
-Давайте прежде всего рассмотрим  самое и худшее, что может произойти,-сказал маршал.
  По его мнению Германия имеет все возможности восстановить свои силы после этой войны и через сравнительно непродолжительное время  начать новую. Он опасался возрождения германского национализма. После Версаля казалось, что мир обеспечен,однако  Германия оправилась довольно быстро. Поэтому мы должны создать сильный орган для того, чтобы помешать Германии начать новую войну. Когда я спросил: «Как скоро?» Он ответил: «Через 15-20 лет..»Я сказал, что надо обеспечить мир, по крайней  мере, на 50 лет. Если же речь идет о 15-20 годах,тогда выходит, что мы предали своих солдат.
   Сталин сказал, что мы должны рассмотреть меры ограничения производственной мощности Германии. Немцы очень способный народ, и они быстро восстановят  свои силы. Я ответил, что необходимы некоторые  виды  контроля. Я бы полностью запретил им иметь авиацию,как гражданскую, так и военную, а  также генеральный штаб.»Вы ,быть может, потребуете закрытия часовых заводов и мебельных фабрик?-спросил Сталин.-Немцы  выпускали игрушечные ружья, которые они использовали для обучения солдат».
  «Ничто не стоит на месте,-сказал я.-Мы теперь кое-чему научились.Наш долг обеспеить  мир на земле, по крайней мере,на 50 лет путем запрещения  военной  промышленности Германии.Все зависит от  того, смогут ли Великобритания, Соединенные Штаты и СССР сохранить тесную дружбу и контролировать Германию в своих общих интересах."
  «После первой  мировой войны,-сказал Сталин.-тоже существовал контроль,но он ни к  чему  не привел».
 «Тогда мы еще были неопытны,-ответил я.-Прошлая война не была в такой  мере национальной  войной, и Россия не  участвовала  мирной конференции. На сей раз будет иначе.»
  Я считал,что Пруссия должна быть изолирована от Германии, что Бавария, Австрия и Венгрия могли бы образовать широкую и не агрессивную конфедерацию.
«Все это хорошо,но недостаточно»,-заметил Сталин.
«Россия,продолжал я,-будет иметь свою армию, Великобритания и Соединенные Штаты свои морские флоты и авиацию. Кроме того, все эти три державы будут располагать и другими ресурсами. Все они будут сильно вооружены и не будут брать никаких обязательств  по разоружению. Мы явимся попечителями  всеобщего мира..Если наши усилия окажутся тщетными,то разразится хаос, который, возможно, продлится целое столетие. Речь идет не только о сохранении мира. Эти три державы должны  руководить будущем мира. Я не хочу навязывать  какую-либо систему другой нации, я требую свободы и права развиваться  каждой так, как они хотят,но мы, три державы должны оставаться дружественными державами.»